Программа воспитания «Я – гражданин России»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность основного общего образования)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4262
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Морская кадетская школа имени адмирала Котова П.Г.»
города Северодвинска Архангельской области
Программа воспитания «Я – гражданин России» Возраст учащихся: 11 — 17 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор:
Едемская Ирина Григорьевна,
учитель математики
г. Северодвинск 2012 1. Пояснительная записка
Настоящая программа является программой воспитания личности как гражданина. Она рассчитана на четыре года, предполагает участие учащихся 5«Б» — 9«Б» класса, реализуется на базе общеобразовательной школы в учебное и внеурочное время. Гражданское воспитание личности становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России, одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2006-2010 гг.” ориентирует на то, что гражданско-патриотическое воспитание способствует созданию стабильности благосостояния страны. Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения. Гражданское воспитание — это многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций в целях социализации личности. Программа направлена на:
1. духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников;
2. формирование творческой культуры личности;
3. формирование здорового образа жизни;
4. формирование экологической культуры;
5. формирование культуры семейных отношений;
6. формирование социально-необходимых знаний и навыков учащихся.
Главное в программе «Я гражданин России» — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Цель: развитие компетентностной личности, способной к самообразованию и самореализации, готовой к успешной социализации в обществе, формирование человека высокой нравственной культуры, человека — гражданина, человека — патриота, семьянина — родителя, специалиста – профессионала через общественно-значимую деятельность. Задачи: · способствовать развитию у школьников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины; · формировать у школьников гражданственность и любовь к Родине через изучение народного творчества, развитие национальных традиций, краеведения; · развивать интеллектуальный, художественно-эстетическийпотенциал личности; · развиватьу школьников осознанной потребности в здоровом образе жизни; · развиватьу учащихся навыков экологической культуры; · развивать отношения в системе «Школа — семья »;
· развиватьценностное отношение школьников к семье;
· развиватьумения самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
· личность с высоким уровнем самосознания, самодисциплины, деятельность которой направлена на самосовершенствование;
· Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием;
· Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей;
· Личность, понимающая ценности человеческой жизни;
· Личность, осознающая ответственность за судьбу страны;
· Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому;
· Личность, способная к самореализации в пространстве российского государства;
· Физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.
Диагностика: через мониторинг эффективности воспитательной деятельности
2. Содержание воспитания
Тематика блока | Механизмы реализации |
1. Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников |
1. Работы по программе «Азбука нравственности»(5-6 класс); 2. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях патриотической песни и театрального искусства, спортивных игр и соревнований; 3. Участие в городских социально-педагогических программах, ввоенно-спортивных играх; 4. Участие в общешкольных играх «Патриот» (6-8 кл), «Служу России» (9-11 кл.), смотра строя и песни (6-8 кл.); 5. Использование государственных символов России при проведении торжественных мероприятий; 6. Проведение «Урока гражданина России»; 7. Ежегодное участие в «Правовой декаде»; 8. Встречи с ветеранами; 9. Посещение воинских частей; 10. Проведение «уроков мужества» с участием ветеранов армии и флота; 11. Мероприятия, посвященные памятным датам, связанным с историей и культурой русского Севера; 12. Мероприятия, посвященные Дням Воинской Славы; 13. Участие в проведении «Недели памяти», посвященной Дню Победы; 14. Участие в выставках детского и юношеского декоративно-прикладного творчества; 15. Участие проведении общешкольного праздника «За честь школы»; 16. Классные часы; 17. Беседы. |
2. Формирование творческой культуры личности |
1. Участие в предметных неделях; 2. Участие в школьных конкурсах «Ученик года», «Самый успешный класс» и т.д.; 3. Классные часы «Учись учиться», «НОТ в школе» и т.д.; 4. Участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах рефератов; 5. Участие в школьных праздниках «День Знаний», «День учителя», «Последний звонок»; 6. Подготовка и проведение коллективно-творческих дел, праздников, фестивалей; 7. Участие в «Недели творчества»; 8. Классные часы; 9. Беседы. |
3. Формирование здорового образа |
1. Классные часы «Здоровым быть модно»; 2. Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями; 3. Приобщение учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции. 4. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания; 5. Коллективные школьные и классные мероприятия (день Здоровья, день борьбы с табакокурением, классные часы: правильное питание, здоровый образ жизни и т.д.); 6. Проведения родительских собраний (информирование о факторах, влияющих на употребление ПАВ; по вопросам формирования зависимости, возрастных особенностей детей и подростков и процессов их социализации с учетом индивидуальных особенностей); 7. Участие в «Неделе спорта»; 8. Тестирование; 9. Анкетирование (психолог школы); 10. Наблюдения, беседы; 11. Организация свободного времени, отдыха в каникулы; 12. Экскурсии. |
4. Формирование экологической культуры |
1. Участие в конкурсах экологических проектов школьников, работ по экологической проблематике региона; 2. Участие в выставках творческих работ; 3. Участие в акции, направленной на благоустройство школьной территории («Мой дом – моя школа»); 4. Участие в акции «Бумажному листу -вторую жизнь» 5. Общественно-полезная природоохранная деятельность учащихся (патрули, экологические тропы, озеленение и благоустройство территорий, экологические десанты); 6. Участие в выставке «До свидания, лето!»; 7. Участие в акции «Береги воду» к Всемирному дню воды; 8. Участие в акции к Международному дню птиц, к Дню экологических знаний, к Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах; 9. Классные часы; 10. Беседы. |
