Рабочая программа. Предмет факультатив "Я - гражданин России". Класс 3
«ПРИНЯТО» Руководитель МО ___________._________ Протокол № ___ от ________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» _______________________ Приказ №_______ от __________ |
Рабочая программа Предмет ____факультатив «Я – гражданин России»___________
Класс ___3___
Срок реализации 2012 — 2013… учебный год
Количество часов: 32__; в неделю _1_ час
Планирование составлено на основе программы начального____общего образования по изобразительному искусству (автор Н. Я. Чутко)_____________ федерального___компонента государственного стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова) Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 _______________
Учебник _________________________________________________ _________
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной карегории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)
Рубцовск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Я – гражданин России Автор Н. Я. Чутко В системе Л.В. Занкова существенная роль в процессе расширения возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии отводится интегративным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности. Интегрированный курс «Окружающий мир» объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя в сознании ребенка целостную картину мира (чему Л.В. Занков, раскрывая общее развитие младших школьников, придавал особое значение). Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает необходимость создания факультативных курсов, в частности, факультативного курса «Я — гражданин России». Цель курса — расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир». Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи: ■ содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира; ■ воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны; ■ помощь в понимании своей причастности государству, представляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания; ■ воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека; ■ обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их осмыслении — содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей). Курс «Я — гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия «Я — гражданин России (Я — моя страна — мой мир)», в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов. Вторая часть курса изучается в 4 классе. Здесь линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Я — гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)», который может быть использован на уроках, непосредственно посвященных окружающему миру, но в основном на факультативных занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (32 часа) Раздел 1. Я живу в России (7 часов) Современная карта России. Москва — столица России. Россия — многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев — на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные — на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника (на отдельных примерах). Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 часов) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления о мире. Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой (6 часов) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Раздел 4. Россия и мир (10 часов) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество. Заключение (1 час) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
· владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установление причинно – следственных связей, закономерностей;
· знать/ понимать
— значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России, наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
· уметь:
— использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах;
- пользоваться картой;
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны, ряда других стран, родного края
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1. Чутко Н. Я. Я – гражданин России. Учебное пособие для 3 класса — Самара: Учебная литература: «Фёдоров».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учащихся:
2. Чутко Н. Я., Авдейчук Н. Г. Методические пояснения к учебнику – хрестоматии «Я – гражданин России». 3 кл. — Самара: Учебная литература: «Фёдоров».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. | Я живу в России | 7 | 01.09.12 13.10.13 | |||
2. | Без прошлого нет настоящего и будущего | 8 | 20.10.12 15.12.13 | |||
3. | Как далёкая Россия становится близкой | 6 | 22.12.12 02.02.13 | |||
4. | Россия и мир | 10 | 09.02.13 04.05.13 | |||
5. | Заключение. | 1 | 11.05.13 | |||
Итого: | 32 | |||||
6. | Резерв | 2 | 18.05.13 25.05.13 |
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы | Тема урока |
Количество часов |
Применение ЦОР |
Используемое оборудование |
2 1 |
1-я чет. 01.09.12 |
Я живу в России От Москвы и до окраин | физическая карта России | |||
2 | 08.09.12 | Москва – столица России. | Видеофрагмент | проектор | ||
3. | 15.09.12 | Россия — многонациональное государство | карта | |||
4. | 22.09.12 | Народы России | Видеофрагмент | проектор | ||
5 | 29.09.12 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях… | презентация | проектор | ||
6 | 06.10.12 | Праздники России. | Видеофрагмент | проектор | ||
7 | 13.10.12 | Гражданин России | хрестоматия | |||
8 | 20.10.12 |
Без прошлого нет настоящего и будущего. Самое необычное на Земле. | презентация | проектор | ||
9 | 27.10.12 | Как настоящее связано с прошлым | Видеофрагмент | проектор | ||
10 |
2-я чет. 10.11.12 | Наука о происхождении и становлении человека. | хрестоматия | |||
11 | 17.11.12 | Наука о происхождении и становлении человека. | хрестоматия | |||
12 | 24.11.12 | Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека. | Видеофрагмент | проектор | ||
13 | 01.12.12 | Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека. | Видеофрагмент | проектор | ||
14 | 08.12.12 | Библейские представления о происхождении мира и человека | Видеофрагмент | проектор | ||
15 | 15.12.12 | Библейские представления о происхождении мира и человека | Видеофрагмент | проектор | ||
16 | 22.12.12 |
Как далёкая Россия становится близкой. Как воскресить прошлое. Археология. | презентация | проектор | ||
17. | 29.12.12 | Как воскресить прошлое. Этнография. | энциклопедический словарь | |||
18. |
3-я чет. 12.01.13 | Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. | энциклопедический словарь | |||
19 | 19.01.13 | Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. | энциклопедический словарь | |||
20 | 26.01.13 | Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. | энциклопедический словарь | |||
21 | 02.02.13 | Письменность. | Видеофрагмент | проектор | ||
22 | 09.02.13 | Время и пространство. | хрестоматия | |||
23 | 16.0213 |
Россия и мир. Мы все разные | презентация | проектор | ||
24 | 02.03.13 | Чудеса света. | Видеофрагмент | проектор | ||
25 | 09.03.13 | Сохранить прекрасное, вечное | Видеофрагмент | проектор | ||
26 | 16.03.13 | Сохранить прекрасное, вечное | Видеофрагмент | проектор | ||
27 |
4-я чет. 06.04.13 | Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир. | Видеофрагмент | проектор | ||
28 | 13.04.13 | Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир | Видеофрагмент | проектор | ||
29 | 20.04.13 | Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа | Видеофрагмент | проектор | ||
30 | 27.04.13 | Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа. | Видеофрагмент | проектор | ||
31 | 04.05.13 | Международное сотрудничество. | хрестоматия | |||
32 | 11.05.13 | Россия — моя Родина. | Видеофрагмент | проектор | ||
Итого: 32 часа | ||||||
33. 34 | 18.05.13 25.05.13 | Резерв 2 часа |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО» Руководитель МО ___________._________ Протокол № ___ от ________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» _______________________ Приказ №_______ от __________ |
Рабочая программа
Предмет ____факультатив «Я – гражданин России»___________
Класс ___3___
Срок реализации 2012…- 2013… учебный год
Количество часов: 32__; в неделю _1_ час
Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по изобразительному искусству (автор Н. Я Чутко)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова) Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 _______________
Учебник __________________________________________________________
Составитель _Захарова Л. В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной карегории
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
Рубцовск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Я – гражданин России
Автор
Н. Я. Чутко
В системе Л.В. Занкова существенная роль в процессе расширения возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии отводится интегративным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности.
Интегрированный курс «Окружающий мир» объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя в сознании ребенка целостную картину мира (чему Л.В. Занков, раскрывая общее развитие младших школьников, придавал особое значение).
Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает необходимость создания факультативных курсов, в частности, факультативного курса «Я - гражданин России».
Цель курса - расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
■ содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;
■ воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны;
■ помощь в понимании своей причастности государству, представляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;
■ воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
■ обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их осмыслении - содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).
Курс «Я - гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия «Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир)», в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов.
Вторая часть курса изучается в 4 классе. Здесь линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)», который может быть использован на уроках, непосредственно посвященных окружающему миру, но в основном на факультативных занятиях.
Раздел 1. Я живу в России (7 часов)
Современная карта России. Москва - столица России. Россия - многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев - на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка - младшего школьника (на отдельных примерах).
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления о мире.
Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта).
Раздел 4. Россия и мир (10 часов)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура
на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Заключение (1 час)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
-
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установление причинно – следственных связей, закономерностей;
-
знать/ понимать
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России, наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
-
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах;
- пользоваться картой;
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны, ряда других стран, родного края
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
-
Чутко Н. Я. Я – гражданин России. Учебное пособие для 3 класса - Самара: Учебная литература: «Фёдоров».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учащихся:
-
Чутко Н. Я. , Авдейчук Н. Г. Методические пояснения к учебнику – хрестоматии «Я – гражданин России». 3 кл. - Самара: Учебная литература: «Фёдоров».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. |
Я живу в России |
7 |
01.09.12 13.10.13 |
|
|
|
2. |
Без прошлого нет настоящего и будущего |
8 |
20.10.12 15.12.13 |
|
|
|
3. |
Как далёкая Россия становится близкой |
6 |
22.12.12 02.02.13 |
|
|
|
4. |
Россия и мир |
10 |
09.02.13 04.05.13 |
|
|
|
5. |
Заключение. |
1 |
11.05.13 |
|
|
|
|
Итого: |
32 |
|
|
|
|
6. |
Резерв |
2 |
18.05.13 25.05.13 |
|
|
|
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы |
Тема урока |
Количество часов |
Применение ЦОР
|
Используемое оборудование |
2 1 |
1-я чет. 01.09.12 |
|
Я живу в России От Москвы и до окраин |
|
|
физическая карта России |
2 |
08.09.12 |
|
Москва – столица России. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
3. |
15.09.12 |
|
Россия - многонациональное государство |
|
|
карта |
4. |
22.09.12 |
|
Народы России |
|
Видеофрагмент |
проектор |
5 |
29.09.12 |
|
Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях… |
|
презентация |
проектор |
6 |
06.10.12 |
|
Праздники России. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
7 |
13.10.12 |
|
Гражданин России |
|
|
хрестоматия |
8 |
20.10.12 |
|
Без прошлого нет настоящего и будущего. Самое необычное на Земле. |
|
презентация |
проектор |
9 |
27.10.12 |
|
Как настоящее связано с прошлым |
|
Видеофрагмент |
проектор |
10 |
2-я чет. 10.11.12 |
|
Наука о происхождении и становлении человека. |
|
|
хрестоматия |
11 |
17.11.12 |
|
Наука о происхождении и становлении человека. |
|
|
хрестоматия |
12 |
24.11.12 |
|
Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
13 |
01.12.12 |
|
Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
14 |
08.12.12 |
|
Библейские представления о происхождении мира и человека |
|
Видеофрагмент |
проектор |
15 |
15.12.12 |
|
Библейские представления о происхождении мира и человека |
|
Видеофрагмент |
проектор |
16 |
22.12.12 |
|
Как далёкая Россия становится близкой. Как воскресить прошлое. Археология. |
|
презентация |
проектор |
17. |
29.12.12 |
|
Как воскресить прошлое. Этнография. |
|
|
энциклопедический словарь |
18. |
3-я чет. 12.01.13 |
|
Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. |
|
|
энциклопедический словарь |
19 |
19.01.13 |
|
Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. |
|
|
энциклопедический словарь |
20 |
26.01.13 |
|
Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. |
|
|
энциклопедический словарь |
21 |
02.02.13 |
|
Письменность. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
22 |
09.02.13 |
|
Время и пространство. |
|
|
хрестоматия |
23 |
16.0213 |
|
Россия и мир. Мы все разные |
|
презентация |
проектор |
24 |
02.03.13 |
|
Чудеса света. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
25 |
09.03.13 |
|
Сохранить прекрасное, вечное |
|
Видеофрагмент |
проектор |
26 |
16.03.13 |
|
Сохранить прекрасное, вечное |
|
Видеофрагмент |
проектор |
27 |
4-я чет. 06.04.13 |
|
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
28 |
13.04.13 |
|
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир |
|
Видеофрагмент |
проектор |
29 |
20.04.13 |
|
Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа |
|
Видеофрагмент |
проектор |
30 |
27.04.13 |
|
Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
31 |
04.05.13 |
|
Международное сотрудничество. |
|
|
хрестоматия |
32 |
11.05.13 |
|
Россия - моя Родина. |
|
Видеофрагмент |
проектор |
|
|
|
Итого: 32 часа |
|
|
|
33. 34 |
18.05.13 25.05.13 |
|
Резерв 2 часа |
|
|
|
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»