Факультативный курс "Подготовка младшего медицинского персонала"
2.Воспитание культуры отношения к своему здоровью.
Скрипкина Анна Михайловна
Учитель социально-бытовой ориентировки
Высшая квалификационная категория
Иркутская область, г.Нижнеудинск
Факультативный курс «Подготовка младшего медицинского персонала»
Пояснительная записка
У меня растут года,
Скоро мне семнадцать!
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
В. Маяковский
Факультативный курс «Подготовка младшего медицинского персонала» направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, предусматривает предпрофильную подготовку воспитанников к выполнению обязанностей санитаров в больнице и поликлинике.
Вопрос профессионального самоопределения – первая жизненная проблема. Программа факультативного курса поможет старшеклассникам сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляет профессия санитара в медучреждениях.
Материал разработан с учётом имеющихся у школьников знаний по СБО, биологии. Изучение программы данного курса расширяет и углубляет знания, умения и навыки обучающихся в оказании первой медицинской помощи, самостоятельного выполнения необходимых видов работ при уходе за больным, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
Цель:
-
Создание условий для формирования и развития у воспитанников интеллектуальных и практических умений при выполнении необходимых видов работ ухода за больным;
-
Воспитание культуры отношения к своему здоровью.
Факультативный курс призван решать следующие задачи:
- формирование у школьников адекватного представления о профессиональной деятельности младшего медицинского работника;
- формирование понятий здоровья и здорового образа жизни;
- формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больным и оказания доврачебной помощи;
- воспитание нравственных качеств личности;
- развитие потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни.
Материал программы разработан по принципу усложнения и увеличения объёма знаний. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано расширять знания и укреплять практические навыки детей.
В содержании программы выделены две части:
*Теоретическая
*Практическая
Работа над проектом «Моё здоровье» и его защита.
Большая часть времени отводится практическим занятиям. Главная задача практических занятий – максимальное приближение к реальной жизни.
Выполнение предлагаемой программы способствует подготовке воспитанников к включению в трудовую деятельность работы младшего медицинского персонала, предполагает формирование у них профессионально значимых личностных качеств: логического мышления, внимания, наблюдательности, организаторских способностей, обучение умению общаться с людьми; уделяется большое внимание этике поведения: развитие у учащихся доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь больному.
В программе предусмотрен учебный материал по охране труда, производственной санитарии и гигиене, трудовому законодательству.
Особое внимание на факультативных занятиях уделяется правилам ухода за больным, профилактике несчастных случаев, оказанию первой доврачебной помощи. Воспитанники получают представление о правильном питании больных, его режиме, гигиенических требованиях, предъявляемых к организации ухода за больными и к младшему медицинскому персоналу, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Школьники знакомятся со структурой современной системы здравоохранения, с внутренним распорядком медицинских учреждений, должностными обязанностями младшего медицинского персонала.
В разделе «Общие болезни» дети знакомятся с широко распространёнными заболеваниями, учатся профилактике и оказании первой доврачебной помощи, применяя народные средства медицины.
В процессе реализации данного курса используются разнообразные формы:
- беседы, объяснение материала;
- подготовка и защита рефератов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач, диспуты, заседания круглого стола, конкурсы, выставки плакатов, экскурсии.
Виды деятельности: игровая, проектная, художественно-творческая, познавательная, трудовая.
На занятиях учащиеся ведут тетрадь, в которую вносится необходимая информация, записываются рецепты приготовления настоев, отваров, народные методы лечения, которые можно применить в будущей самостоятельной жизни.
Каждая тема курса имеет свои формы контроля уровня и степени усвоения материала. Чтобы проследить динамику овладения учащимися общетрудовыми и специфическими умениями, выделены основные знания, умения, навыки, которые необходимы при овладении специальностью младшего медицинского персонала. На протяжении всего учебного процесса идёт постоянная оценка их уровня сформированности через тестовые задания, защиту рефератов, контрольные задания.
Воспитанникам предлагается разработка проекта «Моё здоровье», в рамках которого при сопровождении учителя ученик строит свой маршрут здорового образа жизни.
Итоговый контроль проводится в форме смотра-конкурса, в ходе которого проводится тестирование, выполнение практических заданий по пройденному курсу, КВН с применением викторин.
Список литературы
-
Заликина Л. Общий уход. – Медицина, 1982.
-
С.А.Кабанова «Секреты здоровья» (энциклопедия)
-
И.А.Лившиц «Здоровье рядом»
-
Мурашко В.В. Учебник для подготовки младших медицинских сестёр по уходу за больными. Медицина, 1983.
-
Милич М.В. Ланченко С.Н. Поздняков В.И. Учебное пособие по специальному уходу за больными. – Медицина 1983.
-
Мухина С.А. Тарновская И.И.Общий уход за больными. – Медицина, 1989.
-
Детская энциклопедия «Аванта +» Москва, 2002г.
-
Петров В.Д. Врач, больной и здоровье.
-
Перекопская А.Г. Саркисян Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. – Медицина 1972.
-
Энциклопедия народной медицины. Изд. «АНС» и «Олма Пресс»
-
Домашняя аптека (справочник).
-
Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей – М. ООО «Издательство Астрель», 2001г.
8класс
№ |
Тема урока |
часы |
дата |
Формы работы |
1. |
Роль младшего медицинского персонала в уходе за больными |
1ч. |
|
Вводная беседа |
2. |
Режим больничный и санитарный |
1ч. |
|
Экскурсия в больницу |
3. |
Режим больного (лечебно-охранительный режим) |
1ч. |
|
Заполнение таблицы |
Организация медицинской помощи (4ч.)
1. |
Профессиональные качества младшего медицинского персонала |
1ч. |
|
Турнир знатоков |
2. |
Назначение подразделений медицинских учреждений |
1ч. |
|
Оформление и защита рефератов |
3. |
Внутренний распорядок работы |
1ч. |
|
Рол. игры |
4. |
Уборка палат и других помещений в лечебных учреждениях |
1ч. |
|
Устный журнал |
Общее наблюдение за больными (4ч.)
1. |
Приём больных в стационар (транспортировка больных) |
1ч. |
|
Практ. работа |
2. |
Предметы ухода за больными в стационаре |
1ч. |
|
Практ. работа |
3. |
Хорошее настроение – быстрое выздоровление |
1ч. |
|
Сообщ. учащихся Рол.игры |
4. |
Выписка больных из стационара |
1ч. |
|
Круглый стол |
Гигиена больного (2ч.)
1. |
Смена постельного и нательного белья (положение больного в постели, сроки и способы смены белья) |
1ч. |
|
Практ. работа |
2. |
Контроль за внешним видом больного |
1ч. |
|
Практ. работа |
Питание и кормление больных (3ч.)
1. |
Аппетит и выздоровление |
1ч. |
|
Сообщ. учащихся |
2. |
Гигиена и культура питания |
1ч. |
|
Защита рефератов |
3. |
Кормление тяжелобольных (лечебное питание) |
1ч. |
|
Практич. работа Диспут |
Уход за больным (8ч.)
1. |
Антропометрия (исследование физичес- кого развития человека) |
1ч. |
|
Практ. работа |
2. |
Применение грелки (обтирание, обёртывание) |
1ч. |
|
Практ. работа |
3. |
Горчичники, банки, правила применения |
1ч. |
|
Практ. работа |
4. |
Ингаляции по назначению врача |
1ч. |
|
Практ. работа |
5. |
Компрессы , их назначение |
|
|
|
6 |
Показания для промывания желудка |
1ч. |
|
Практ. работа |
7. |
Профилактика пролежней. |
1ч. |
|
Практ. работа |
8. |
Общий уход за больным |
1ч. |
|
Конкурс |
Общие болезни (5ч.)
1. |
Зубная боль |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
2. |
Головная боль |
1ч. |
|
Практ. работа |
3. |
Простудные заболевания |
1ч. |
|
Консультация шк. фельдшера |
4. |
Кожные болезни |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
5. |
Первая мед.помощь при несчастных случаях |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
Здоровье в ваших руках (5ч.)
1. |
Сон – лучшее лекарство. «Наше здоровье» |
1ч. |
|
КВН |
|
2. |
Баня и здоровье (вода и водные процедуры) |
1ч. |
|
Оформление рисунков |
|
3. |
Нетрадиционные методы лечения |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
|
4. |
Вредные привычки – опасность для здоровья |
1ч. |
|
Оформление рисунков, плакатов |
|
5. |
Путешествие в страну Здоровья |
1ч. |
|
Демонстрация практ. знаний |
|
Всего часов |
34 |
|
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- роль младшего медицинского персонала в уходе за больными;
-назначение подразделений в медицинских учреждениях;
- режим дня в медицинских учреждениях;
- правила приёма и выписки больных;
-основные исследования физического развития больного
при поступлении в стационар;
- правила применения распространённых предметов ухода и лечения больных;
- правила гигиены и культуры питания больного;
-правила кормления тяжелобольных;
- правила личной гигиены больного;
-выраженные симптомы распространённых кожных болезней;
-правила оказания перовой помощи при зубной боли, головной боли, простудных заболеваниях;
- правила применения распространённых предметов ухода и лечения больных;
- правила поведения при несчастных случаях;
- правила гигиены труда и отдыха;
- влияние сна на здоровье человека;
- пользу и вред водных процедур на здоровье человека;
- влияние вредных привычек на организм человека.
Обучающиеся должны уметь:
- оказывать помощь медицинским работникам при приёме и выписки больных;
- измерять рост, вес больного;
- сменить постельное и нательное бельё больного;
- контролировать внешний вид больного;
-строго соблюдать личную гигиену и гигиену больного;
- готовить настои и отвары из лекарственных растений для оказания первой помощи;
-строго выполнять правила ухода ха больным: ставить горчичники, банки, компрессы;
-помогать больному при выполнении процедур: ингаляции, промывание желудка, использование грелки;
Оказать первую помощь при зубной боли, головной боли, простудных заболеваниях;
-оказать первую помощь при несчастных случаях;
-обращаться за консультацией к медицинским работникам при применении нетрадиционных методов лечения;
- применять правила здорового образа жизни;
9 класс
№ |
Тема урока |
часы |
дата |
Формы работы |
Организация медицинской помощи (3час.)
1. |
Правила приёма и увольнения младшего медицинского персонала. |
1ч. |
|
Беседа |
2. |
Профессиональные и моральные качества младшего медицинского персонала. |
1ч. |
|
Заполнение таблицы |
3. |
Основные задачи медицинской службы. Виды медицинской помощи. |
1ч. |
|
Беседа |
Общие сведения по медицинскому обслуживанию (3час.)
1. |
Наблюдения за больным. |
1ч. |
|
Рол. игры |
2. |
Клинические анализы. |
1ч. |
|
Экскурсия в поликлинику |
3. |
Диагностические процедуры |
1ч. |
|
Работа с комьпьютером |
Лечебные и диагностические процедуры (4час.)
(методика определения и оценка)
1. |
Градусник, определение температуры тела человека. |
1ч. |
|
Практ. работа |
2. |
Определение частоты дыхания. |
1ч. |
|
Практ. работа |
3. |
Определение частоты пульс. |
1ч. |
|
Практ. работа |
4 |
Измерение артериального давления. |
1ч. |
|
Практ. работа |
Лечебное питание (4час.)
1. |
Лечебное питание при детских болезнях. |
1ч. |
|
Беседа |
2. |
Лечебное питание беременных. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
3. |
Лечебное питание при аллергических заболеваниях. |
1ч. |
|
Консультация диетсестры |
4. |
Лечебное питание при язвенных болезнях, гастритах. |
1ч. |
|
Составление рецептов диетических блюд |
Опасные болезни (5час.)
1. |
Венерические заболевания (сифилис, гонорея, трихомониаз) и СПИД. |
2ч. |
|
Консультация шк. фельдшера |
2. |
Инфекционные болезни и проблемы долголетия (Сроки инкубационного периода, сроки изоляции больных, средства защиты лиц, обращающихся с инфекционными больными). |
1ч. |
|
Практ. работа |
3. |
Умей предупреждать болезни. |
1ч. |
|
Оформление плакатов |
Рецепты (4час.)
1. |
Общие сведения о выписке рецептов. Правила выписки. |
1ч. |
|
Беседа |
2. |
Применение лекарств, сроки принятия, хранение. Формы лекарственных препаратов. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
3. |
Дозировка лекарств с учётом возраста и массы. |
1ч. |
|
Практич. работа |
Лечебные процедуры и уход за больным (9час.)
1. |
Уход за больным в инфекционном отделении. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
2. |
Уход за больным в кожно-венерологическом диспансере. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
3. |
Уход за больным в гинекологическом отделении. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
4. |
Уход за больным в противотуберкулёзном диспансере. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
5. |
Уход за больным в хирургическом отделении. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
6. |
Уход за больным в детском отделении. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
7. |
Уход за новорожденным ребёнком в родильном доме. |
1ч. |
|
Оформление и защита рефератов |
8. |
Уход за тяжелобольными. |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач Тест |
9 |
Особенности работы младшего медицинского персонала. |
1ч. |
|
Экскурсия в поликлинику |
Здоровье в наших руках (3час.)
1. |
Использование резервов организма |
1ч. |
|
КВН |
2. |
Рецепты народных целителей |
1ч. |
|
Решение ситуац. задач |
3. |
Моё здоровье – моё будущее Итоговый урок – зачёт с элементами практических заданий |
1ч. |
|
Демонстрация практ. знаний |
Всего часов |
34 |
|
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- правила приёма и увольнения младшего медицинского персонала;
- профессиональные и моральные качества младшего медицинского персонала;
- правила оказания первой помощи при повышенной температуре тела человека;
- правила измерения температуры, частоты пульса, дыхания;
- правила измерения давления;
- симптомы венерических заболеваний и СПИДа;
- меры по предупреждению венерических заболеваний и СПИДа;
- меры по предупреждению заражения больничного персонала;
- меры предупреждения отравления грибами, растениями, опасными веществами;
- правила ухода за больным в отделениях медицинских учреждений: инфекционном, кожно-венерологическом, гинекологическом, хирургическом, детском;
- правила ухода за больным в противотуберкулёзном диспансере;
- правила ухода за новорожденным ребёнком в родильном доме;
- правила использования резервов организма;
- пользу и вред рецептов народных целителей.
Обучающиеся должны уметь:
-оформиться на работу в медицинское учреждение;
- измерять температуру, определять частоту пульса, дыхания;
- применять правила предупреждения инфекционных болезней;
- оказать помощь при отравлении;
- строго выполнять правила ухода за больными в отделениях медицинских учреждений;
- ухаживать за новорожденным ребёнком;
- применять рецепты народной медицины в необходимой ситуации.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»