Особенности личностно – ориентированного урока
Актуальность.
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, — мечта любого учителя.
В этом поможеттехнология личностно ориентированного обучения. Её цель — создание условий для познавательной активности учеников.
Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Главным вопросомдля меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Теоретическое обоснование
ЭТАПЫ УРОКА
1. Актуализация:
· актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы
· на личностно ориентированном уроке актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт есть у каждого ученика!) – этот опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)
Окружающий мир — особый урок, как никакой другой связан с жизнью, поэтому провести этап личностно ориентированной актуализации очень легко. Например: Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?
2. Мотивация и целеполагание:
Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)
«Ученье с увлечением» — мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.
Средства разные, одно из них – игры, которые использую при контроле знаний и умений учащихся.
· я хочу узнать…
· я хочу научиться…
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)
цель– это ожидаемый результат
Дидактические цели урока учитель ставит для себя.
Для учеников трансформируется в учебную задачу.
На личностно ориентированном уроке у учеников должна быть возможность постановки личностно значимой субъективной цели.
Приемы самоцелеполагания:
· формулировка личностно-значимого вопроса:
Например:
В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы
· выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы:
Например:
Почему червяк ползет,
А не бежит и не идет?
Быстро двигаться не хочет –
Может, он ленивый очень?
Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?
3. Изучение нового учебного материала:
на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта
(дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!),
учитывая индивидуальные особенности учеников,
а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» — по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
4. Отработка умений и навыков
(это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)
В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика
нужны индивидуальные задания:
· заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей (очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями, так как субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность), задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; а также межпредметные задания
· хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока
– изучение темы «Органы кровообращения»: Может ли человек
прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?
При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности),
т. е. создать ситуацию успеха!
Известно, что главный возрастной мотив школьников – мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач
с целью повышения или сохранения самоуважения.
5. Подведение итогов урока
Обычно – выставление отметок и домашнее задание.
На личностно ориентированном уроке – результат
· объективный – отметки
· субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):
ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов
деятельности на уроке и полученного результата.
Варианты рефлексии:
1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа?
нравится ли тебе твоя оценка?
2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и
осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?
Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!
Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:
· обязательной и
· заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)
Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.
Литература:
1. Афанасьева Н.Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.
3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
5. Лукьянова М.И.Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.
Тема методического объединения учителей в рамках ФГОС:
«Особенности личностно – ориентированного урока»
Актуальность.
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя.
В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель - создание условий для познавательной активности учеников.
Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Теоретическое обоснование
ЭТАПЫ УРОКА
-
Актуализация:
актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы
на личностно ориентированном уроке актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт есть у каждого ученика!) – этот опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)
Окружающий мир - особый урок, как никакой другой связан с жизнью, поэтому провести этап личностно ориентированной актуализации очень легко. Например: Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?
-
Мотивация и целеполагание:
Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)
«Ученье с увлечением» - мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.
Средства разные, одно из них – игры, которые использую при контроле знаний и умений учащихся.
-
я хочу узнать...
-
я хочу научиться...
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)
цель – это ожидаемый результат
Дидактические цели урока учитель ставит для себя.
Для учеников трансформируется в учебную задачу.
На личностно ориентированном уроке у учеников должна быть возможность постановки личностно значимой субъективной цели.
Приемы самоцелеполагания:
-
формулировка личностно-значимого вопроса:
Например:
В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы
-
выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы:
Например:
Почему червяк ползет,
А не бежит и не идет?
Быстро двигаться не хочет –
Может, он ленивый очень?
Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?
-
Изучение нового учебного материала:
на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта
(дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!),
учитывая индивидуальные особенности учеников,
а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
-
Отработка умений и навыков
(это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)
В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика
нужны индивидуальные задания:
-
заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей (очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями, так как субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность), задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; а также межпредметные задания
-
хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока
– изучение темы «Органы кровообращения»: Может ли человек
прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?
При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности),
т. е. создать ситуацию успеха!
Известно, что главный возрастной мотив школьников – мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач
с целью повышения или сохранения самоуважения.
-
Подведение итогов урока
Обычно – выставление отметок и домашнее задание.
На личностно ориентированном уроке – результат
-
объективный – отметки
-
субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):
ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов
деятельности на уроке и полученного результата.
Варианты рефлексии:
1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа?
нравится ли тебе твоя оценка?
2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и
осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?
Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!
Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:
-
обязательной и
-
заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)
Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.
Литература:
-
Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
-
Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.
-
Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
-
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
-
Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре