Семья и семейные ценности
Светлана Коробко
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность основного общего образования)
просмотров: 9029 комментариев: 1
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность основного общего образования)
просмотров: 9029 комментариев: 1
Краткое описание
Цель:
Формирование представления о семейных ценностях.
Формирование представления о семейных ценностях.
Описание
Конспект занятия «Семья и семейные ценности» (Предметная область – Литература, Психология)
Задачи: — формировать систему семейных ценностей, личную ответственность за благополучие в семье; — развивать умение ставить цель, выявлять проблему; -способствовать формированию понятий: семья, заповеди, ценности, традиции; знакомство с семейными заповедями; развивать способность к проблемному мышлению; — развивать умение слушать и слышать других участников полилога, работать в группе. Коли семья вместе, то и душа на месте (Русская пословица) Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и Родиной У. Н. Фосколо (итальянский писатель) 1. Вступление (Слайд -1) Учитель: В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь детей должно быть в каждой семье. Ведь издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. (Слайд -2) И в литературных произведениях можно найти немало примеров семьи, семейных ценностей. Одним из таких произведений является «Капитанская дочка А. С. Пушкина. Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся) Уточнение учителя: проанализировать семейные ценности на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка, а также осознать собственные семейные ценности. 2. Упражнение «Ассоциация» (Слайд -3) Психолог:У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? • Если семья — это постройка, то какая… • Если семья — это цвет, то какой… • Если семья — это музыка, то какая … • Если семья — это геометрическая фигура, то какая… • Если семья — это название фильма, то какого… • Если семья — это настроение, то какое… По ходу ассоциаций – их обсуждение. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы уч-ся) 3. Формирование понятия(Слайд -4) Учитель: Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. 4. Беседа по произведению. Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье. Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство. (Фрагмент из фильма «Капитанская дочка») Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. 5. Знакомство с заповедями (было домашнее задание) (Слайд -5) Психолог: А теперь мы предлагаем вам обсудить составленные вами семейные заповеди, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы и которые обеспечат, по вашему мнению, СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ. (записываем заповеди, предлагаемые учащимися) Какие заповеди оказались общими? Вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи: (Слайд -6) • Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе. • Решай вместе с человеком, а не вместо человека. • Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера. • Будь другом друзей супруга. • Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай. • Спеши сделать доброе дело и не жди награды. • Не верит тот, кто сам обманывает. • Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене. • Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга. • Смейся вместе, а не над… • Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах. • Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе. • Не давай советов, если тебя не просят. • Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт. • Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья. 6. Работа с текстом произведения. Учитель: И если обратиться к героям нашего произведения, то именно любовь и взаимопонимание царит в их семье. Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное — неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. Поработайте в группах и запишите в тетрадях, какой УКЛАД ЖИЗНИ был в семье Мироновых. (Работа в группах, обсуждение) Казалось бы, странное сочетание мы видим в Иване Кузьмиче: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. (Слушаем отрывок из аудиокниги) Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. А что же нужно для счастливой семейной жизни? 7. Упражнение «Словарь здоровых партнерских отношений» (Слайд -7) Психолог называет понятие, а уч-ся объясняют его применительно к семейной жизни: • Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.) • Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга) • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое) • Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть) • Компромисс. (Умение уступать друг другу) • Любовь. (Нежная забота друг о друге) • Верность. (Преданность друг другу) • Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу) • Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье) • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности) • Нежность. (Чуткое отношение друг к другу) • Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом) • Семейные традиции и реликвии. 8. Итог урока Учитель: Итак, мы с вами посмотрели, какие семейные ценности были в семьях Гринёвых и Мироновых.Эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» с полным правом можно отнести к каждому из семьи Мироновых и Гриневых. Почему ТАК называется произведение? И вполне естественно, что в семье Гринёвых вырос такой сын, для которого долг и честь стали превыше всего, и только такая дочь могла быть в семье Мироновых – поначалу очень робкая, а впоследствии способная за любимого человека на большие поступки! А что главное в ваших семьях? (Слайд -8) Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение «В чём я вижу секреты семейного счастья» (Слайд -9) Психолог: Сегодня вы вспомнили героев Пушкина с их укладом семейной жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам. ПРИТЧА В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо. Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила. – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: – Ну что ты так долго? Посмотрел? – Да! – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Задачи: — формировать систему семейных ценностей, личную ответственность за благополучие в семье; — развивать умение ставить цель, выявлять проблему; -способствовать формированию понятий: семья, заповеди, ценности, традиции; знакомство с семейными заповедями; развивать способность к проблемному мышлению; — развивать умение слушать и слышать других участников полилога, работать в группе. Коли семья вместе, то и душа на месте (Русская пословица) Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и Родиной У. Н. Фосколо (итальянский писатель) 1. Вступление (Слайд -1) Учитель: В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь детей должно быть в каждой семье. Ведь издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. (Слайд -2) И в литературных произведениях можно найти немало примеров семьи, семейных ценностей. Одним из таких произведений является «Капитанская дочка А. С. Пушкина. Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся) Уточнение учителя: проанализировать семейные ценности на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка, а также осознать собственные семейные ценности. 2. Упражнение «Ассоциация» (Слайд -3) Психолог:У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? • Если семья — это постройка, то какая… • Если семья — это цвет, то какой… • Если семья — это музыка, то какая … • Если семья — это геометрическая фигура, то какая… • Если семья — это название фильма, то какого… • Если семья — это настроение, то какое… По ходу ассоциаций – их обсуждение. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы уч-ся) 3. Формирование понятия(Слайд -4) Учитель: Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. 4. Беседа по произведению. Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье. Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство. (Фрагмент из фильма «Капитанская дочка») Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. 5. Знакомство с заповедями (было домашнее задание) (Слайд -5) Психолог: А теперь мы предлагаем вам обсудить составленные вами семейные заповеди, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы и которые обеспечат, по вашему мнению, СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ. (записываем заповеди, предлагаемые учащимися) Какие заповеди оказались общими? Вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи: (Слайд -6) • Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе. • Решай вместе с человеком, а не вместо человека. • Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера. • Будь другом друзей супруга. • Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай. • Спеши сделать доброе дело и не жди награды. • Не верит тот, кто сам обманывает. • Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене. • Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга. • Смейся вместе, а не над… • Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах. • Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе. • Не давай советов, если тебя не просят. • Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт. • Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья. 6. Работа с текстом произведения. Учитель: И если обратиться к героям нашего произведения, то именно любовь и взаимопонимание царит в их семье. Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное — неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. Поработайте в группах и запишите в тетрадях, какой УКЛАД ЖИЗНИ был в семье Мироновых. (Работа в группах, обсуждение) Казалось бы, странное сочетание мы видим в Иване Кузьмиче: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. (Слушаем отрывок из аудиокниги) Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. А что же нужно для счастливой семейной жизни? 7. Упражнение «Словарь здоровых партнерских отношений» (Слайд -7) Психолог называет понятие, а уч-ся объясняют его применительно к семейной жизни: • Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.) • Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга) • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое) • Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть) • Компромисс. (Умение уступать друг другу) • Любовь. (Нежная забота друг о друге) • Верность. (Преданность друг другу) • Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу) • Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье) • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности) • Нежность. (Чуткое отношение друг к другу) • Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом) • Семейные традиции и реликвии. 8. Итог урока Учитель: Итак, мы с вами посмотрели, какие семейные ценности были в семьях Гринёвых и Мироновых.Эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» с полным правом можно отнести к каждому из семьи Мироновых и Гриневых. Почему ТАК называется произведение? И вполне естественно, что в семье Гринёвых вырос такой сын, для которого долг и честь стали превыше всего, и только такая дочь могла быть в семье Мироновых – поначалу очень робкая, а впоследствии способная за любимого человека на большие поступки! А что главное в ваших семьях? (Слайд -8) Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение «В чём я вижу секреты семейного счастья» (Слайд -9) Психолог: Сегодня вы вспомнили героев Пушкина с их укладом семейной жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам. ПРИТЧА В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо. Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила. – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: – Ну что ты так долго? Посмотрел? – Да! – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Литература
9 класс
15 января 2013
Файлы
Подробный конспект.docx
Скачать
Подробный конспект занятия
Подробный конспект.rar
Скачать
СЕМЬЯ и СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ.rar
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Даже не верится, что недавно всю подушку проплакала оттого, что не могла понравится одному парню. Его окружали толпы красивых девушек, а на меня он даже не смотрел. В отчаянии зашла в Интернет, и на глаза попался сайт : . Зайдя на него, обратилась Фатиме Евглевской , просто рассказала ей о своей безответной любви. Ни на что не рассчитывая, согласилась, чтобы Фатима сделала магический приворот. Через две недели был результат и с ейчас я готовлюсь благополучно к свадьбе, и у меня самая счастливая и взаимная любовь! Спасибо Фатиме Евглевской за качественно проведенную работу .