Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования социального опыта обучающихся
Всероссийский конкурс
Педагогический калейдоскоп
Программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки по химии как средство формирования
социального опыта обучающихся»
РЕАЛИЗУЕТСЯ В МОУ СОШ № 33
г. энгельса Саратовской области
Адрес учебного заведения
413100, Саратовская обл., г. Энгельс,
ул. Тельмана, д.2
http://engschool33.ucoz.ru/
engschool33@mail.ru
тел.: 8(8453)54-12-81, 54-16-85
Авторы работы учителя химии
МБОУ СОШ №33 г. Энгельса
Остроумова Елена Евгеньевна,
Агуреева Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.
С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения.
Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая. В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию. По нашему мнению, больший эффект даст сочетание внутришкольной и сетевой профилизации.
Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.
Программа дополнительного образования «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования
социального опыта обучающихся» предназначена для обучающихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Представленная программа является предметно – ориентированной, продолжительностью - 66 часа, по 2 часа в неделю.
Изучение данного курса содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы химические знания, развивает у учеников практические умения и навыки в области химического эксперимента, активизирует коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формирует социальный опыт: развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей.
Основой курса является проведение занятий в лабораториях Энгельсского промышленно - экономического техникума, филиала Энгельсского технологического института СГТУ, учреждения начального профессионального образования – «Лицей № 34» и школы. На базе этих учреждений ребята знакомятся с такими специальностями как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, эколог, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог электрохимик, инженер, лаборант. На этих площадках ребята не только знакомятся со специальностями и профессиями, но и проявляют себя в них, выполняя различные социальные роли. Они, осуществляя, деятельностный подход к обучению, приобретают социальный опыт, навыки общения и азы проектно – исследовательской работы.
Занятия на территории техникума и университета проводятся с использованием активных форм обучения (практикумы, проекты, исследования); демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с созданием мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты – старшекурсники, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью.
В рамках программы предусматриваются экскурсии на предприятия химического профиля и знакомство с работой лаборанта, технолога, эксперта.
Цель программы: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико – биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени, формированию социального опыта
Задачи программы:
-
Создать систему дополнительного образования, в условиях которой будет осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.
-
Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.
-
Разработать систему мероприятий психолого – педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.
Методологический аспект данного курса включает использование личностно-ориентированных технологий обучения, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.
Изучение курса программы заканчивается защитой творческих проектов, защитой мультимедийной презентации, проводимой в виде конференции.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Часы всего |
из них |
Форма проведения занятий |
Образовательный продукт |
|
теория |
практика |
|||||
1 |
Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний, с химическим направлением. |
8 |
2 2 |
4 |
Беседа, использование ИКТ Экскурсии. Знакомство с профессиями, связанными с химией Киножурнал. Востребованность профессий на рынке труда |
Презентация «Химия в профессиональной деятельности человека» Ведение дневника Карта – тест на рефлексию |
2 |
Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями |
8 |
2 |
2 2 2 |
Экскурсия в медицинскую лабораторию; Экскурсия в химическую лабораторию «Lukoil». Круглый стол: «Систематизация материала о профессиях» Знакомство с работой химика лаборанта – технолога. |
Ведение дневника Ведение дневника Презентация: «Профессия химика лаборанта – технолога» Фильм. съемка видеофильма, подготовка фотоматериала. |
3 4 |
Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров. Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров. Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). |
12 |
2 2 |
2 2 2 2 |
Экскурсия - лекция с использованием ИКТ. Практическая работа «Анализ пищевых продуктов», Практическая работа «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами» Лекция с использованием ИКТ. Практическая работа «Анализ натуральной кожи», Практическая работа «Оценка качества изделий из натуральной кожи» |
Ведение дневника Фильм, отчет о практической работе. Презентация: «Профессия эксперта по качеству потребительских товаров |
5 |
Знакомство с профессиями: инженера – технолога, эколога, лаборанта на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ). |
12 |
2 |
2 2 2 2 2 |
Лекция с элементами беседы. Практическая работа: «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров» Практическая работа: «Современные методы очистки воды» Проект: «Очистим воду сами» Практическая работа: «Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом» Проект «Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики» |
Ведение дневника Презентация по итогам практической работы. Ведение дневника Изготовление фильтра для очистки воды Ведение дневника Покрытие деревянных и пластиковых шахмат, икебаны из цветов металлом |
6 |
Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров. Посещение Лицея № 34 |
12 |
2 |
2 2 2 2 2 |
Лекция с элементами беседы о профессиях Практическая работа: «Исследование качества мучных изделий» Практическая работа: «Определение витамина С в напитках» Проект: «Составление рационального меню школьника» Практическая работа: «Определение жира в продуктах питания» Проект: «Пищевые источники энергии» |
Ведение дневника Ведение дневника Ведение дневника Презентация Ведение дневника Презентация |
7 |
Химия в профессиях, необходимых человеку. Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ, лицея № 34 |
10 |
|
2 2 2 2 4 |
Оформления паспорта проектов Подготовка презентации проектов Презентация итогов проектов – круглый стол Рефлексия. Заполнения тест – карт. Самодиагностика. Конференция с использованием ИКТ. |
Паспорт проекта Презентация Демонстрация фильма по итогам экскурсий на предприятиях Карты - рефлексии Защита проектов. Фильм – презентация: «Химия в моей будущей профессии» |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний. (8 часов)
Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания. Знакомство с профессиями: лаборанта, эколога, эксперта, технолога.
Тема 2. Экскурсии на предприятия, лаборатории, связанные с химическими специальностями: (в медицинскую лабораторию;
в химическую лабораторию «Lukoil». (8 часов)
Экскурсии с целью знакомства с работой лаборанта в медицинском учреждении, съемка видеофильма. Современная медицинская лаборатория, изучение оборудования, приборов. Профессия инженера - технолога на промышленном предприятии. Оборудование современных промышленных лабораторий.
Тема 3. Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.
Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.
Практическая работа: «Анализ пищевых продуктов», «Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами» с целью познакомить учащихся на практике с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.
Тема 4. Профессия - эксперт по качеству промышленных товаров.
Посещение Энгельсского профессионально - экономического техникума (ЭПЭТ). (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.
Практическая работа «Анализ натуральной кожи»,
Практическая работа «Оценка качества изделий из натуральной кожи»
Тема 5. Знакомство с профессией: инженера - технолога на базе филиала Саратовского государственного технологического университета (СГТУ). (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией, в СГТУ на факультете химических технологий, специальность: химическая технология пластмасс и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными материалами, современные требования к ним. Экологическая обстановка на территории Саратовской области, задачи эколога в современном обществе.
Практическая работа: «Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров»
Практическая работа:
«Современные методы очистки воды»
Проект: «Очистим воду сами»
Практическая работа:
«Нанесение металлического покрытия электрохимическим способом»
Проект:
«Нанесение металлических покрытий на различные диэлектрики»
Тема 6. Профессия – кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров. Посещение Лицея № 34 (12 часов)
Беседа о специальностях, связанных с химией, в лицее № 34, специальности: кондитер, бармен, повар, лаборант по качеству продовольственных товаров.
Практическая работа:
«Исследование качества мучных изделий»
Практическая работа:
«Определение витамина С в напитках»
Проект: «Составление рационального меню школьника»
Практическая работа:
«Определение жира в продуктах питания»
Проект: «Пищевые источники энергии
Тема 7. Химия в профессиях, необходимых человеку.
Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ, лицея № 34 (10 часов)
Оформления проектной документации, подготовка презентации проектов, оформление итогов и обсуждение результатов на круглом столе, проведение рефлексии. Заполнения тест – карт. Самодиагностика. Фильм – презентация: «Химия в моей будущей профессии». Проведение итоговой конференции
Разработка итогового занятия межсетевого элективного курса:
«Химия в моей будущей профессии»
1. Вводное слово учителя о значимости химических знаний в жизни современного общества, о необходимости применения их в быту.
Рассказ учителя о химии, как науки, тесно связанной со многими сферами человеческой деятельности – от медицины до сельского хозяйства, от материаловедения до микроэлектроники, от экологии до энергетики, от добычи и переработки полезных ископаемых, до захоронения бытовых, промышленных отходов.
Учитель о профессиях, в которых необходимы химические знания, области их применения, перспективы.
Рассказ о химической технологии, как науки о химических производствах - профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся к будущей деятельности в химической отрасли.
2. Учащиеся представляют компьютерные презентации о профессиях, связанных с химией:
-
химик - технолог
-
эксперт - лаборант
-
эколог
-
криминалист
-
химик - исследователь
-
химик - преподаватель
-
биохимик
-
фармаколог
Рассказывают о специальностях, где необходимость в химических знаниях велика, о перспективных химических направлениях, о задачах, которые стоят перед химиками, о вузах, которые готовят специалистов - химиков в Саратовской области.
3. Представление видеофильма – презентации:
«Современная химическая лаборатория»
Отчет о проведении экскурсии в лаборатории «Детская городская больница №1» г. Энгельса и лаборатории предприятия «Lukoil». Кабинет и обязанности врача – лаборанта, знакомство с современным оборудованием, приборами, химической посудой.
4. Учитель представляет презентацию о высших учебных заведениях, техникумах и специальностях, связанных с химией.
5. Учащиеся предлагают аудитории видео - репортаж с экспертной площадки Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ) и филиала Саратовского государственного политехнического университета (СГТУ). Учащиеся, которые не посещали занятия элективного курса, знакомятся через видео – презентацию с профессиями химика-технолога полимерных материалов (пластмасс и эластомеров), эколога, эксперта по качеству промышленных и продовольственных товаров, химик-технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик; знакомятся с экспертной работой, которую ребята проводили в техникуме и институте:
-
Анализ пищевых продуктов,
-
Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами,
-
Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров.
Рассказывают о современных направлениях химической технологии, с которыми познакомились в стенах вуза и техникума; о биохимических аспектах анализа пищевых продуктов; о новых композиционных материалах, таких как металлокерамика, полимерные и металлические матрицы с углеродными, карбидными и другими армирующими волокнами, стеклоткани с различной пропиткой; о создании новых высокоспецифичных лекарственных препаратов на основе комплексных соединений редких металлов. Основы плазмохимической переработки сырья.
6. Ответы на вопросы аудитории.
7. Заключительное слово учителя.
Представление буклета – визитки: «Химия и моя будущая профессия», подготовленного учащимися по результатам занятий элективного курса.
Литература
-
Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М. высшая школа, 2003
-
Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977
-
Гроссе Э., Вайсмантель Х., Химия для любознательных. Л.; Химия, 1978
-
Ильчинко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. – М. Просвещение, 1986
-
Курушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М., Высшая школа, 1992
-
Научно теоретические и методические журналы «Химия в школе»
-
Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995
-
Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987
-
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия для Вас – Москва, 2001
Что может сделать сам школьник для успешного выбора профессии
В идеале, старшеклассник может самостоятельно выбрать профессию, учебное заведение, сам поступить туда, успешно получить диплом и стать квалифицированным специалистом. И есть немало таких примеров. Но в большинстве случаев школьник все-таки нуждается в определенной помощи со стороны взрослых. Но и такая помощь предполагает, что какие-то действия молодой человек должен совершить самостоятельно. Часто старшеклассник не может полностью самостоятельно решить вопрос о выборе профессии (или у него есть определенные сомнения в сделанном выборе и он хочет себя перепроверить). Что в такой ситуации может сделать сам школьник, а с чем ему лучше обратиться за помощью к специалистам.
1. Какие проблемы, связанные с выбором профессии, лучше решит специалист:
-
Оценка профессиональной пригодности к тем или иным профессиям;
-
Оценка профессиональных склонностей к тем или иным профессиям;
-
Помощь в планировании своих жизненных и профессиональных перспектив — составление дальнего профессионального плана и планов на ближайшее будущее: какие шаги надо предпринять уже сейчас и в ближайшие месяцы (поступление на подготовительные курсы, посещение Дней открытых дверей в вузах и колледжах и т.п.);
-
Обсуждение возможных путей преодоления своих недостатков (например, обсудить вопрос, что делать с ленью, с излишней вспыльчивостью и т.п.);
-
Обсуждение вопроса о том, как лучше использовать свои имеющиеся возможности и таланты, как использовать их при подготовке к поступлению в вуз;
-
Обсуждение вопроса о том, как преодолевать возможные внешние препятствия на пути достижения своих целей (например, как быть с родителями, которые противодействуют выбору школьника);
-
Обсуждение вопроса о том, как лучше использовать имеющиеся объективные возможности для реализации своих профессиональных целей (например, с какой помощью стоило бы обратиться к родителям при выборе профессии);
-
Информирование об интересующих профессиях (обычно это делается через рассказы о профессиях или с помощью профессиограмм — кратких описаниях профессий);
-
Информирование о возможных учебных заведениях, где можно получить интересующие школьника профессии;
-
Выбор и обоснование возможных резервных вариантов на случай неудачи по основному варианту выбора (например, что делать, если не удастся с первого раза поступить в желанный вуз?);
-
Просто помочь школьнику обрести уверенность и оптимизм в своем профессиональном будущем (если в этом ему не могут помочь друзья и родители)…
2. Что реально может сделать сам школьник, выбирающий профессию:
-
Как минимум обратиться к психологу-профконсультанту (в своей школе, в Центре профориентации молодежи или даже в Центре занятости населения), т.е. найти такого специалиста и хотя бы прийти к нему…
-
Обратиться за помощью к своим учителям;
-
Обратиться за помощью к своим родителям (хотя бы попробовать);
-
Обратиться за помощью к друзьям и знакомым;
-
Самостоятельно сходить в те учебные заведения, где можно получить интересующую Вас профессию, заметим, что сейчас проход во многие вузы по пропускам, поэтому надо узнать, когда в этом вузе будет «День открытых дверей»;
-
Постараться через своих друзей и родственников познакомиться со студентами тех вузов, куда Вы собираетесь поступать и уже от них получить интересующую Вас информацию. Аналогично можно познакомиться со специалистами по интересующей Вас профессии и просто поговорить с ними, стоит ли Вам эту профессию выбирать;
-
Часто бывает полезно обратиться за консультацией к врачу, чтобы узнать, подходите ли Вы к данной профессии по состоянию здоровья. Это особенно важно применительно к профессиям с особыми условиями труда (спасателям, военным, пожарникам, летчикам, водителям, охранникам и т.п.).
-
Самостоятельно почитать об интересующей Вас профессии и учебном заведении (в том числе, ознакомиться со справочной литературой, с различными справочниками и пособиями для поступающих в те или иные вузы);
-
По возможности повысить свою успеваемость по тем предметам, по которым придется сдавать экзамены в желанный вуз (включая и занятия с репетитором) и т.п.
Что такое правильный профессиональный выбор
Люди разные и у каждого человека своя «правда», свое представление о «правильном» и «неправильном». Более того, человек в течение своей жизни меняется и, соответственно, меняется его представление о «правильном» и «неправильном». Например, для кого-то на каком-то этапе его жизни «правильным» будет выбрать профессию «врача», но потом ему, же захочется стать преподавателем вуза, чтобы делиться своим опытом со студентами, или стать писателем, чтобы делиться с читателями своими размышлениями о жизни после общения с самими разнообразными своими пациентами как А.П. Чехов. А для другого человека «правильным» будет вообще никуда не поступать, а какое-то время просто поработать и уже, потом понять, что лучше все-таки учиться…В целом, правильный выбор профессии предполагает учет своих желаний (своего «хочу»), своих способностей (своего «могу») и учет того, насколько выбираемая профессия востребована на рынке труда («надо»).
Итак, «правильный» выбор профессии предполагает учет следующих моментов:
-
своих склонностей;
-
своих способностей и возможностей (включая и состояние здоровья);
-
своего уровня притязаний (реализации своих представлений о престижности, «модности» выбираемой профессии и учебного заведения);
-
учет своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
-
учет мнения своих родителей и родственников (которые желают своему ребенку добра и к мнению которых стоит прислушиваться);
-
учет мнения своих друзей, приятелей, одноклассников (которые хорошо Вас знают и не стесняются говорить правду);
-
учет потребностей в данной профессии на рынке труда, т.е. насколько легко или трудно будет найти хорошую работу после получения данной профессии?
-
наличия определенной программы действий по выбору профессии (то, что психологи-профконсультанты называют «Личной профессиональной перспективой» — сокращенно ЛПП).
Соответственно стоит обозначить, что считается «неудачным» профессиональным выбором:
-
когда профессия выбирается без учета представленных выше моментов (например, профессия выбирается без учета своих способностей и состояния здоровья и в итоге школьник либо не поступает в желанный вуз, либо даже, поступив, истощается от чрезмерных перегрузок и просто попадает в психиатрическую больницу…);
-
профессия выбирается «за компанию», когда школьник поступает туда, куда поступают многие его приятели (например, полкласса дружно поступают в какой-нибудь юридический институт);
-
когда выбор профессии связан, например, не с увлечением химией, а с любовью к учителю химии (при этом забывают, что и в институте, и на самой работе любимого учителя уже не будет и придется иметь дело с другими людьми);
-
ориентация на сиюминутное увлечение чем-то при выборе профессии (например, школьник увлекся на некоторое время рисованием и сразу решил поступать в художественное училище, но увлечение быстро потом прошло…) и т.п.
Ошибки при выборе профессии
-
Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
-
Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...
-
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, сравнивая (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты, ведь очень осторожный и рассудительный).
-
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
-
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
-
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
-
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
-
Неумение - нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако, среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
-
Незнание – недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
-
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда решается задача по математике, то выполняются определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
Пример плана резюме
-
Фамилия, имя, отчество (заголовок).
-
Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение).
-
Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу Вы можете и хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что Вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом Вы себя считаете. Последующие разделы должны показывать обоснованность Ваших притязаний.
-
Опыт работы (если он у Вас есть): в обратном хронологическом порядке указывают даты, места работы, должности, основные функции и достижения. Для людей с опытом работы эта часть является особенно важной. Но чрезмерная подробность может настораживать.
-
Образование. Чем больше времени прошло после окончания школы, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов лучше помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно добавить награды, подчеркнуть изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких – либо других работах, связанных с учебой.
-
Дополнительная информация. Сюда рекомендуется включать сведения о степени владения иностранными языками (если это не «читаю и перевожу со словарем»), о навыках работы на персональном компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств), о наличии водительских прав и о личностных качествах. Сюда может включаться все, что повышает Вашу ценность в глазах работодателя и о чем можно написать.
-
Дата составления резюме. Это добавляет ему четкость и конкретность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату.
Резюме также может включать: краткое описание квалификации и опыта работы; сведения об общественной деятельности; указание членства в профессиональных объединениях; упоминание о хобби ( только если оно имеет отношение к работе или как серьезное личное достижение); сообщение о военной службе; указание готовности к разъездам и смене места жительства;; указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем; сведения о рекомендациях.
Выбор работы и профессии по знакам зодиака
Овен - любит новшества, интересные и неизвестные мероприятия. Девиз: "Все трудное должно быть сделано немедленно". Не может сидеть, сложа руки, с энтузиазмом берется за все новое, и счастлив, занимаясь любой работой и приобретая авторитет. Любит руководить и имеет к этому склонность, с успехом работает в области хирургии, военного дела, юриспруденции. Это знак интеллекта. Академическая работа дает ему возможность воплощать оригинальные теории. Многие Овены - одаренные писатели и ораторы. С успехом могут работать в области журналистики, радио, телевидения, общественных отношений, не выносят однообразной, монотонной работы. Им часто не хватает терпения, чтобы довести начатое дело до конца.
Телец - нуждается в творческом самовыражении и стремится обеспечить себя материально. Редко меняет выбранное занятие. Среди Тельцов много выдающихся музыкантов, актеров. Это прекрасные бизнесмены, терпеливые и методичные. Они медленно, но уверенно продвигаются к совершенству. Их ценят и уважают коллеги. Тельцы хорошо справляются с работой, связанной с расчетами. Любят землю и порой выбирают сельскохозяйственную профессию. Это упорные труженики в жизни. Консервативны и не любят новшеств.
Близнецы - энергичны, способны мгновенно принимать решения, им подходят любые занятия, сочетающие интеллект и быстроту реакции. Они превосходные техники и ювелиры, дантисты, портные. Близнецы не терпят рутины и счастливы, имея свободный выбор. У них склонность к языкам, поэзии и искусству. У рожденных под этим созвездием прекрасно подвешен язык, они могут работать в торговле. Не любят критики. У них свое мнение и свое отношение к делу, они изобретательны, часто придумывают новые методы, их раздражает небрежность и неряшливость.
Рак - многие Раки тяготеют к пищевой промышленности, прекрасно готовят сами. Раки - символ дома. Многие женщины - Раки одаренные декораторы и дизайнеры домашнего интерьера, прекрасные матери и педагоги. Для них подходит работа с детьми. Раки аккуратны и трудолюбивы. Среди Раков есть творческие люди. Их богатство - красота. Все расцветает вокруг при соприкосновении с этими людьми. Рак - человек настроения, и ему необходимо выбирать работу, которая ему нравится и его удовлетворяет.
Лев - рожден для управления миром (Наполеон, Муссолини, Кастро). Он не довольствуется ролью "за сценой", ждет любви и поклонения и ради этого готов работать до полного изнеможения. Излюбленная деятельность - театр. Для Льва вся жизнь - большая сцена. Они обладают творческой жилкой и творческим подходом ко многим проблемам жизни. У них часто рождаются оригинальные идеи. Для Льва подходит общественная и организаторская работа везде, где требуется тесный контакт с людьми.
Дева - главные черты - пунктуальность, аналитический подход, трезвое мышление. Предпочтение отдает исследовательской и редакторской работе. Многие из Дев пишут. Они очень внимательны, прекрасные врачи, учителя, фармацевты, работники сервиса. Редко делают ошибки и очень ответственны. Не боятся черной работы и часто критикуют других. При выборе надо учитывать их критический склад ума, точность, аккуратность и исполнительность.
Весы - стремятся к миру и гармонии, многие становятся дипломатами, церковниками, адвокатами. В жизни Весов огромную роль играет красота - под этим созвездием родилось много артистов и художников. Одно из самых распространенных занятий - право. Весы обаятельны, легко сходятся с людьми, но окружающая обстановка оказывает на них большое влияние. Они не могут работать среди грязи и нервозности. Если служебные обстоятельства сводят их с людьми, которые им не импонируют, они несчастливы.
Скорпион - рожденные под этим созвездием настолько отличаются друг от друга, что трудно выделить общую линию их интересов. Они любят сложную работу, требующую много сил и воображения, мужества и воли, им подходит научно-исследовательская работа в химических, технических и физических лабораториях, а также хирургия и психология. Среди них много спортсменов, так как это знак силы. В любом случае они трудолюбивы и упорны, у них хорошая память, учение для них радость.
Стрелец - философская, интеллигентная, уравновешенная натура. Всю жизнь что-то познает. Это самые глубокие люди. Под этим созвездием рождены философы и мыслители (Спиноза, Флобер). Стрельцы любят животных, часто бывают ветеринарами, любят рекламировать свои достижения. Многие тяготеют к работе лекторов, церковников. Обычно это свободолюбивые люди. Они любят путешествовать, часто меняют место жительства. У них прогрессивные взгляды.
Козерог - "рабочая лошадь Зодиака" придерживается общественного мнения, многих условностей. Все делает обстоятельно, проявляет упорство в достижении цели. Под этим знаком родились и многие бизнесмены, аккуратные и старательные Козероги преуспевают в техническом и ремесленном мастерстве, архитектуре, хорошие инженеры, особенно в области механики и электричества. Склонны к финансовой деятельности, им бывает трудно ладить с сослуживцами из-за своей скрупулезности и бескомпромиссности. Для Козерогов важен успех, они не любят менять профессию.
Водолей - среди них наибольшее число гениев. С успехом овладевают любой профессией. Изобретательны, обладают хорошим вкусом, многие - артистическими способностями. В них есть что-то магнетическое, притягивающее. Водолей - знак достижений. Ему следует избегать рутины, монотонной работы. Он счастлив на общественной работе, в политике, науке, порой несколько медлителен. Водолеям следует пользоваться предоставленными им шансами и возможностями, и ничего не откладывать в долгий ящик.
Рыбы - этот знак характеризуется двумя Рыбами, плывущими в разных направлениях. Это ключ к натуре Рыб. С одной стороны Рыбы целенаправленны и практичны, с другой - мечтательны, мистичны и артистичны. В жизни Рыб огромная роль принадлежит искусству. У этих людей удивительное понимание жизни и тонкая интуиция. Они могут быть прекрасными врачами, особенно психиатрами, учителями, общественными деятелями. Рыбы прекрасно адаптируются в окружающей среде, они аккуратны, исполнительны, умны.
Рейтинг удовлетворенности россиян своей профессией
No |
Профессия |
Баллы |
1 |
75.0 |
|
2 |
72.5 |
|
3 |
Энергетик |
70.0 |
4 |
69.2 |
|
5 |
Банковский работник |
68.2 |
6 |
Программист / IT-специалист |
68.2 |
7 |
Агроном |
62.5 |
8 |
Юрист / адвокат |
62.3 |
9 |
61.7 |
|
10 |
Руководитель, начальник |
61.0 |
|
|
|
-
библиотекари, военнослужащие, риэлторы и инженеры - (от 55 до 52)
-
столяры и бухгалтеры - (по 50 баллов).
-
учителя и менеджеры (по 49),
-
электрики (48), а также россияне, занимающиеся торговлей (48),
-
милиционеры и механики (по 47),
-
пожарные (44),
-
предприниматели (42),
-
автослесари и водители или операторы станка (по 41)
-
товароведы (40),
-
медицинские работники и газоэлектросварщики (по 39),
-
администраторы и завхозы (38),
-
мастера на производстве (37),
-
сварщики (36),
-
техники-технологи (35),
-
социальные работники (33),
-
машинисты и ветеринары (31),
-
маляры, штукатуры и слесари «набирают» по 30 баллов,
-
воспитатели (29),
-
портные (25),
-
слесари и секретари (по 22),
-
плотники и монтажники (по 21 баллу),
-
радиотехники и радиоинженеры (17),
-
каменщиками и кладовщики (по 14),
-
сельхоз работники и охранники (по 13),
-
контролерами ОТК и продавцами-кассирами (по 12),
-
бармены и официанты (33),
-
грузчики (25),
-
дворники и уборщики (24),
-
сантехники (3,6).
О профессиях с юмором…
Если больному после разговора с врачом не стало лучше, то это не врач.
(В. Бехтерев)
От врачей и учителей обычно требуют чуда, но если чудо свершается – никто не удивляется.
(М. фон Эбнер-Эшербах)
Журналист – человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту.
(Д.Р. Уэст)
Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер.
(Синди Дж. Харрис)
Офис может работать без шефа, но не без секретаря. (Дж. Фонда)
Если покупатель всегда прав, то можно ли утверждать, что продавец всегда виноват? (Д. Рудый)
Страховой агент должен уметь две вещи: сначала напугать, потом обнадежить. (К. Мелихан)
Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин.
(Старинная китайская поговорка)
Эксперт – это специалист, который уже совершил все возможные ошибки в своей специальности. (Н. Бор)
Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу. (У. Федер)
Источник нашей мудрости – наш опыт. Источник нашего опыта – наша глупость. (С. Гитри)
Чем тяжелее работа, тем легче на нее устроится. (К. Мелихан)
Заработная плата – мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии. (Д. Тиллмон)
Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
(В. Мейерхольд)
Карьера – чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь. (М. Монро)
Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют. (К. Краус)
То, чему мы учимся в школах и университетах, - это не образование. Это способ получить образование.
(Р. Эмерсон)
Если Вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах на жизнь. (В. Аллен)
Узкий специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.
(Козьма Прутков)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре