Программа внеурочной деятельности "Здоровый школьник, здоровое общество"
|
|
Программа внеурочной деятельности
Автор: Маргарита Ивановна Татомир,
учитель начальных классов,
МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школы №2»
Черлак 2012
Содержание
-
Информационная карта программы ___________
-
Пояснительная записка_________________________
-
Концепция программы_________________________
-
Условия и механизмы реализации программы____
-
Кадровое обеспечение _________________________
-
Механизм определения результативности ________
-
Психолого-педагогическое сопровождение детей __
-
Место реализации программы __________________
-
Этапы реализации_____________________________
-
Планируемые результаты ______________________
-
Предполагаемые результаты педагогической деятельности
-
Библиографический список ______________________
-
Приложение ___________________________________
Информационная карта программы
Паспорт программы |
|
Полное название программы |
«Здоровый школьник. Здоровое общество» |
Основания для разработки программы |
- Конвенция ООН о правах ребенка; - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании»; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; - 5-ть основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»; - Программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. |
Цель программы |
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный безопасный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание и творческое развитие. |
Задачи программы |
- создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы, направленной на привитие навыков здорового образа жизни; - создание условий для формирования у каждого воспитанника гражданской позиции; - способствовать привитию правил безопасного поведения и ответственности за свои поступки. |
Участники программы |
- школьная социально-психологическая служба, - повар и помощники повара; -медицинский работник; - руководитель физической культуры; - музыкальный руководитель; - руководители кружков; -обслуживающий персонал; - школьный библиотекарь. |
Краткое содержание программы |
МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» имеет большой опыт организации социально-значимой деятельности учащихся и в настоящее время использование проектной и исследовательской деятельности является системообразующим элементом воспитательной системы школы. Одним из направлений решения воспитательных задач является продолжение работы во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников. Формой реализации данной программы мы выбрали сюжетно-ролевую игру – путешествие «Школьный калейдоскоп», которая позволит нам раскрыть задуманную идею. 1 четверть - в калейдоскопе обозначают оттенки жёлтого цвета. 2 четверть – оттенки синего цвета, 3 четверть – оттенки красного цвета, 4 четверть – оттенки зелёного цвета. Ребята в течение четверти, через участие в различных спортивных мероприятиях должны собрать определённую фигурку символизирующую здоровый образ жизни. Затем оформить стенгазету, выпустить буклет, сделать заметку в школьную газету и оставить информацию на школьном сайте и др.. |
Основные направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников
|
|
Перечень основных мероприятий программы |
|
Сроки реализации программы |
Начальная школа (1-4 классы) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- 1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей. 2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве. 3.Укрепление здоровья младших школьников. 4. Развитие творческой активности каждого ребенка. 5. Повышение уровня духовно-нравственных качеств. 6. Укрепление связи с социальными партнёрами. |
Система организации контроля над исполнением программы |
Директор ОУ. |
«Забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы». В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе. Поэтому тема здоровья человека, здоровья подрастающего поколения — достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья сегодняшних школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье младшего школьника ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школы в условиях реализации требований новых Стандартов второго поколения поэтому и возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.. Известно, что для выполнения любой профессиональной деятельности человек должен быть здоров, будь он врачом, ученым или механизатором, слесарем и т.д. а здоровье - это состояние полного физического, психологического или социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта. Здоровье выгодно биологически - организм сохраняет более эффективно и долговременно свою природу. Здоровье выгодно экономически – здоровые люди сохраняет трудовые ресурсы, здоровье детей определяет экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, взрослый человек отличается цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией. Говоря о положительных эмоциях также известно, что в педагогике поощрение считается более эффективным воздействием на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье (и наоборот).
Поэтому организация жизнедеятельности всех участников образовательного процесса строится с учетом создания безопасных и комфортных условий для каждого и на каждом рабочем месте, здоровьесберегающих технологий.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности.
В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении к своему здоровью.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы внеурочной деятельности «Здоровый школьник. Здоровое общество ».
Разработка данной программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников была вызвана:
– повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и посёлка;
– необходимостью использования творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:
- социально-псилогогическое направление «Я помогу тебе, ты помоги мне»
- спорт, здоровье и отдых «Если хочешь быть здоров»;
- приобретение навыков ОБЖ при ЧС в случае пожара, на дороге «Школа безопасности»;
- организация социального партнёрства образовательного учреждения и семьи «Ученик и его семья»;
Программа реализуется в течение 4-х лет, т.е. 1-4 класс, содержание
её раскрывается подпрограммами по основным видам деятельности.
Основные направления деятельности классного коллектива:
«Муравей»
(трудовое)
«Ученик
и его семья» (Взаимодействие с семьёй
ученика)
«Секреты
моего мира» (работа с проблемными)
«Если
хочешь быть здоров…» (спорт, здоровье)
«Школа
безопасности» (ЮИДД, ЮДП)
Здоровый
школьник. Здоровое общество
«Посмотри
вокруг себя» (нравственное)
«Зелёные
фуражки» (патриотическое)
«Друзья
природы» (экологическое)
«Весельчаки»
(культурно-досуговое)
«Вожатый»
(Взаимодействие
с ДО «Алые
паруса», д.с.№9)
«Я
помогу тебе, ты помоги мне»
(Школьная
социально-психологическая служба) (спорт,
здоровье
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- 5-ти основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения.
Концепция программы
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, владеющего навыками безопасного поведения при ЧС; формирования социально-активной личности; развития индивидуальных творческих способностей.
Однако анализ здоровья обучающихся свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные заболевания. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство обучающихся живут в неполных семьях, у некоторых детей родители – опекуны. В большинстве неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По результатам анкетирования 64 % родителей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все родители считают, что здоровье основная составляющая в жизни ребёнка.
Очень часто можно видеть детей младшего школьного возраста на улицах без присмотра родителей. Иногда это приводит к безпризорничеству и нарушениям правил дорожного движения.
Так как школа является центральным социальным институтом образования, то, стало быть, школа и есть главный виновник горьких плодов воспитания. Оказавшись в экстремальной ситуации, дети чаще всего не владеют навыками безопасного поведения.
Отсюда вытекает вывод: максимально задействовать, привлечь, отвлечь от пагубного влияния младшего школьника. Поэтому помощь социальных партнёров: МЧС посёлка, ГИБДД, Централизованная детская библиотека, РДК, ДДТ необходима.
Учебный год - хорошее время для реализации задуманных идей, занятия делами в свободное от учёбы время и во время учебного процесса. Учитывая все вышесказанное, мы ставим перед собой следующие цель и задачи:
Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный безопасный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание и творческое развитие.
Задачи: - планирование воспитательной деятельности с учетом 5-ти основных направлений развития общего образования в рамках национального проекта «Наша новая школа»;
- организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;
- способствовать профилактике правонарушений и безнадзорности среди младших школьников;
- способствовать формированию необходимых для жизни социальных навыков и в первую очередь умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки.
- организовать связи с воспитательным социумом посёлка.
Для формирования у ребят общественно значимых мотивов и практического сознания, за счёт которых у них должны сложиться способности каждое своё индивидуальное действие всегда производить с учётом интересов окружающих людей, необходим выход за пределы учебной деятельности. По мнению психологов, ведущий вид деятельности для младшего школьника, является игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, проектная и т.д.).
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь, в которой нет схем и правильных образцов, формирующих интересы ребёнка. Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень мыслящей, творческой личности. Поэтому формой реализации данной программы мы выбрали игру – путешествие «Школьный калейдоскоп ».
Вы спросите «Почему калейдоскоп?». Если заглянуть в толковый словарь, то можно найти следующее толкование слова калейдоскоп. КАЛЕЙДОСКОП (от греч. kalos — красивый, eidos — вид и ...скоп), трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Изобретен Д. Брюстером в 1817, впоследствии стал детской игрушкой. В переносном смысле — быстрая смена лиц, событий. В школе ведь так и происходит: учебную деятельность сменяет игровая и т.д. Особенно после уроков ребят можно увидеть и в спортивном зале, и на сцене, и классной комнате, готовящихся к какому-либо творческому, интеллектуальному или спортивному мероприятию.
Наличие условий для выполнения программы
(краткое описание материально-технической базы):
Школа имеет большой спортивный зал со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, обручи, столы и комплекты для тенниса), оборудованный тренажёрный зал, комнаты для временного пребывания, оснащённые современной мультимедийной техникой с выходом в сеть Интернет. Имеется методическая литература, теле-видео аппаратура, музыкальный центр, с набором кассет и дисков караоке, настольными играми (шашки, шахматы), канцелярские товары. Имеется также школьная библиотека, которая оснащена новыми книжными изданиями, компьютерный класс, столовая на 120 посадочных мест. На территории школы - спортивная площадка, беговая дорожка, футбольное поле.
Механизмами реализации программы являются - разработанные проекты подпрограмм по основным направлениям внеурочной деятельности: - «Ученик и его семья»;
-
- «Если хочешь быть здоров…» (подпрограмма здоровьесберегающего воспитания).
-
«Секреты моего мира» (работа с проблемными учащимися).
-
«Школа безопасности» (подпрограмма взаимодействия с социумом посёлка «ЮДП, ПЧ №47, «ЮИДД» ГИБДД).
-
«Весельчаки» (подпрограмма организации досуговой деятельности).
-
«Друзья природы» (подпрограмма экологического воспитания).
-
«Посмотри вокруг себя» «Я помогу тебе, ты помоги мне»; (подпрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся).
-
«Муравей» (подпрограмма трудовой деятельности учащихся).
-
«Зелёные фуражки» (подпрограмма патриотического направления).
-
«Вожатый» (подпрограмма взаимодействие с ДО «Алые паруса»)
-
«Ученик и его семья».
Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
- комплексности оздоровления и воспитания ребёнка; - гуманизации отношений; - социально-значимой направленности деятельности; - взаимосвязи с семьёй и социальной средой; - массовости и добровольности участия в делах школы; - дифференциации воспитания;
- учёта половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
- построения отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
- соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Кадровое обеспечение (штаты):
- руководитель физической культуры;
- школьная социально-психологическая служба;
- музыкальный руководитель;
- руководители кружков;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал; - повар и помощники повара; - школьный библиотекарь.
Механизм определения результативности программы:
Оценка эффективности программы:
- отсутствие заболеваний и травм;
- высокая активность детей в реализации программы;
- положительные отзывы участников программы;
-положительные отзывы об организации внеурочной деятельности со стороны родителей и общественности;
-отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде;
-проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
Психолого-педагогическое сопровождение детей:
- наблюдение (планомерное целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);
- метод игры и игрового тренинга;
- метод педагогического воздействия;
- беседа;
- анализ результатов творческой деятельности;
- анкетирование;
- рефлексия дня.
Место реализации программы:
МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа 2»
Сроки реализации: 4 года обучения (1-4 класс).2012-2016 год
Участники: обучающиеся начальной школы
Этапы реализации программы.
I этап . Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)
Задачи:
-
Выявление склонностей и интересов обучающихся.
-
Выявление личностных качеств.
-
Проанализировать результаты медицинского осмотра.
-
Определение направлений деятельности.
-
Ожидаемый результат.
II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)
Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: РДБ, краеведческий музей посёлка, школы поселка, учреждения дополнительного образования.
2Организация социального партнёрства с государственными структурами поселка: ГУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, сотрудники ГИБДД и МЧС, районная детская библиотека, РДК.
3.Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.
Ожидаемый результат: содействие государственных структур реализации программы. Планирование совместной деятельности
Схема взаимодействия с воспитательным социумом посёлка.
Руководитель
физической культуры.
Музыкальный
руководитель.
ГУ
«социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних,
ГППН
РОВД Здоровый
школьник, Здоровое общество
РДК,
Краеведческий музей
ПЧ
№47, ГИБДД
Родительская
общественность
Отряд
вожатых(учащиеся старших
классов).
ДО «Алые паруса»
Дом
детского творчества
III этап. Деятельностный этап ( октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– укрепляют свое здоровье,
- познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых спортивных мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим.
Во время реализации программы обучающиеся оформляют уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
Ожидаемый результат: принятие всеми участниками классного коллектива игровой ситуации.
IV этап. Аналитический (май каждого года)
-
Анализ деятельности детского коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта.
-
Подведение итогов.
-
Выявление активных участников программы.
Награждение в конце каждой четверти.
Ожидаемый результат: корректировка программы на следующий учебный год.
Планируемые результаты для обучающихся
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
выпускник научится:
познавательные
-
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
у выпускников будут сформированы:
личностные
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
установка на здоровый образ жизни
выпускник научится:
регулятивные
-
уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
выпускник научится:
коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы:
выпускник получит возможность научиться:
-
иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
выпускник получит возможность для формирования:
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
выпускник получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-
учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
-
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
-
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
-
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
-
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.
Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.
Методики на оценку познавательных способностей.
Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе
Форма подведения итогов
-открытые занятия;
- театрализованное представление для обучающихся школы;
-выставка творческих работ;
-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.
Прогнозируемые результаты:
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.
3.Укрепление здоровья младших школьников.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.
6. Укрепление связи с социальными партнёрами.
Предполагаемые результаты
педагогической деятельности в ходе реализации программы
- Максимальная занятость детей в свободное от занятий время;
-оздоровление и потребность в здоровом образе жизни детеймлшего школьного возраста.
-повышение мотивации к социально-полезной деятельности;
-приобретение навыков социального решения проблем;
-социализация личности подростка в современных условиях жизни;
-снижение количества правонарушений несовершеннолетними;
- повышение уровня духовно-нравственных качеств.
Пройдя все этапы программы у ребят должны сформироваться следующие ценности:
-
Воспитывать в себе волю.
-
Вера в свои силы и у меня все получится.
-
Учиться быть самостоятельным и трудолюбивым.
-
Не бояться делать добро.
-
Уважать чужое мнение.
-
Умение слушать и слышать.
-
Уважение к старшим и не обижать младших.
-
Найди себя и свое дело.
-
Быть целеустремленным и любознательным.
-
Ценить время. Делу – время, а потехе – час.
Ребята должны научиться жить по законам классного коллектива:
Закон здоровья: не говори себе я не могу, а скажи, что я научусь.
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
Список литературы для учителя
Основная литература
-
Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.- 143 с.
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.
-
Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст]: учебное издание / А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
-
Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.
-
Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
-
Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
-
Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.
-
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с. 1. «Педагогика временного детского коллектива», учебное пособие. — Владивосток, 2002.
Список литературы для обучающихся
-
Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст]: книга для учителей и родителей / В.В. Волина. - М.: Знание, 1993. – 336с.
-
Волина В.В. Русский язык [Текст]: переиздание / В.В. Волина. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496с.
-
Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
-
Леманн, И. 2х2+шутка [Текст]: книга для учащихся / И. Леманн. – Минск: Народная асвета, 1985. – 72с.
11. И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой «Игровая психотерапия».
Автор проекта программы внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления младших школьников:
Татомир Маргарита Ивановна,
учитель начальных классов,
моу «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»
Приложение 1. Подпрограмма «Школа безопасности»
В настоящее время каждый ребёнок должен обладать навыками безопасного поведения в различных ситуациях. Это актуально как во время каникул, так и во время учебного года. Ведь ребёнок большую часть времени находится без контроля взрослых и может стать виновником или жертвой любой непредвиденной ситуации. Поэтому он должен быть готов к тому, чтобы правильно сориентировать и вовремя принять правильное решение. Данное направление программы можно реализовать с помощью организации социального партнёрства с воспитательными структурами посёлка: ГИБДД, ПЧ №47, работников РОВД.
Цель: организация профилактической работы при ЧС.
Задачи:
- привлечение к совместной деятельности социальных партнёров;
- пропаганда правил безопасного поведения в различных ситуациях;
- привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за своё поведение.
Основные виды деятельности:
встречи с работниками ПЧ, ГИБДД, работниками РОВД, медицинскими работниками;
интегрированные уроки ОБЖ;
конкурсная программа «Школа выживания для самых маленьких»;
выпуск газет, бюллетеней;
Безопасное колесо (4 класс);
Пожарная эстафета (4 класс).
Ответственные: учитель физической культуры, старшая вожатая, сотрудники ПЧ №47, ГИБДД, медработник школы.
Материально-техническое обеспечение: спортивная площадка, специальная литература.
Приложение 2 «Ученик и его семья»
В настоящее время всё больше и больше возникает барьер непонимания между детьми и родителями. Дети испытывают недостаток внимания со стороны родителей, которые зачастую заняты, добыванием средств существования. Но нельзя забывать и о том, что счастье для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, ласки, любви, счастья, бережного отношения друг к другу, взаимной чуткости и внимания, взаимопонимания, радости духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом. Нормальное нравственное развитие возможно лишь при условии, если ребёнок убеждён, что он кому-то нужен, для кого-то дорог, кто-то видит в нём смысл жизни. Поэтому воспитание и обучение учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания и обучения.
Главные идеи:
-
семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
-
ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважителъное к себе отношение;
-
ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
-
школа должна помочь ребенку сохранитъ и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
-
создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
-
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
-
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей',
-
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
-
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания - детей в семье;
-
создавать условия для духовного общения детей и родителей.
Основные виды деятельности:
«Мама, папа, я – спортивная семья»;
уроки чтения в семье;
конкурсная программа «Дружная семейка»;
выпуск газет, бюллетеней;
«Праздник мам»;
«Праздник пап»,
Беседы «Мой дом», «Тепло отчего дома»,
«Мои семейные обязанности»,
Домашние задания-практикумы: «Ласковые слова маме», «как поднять настроение маме»,
Праздник «Вежливости».
Ответственные: родительская общественность, классный руководитель, ДО школы.
Материально-техническое обеспечение: спортивная площадка, специальная литература.
Приложение 3. Подпрограмма физкультурно-оздоровительной деятельности «Если хочешь быть здоров…».
Свободное от занятий время – это период для накопления сил на предстоящий учебный день, для запаса витаминами, для закаливания организма - одним словом для укрепления здоровья. Всему этому способствуют естественные природные факторы: солнце, воздух и вода, что делает организуемые занятия наиболее привлекательными для детей. Поэтому в воспитательной программе занятости особое место уделяется физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель: Формирование основ культуры здоровья у младших школьников
Задачи:
Образовательные: Формировать начальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;
- Обучить детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений. Оздоровительные:
- Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;
- Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
Развивающие:
- Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами;
- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
Воспитательные:
- Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
- Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
Основные виды деятельности: утренняя зарядка; физкультурные минутки на уроках, оздоровительные процедуры (витаминизация), весёлые старты; спартакиады между командами школ; игры на воздухе; турпоходы; велогонки; народные игры; марафон; «Разговор о правильном питании»; Игра «как стать Нехворайкой»; Практические занятия: изобразить на бумаге «дорога к победе над собой».
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся должны знать: Факторы, влияющие на здоровье;
Факторы, негативновоздействующие на здоровье;
Психофункциональные особенности собственного организма;
Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Уметь: Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Средства диагностики: Наблюдение; социологический опрос; тесты; анкетирование (анализ анкет); мониторинг здоровья; отзывы родителей;
собеседование с группами.
№п/п |
Разделы |
теория |
практика |
всего |
1 |
Зачем человеку здоровье |
4 |
6 |
10 |
2 |
Режим дня |
3 |
2 |
5 |
3 |
личная гигиена |
4 |
5 |
9 |
4 |
Правильное дыхание |
|
2 |
2 |
5 |
Секреты закаливания |
3 |
2 |
5 |
6 |
Профилактика травматизма |
4 |
1 |
14 |
7 |
Смстема оздоровления младших школьников |
2 |
12 |
14 |
8 |
Правильное рациональное питание |
5 |
8 |
13 |
9 |
Простудные инфекционные заболевания |
6 |
4 |
10 |
10 |
Организм человека |
8 |
5 |
13 |
11 |
Основы безопасной жизнедеятельности |
4 |
5 |
9 |
12 |
Культура потребления медицинских услуг |
2 |
1 |
3 |
13 |
Предупреждение употребления психоактивных веществ |
6 |
9 |
15 |
14 |
Я и другие |
4 |
9 |
13 |
|
ИТОГО |
55 |
80 |
135 |
Ответственные за реализацию - медицинский работник школы, учитель физкультуры, вожатые, социальные партнёры медработники детской поликлиники.
Материально-техническое обеспечение: спортплощадка, спортивный и туристический инвентарь
Приложение 4 «Я помогу тебе, ты помоги мне» (игровая терапия)
В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.
В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения.
Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность
Задачи:
-
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;
-
формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.
Основные виды деятельности:
практические работы, тренинги, беседы, драматизации,
активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.
Тематический план
№ |
Наименование блоков и тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
|
|
|
урок |
практич работа |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 |
Блок № 1. Снятие состояния психического дискомфорта. Предмет, цели и задачи курса «Игровая психотерапия» Взаимоотношения в семье. Эмоции. Выразительность движений. Свободное рисование. Развитие памяти, внимания. Развитие ощущений, памяти. |
1 1 2 1 1 2 2 |
1 2 1 2 |
1 1 2 |
Вводное тестирование |
|
Итого: |
10 |
6 |
4 |
|
2.1 2.2 |
Блок № 2. Коррекция зависимости от окружающих Тренинг желательного поведения. Этюды. |
2 2 |
2 2 |
|
|
|
Итого: |
4 |
4 |
|
|
3.1 3.2 3.3 3.4 |
Блок № 3. Гармонизация противоречивости личности. Тренинг желательного поведения. Ауторелаксация. Комплекс «Музыкальная мозаика» Определение и коррекция развития внимания, памяти. |
2 1 1 2 |
2 1 1 |
2 |
Диагностика |
|
Итого: |
6 |
4 |
2 |
|
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 |
Блок № 4. Снятие враждебности. Эмоции. Мимика. Пантомимика. Развитие памяти, внимания. Аналитическая беседа. Драматизация. |
2 1 1 2 2 |
2 1 1 2 |
2 |
|
|
Итого: |
8 |
6 |
2 |
|
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 |
Блок № 5. Коррекция тревожности. Этюды. Комплекс «Музыкальная мозаика» Ауторелаксация. Коррекция нравственного развития. Обобщение. |
1 1 2 1 1 |
1 1 2 1 |
1 |
Диагностика |
|
Итого: |
6 |
5 |
1 |
|
|
Всего |
34 |
25 |
9 |
|
Ответственные за реализацию: социально-психологическая служба школы.
Материально-техническое обеспечение: комната для релаксации, магнитофон, мячи, диагностики, специализированная литература.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Рабочая папка руководителя районного методического объединения учителей начальных классов