5. Формирование культуры семейных отношений | 1. Создание социального паспорта класса; 2. Проведение мероприятий с родителями, организация совместного досуга родителей и учащихся (праздники семьи, экскурсии, походы, соревнования, трудовые акции и др.); 3. Участие в городской социально-педагогической программе «Моя семья»; 4. Участие в городской социально-педагогической программе «Дом, семья, я» (9 класс); 5. Клуб выходного дня; 6. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении алкоголизма и других негативных проявлений у учащихся; 7. Проведение открытых мероприятий для родителей; 8. Проведение классных часов, эвристических бесед о традициях северной семьи и семейного воспитания; 9. Участие в проведении общешкольного праздника «День семьи»; 10. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих различные ситуации, возникающие в семейной жизни, требующие от учащихся проявления инициативы и ответственности; 11. Работа по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им помощи в обучении и воспитании детей, индивидуальная работа с детьми из данных семей; 12. Проведение диагностики «Изучение удовлетворённости родителей работой школы»; 13. Проведение под руководством школьного психолога (социального педагога) групповых тренингов (семейно-ролевое взаимодействие, тренинг «эффективных» родителей). |
6.Формирование социально-необходимых знаний и навыков |
1. Психолого-педагогическая диагностика учащихся; 2. Участие детей в управлении школой и классом (развитие самоуправления); 3. Использование методики и педагогики сотрудничества в организациижизнедеятельности классного коллектива; 4. Использование технологии КТД; 5. Проведение классных часов, групповых тренингов под руководством классного руководителя (психолога, социального работника) по обсуждению и путям решения наиболее типичных проблем подростков и общества; 6. Проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, ситуации выбора. |
Кадровое обеспечение программы: предполагается совместная работа с психологом, социальным педагогом, заместителем по воспитательной работе.
3. Литература
1.Цветкова И.В.Как создать программу воспитательной работы: методическое пособие. [Текст] / И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
2. Швецова Л.В. Воспитательные программы современной школы. [Текст] / Л.В. Швецова. — М.: Чистые пруды, 2006
3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника[Текст] / Н.Е. Щуркова // Классный руководитель. – 1997, №1. – с.3-20
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
"Морская
кадетская школа имени адмирала Котова
П.Г."
города Северодвинска
Архангельской области
Программа воспитания
«Я – гражданин России»
Возраст учащихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор:
Едемская Ирина
Григорьевна,
учитель математики
г. Северодвинск
2012
1. Пояснительная записка
Настоящая программа является программой воспитания личности как гражданина. Она рассчитана на четыре года, предполагает участие учащихся 5«Б» - 9«Б» класса, реализуется на базе общеобразовательной школы в учебное и внеурочное время.
Гражданское воспитание личности становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России, одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2006-2010 гг.” ориентирует на то, что гражданско-патриотическое воспитание способствует созданию стабильности благосостояния страны.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения.
Гражданское воспитание — это многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций в целях социализации личности.
Программа направлена на:
-
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников;
-
формирование творческой культуры личности;
-
формирование здорового образа жизни;
-
формирование экологической культуры;
-
формирование культуры семейных отношений;
-
формирование социально-необходимых знаний и навыков учащихся.
Главное в программе «Я гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Цель: развитие компетентностной личности, способной к самообразованию и самореализации, готовой к успешной социализации в обществе, формирование человека высокой нравственной культуры, человека - гражданина, человека - патриота, семьянина - родителя, специалиста – профессионала через общественно-значимую деятельность.
Задачи:
-
способствовать развитию у школьников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
-
формировать у школьников гражданственность и любовь к Родине через изучение народного творчества, развитие национальных традиций, краеведения;
-
развивать интеллектуальный, художественно-эстетический потенциал личности;
-
развивать у школьников осознанной потребности в здоровом образе жизни;
-
развивать у учащихся навыков экологической культуры;
-
развивать отношения в системе "Школа - семья ";
-
развивать ценностное отношение школьников к семье;
-
развивать умения самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
-
личность с высоким уровнем самосознания, самодисциплины, деятельность которой направлена на самосовершенствование;
-
Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием;
-
Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей;
-
Личность, понимающая ценности человеческой жизни;
-
Личность, осознающая ответственность за судьбу страны;
-
Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому;
-
Личность, способная к самореализации в пространстве российского государства;
-
Физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.
Диагностика: через мониторинг эффективности воспитательной деятельности
2. Содержание воспитания
Тематика блока |
Механизмы реализации |
|
|
2. Формирование творческой культуры личности |
|
3. Формирование здорового образа |
|
4. Формирование экологической культуры |
|
5. Формирование культуры семейных отношений |
|
6.Формирование социально-необходимых знаний и навыков |
|
3. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы: предполагается совместная работа с психологом, социальным педагогом, заместителем по воспитательной работе.
3. Литература
1.Цветкова И.В.Как создать программу воспитательной работы: методическое пособие. [Текст] / И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
2. Швецова Л.В. Воспитательные программы современной школы. [Текст] / Л.В. Швецова. - М.: Чистые пруды, 2006
3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника[Текст] / Н.Е. Щуркова // Классный руководитель. – 1997, №1. – с.3-20
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей