Историческое краеведение
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность основного общего образования)
просмотров: 4367
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
Историческое краеведение
Рабочая учебная программа
5 – 7 классы
Элективные курсы
Составила:
Учитель химии
МБОУ «СОШ №77»
Гостюнина
Наталия
Владимировна
Кемерово
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Законом Кемеровской области от 28 декабря 2000г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области».
Данная программа рассчитана на 105 учебных часов (1 час в неделю) для обучающихся 5 – 7 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье.
Программа курса «Историческое краеведение» ориентирована на изучение истории, флоры и фауны Кемеровской области.
Актуальность программы в том, что ее составные части представляют единую линию в преподавании с 5 по 7 класс.
Программа построена так, чтобы учащийся через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от него соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой работы, воспитание любви и уважения к животному и растительному миру Кузбасса.
Представленный курс по «Краеведению» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: природоведение, история, биология, география.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки – лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в музеи. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Кемеровской области и контурные карты.
Цель курса:
-
патриотическое и гражданское воспитание;
-
формирование активной гражданской позиции;
-
общее и творческое развитие личности, развитие познавательных интересов;
-
подготовка к активной социальной жизни, развитие инициативы и самостоятельности учащихся.
Задачи курса:
-
социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию, укрепление семейных связей);
-
обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей Кемеровской области; изучение основ поисковой работы);
-
познавательные (формировать навыки работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью);
-
развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность, Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.);
-
мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).
Курс способствует:
-
максимальной активизации познавательной деятельности учащихся;
-
формированию у них навыков и умений самостоятельной работы;
-
развитию исторического мышления
К ожидаемым результатам следует отнести:
-
факт осознанного продолжения изучения истории края и истории вообще;
-
высокий уровень познавательной активности;
-
толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания;
-
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
-
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческой группе.
Формы контроля:
-
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
-
презентации проектов учащихся; выставки рисунков и фотографий учащихся;
-
интеллектуальные игры, анкетирование.
Материально-техническое обеспечение:
-
наличие музея в школе;
-
компьютеры;
-
видеоаппаратура
-
телевизор;
-
фотоаппарат;
-
учебное оборудование (исторические и географические карты, компасы, планшеты для практических работ и т.д.)
Основное содержание курса.
Курс «Историческое краеведение» рассчитан на 3 года. Изучение с 5 по 7 класс (35 часа в год, 1 час в неделю). Содержание курса развивается и углубляется от класса к классу с учетом возраста учащихся.
Курс краеведения 5-го класса «Мой дом. Моя родословная» (таблица 1) предполагает, что учащиеся должны знать суть понятия «краеведение», его основные направления, источники комплексного изучения края и родословную своей семьи. Должны уметь находить свою местность на карте Кемеровской области и России, вести наблюдение, поиск и описание объектов своей местности, используя элементы исследовательской деятельности.
6 класс «Природа Кемеровской области». (таблица 2) Курс включает в себя знания особенности географического положения, административное деление, природные зоны и экономические проблемы. В программе 6 класса большое внимание уделено самостоятельной работе учащихся по сбору информации, которая затем обрабатывается и служит материалом для последующих уроков и классов.
Материал 7 класса посвящен изучению Кемеровской области. Он включает в себя знания по географии, биологии, экологии, истории своего города и района, этапах развития, выдающихся людях. Большая часть уроков посвящена истории края: этапы заселения, особенности быта, традиции и обряды. Вырабатываются умения работы с картой (географический и этнографический атласы), самостоятельной работы с историческими источниками по истории края, художественной и иной литературой.
Таблица 1- Рабочая программа по краеведению (5 класс). Тематический план
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Характер занятий |
1 |
Введение. Понятие краеведение |
1 |
Беседа |
2 |
Родной край – частица мира. Карта своей местности. Основные населенные пункты. Знаменитые места. |
3 |
Беседа. Работа с картой Кемеровской области |
3 |
Осенний лес (составление гербария). Правила сбора и оформления. |
2 |
Практическая часть |
4 |
Экскурсия в «Комсомольский парк» |
2 |
Наблюдения |
5 |
Я рисую (рисунки, зарисовки картин леса и окружающей природы). |
2 |
Практическая работа |
6 |
Природа вокруг нас. Растительный и животный мир Кузбасса |
4 |
Беседа |
7 |
Обобщающее занятие |
1 |
|
8 |
Моя родословная. Генеалогическое дерево. |
1 |
Беседа |
9 |
Составление генеалогического дерева своей семьи |
1 |
Практическая работа |
10 |
Я и мое имя |
1 |
Рассказ-беседа |
11 |
Я и мои родители |
1 |
Урок-практикум |
12 |
Мои бабушка и дедушка |
2 |
Урок-практикум |
13 |
Происхождение своей фамилии |
2 |
Творческая работа |
14 |
История моей семьи в фотографиях |
2 |
Творческая работа |
15 |
Семейная реликвия |
2 |
Творческая работа |
16 |
Легенды и предания |
1 |
Беседа |
17 |
Традиции моей семьи |
1 |
Беседа |
18 |
Наш быт и быт наших предков |
1 |
Рассказ-беседа |
19 |
Экскурсия в краеведческий музей |
2 |
Практическое занятие |
20 |
Народное творчество |
1 |
Беседа |
21 |
Обобщение. Комплексное изучение родного края |
2 |
беседа |
|
Итого |
35 |
|
Таблица 2 - Рабочая программа по краеведению (6 класс). Тематический план
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Форма проведения |
Форма контроля |
1 |
Введение |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Фронтальный устный опрос по вопросам темы |
2 |
Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса |
2 |
Лекция с элементами беседы, конспектирование, демонстрация |
Тестовые задания |
3 |
План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности. |
2 |
Построение простейших планов |
Проверка работы |
4 |
Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ |
2 |
Практикум, работа с контурными картами |
проверка работы на к.к. |
5 |
Полезные ископаемые. Кузнецкие угли – наше главное богатство |
3 |
Практикум, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа с контурной картой |
|
6 |
Экскурсия в краеведческий музей |
2 |
|
|
7 |
Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края. |
3 |
Работа по Атласу Кемеровской области |
Устный опрос |
8 |
Краеведческая викторина «Тропами родного края» |
1 |
Ролевая игра, работа с краеведческой литературой |
|
9 |
Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой |
2 |
Лекция |
Устный опрос. Проверка ведения календаря природы |
10 |
Почвы родного края. Растительный и животный мир на территории Кемеровской области. |
2 |
Лекция |
Устный опрос |
11 |
Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего района |
1 |
Подготовка опережающих заданий, творческие задания уч-ся |
|
12 |
Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» |
1 |
Презентации уч-ся |
|
13 |
Историко-этнографический музей-заповедник «Томская писаница» |
1 |
Подготовка творческих заданий, демонстрация видео, слайдов |
|
14 |
|
1 |
Лекция, конспектирование, работа с атласами, контурными картами |
Проверка к.к., устный опрос по вопросам темы |
15 |
|
1 |
Видеоурок, работа с краеведческой литературой |
Тестовый письменный контроль |
16 |
|
1 |
|
|
17 |
Топонимика Кемеровской области |
2 |
Лекция, конспектирование. творческие задания уч-ся |
Проверка сообщений уч-ся |
18 |
Красная книга Кузбасса |
2 |
Практикум, с элементами опережающих заданий уч-ся |
|
19 |
Охраняемые животные и растения области |
|
Практикум, демонстрация слайдов |
Тестовый контроль |
20 |
Города Кемеровской области |
2 |
Работа с краеведческой литературой |
|
21 |
Обобщение знаний (урок-игра) |
1 |
|
|
|
Итого: |
35 |
|
|
Таблица 3 - Рабочая программа по краеведению (7 класс). Тематический план
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Форма проведения |
Форма контроля |
1 |
Кузнецкая земля в древности. Люди каменного века. Томская писаница. |
2 |
Лекция, работа с картой |
викторина |
2 |
Народы нашего края. Тагарцы и таштыки. Тюрки и их потомки |
3 |
Беседа |
Устный опрос |
3 |
Кузнецкий Острог. Крещение шорцев и телеутов |
2 |
Беседа |
Устный опрос |
4 |
Развитие феодальных отношений в Кузбассе. Крепостное право. Первые рудники |
2 |
Лекция, творческие задания учащихся |
Заслушивание сообщений |
5 |
Московско-Сибирский тракт |
2 |
Мини-рефераты |
Заслушивание сообщений |
6 |
Развитие золотопромышленности в Кузбассе |
2 |
Работа с контурной картой |
|
7 |
Исследователи Кузнецкой земли |
2 |
Доклады, работа с картой |
Заслушивание сообщений |
8 |
Развитие капитализма в Кузбассе |
2 |
Семинар, беседа |
|
9 |
Культура Кузбасса |
2 |
Лекция |
Тест |
10 |
Сибирская железная дорога |
2 |
Работа с документами |
|
11 |
Кузбасс в начале ХХ века |
2 |
Работа с картой |
|
12 |
Кузбасс в годы первой революции |
2 |
Беседа |
Самостоятельная работа |
13 |
Столыпинская аграрная политика в Сибири |
2 |
Семинар |
Тест |
14 |
Рабочее движение в Кузбассе |
2 |
Рефераты |
Заслушивание сообщений |
15 |
Двоевластие в Кузбассе |
2 |
Собеседование |
|
16 |
Установление Советской власти |
2 |
Семинар |
Тест |
17 |
Гражданская война в Кузбассе |
1 |
семинар |
|
|
Зачет |
1 |
|
|
|
Итого |
35 |
|
|
Список литературы
-
Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 143с.
-
Балибалов, И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра / И. А. Балибалов. – Изд. перераб. и доп. – Кемерово: Кн. изд-во, 1982. – 144 с.
-
Экономическая география Кузбасса: Пособие для сред. шк. / А. И. Ильичев, Л. И. Соловьев – Кемерово: Кн. изд-во, 1989. – 198 с.
-
Из кузнецкой старины: Историко-краеведческий сборник. Вып. 1/под общей редакцией Ю.В.Ширина. – Новокузнецк: Полиграфист, 2010. – 188с.
-
Ильичёв А.И. География Кемеровской области / А.И. Ильичёв, Л.И. Соловьёв. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1994. – 210с.
-
Историческая энциклопедия Кузбасса. Том I. – Познань: Издательский концерн Штама, 1996. – 376с.
-
Конюхов И.С. Кузнецкая летопись / И.С. Конюхов. – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. – 130с.
-
Коцюба Д.В. Краеведение в воспитание учащихся / Д.В. Коцюба. – М.: Просвещение, 1965. – 112с.
-
Коцюба Д.В. История Кузбасса / Д.В. Коцюба. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1987. – 106с.
-
Красная книга Кемеровской области. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 426с.
-
Крылов Г.В. Исследователи Кузбасса / Г.В. Крылов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1983. – 234с.
-
Региональный компонент в содержании общего и дополнительного образования / под ред. Г.А. Вержицкий, С.В. Кривых. – Новокузнецк: ИПК, 2000. – 151с.
-
Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа. – Кемерово: «СКИФ-«Кузбасс», 2006
-
Соловьёв Л.И. Живи, Кузнецкая земля! / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. – 186с.
-
Соловьев Л.И. Краеведческие игры. – Кемерово, 1998. – 327с.
-
Шабалин В.М. Тайны имён земли Кузнецкой. Кемерово, 1994
-
Шемелев, В. И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права / А. И. Шемелев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 174с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»