Занятие в кружке по развитию речи во 2 в классе "В лесу родилась елочка..."
Краткое описание
Занятия в кружке по развитию речи являются попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников. Исходя из этого, в программе кружка особое место отводится развитию речи, работе со словами. Данное занятие является обобщающим. Хотелось отметить, что на уроке отражена и работа театральной студии – сценка про елочку. Занятие прошло в занимательной, игровой форме, на доступном для детей языке.
Описание
Тема: «В лесу родилась елочка…»
Тип урока: обобщение
Цели и задачи:
— систематизировать полученные знания о многозначных словах, словах-признаках, родственных словах, синонимах, антонимах;
— расширять кругозор, развивать речь детей, обогащать их словарный запас;
— воспитывать чувство прекрасного, любознательность, интерес к русскому слову.
Оборудование: аудиозапись с песенкой «В лесу родиласьелочка..», компьютерная презентация по теме урока, искусственная елка.
Ход урока:
I.Оргмомент
Проверка правильной осанки при посадке.
II.Постановка цели и задач урока
Вводная беседа учителя.
— В некотором царстве,
В некотором государстве
Волнуется народ:
«Скоро, скоро Новый год!»
Будет ель-красавица,
Которая всем нравится,
На ветках ее игрушки,
Бусы, звездочки, хлопушки.
— О чем стихотворение? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Главным украшением Новогодних праздников является елка. Знаете ли вы, что традицию украшать елку на Новый год ввел царь Петр 1?
-А мы с вами уже начали потихоньку готовиться к новогоднему празднику (показ необычной бумажной елки, выполненной коллективно с детьми).
— Вспомните, что помогло создать нам такую красивую и оригинальную елочку? (фантазия, трудолюбие, желание, взаимопомощь.)
— А чтобы было интересней, заглянем в страну «Разноцветных слов» и вспомним то, о чем мы с вами говорили ранее на занятиях по развитию речи.
III.Работа по теме урока.
1) — Послушайте отрывок из стихотворения о зиме и о елке. (рассказывает ниже напечатанное стихотворение заранее подготовленная ученица)
(Слайд №3)
Невесомые хлопья белые
В тишине летят, летят.
Спят деревья поределые,
Сном волшебным лес объят.
Забрела в сугробы елочка,
Призадумалась в снегах.
Изумрудныеиголочки
В серебре и жемчугах.
— О каких хлопьях говорится в отрывке? (ответы детей)
-Как вы понимаете выделенные слова? (анализ выделенных слов).
— Для чего автор использовал эти слова?
— Как называют слова для описания предметов? (слова-признаки)
— Подберите слова-признаки к слову «елка» (ответы детей)
(Слайд №4)
2)- Ребята, мы недавно говорили с вами о словах — родственниках. Чтобы нашей елочке не было обидно, подберем ей родственные слова. (ответы детей)
-А если я подберу слово «ела», это слово будет родственным к слову «ель»? Почему? Какие же слова называют родственными?
2) — Поиграем в игру «Найди лишнее слово» Объясните свой ответ.
(Слайд№5)
Ключ, ручка, стенка, кисть, ель.
- Остальные слова имеют несколько значений. Например, ручка — пишущий предмет и детская ручка.
— Какие слова называют многозначными? (слова, имеющие несколько значений)
— Какие еще многозначные слова вы знаете? (ответы детей)
4)
(Слайд №6)
— Прочтите слова, что интересного заметили? (Это слова, которые имеют одинаковый смысл или значение)
— Для чего в русском языке нужны слова, близкие по своему значению? (ответы детей)
— Расположите слова, близкие по значению в порядке усиления значения:
Стужа, мороз, холод
Влажный, мокрый, сырой
Гореть, пылать, полыхать
Физминутка
Мы заходим с вами в лес,
Сколько здесь полно чудес!
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
(1,2,3)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем хлопков
(1,2,3)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках убежим.
(бег на месте)
Все вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
4) -Отгадайте загадку.
(Слайд №7)
Зимой и летом
Одним цветом.
-Как вы понимаете смысл загадки?
-Какие еще вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, кедр, пихта)
-Эти деревья называют хвойными, т.к. вместо листьев у них хвоинки.
(показ слайдов №8-11)
-Вернемся к загадке. Что интересного вы еще увидели? (слова – противоположные по смыслу зимой — летом)
-Как называют слова, противоположные по смыслу? (слова-антонимы)
Игра «Наоборот»
Скажу я слово «Высоко»,
А ты ответишь…(низко)
Скажу я слово «Далеко»,
А ты ответишь…(близко),
Скажу тебе я слово «Трус»,
Ответишь ты…(храбрец),
Теперь «Начало» я скажу
Ну, отвечай…(конец)
Физминутка для глаз
5) — Хотите поработать в парах? Но сначала повторим правила работы в паре.
(Дети повторяют правила работы в паре)
-Задание: — у вас на столах лежат листочки со словами –антонимами. Соедините противоположные по смыслу слова.
(Слайд №12)
Свет Вечер
Жара Тьма
Утро Холод
Печаль Радость
6) — Ребята, хотите сделать приятное всем, в том числе и елочке? Тогда поиграем в игру «Микрофон». Расскажите все, что знаете или придумаете о елочке (дети берут микрофон и говорят в него все, что знают или придумают о елке)
IV. Самооценка
— Как мы сегодня поработали на уроке? Кого вы хотите отметить? Мне очень понравилась работа всего класса, спасибо всем ученикам! А теперь мы нарядим с вами нашу красавицу елочку ( дети берут по одной игрушке и наряжают елку).
V. Итог урока.
— Что вам понравилось на уроке? Что узнали для себя интересного и полезного?
— В заключении предоставим слово нашим артистам, которые покажут нам спектакль по одноименной сказке «Маленькой елочке хорошо в лесу…»
(Слайд №13)
Сказка «В лесу родилась елочка…»
Действующие лица:
Ведущий;
Елочка;
Лесник;
Дети лесника – мальчик и девочка;
Сорока;
Фея;
Снежинки.
(В середине класса стоит пышная елка, за ней сидит девочка, играющая роль Елочки)
Ведущий: Вот Новый год шагает по планете,
И елки украшают дети.
Фонарики на елочках горят,
Счастливый праздник для ребят!
Зиме мы, Дед морозу рады,
Весельем праздник встретить надо.
С надеждой в Новый год шагаем,
Мы в новогоднюю сказку вас приглашаем!
(Звучит музыка из песни»В лесу родилась елочка…»)
Ведущий:В лесу, недалеко от домика Лесничего, росла Елочка. Взрослые деревья – сосны и ели — издали смотрели на нее и не могли налюбоваться – такая она была красивая.
Елочка: Росла я, как и все елочки в моем возрасте: летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Грелась я на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг меня всегда шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали лесные зверушки, летали птицы. А однажды я познакомилась с настоящим зайцем, который убегая от какого-то зверя, спрятался под моими ветками.
(входит Сорока)
Сорока, раскачивая елку:
Елочка зеленая,
Снегом опушенная,
Смолистая, иглистая,
Колючая, пахучая –
Здравствуй!
Елочка: Здравствуй, Сорока-белобока! Пожалуйста, не раскачивай меня! Ты же сломаешь мою макушку.
Сорока: А на что тебе макушка? Тебя все равно срубят под Новый год!
Елочка:
А зачем меня рубить? Кто это сделает?
Сорока: А кому надо, тот и срубит! Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты. А ты растешь у всех на виду!
Елочка: Но я на этом месте расту уже много лет, и никто меня не трогал!
Сорока: Ну так и тронут!
(Сорока уходит)
Елочка: (плачет)- Неужели сорока сказала правду?
(Звучит вальс снежинок)
(Появляются Фея и Снежинки, кружат в вальсе)
Фея: Хороша, стройна ты, елка,
Зелена твоя иголка,
Мы тебя здесь обогреем,
Защитить тебя сумеем.
Снежинки: Надо елку защищать?
Кто ей будет угрожать?
Фея:Ой, слыхала я, ребята,
Как Сорока говорила.
Елочку хотят срубить,
Расколоть и распилить.
Бросить бедную в костер
И затеять с нами спор.
Знаю, знаю, я ребята.
Где-то они рядом.
Нашу Елочку – красу
Защитить нам надо.
Снежинки: Не позволим нашу елочку пилить!
Хоровод вокруг нее хотим мы здесь водить!
Фея: Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но должна я вам сказать,
Что могу я самых злобных
В самых добрых превращать.
(Фея взмахивает волшебной палочкой и колдует)
Фея: Поколдую я немножко,
Чтобы не было здесь скучно!
(Звучит вальс, Фея и Снежинки уходят)
Елочка: Сегодня 31 декабря. Только бы пережить этот день!
Ведущий: Не успела так подумать Елочка, как увидела приближающегося к ней Лесника и двоих детей. Они шли прямо на нее и в руках у них были легкие цветные шары, серебряные нити дождика и мишуры. А у мальчика в руках была большая звезда.
Лесник: Вот, дети, наша Елочка! Мы ее сейчас будем украшать
(дети наряжают искусственную елку под музыку «В лесу родилась елочка…», нарядив ее, водят хоровод)
Ведущий:И стояла наша Елочка счастливая, счастливая! И как же было хорошо в эту Новогоднюю ночь, как светилась она от счастья!
Девочка: Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя елочка! Мы будем украшать ее каждый год!
Мальчик: Двенадцать месяцев в году
Дарит нам природа,
А в январе мы говорим друг другу:
«С Новым годом!»
Девочка: Успехов вам, хороших всем друзей,
Здоровья крепкого на долгие года!
И в Новый год спешите вы, друзья,
Делать добрые дела!
Тип урока: обобщение
Цели и задачи:
— систематизировать полученные знания о многозначных словах, словах-признаках, родственных словах, синонимах, антонимах;
— расширять кругозор, развивать речь детей, обогащать их словарный запас;
— воспитывать чувство прекрасного, любознательность, интерес к русскому слову.
Оборудование: аудиозапись с песенкой «В лесу родиласьелочка..», компьютерная презентация по теме урока, искусственная елка.
Ход урока:
I.Оргмомент
Проверка правильной осанки при посадке.
II.Постановка цели и задач урока
Вводная беседа учителя.
— В некотором царстве,
В некотором государстве
Волнуется народ:
«Скоро, скоро Новый год!»
Будет ель-красавица,
Которая всем нравится,
На ветках ее игрушки,
Бусы, звездочки, хлопушки.
— О чем стихотворение? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Главным украшением Новогодних праздников является елка. Знаете ли вы, что традицию украшать елку на Новый год ввел царь Петр 1?
-А мы с вами уже начали потихоньку готовиться к новогоднему празднику (показ необычной бумажной елки, выполненной коллективно с детьми).
— Вспомните, что помогло создать нам такую красивую и оригинальную елочку? (фантазия, трудолюбие, желание, взаимопомощь.)
— А чтобы было интересней, заглянем в страну «Разноцветных слов» и вспомним то, о чем мы с вами говорили ранее на занятиях по развитию речи.
III.Работа по теме урока.
1) — Послушайте отрывок из стихотворения о зиме и о елке. (рассказывает ниже напечатанное стихотворение заранее подготовленная ученица)
(Слайд №3)
Невесомые хлопья белые
В тишине летят, летят.
Спят деревья поределые,
Сном волшебным лес объят.
Забрела в сугробы елочка,
Призадумалась в снегах.
Изумрудныеиголочки
В серебре и жемчугах.
— О каких хлопьях говорится в отрывке? (ответы детей)
-Как вы понимаете выделенные слова? (анализ выделенных слов).
— Для чего автор использовал эти слова?
— Как называют слова для описания предметов? (слова-признаки)
— Подберите слова-признаки к слову «елка» (ответы детей)
(Слайд №4)
2)- Ребята, мы недавно говорили с вами о словах — родственниках. Чтобы нашей елочке не было обидно, подберем ей родственные слова. (ответы детей)
-А если я подберу слово «ела», это слово будет родственным к слову «ель»? Почему? Какие же слова называют родственными?
2) — Поиграем в игру «Найди лишнее слово» Объясните свой ответ.
(Слайд№5)
Ключ, ручка, стенка, кисть, ель.
- Остальные слова имеют несколько значений. Например, ручка — пишущий предмет и детская ручка.
— Какие слова называют многозначными? (слова, имеющие несколько значений)
— Какие еще многозначные слова вы знаете? (ответы детей)
4)
(Слайд №6)
— Прочтите слова, что интересного заметили? (Это слова, которые имеют одинаковый смысл или значение)
— Для чего в русском языке нужны слова, близкие по своему значению? (ответы детей)
— Расположите слова, близкие по значению в порядке усиления значения:
Стужа, мороз, холод
Влажный, мокрый, сырой
Гореть, пылать, полыхать
Физминутка
Мы заходим с вами в лес,
Сколько здесь полно чудес!
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
(1,2,3)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем хлопков
(1,2,3)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках убежим.
(бег на месте)
Все вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
4) -Отгадайте загадку.
(Слайд №7)
Зимой и летом
Одним цветом.
-Как вы понимаете смысл загадки?
-Какие еще вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, кедр, пихта)
-Эти деревья называют хвойными, т.к. вместо листьев у них хвоинки.
(показ слайдов №8-11)
-Вернемся к загадке. Что интересного вы еще увидели? (слова – противоположные по смыслу зимой — летом)
-Как называют слова, противоположные по смыслу? (слова-антонимы)
Игра «Наоборот»
Скажу я слово «Высоко»,
А ты ответишь…(низко)
Скажу я слово «Далеко»,
А ты ответишь…(близко),
Скажу тебе я слово «Трус»,
Ответишь ты…(храбрец),
Теперь «Начало» я скажу
Ну, отвечай…(конец)
Физминутка для глаз
5) — Хотите поработать в парах? Но сначала повторим правила работы в паре.
(Дети повторяют правила работы в паре)
-Задание: — у вас на столах лежат листочки со словами –антонимами. Соедините противоположные по смыслу слова.
(Слайд №12)
Свет Вечер
Жара Тьма
Утро Холод
Печаль Радость
6) — Ребята, хотите сделать приятное всем, в том числе и елочке? Тогда поиграем в игру «Микрофон». Расскажите все, что знаете или придумаете о елочке (дети берут микрофон и говорят в него все, что знают или придумают о елке)
IV. Самооценка
— Как мы сегодня поработали на уроке? Кого вы хотите отметить? Мне очень понравилась работа всего класса, спасибо всем ученикам! А теперь мы нарядим с вами нашу красавицу елочку ( дети берут по одной игрушке и наряжают елку).
V. Итог урока.
— Что вам понравилось на уроке? Что узнали для себя интересного и полезного?
— В заключении предоставим слово нашим артистам, которые покажут нам спектакль по одноименной сказке «Маленькой елочке хорошо в лесу…»
(Слайд №13)
Сказка «В лесу родилась елочка…»
Действующие лица:
Ведущий;
Елочка;
Лесник;
Дети лесника – мальчик и девочка;
Сорока;
Фея;
Снежинки.
(В середине класса стоит пышная елка, за ней сидит девочка, играющая роль Елочки)
Ведущий: Вот Новый год шагает по планете,
И елки украшают дети.
Фонарики на елочках горят,
Счастливый праздник для ребят!
Зиме мы, Дед морозу рады,
Весельем праздник встретить надо.
С надеждой в Новый год шагаем,
Мы в новогоднюю сказку вас приглашаем!
(Звучит музыка из песни»В лесу родилась елочка…»)
Ведущий:В лесу, недалеко от домика Лесничего, росла Елочка. Взрослые деревья – сосны и ели — издали смотрели на нее и не могли налюбоваться – такая она была красивая.
Елочка: Росла я, как и все елочки в моем возрасте: летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Грелась я на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг меня всегда шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали лесные зверушки, летали птицы. А однажды я познакомилась с настоящим зайцем, который убегая от какого-то зверя, спрятался под моими ветками.
(входит Сорока)
Сорока, раскачивая елку:
Елочка зеленая,
Снегом опушенная,
Смолистая, иглистая,
Колючая, пахучая –
Здравствуй!
Елочка: Здравствуй, Сорока-белобока! Пожалуйста, не раскачивай меня! Ты же сломаешь мою макушку.
Сорока: А на что тебе макушка? Тебя все равно срубят под Новый год!
Елочка:
А зачем меня рубить? Кто это сделает?
Сорока: А кому надо, тот и срубит! Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты. А ты растешь у всех на виду!
Елочка: Но я на этом месте расту уже много лет, и никто меня не трогал!
Сорока: Ну так и тронут!
(Сорока уходит)
Елочка: (плачет)- Неужели сорока сказала правду?
(Звучит вальс снежинок)
(Появляются Фея и Снежинки, кружат в вальсе)
Фея: Хороша, стройна ты, елка,
Зелена твоя иголка,
Мы тебя здесь обогреем,
Защитить тебя сумеем.
Снежинки: Надо елку защищать?
Кто ей будет угрожать?
Фея:Ой, слыхала я, ребята,
Как Сорока говорила.
Елочку хотят срубить,
Расколоть и распилить.
Бросить бедную в костер
И затеять с нами спор.
Знаю, знаю, я ребята.
Где-то они рядом.
Нашу Елочку – красу
Защитить нам надо.
Снежинки: Не позволим нашу елочку пилить!
Хоровод вокруг нее хотим мы здесь водить!
Фея: Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но должна я вам сказать,
Что могу я самых злобных
В самых добрых превращать.
(Фея взмахивает волшебной палочкой и колдует)
Фея: Поколдую я немножко,
Чтобы не было здесь скучно!
(Звучит вальс, Фея и Снежинки уходят)
Елочка: Сегодня 31 декабря. Только бы пережить этот день!
Ведущий: Не успела так подумать Елочка, как увидела приближающегося к ней Лесника и двоих детей. Они шли прямо на нее и в руках у них были легкие цветные шары, серебряные нити дождика и мишуры. А у мальчика в руках была большая звезда.
Лесник: Вот, дети, наша Елочка! Мы ее сейчас будем украшать
(дети наряжают искусственную елку под музыку «В лесу родилась елочка…», нарядив ее, водят хоровод)
Ведущий:И стояла наша Елочка счастливая, счастливая! И как же было хорошо в эту Новогоднюю ночь, как светилась она от счастья!
Девочка: Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя елочка! Мы будем украшать ее каждый год!
Мальчик: Двенадцать месяцев в году
Дарит нам природа,
А в январе мы говорим друг другу:
«С Новым годом!»
Девочка: Успехов вам, хороших всем друзей,
Здоровья крепкого на долгие года!
И в Новый год спешите вы, друзья,
Делать добрые дела!
09 января 2013
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей