Рабочая программа. Предмет литературное чтение. Класс 3
«ПРИНЯТО» Руководитель МО ________________ Протокол № ____ от ______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________ приказ № ______ от _____________ |
Рабочая программа Предмет ____литературное чтение ___________
Класс ___3___
Срок реализации 2012…- 2013… учебный год
Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа
Планирование составлено на основе программы начального____общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________
Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 кл. — Самара: Федоров, ____
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория) Рубцовск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Литературное чтение Авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла — развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове — в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цельлитературного образования в школе — воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель — воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. В основе данного курса лежит единый методологический подход — изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики — художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа — это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства — в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса — осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника. Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является: 1) выстроенная логика знакомства младших школьников с осо-бенностями литературы как искусства; 2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений — на уровне представлений без обязательного запоминания; 3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения. Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир — мир природы, людей и искусства, мир чувств. Таким образом,задачами начального курса литературы являются: ■ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; ■ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; ■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора — интересным; ■ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями; ■ развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему). Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению. Методика работы с текстом учитывает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения. Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» — все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией — как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать — одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания. Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора — это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка». В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. В 3 классепродолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (102 часа) Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты). Дальнейшее развитие представлений онародной и авторской сказке Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом.Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.
Былина как эпический жанр.Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье — промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характераи мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета(без употребления термина, называя эпитет «определением»), контрастау звукописи, неологизмов(без употребления термина), гиперболы и повтора. Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Требования к ровню подготовки обучающихся к концу третьего класса Обучающиеся должны
иметь представление
— об особенностях устного творчества по сравнению с литературным; - об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; — об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; - об особенностях жанра басни; знать: — наизусть 10 – 12 стихотворений разных авторов; - имена 4 – 5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4 -5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; уметь: - читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 – 80 слов в минуту; - различать малые жанры фольклора; - находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе; - отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; - характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; - выявлять авторское отношение к герою; - рассказывать о любимом литературном герое; - устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника). -
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 кл. — Самара: Федоров, 2011
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:
1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 3 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Малаховская О. В., Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. | Корни есть не только у дерева | 12 | 03.09.12 – 28.09.12 | |||
2. | В жизни всегда есть место подвигу | 4 | 01. 10.12 – 08.10.12 | |||
3. | Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками | 9 | 10.10.12 – 07.11.12 | |||
4. | Такой незнакомый знакомый мир | 8 | 09.11.12 – 26.11.12 | |||
5. | Мир просит тебя: открой меня заново! | 4 | 28.11.12 – 05.12.12 | |||
6. | Самые настоящие чудеса | 11 | 07.12.12 – 14.01.13 | |||
7. | Родная сторона | 9 | 16.01.13 – 04.02.13 | |||
8. | Мир нуждается в нашей защите | 10 | 06.02.13 – 27.02.13 | |||
9. | Лаборатория искусств | 7 | 01.03.13 – 15.03.13 | |||
10. | Как трудно стать человеком | 10 | 20.03.13 – 17.04.13 | |||
11. | Такой хрупкий и такой прочный мир чувств | 8 | 19.04.13 – 08.05.13 | |||
12. | Красота спасёт мир | 9 | 10.05.13 – 31.05.13 | |||
Итого: | 102 |
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы | Тема урока |
Количество часов |
Применение ЦОР |
Используемое оборудование |
2 1 2 |
1-я чет. 03.09.12 05.09.12 |
«Корни есть не только у дерева». Что такое миф | 2 | |||
3 4. | 07.09.12 10.09.12 | Отношения человека и природы в древности (по фрагментам древнегреческих гимнов «Природе». «Пану»; по репродукции картины М. Врубеля «Пан», иллюстрации из бестиария) | 2 | магнитофон, фонограммы | ||
5 | 12.09.12 | Черты мифологического мышления в народной сказке «Крошечка — Хаврошечка». | ||||
6 | 14.09.12 | Пространственные представления древнего человека. | ||||
7 8 9 | 17.09.12 19.09.12 21.09.12 | Законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка – бурка». | 3 | Иллюстрации к волшебным сказкам | ||
10 11 12 | 24.09.12 26.09.12 28.09.12 | Мифологический герой и его подвиги (по древнегреческому мифу «Персей») | 3 | картины мифологических героев | ||
13 14 | 01.10.12 03.10.12 |
В жизни всегда есть место подвигу. Эпический герой и его подвиги (по древнегреческому мифу «Прометей» ) | 2 | мультимедийное оборудование | ||
15 | 05.10.12 | Подвиги русских богатырей: миф или эпос? (Герои разного происхождения в былине «Илья Муромец и Святогор») | 2 | |||
16 | 08.10.12 | Красота и своеобразие языка русской былины «Илья Муромец и Святогор» | 3 | |||
17. 18. | 10.10.12 12.10.12 |
Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками. Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности — басня. (по басням Эзопа «Ворон и лисица». Лисица и виноград», «Лев и мышь», Лисица и лев», Волк и ягнёнок») | 2 | картины былинных героев | ||
19 20 21- | 15.10.12 17.10.12 19.10.12 | Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. Крылова | 3 | мультимедийное оборудование | ||
22 23 | 22.10.12 24.10.12 | В. Гаршин «Лягушка — путешественница» | видеофильм | |||
24 | 26.10.12 | Законы смешного в народной сказке «Яичко» | ||||
25 |
2-я чет. 07.11.12 | Законы смешного в «Балладе о королевском бутерброде» А. Милна, в английской народной песенке «Шалтай – Болтай» в переводе С. Маршака | ||||
26 | 09.11.12 |
Такой незнакомый знакомый мир. Необычное в обычном: поэтические открытия Д. Албузова «Подражание хокку». Басё. Хокку. | ||||
27 | 12.11.12 | Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин «С добрым утром!». К. Бальмонт «Гномы» | ||||
28 29 30 31 | 14.11.12 16.11.12 19.11. 12 21.11.12 | Сказочная повесть Я. Ларри Необыкновенные приключения Карика и Вали»: мир превращений и открытий. | 4 | мультимедийное оборудование | ||
32 33 | 23.11.12 26.11.12 | Чудесные открытия: взгляд учёного и взгляд художника Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы», А. Фет «Весенний дождь» | 2 | |||
34 35 | 28.11.12 30.11.12 |
Мир просит тебя: открой меня заново! Поэтические. Живописные и научные открытия в мире Природы (по (хокку) Басё и Исса, четверостишиям А. Вознесенского, полотнам В. Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой» И М. Шагала «Я и деревня») | 2 | мультимедийное оборудование | ||
36 37 | 03.12.12 05.12.12 | Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта. Дж. Даррелл «Земляничный розовый дом» (отрывок).И. Бунин «Бушует полая вода…» | 2 | |||
38 | 07.12.12 |
Самые настоящие чудеса. Особое зрение поэта: способность видеть чудеса. Способность удивляться миру. С. Маршак «Ландыш» | ||||
39 40 | 10.12.12 12.12.12 |
Проверочная работа за первое полугодие и анализ её результатов | 2 | |||
41 42 | 14.12.12 17.12.12 | Чудеса поэтических и живописных образов, созданных Д. Кедриным в стихотворении «Приглашение на дачу», К. Бальмонтом в стихотворении «Трудно фее». Художником М. Врубелем («Жемчужина» и «Сирень») | 2 | презентация | ||
43 44 45 46 | 19.12.12 21.12.12 24.12.12 26.12.12 28.12.12 | Чудеса волшебной сказки. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» | 4 | мультимедийное оборудование | ||
47 48 |
3-я чет. 11.01.13 14.01.13 | . Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» | 2 | |||
49 50 | 16.01.13 18.01.13 |
Родная сторона. Поэтические образы «Малой родины»в стихотворениях А. Вознесенского «Увижу ли, как лес сквозит…». Н. Рыленкова «Всё в мерцающей дымке», на полотнах М. Шагала «Окн6го на даче», «Моя деревня», на материале иконы А. Рублёва «Троица» | 2 | мультимедийное оборудование | ||
51 | 21.01.13 | Разные страны, разные поэты – общая любовь к Отечеству. Р. Бёрнс «В горах моё сердце…» Иссё «Видели всё на свете…» | ||||
52 | 23.01.12 | Жанровая принадлежность текста К. Паустовского «Стальное колечко» | презентация | мультимедийное оборудование | ||
53 54 | 25.01.13 28.01.13 | Рассказ о родной стороне К. Паустовский «Стальное колечко» | 2 | |||
55 | 30.01.13 | Точность поэтических образов. А. Фет «Чудная картина…». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | ||||
56 | 01.02.13 | Разные образы родины. | мультимедийное оборудо-вание | |||
57 | 04.02.13 | Красота и выразительность пушкинского стиха. А. Пушкин «Зимнее утро» | ||||
58 | 06.02.13 |
Мир нуждается в нашей защите. Красота под защитой поэзии. С. Кирсанов «Чудо». Хокку Кикаку, по картине А. Венецианова «Жнецы» | ||||
59 60 61 | 08.02.13 11.02.13 13.02.13 | Особый почерк писателя. Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» | 3 | презентация | проектор | |
62 63 | 15.02.13 18.02.13 | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 2 | презентация | мультимедийное оборудование | |
64 65 | 20.02.13 22.02.13 | Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. И. Бунин «Густой зелёный ельник…». Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...» | 2 | |||
66 67 | 25.02.13 27.02.13 | Образ няни в лирике. А. Пушкин «Няне». А. Пушкин «Зимний вечер» | 2 | |||
68 | 01.03.13 |
Лаборатория искусств. Поэтические секреты по стихотворениям А. Вознесенского «Стихи не пишутся…», К. Бальмонта «Как я пишу стихи» | мультимедийное оборудо-вание | |||
69 70 | 04.03.13 06.03.13 | Лингвистические эксперименты Льюис Керролла «Разговор Алисы и Шалтая – Болтая» (отрывок). Л. Петрушевская «Пуськи бятые» | 2 | |||
71 72 | 11.03.13 13.03.13 | Формотворчество в поэзии, прозе. живописи. Ёса Бусон «Муравей чётко выерчен…» Ю. Коваль «Соловьи» | 2 | |||
73 74 | 15.03.13 18.03.13 | Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. С. Маршак «Разговор лягушек», Скороговорки. В. Хлебников «Кузнечик». Считалки | 2 | |||
75 76 | 20.03.13 22.03.13 |
Как трудно стать человеком. Знакомые сюжетные линии в новом тексте. С. Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывок) | 2 | мультимедийное оборудование | ||
77 78 79 |
4-я чет. 01.04.13 03.04.13 05.04.13 | Характер главного героя и других персонажей на сказочной повести С. Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 3 | |||
80 81 | 08.04.13 10.04.13 | Нравственная проблема текста С. Лагерлёф | 2 | |||
82 | 12.04.13 | О взрослой жизни в шутку и всерьёз Б. Заходер «Ну и мышонок!», Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок) | ||||
83 84 | 15.04.13 17.04.13 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок) | 2 | |||
85 86 | 19.04.13 22.04.13 |
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Сравнительный анализ народной и авторской сказки Г. – Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» | 2 | мультимедийное оборудование | ||
87 88 | 24.04.13 26.04.13 | Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. М. Цветаева «Красною кистью…», и Бунин «Детство». | 2 | |||
89 | 29.04.13 | Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И. Тургенева «Воробей» | ||||
90 | 03.05.13 | Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка» | ||||
91 92 | 06.05.13 08.05.13 | Сложное чувство одиночества в поэтических и живописных образах. Ранран «Осенний дождь во мгле!...» М. Лермонтов «На севере диком». М. Лермонтов «Парус» | 2 | |||
93 | 10.05.13 |
Красота спасёт мир. Красота и хрупкость мира в поэтической сказке С Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». Бусон «Отсюда, оттуда…» | ||||
94 95 | 13.05.13 15.05.13 | Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. В. Драгунский «Девочка на шаре» | 2 | мультимедийное оборудование | ||
96 97 | 17.05.13 20.05.13 | Итоговая проверочная работа и анализ её результатов. | 2 | |||
98 99 | 22.05.13 24.05.13 | Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность. Свойственная поэтическому восприятию мир. М. Осечкина «Кузнечик – скрипач…» Исса «Чужих меж нами нет!...» С. Козлов «Разрешите с вами посумеречать» | 2 | |||
100 101 | 27.05.13 29.05.13 | Поэзия и сказка о секрете красоты. Н. Матвеева «Галчонок». Ш. Перро «Рике с хохолком» | 2 | |||
102 | 31.05.13 | Б. Заходер «Что красивей всего?» | ||||
Итого: |
102 часа |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО» Руководитель МО ________________ Протокол № ____ от ______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________ приказ № ______ от _____________ |
Рабочая программа
Предмет ____литературное чтение ___________
Класс ___3___
Срок реализации 2012…- 2013… учебный год
Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа
Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________
Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 кл. - Самара: Федоров, ____
Составитель _Захарова Л. В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
Рубцовск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Литературное чтение
Авторы
В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.
Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.
Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.
Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:
1) выстроенная логика знакомства младших школьников с осо-бенностями литературы как искусства;
2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;
3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.
Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Таким образом, задачами начального курса литературы являются:
■ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
■ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;
■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;
■ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
■ развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Методика работы с текстом учитывает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.
Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.
На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.
Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.
Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка».
В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».
В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника.
В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.
3 класс (102 часа)
Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.
Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы.
Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).
Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке
Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.
85
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контрастау звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.
Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
Требования к ровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
Обучающиеся должны
иметь представление
- об особенностях устного творчества по сравнению с литературным;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
- об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни;
знать:
- наизусть 10 – 12 стихотворений разных авторов;
- имена 4 – 5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4 -5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 – 80 слов в минуту;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
-
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 кл. - Самара: Федоров, 2011
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:
1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 3 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-
Малаховская О. В., Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. |
Корни есть не только у дерева |
12 |
03.09.12 – 28.09.12 |
|
|
|
2. |
В жизни всегда есть место подвигу |
4 |
01. 10.12 – 08.10.12 |
|
|
|
3. |
Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками |
9 |
10.10.12 – 07.11.12 |
|
|
|
4. |
Такой незнакомый знакомый мир |
8 |
09.11.12 – 26.11.12 |
|
|
|
5. |
Мир просит тебя: открой меня заново! |
4 |
28.11.12 – 05.12.12 |
|
|
|
6. |
Самые настоящие чудеса |
11 |
07.12.12 – 14.01.13 |
|
|
|
7. |
Родная сторона |
9 |
16.01.13 – 04.02.13 |
|
|
|
8. |
Мир нуждается в нашей защите |
10 |
06.02.13 – 27.02.13 |
|
|
|
9. |
Лаборатория искусств |
7 |
01.03.13 – 15.03.13 |
|
|
|
10. |
Как трудно стать человеком |
10 |
20.03.13 – 17.04.13 |
|
|
|
11. |
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств |
8 |
19.04.13 – 08.05.13 |
|
|
|
12. |
Красота спасёт мир |
9 |
10.05.13 – 31.05.13 |
|
|
|
|
Итого: |
102 |
|
|
|
|
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы |
Тема урока |
Количество часов |
Применение ЦОР
|
Используемое оборудование |
2 1 2 |
1-я чет. 03.09.12 05.09.12 |
|
«Корни есть не только у дерева». Что такое миф |
2 |
|
|
3 4. |
07.09.12 10.09.12 |
|
Отношения человека и природы в древности (по фрагментам древнегреческих гимнов «Природе». «Пану»; по репродукции картины М. Врубеля «Пан», иллюстрации из бестиария) |
2 |
|
магнитофон, фонограммы |
5 |
12.09.12 |
|
Черты мифологического мышления в народной сказке «Крошечка - Хаврошечка». |
|
|
|
6 |
14.09.12 |
|
Пространственные представления древнего человека. |
|
|
|
7 8 9 |
17.09.12 19.09.12 21.09.12 |
|
Законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка – бурка». |
3 |
|
Иллюстрации к волшебным сказкам |
10 11 12 |
24.09.12 26.09.12 28.09.12 |
|
Мифологический герой и его подвиги (по древнегреческому мифу «Персей») |
3 |
|
картины мифологических героев |
13 14 |
01.10.12 03.10.12 |
|
В жизни всегда есть место подвигу. Эпический герой и его подвиги (по древнегреческому мифу «Прометей» ) |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
15 |
05.10.12 |
|
Подвиги русских богатырей: миф или эпос? (Герои разного происхождения в былине «Илья Муромец и Святогор») |
2 |
|
|
16 |
08.10.12 |
|
Красота и своеобразие языка русской былины «Илья Муромец и Святогор» |
3 |
|
|
17. 18. |
10.10.12 12.10.12 |
|
Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками. Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности - басня. (по басням Эзопа «Ворон и лисица». Лисица и виноград», «Лев и мышь», Лисица и лев», Волк и ягнёнок») |
2 |
|
картины былинных героев |
19 20 21- |
15.10.12 17.10.12 19.10.12 |
|
Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. Крылова |
3 |
|
мультимедийное оборудование |
22 23 |
22.10.12 24.10.12 |
|
В. Гаршин «Лягушка - путешественница» |
|
|
видеофильм |
24 |
26.10.12 |
|
Законы смешного в народной сказке «Яичко» |
|
|
|
25 |
2-я чет. 07.11.12 |
|
Законы смешного в «Балладе о королевском бутерброде» А. Милна, в английской народной песенке «Шалтай – Болтай» в переводе С. Маршака |
|
|
|
26 |
09.11.12 |
|
Такой незнакомый знакомый мир. Необычное в обычном: поэтические открытия Д. Албузова «Подражание хокку». Басё. Хокку. |
|
|
|
27 |
12.11.12 |
|
Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин «С добрым утром!». К. Бальмонт «Гномы» |
|
|
|
28 29 30 31 |
14.11.12 16.11.12 19.11. 12 21.11.12 |
|
Сказочная повесть Я. Ларри Необыкновенные приключения Карика и Вали»: мир превращений и открытий. |
4 |
|
мультимедийное оборудование |
32 33 |
23.11.12 26.11.12 |
|
Чудесные открытия: взгляд учёного и взгляд художника Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы», А. Фет «Весенний дождь» |
2 |
|
|
34 35 |
28.11.12 30.11.12 |
|
Мир просит тебя: открой меня заново! Поэтические. Живописные и научные открытия в мире Природы (по (хокку) Басё и Исса, четверостишиям А. Вознесенского, полотнам В. Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой» И М. Шагала «Я и деревня») |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
36 37 |
03.12.12 05.12.12 |
|
Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта. Дж. Даррелл «Земляничный розовый дом» (отрывок) .И. Бунин «Бушует полая вода…» |
2 |
|
|
38 |
07.12.12 |
|
Самые настоящие чудеса. Особое зрение поэта: способность видеть чудеса. Способность удивляться миру. С. Маршак «Ландыш» |
|
|
|
39 40 |
10.12.12 12.12.12 |
|
Проверочная работа за первое полугодие и анализ её результатов |
2 |
|
|
41 42 |
14.12.12 17.12.12 |
|
Чудеса поэтических и живописных образов, созданных Д. Кедриным в стихотворении «Приглашение на дачу», К. Бальмонтом в стихотворении «Трудно фее». Художником М. Врубелем («Жемчужина» и «Сирень») |
2 |
|
презентация |
43 44 45 46 |
19.12.12 21.12.12 24.12.12 26.12.12 28.12.12 |
|
Чудеса волшебной сказки. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» |
4 |
|
мультимедийное оборудование |
47 48 |
3-я чет. 11.01.13 14.01.13 |
|
. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» |
2 |
|
|
49 50 |
16.01.13 18.01.13 |
|
Родная сторона. Поэтические образы «Малой родины»в стихотворениях А. Вознесенского «Увижу ли, как лес сквозит…». Н. Рыленкова «Всё в мерцающей дымке», на полотнах М. Шагала «Окн6го на даче», «Моя деревня» , на материале иконы А. Рублёва «Троица» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
51 |
21.01.13 |
|
Разные страны, разные поэты – общая любовь к Отечеству. Р. Бёрнс «В горах моё сердце…» Иссё «Видели всё на свете…» |
|
|
|
52 |
23.01.12 |
|
Жанровая принадлежность текста К. Паустовского «Стальное колечко» |
|
презентация |
мультимедийное оборудование |
53 54 |
25.01.13 28.01.13 |
|
Рассказ о родной стороне К. Паустовский «Стальное колечко» |
2 |
|
|
55 |
30.01.13 |
|
Точность поэтических образов. А. Фет «Чудная картина…». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
|
|
|
56 |
01.02.13 |
|
Разные образы родины. |
|
|
мультимедийное оборудо-вание |
57 |
04.02.13 |
|
Красота и выразительность пушкинского стиха. А. Пушкин «Зимнее утро» |
|
|
|
58 |
06.02.13 |
|
Мир нуждается в нашей защите. Красота под защитой поэзии. С. Кирсанов «Чудо». Хокку Кикаку, по картине А. Венецианова «Жнецы» |
|
|
|
59 60 61 |
08.02.13 11.02.13 13.02.13 |
|
Особый почерк писателя. Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» |
3 |
презентация |
проектор |
62 63 |
15.02.13 18.02.13 |
|
Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»: сказка или рассказ? |
2 |
презентация |
мультимедийное оборудование |
64 65 |
20.02.13 22.02.13 |
|
Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. И. Бунин «Густой зелёный ельник…». Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...» |
2 |
|
|
66 67 |
25.02.13 27.02.13 |
|
Образ няни в лирике. А. Пушкин «Няне». А. Пушкин «Зимний вечер» |
2 |
|
|
68 |
01.03.13 |
|
Лаборатория искусств. Поэтические секреты по стихотворениям А. Вознесенского «Стихи не пишутся…», К. Бальмонта «Как я пишу стихи» |
|
|
мультимедийное оборудо-вание |
69 70 |
04.03.13 06.03.13 |
|
Лингвистические эксперименты Льюис Керролла «Разговор Алисы и Шалтая – Болтая» (отрывок). Л. Петрушевская «Пуськи бятые» |
2 |
|
|
71 72 |
11.03.13 13.03.13 |
|
Формотворчество в поэзии, прозе. живописи. Ёса Бусон «Муравей чётко выерчен…» Ю. Коваль «Соловьи» |
2 |
|
|
73 74 |
15.03.13 18.03.13 |
|
Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. С. Маршак «Разговор лягушек», Скороговорки. В. Хлебников «Кузнечик». Считалки |
2 |
|
|
75 76 |
20.03.13 22.03.13 |
|
Как трудно стать человеком. Знакомые сюжетные линии в новом тексте. С. Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывок) |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
77 78 79 |
4-я чет. 01.04.13 03.04.13 05.04.13 |
|
Характер главного героя и других персонажей на сказочной повести С. Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
3 |
|
|
80 81 |
08.04.13 10.04.13 |
|
Нравственная проблема текста С. Лагерлёф |
2 |
|
|
82 |
12.04.13 |
|
О взрослой жизни в шутку и всерьёз Б. Заходер «Ну и мышонок!», Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок) |
|
|
|
83 84 |
15.04.13 17.04.13 |
|
Повествование о взрослом поступке героя повести Н. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок) |
2 |
|
|
85 86 |
19.04.13 22.04.13 |
|
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Сравнительный анализ народной и авторской сказки Г. – Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
87 88 |
24.04.13 26.04.13 |
|
Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. М. Цветаева «Красною кистью…», и Бунин «Детство». |
2 |
|
|
89 |
29.04.13 |
|
Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И. Тургенева «Воробей» |
|
|
|
90 |
03.05.13 |
|
Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка» |
|
|
|
91 92 |
06.05.13 08.05.13 |
|
Сложное чувство одиночества в поэтических и живописных образах. Ранран «Осенний дождь во мгле!...» М. Лермонтов «На севере диком». М. Лермонтов «Парус» |
2 |
|
|
93 |
10.05.13 |
|
Красота спасёт мир. Красота и хрупкость мира в поэтической сказке С Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». Бусон «Отсюда, оттуда…» |
|
|
|
94 95 |
13.05.13 15.05.13 |
|
Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. В. Драгунский «Девочка на шаре» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
96 97 |
17.05.13 20.05.13 |
|
Итоговая проверочная работа и анализ её результатов. |
2 |
|
|
98 99 |
22.05.13 24.05.13 |
|
Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность. Свойственная поэтическому восприятию мир. М. Осечкина «Кузнечик – скрипач…» Исса «Чужих меж нами нет!...» С. Козлов «Разрешите с вами посумеречать» |
2 |
|
|
100 101 |
27.05.13 29.05.13 |
|
Поэзия и сказка о секрете красоты. Н. Матвеева «Галчонок». Ш. Перро «Рике с хохолком» |
2 |
|
|
102 |
31.05.13 |
|
Б. Заходер «Что красивей всего?» |
|
|
|
|
Итого: |
|
102 часа |
|
|
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»