Консультация логопеда
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: голосов:1просмотров: 3073 комментариев: 2
Консультация логопеда.
Игры со звуками и буквами.
«Мама, почитай! Папа, почитай!Почитай, поиграй,бабушка!»- упрашивает малыш родных. А почему он не читает сам.
Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно.Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом- заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи- это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.
Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное- делать это, играя.
Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете.Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук а?». Подбирайте слова вместе с ребенком.
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч»- «чемодан»- «нос»- «санки»- «игла» и т. д.
А как любят дети играть со Звукоедиком!
Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т. д.» В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: сто(л), сту(л), тарелк(а). Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, в цирк. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях
фруктов: (г)руша, (а)брикос, (я)блоко, слив(а). Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть ребенок зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т , удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думала, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домике всех своих знакомых, животных «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечных машины на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?» Ребенок угадывает: «Сыр».
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например: покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы- «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще — знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них буквы из разрезной азбуки с изображенными на них буквами.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться соединять согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию.
Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперед и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы и произнесем стоящую впереди согласную - твердо или мягко. Ребенок не умеет забегать глазами вперед - он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что за ней - «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтет одинаково.
Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили малыша читать слоги- можно учить читать односложные слова: «мак», «лак», «сын».После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли он смысл слова.
Учитель — логопед О.Е.Нагорная
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»