В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа. Предмет факультатив "Я - гражданин России". Класс 3

Рабочая программа. Предмет факультатив "Я - гражданин России". Класс 3

Лариса Захарова
Тип материала: Планирование
просмотров: 10098
Краткое описание
Тематическое планирование факультативного курса "Я - гражданин России". Автор программы Н. Я. Чутко.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО»
Руководитель МО
___________._________
Протокол № ___ от ________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Гимназия №3»
 _______________________
Приказ №_______ от __________


Рабочая программа  Предмет ____факультатив «Я – гражданин России»___________

 Класс  ___3___

Срок реализации 2012 — 2013… учебный год

Количество часов: 32__; в неделю _1_ час

Планирование составлено на основе  программы начального____общего образования по изобразительному искусству (автор Н. Я. Чутко)_____________ федерального___компонента государственного стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова) Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 _______________
Учебник _________________________________________________ _________
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной карегории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)
Рубцовск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Я – гражданин России Автор Н. Я. Чутко В системе Л.В. Занкова существенная роль в процессе расширения возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии отводится интегративным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности. Интегрированный курс «Окружающий мир» объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя в сознании ребенка целостную картину мира (чему Л.В. Занков, раскрывая общее развитие младших школьников, придавал особое значение). Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает необходимость создания факультативных курсов, в частности, факультативного курса «Я — гражданин России». Цель курса — расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир». Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи: ■ содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира; ■ воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны; ■ помощь в понимании своей причастности государству, представляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания; ■ воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека; ■ обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их осмыслении — содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей). Курс «Я — гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия «Я — гражданин России (Я — моя страна — мой мир)», в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов. Вторая часть курса изучается в 4 классе. Здесь линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Я — гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)», который может быть использован на уроках, непосредственно посвященных окружающему миру, но в основном на факультативных занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (32 часа) Раздел 1. Я живу в России (7 часов) Современная карта России. Москва — столица России. Россия — многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев — на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные — на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника (на отдельных примерах). Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 часов) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления о мире. Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой (6 часов) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Раздел 4. Россия и мир (10 часов) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество. Заключение (1 час) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
· владеть общеучебными умениями:
 - наблюдения, слушания, чтения;
 - классификации и обобщения;
 - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно содержательным особенностям учебной деятельности);
 - пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
 - установление причинно – следственных связей, закономерностей;
· знать/ понимать
— значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России, наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
· уметь:
— использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
 - ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах;
 - пользоваться картой;
 - рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны, ряда других стран, родного края
 - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

1. Чутко Н. Я. Я – гражданин России. Учебное пособие для 3 класса — Самара: Учебная литература: «Фёдоров».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учащихся:

2. Чутко Н. Я., Авдейчук Н. Г. Методические пояснения к учебнику – хрестоматии «Я – гражданин России». 3 кл. — Самара: Учебная литература: «Фёдоров».

Тематическое планирование

Название раздела программы
Количество часов
Сроки изучения раздела
Кол-во лабораторных и практических работ
Кол-во контрольных работ
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи
1.
Я живу в России
7
01.09.12 13.10.13



2.
Без прошлого нет настоящего и будущего
8
20.10.12
15.12.13



3.
Как далёкая Россия становится близкой
6
22.12.12
02.02.13



4.
Россия и мир
10
09.02.13
04.05.13



5.
Заключение.
1
11.05.13




Итого:
32




6.
Резерв
2
18.05.13
25.05.13




Календарное планирование
№ урока
Дата
Корректировка программы
Тема урока Количество часов
Применение ЦОР

Используемое оборудование
2
1
1-я чет.
01.09.12

Я живу в России
От Москвы и до окраин


физическая карта России
2
08.09.12

Москва – столица России.

Видеофрагмент
проектор
3.
15.09.12

Россия — многонациональное государство


карта
4.
22.09.12

Народы России

Видеофрагмент
проектор
5
29.09.12

Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях…

презентация
проектор
6
06.10.12

Праздники России.

Видеофрагмент
проектор
7
13.10.12

Гражданин России


хрестоматия
8
20.10.12

Без прошлого нет настоящего и будущего.
Самое необычное на Земле.

презентация
проектор
9
27.10.12

Как настоящее связано с прошлым

Видеофрагмент
проектор

10
2-я чет.
10.11.12

Наука о происхождении и становлении человека.


хрестоматия
11
17.11.12

Наука о происхождении и становлении человека.


хрестоматия
12
24.11.12

Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека.

Видеофрагмент
проектор
13
01.12.12

Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека.

Видеофрагмент
проектор
14
08.12.12

Библейские представления о происхождении мира и человека

Видеофрагмент
проектор
15
15.12.12

Библейские представления о происхождении мира и человека

Видеофрагмент
проектор
16
22.12.12

Как далёкая Россия становится близкой.
Как воскресить прошлое. Археология.

презентация
проектор
17.
29.12.12

Как воскресить прошлое. Этнография.


энциклопедический словарь

18.
3-я чет.
12.01.13

Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.


энциклопедический словарь
19
19.01.13

Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.


энциклопедический словарь
20
26.01.13

Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.


энциклопедический словарь
21
02.02.13

Письменность.

Видеофрагмент
проектор
22
09.02.13

Время и пространство.


хрестоматия
23
16.0213

Россия и мир.
Мы все разные

презентация
проектор
24
02.03.13

Чудеса света.

Видеофрагмент
проектор
25
09.03.13

Сохранить прекрасное, вечное

Видеофрагмент
проектор
26
16.03.13

Сохранить прекрасное, вечное

Видеофрагмент
проектор

27
4-я чет.
06.04.13

Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.

Видеофрагмент
проектор
28
13.04.13

Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир

Видеофрагмент
проектор
29
20.04.13

Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа

Видеофрагмент
проектор
30
27.04.13

Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа.

Видеофрагмент
проектор
31
04.05.13

Международное сотрудничество.


хрестоматия
32
11.05.13

Россия — моя Родина.

Видеофрагмент
проектор



Итого: 32 часа



33.
34
18.05.13
25.05.13

Резерв 2 часа



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа факультатива Я - гражданин России для сайта.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска





«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

___________._________

Протокол № ___ от ________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3»

_______________________

Приказ №_______ от __________




Рабочая программа

Предмет ____факультатив «Я – гражданин России»___________


Класс ___3___

Срок реализации 2012…- 2013… учебный год



Количество часов: 32__; в неделю _1_ час



Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по изобразительному искусству (автор Н. Я Чутко)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова) Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 _______________




Учебник __________________________________________________________





Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной карегории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)







Рубцовск, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Я – гражданин России

Автор

Н. Я. Чутко

В системе Л.В. Занкова существенная роль в процессе расширения возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии отводится интегративным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности.

Интегрированный курс «Окружающий мир» объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя в сознании ребенка целостную картину мира (чему Л.В. Занков, раскрывая общее развитие младших школьников, придавал особое значение).

Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает необходимость создания факультативных курсов, в частности, факультативного курса «Я - гражданин России».

Цель курса - расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;

воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны;

помощь в понимании своей причастности государству, представляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;

воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их осмыслении - содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).

Курс «Я - гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия «Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир)», в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов.

Вторая часть курса изучается в 4 классе. Здесь линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)», который может быть использован на уроках, непосредственно посвященных окружающему миру, но в основном на факультативных занятиях.





























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (32 часа)

Раздел 1. Я живу в России (7 часов)

Современная карта России. Москва - столица России. Россия - многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев - на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка - младшего школьника (на отдельных примерах).

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 часов)

Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления о мире.

Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта).

Раздел 4. Россия и мир (10 часов)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура

на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Заключение (1 час)



















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО КЛАССА


ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

  • владеть общеучебными умениями:

- наблюдения, слушания, чтения;

- классификации и обобщения;

- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно содержательным особенностям учебной деятельности);

- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;

- установление причинно – следственных связей, закономерностей;

  • знать/ понимать

- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России, наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;

  • уметь:

- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах;

- пользоваться картой;

- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны, ряда других стран, родного края

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.


Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:


  1. Чутко Н. Я. Я – гражданин России. Учебное пособие для 3 класса - Самара: Учебная литература: «Фёдоров».




Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учащихся:


  1. Чутко Н. Я. , Авдейчук Н. Г. Методические пояснения к учебнику – хрестоматии «Я – гражданин России». 3 кл. - Самара: Учебная литература: «Фёдоров».






Тематическое планирование


Название раздела программы

Количество часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Я живу в России

7

01.09.12 13.10.13




2.

Без прошлого нет настоящего и будущего

8

20.10.12

15.12.13




3.

Как далёкая Россия становится близкой

6

22.12.12

02.02.13




4.

Россия и мир

10

09.02.13

04.05.13




5.

Заключение.

1

11.05.13





Итого:

32





6.

Резерв

2

18.05.13

25.05.13






























Календарное планирование


урока

Дата

Корректировка программы

Тема урока

Количество часов

Применение ЦОР


Используемое оборудование

2

1

1-я чет.

01.09.12


Я живу в России

От Москвы и до окраин



физическая карта России

2

08.09.12


Москва – столица России.


Видеофрагмент

проектор

3.

15.09.12


Россия - многонациональное государство



карта

4.

22.09.12


Народы России


Видеофрагмент

проектор

5

29.09.12


Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях…


презентация

проектор

6

06.10.12


Праздники России.


Видеофрагмент

проектор

7

13.10.12


Гражданин России



хрестоматия

8

20.10.12


Без прошлого нет настоящего и будущего.

Самое необычное на Земле.


презентация

проектор

9

27.10.12


Как настоящее связано с прошлым


Видеофрагмент

проектор


10

2-я чет.

10.11.12


Наука о происхождении и становлении человека.



хрестоматия

11

17.11.12


Наука о происхождении и становлении человека.



хрестоматия

12

24.11.12


Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека.


Видеофрагмент

проектор

13

01.12.12


Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека.


Видеофрагмент

проектор

14

08.12.12


Библейские представления о происхождении мира и человека


Видеофрагмент

проектор

15

15.12.12


Библейские представления о происхождении мира и человека


Видеофрагмент

проектор

16

22.12.12


Как далёкая Россия становится близкой.

Как воскресить прошлое. Археология.


презентация

проектор

17.

29.12.12


Как воскресить прошлое. Этнография.



энциклопедический словарь


18.

3-я чет.

12.01.13


Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.



энциклопедический словарь

19

19.01.13


Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.



энциклопедический словарь

20

26.01.13


Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.



энциклопедический словарь

21

02.02.13


Письменность.


Видеофрагмент

проектор

22

09.02.13


Время и пространство.



хрестоматия

23

16.0213


Россия и мир.

Мы все разные


презентация

проектор

24

02.03.13


Чудеса света.


Видеофрагмент

проектор

25

09.03.13


Сохранить прекрасное, вечное


Видеофрагмент

проектор

26

16.03.13


Сохранить прекрасное, вечное


Видеофрагмент

проектор


27

4-я чет.

06.04.13


Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.


Видеофрагмент

проектор

28

13.04.13


Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир


Видеофрагмент

проектор

29

20.04.13


Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа


Видеофрагмент

проектор

30

27.04.13


Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа.


Видеофрагмент

проектор

31

04.05.13


Международное сотрудничество.



хрестоматия

32

11.05.13


Россия - моя Родина.


Видеофрагмент

проектор




Итого: 32 часа




33.

34

18.05.13

25.05.13


Резерв 2 часа
























Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос