Урок «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Философско-библейские мотивы романа» (11 класс)
Атмосфера праздника выталкивает за город. На убийство его ведет то, что должно давать жизнь – любовь к женщине.
По Булгакову убийство возможно как страшное наказание за забвение в себе человечности.
По мнению Булгакова, человек достоин любви, если в нем проснулось хотя бы малейшее человеческое качество.
Автор: Долгова Галина Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г. Прокопьевска Кемеровской области.
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Награды: почетный работник общего образования России
Цель урока: Рассмотреть идейное содержание 2, 16, 25 глав и ответить на вопросы: 1. Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей? 2. Какие силы определяют человеческую судьбу и исторический процесс в целом? 3. Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств или предопределение? Ход урока: 1. Определить завязку произведения (спор двух литераторов, Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного, на Патриарших прудах) 2. Каково состояние атмосферы? (жара, зной) 3. О чем говорят литераторы? Кто ввязывается в разговор и почему? 4. Что доказывает Воланд? Зачем подверг Берлиоза смерти, а Ивана оставил в сумасшедшем доме? (чтобы доказать, что Бог и Дьявол существуют) Анализ главы 2. Вопросы классу: 1. О чем говорит Иешуа? 2. Что говорит он об истине, прочитать. 3. Что говорит Иешуа о добрых и злых людях? Поверил ли Понтий Пилат Иешуа? Тогда почему, не желая ему гибели, он отправляет Иешуа на казнь? 4. Как в главе решается тема свободы и несвободы? Вывод:
Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки. Чисто внешне несвободен Иешуа, свободен Понтий Пилат. Но все наоборот. У Понтия Пилата с утра болит голова, прокуратор – камень, он боится тряхнуть головой. Звучит мотив закаменелости.
Понтий Пилат олицетворяет закаменелость, неподвижность. Запах розового масла — символа свободы – ему неприятен. Иешуа говорит о приходе царства истины. Как человек Иешуа симпатичен Понтию Пилату. Но все человеческое в себе Понтий Пилат уничтожил. Даже поняв невинность Иешуа, он отправляет его на смерть. Его выбор определяется не истиной, а необходимостью следовать интересам государства.
В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. Понтий Пилат пытался сломить Иешуа, но безрезультатно. В истории христианства Понтий Пилат фарисей, отступник. У Булгакова это образ драматический: он и обвинитель, но он и жертва. Отступив от Иешуа, он губит и себя. Не случайно Понтий Пилат произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!» Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободный человек. Римскую империю олицетворяет император Тиверий. Понтий Пилат исполняет его волю в Иерусалиме. Теперь Тиверий ненавистен Понтию Пилату. Омерзительным видит он императора в роковую для прокуратора минуту, когда он должен отдать приказ о казни Иешуа. Вопросы классу: 1. Почему у Иешуа нет дома? Чем он занимается? 2. В чем беда Понтия Пилата? Вывод: Иешуа опасен для тоталитарного Рима. Своими утопическими идеями о царстве истины, когда не будет ничьей власти. Опасен он и тем, что безгранично верит в добрые начала любого человека. Система выбивает в человеке все человеческое, а изначально человек добр. Поэтому Иешуа и Крысобоя называет добрым человеком. Иешуа постоянно в дороге, в общении, для Понтия Пилата единственный друг – собака, он замкнулся, потерял веру в людей. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно. Он провозглашает новые человеческие идеалы. Ни страх, ни наказания не могут заставить его отказаться от идеи добра, милосердия. Может показаться, что Иешуа бездеятелен. Да, Иешуа не деятель, он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру и милосердию. Вопросы по содержанию главы 16: 1. Почему Левий Матвей бросил свои занятия сборщика податей? 2. Что решил сделать Левий Матвей? 3. Какова роль сил природы (тьма и ливень)? 4. Почему не чувствует жары Крысобой? Вывод: С особой силой звучит тема ада. Эта тема достигает апогея во время казни Иешуа. Солнце нещадно палило. У Булгакова Бог – это Солнце. Это Солнце обожгла толпу и погнало ее обратно. Крысобой жары не чувствует, потому что он не способен страдать. Тьма несет смерть Иешуа, ливень ускоряет казнь. Ливень смывает город, чтобы он возродился очищенным. Ураган растерзал парк, в котором Понтий Пилат подписал указ, а дерево расколов пополам. Стихия созвучна настроению Понтия Пилата. Глава 25. Вопросы классу на восприятие содержания: 1. Зачем так подробно расспрашивает Понтий Пилат об Иуде? 2. Как отдал приказ Понтий Пилат об убийстве Иуды? Найти «ключевые слова» 3. Прочитать эпизод «Сон Понтия Пилата». Значение этого эпизода. 4. Кому и при каких признался он в убийстве Иуды? Вывод по содержанию главы: В эти пасхальную ночь Понтий Пилат издает приказ об убийстве Иуды. Понтий Пилат страдает, он раздвоился. Звучит мотив раздвоенности. Этот мотив – самый главный в романе. Понтий Пилат пытается искупить вину перед Иешуа. Убивает Иуду человек, а не винтик в государственной машине. Это ночь не только прошения, но и ночь возмездия Иуде. Просидев «12000 лун» в горах, Пилат по просьбе Мастера и Маргариты освобожден и получает возможность вновь встретиться с бродячим философом. В своем ежегодном сне в ночь весеннего полнолуния Иван видит их идущими по голубой дороге к луне. Вывод по теме в целом: Что же такое гармония по Булгакову? Это уравновешенность добра и зла, наказания и прошения. Атмосфера праздника выталкивает за город. На убийство его ведет то, что должно давать жизнь – любовь к женщине. По Булгакову убийство возможно как страшное наказание за забвение в себе человечности. Что ждет человека? По какому пути он идет? Эти вопросы остаются открытыми. По мнению Булгакова, человек достоин любви, если в нем проснулось хотя бы малейшее человеческое качество. Прошенные Понтий Пилат и Фрида – подтверждение этому. Даже Иуда, произносящий в момент смерти имя возлюбленной, на мгновение приобретает черты трагического персонажа. Булгаков не пересказывает, а переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший идеал добра, сострадательности и отваги. В Евангелии Иисус Христос распят на кресте во имя искупления грехов человеческих. У Булгакова Иисус – жертва земной власти, жертва земной власти социальных сил. Главный герой «ершалаимских» глав – Понтий Пилат. Автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Прежде всего человека, наделенного властью. Самый большой, по мнению автора, человеческий порок – трусость. Стремление сохранить привычный удобный уклад жизни вопреки голосу совести. А Совесть – главная нравственная опора человека. Домашнее задание: 1. Составить сложный план ответа по данной теме 2. Перечитать 1-6, 31 главы, эпилог (тема «Современный пласт романа. Москва и москвичи»)
Использованная литература: 1. Буслакова Т.П. Русская литература 20 века: минимум для абитуриента, — М.: Высш. шк., 1999. – 414с. 2. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. 3. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М., 1991. 4. Яновская Н. Творческий путь Михаила Булгакова. М, 1983.
План-конспект урока литературы по теме
«Роман М. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Философско-библейские мотивы романа» для 11 класса.
Автор: Долгова
Галина Александровна
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №35»
г.
Прокопьевска Кемеровской области.
Должность: учитель русского языка
и литературы
Квалификационная
категория: высшая
Награды:
почетный работник общего образования
России
Цель урока:
Рассмотреть идейное содержание 2, 16, 25 глав и ответить на вопросы:
1. Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?
2. Какие силы определяют человеческую судьбу и исторический процесс в целом?
3. Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств или предопределение?
Ход урока:
1. Определить завязку произведения (спор двух литераторов, Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного, на Патриарших прудах)
2. Каково состояние атмосферы? (жара, зной)
3. О чем говорят литераторы? Кто ввязывается в разговор и почему?
4. Что доказывает Воланд? Зачем подверг Берлиоза смерти, а Ивана оставил в сумасшедшем доме? (чтобы доказать, что Бог и Дьявол существуют)
Анализ главы 2.
Вопросы классу:
1. О чем говорит Иешуа?
2. Что говорит он об истине, прочитать.
3. Что говорит Иешуа о добрых и злых людях? Поверил ли Понтий Пилат Иешуа? Тогда почему, не желая ему гибели, он отправляет Иешуа на казнь?
4. Как в главе решается тема свободы и несвободы?
Вывод:
Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки. Чисто внешне несвободен Иешуа, свободен Понтий Пилат. Но все наоборот. У Понтия Пилата с утра болит голова, прокуратор – камень, он боится тряхнуть головой. Звучит мотив закаменелости.
Понтий Пилат олицетворяет закаменелость, неподвижность. Запах розового масла - символа свободы – ему неприятен. Иешуа говорит о приходе царства истины. Как человек Иешуа симпатичен Понтию Пилату. Но все человеческое в себе Понтий Пилат уничтожил. Даже поняв невинность Иешуа, он отправляет его на смерть. Его выбор определяется не истиной, а необходимостью следовать интересам государства.
В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.
Понтий Пилат пытался сломить Иешуа, но безрезультатно. В истории христианства Понтий Пилат фарисей, отступник. У Булгакова это образ драматический: он и обвинитель, но он и жертва. Отступив от Иешуа, он губит и себя. Не случайно Понтий Пилат произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!» Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободный человек.
Римскую империю олицетворяет император Тиверий. Понтий Пилат исполняет его волю в Иерусалиме. Теперь Тиверий ненавистен Понтию Пилату. Омерзительным видит он императора в роковую для прокуратора минуту, когда он должен отдать приказ о казни Иешуа.
Вопросы классу:
1. Почему у Иешуа нет дома? Чем он занимается?
2. В чем беда Понтия Пилата?
Вывод:
Иешуа опасен для тоталитарного Рима. Своими утопическими идеями о царстве истины, когда не будет ничьей власти. Опасен он и тем, что безгранично верит в добрые начала любого человека. Система выбивает в человеке все человеческое, а изначально человек добр. Поэтому Иешуа и Крысобоя называет добрым человеком.
Иешуа постоянно в дороге, в общении, для Понтия Пилата единственный друг – собака, он замкнулся, потерял веру в людей.
Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно. Он провозглашает новые человеческие идеалы. Ни страх, ни наказания не могут заставить его отказаться от идеи добра, милосердия. Может показаться, что Иешуа бездеятелен. Да, Иешуа не деятель, он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру и милосердию.
Вопросы по содержанию главы 16:
1. Почему Левий Матвей бросил свои занятия сборщика податей?
2. Что решил сделать Левий Матвей?
3. Какова роль сил природы (тьма и ливень)?
4. Почему не чувствует жары Крысобой?
Вывод:
С особой силой звучит тема ада. Эта тема достигает апогея во время казни Иешуа. Солнце нещадно палило. У Булгакова Бог – это Солнце. Это Солнце обожгла толпу и погнало ее обратно. Крысобой жары не чувствует, потому что он не способен страдать. Тьма несет смерть Иешуа, ливень ускоряет казнь. Ливень смывает город, чтобы он возродился очищенным. Ураган растерзал парк, в котором Понтий Пилат подписал указ, а дерево расколов пополам. Стихия созвучна настроению Понтия Пилата.
Глава 25. Вопросы классу на восприятие содержания:
1. Зачем так подробно расспрашивает Понтий Пилат об Иуде?
2. Как отдал приказ Понтий Пилат об убийстве Иуды? Найти «ключевые слова»
3. Прочитать эпизод «Сон Понтия Пилата». Значение этого эпизода.
4. Кому и при каких признался он в убийстве Иуды?
Вывод по содержанию главы:
В эти пасхальную ночь Понтий Пилат издает приказ об убийстве Иуды. Понтий Пилат страдает, он раздвоился. Звучит мотив раздвоенности. Этот мотив – самый главный в романе. Понтий Пилат пытается искупить вину перед Иешуа. Убивает Иуду человек, а не винтик в государственной машине. Это ночь не только прошения, но и ночь возмездия Иуде.
Просидев «12000 лун» в горах, Пилат по просьбе Мастера и Маргариты освобожден и получает возможность вновь встретиться с бродячим философом.
В своем ежегодном сне в ночь весеннего полнолуния Иван видит их идущими по голубой дороге к луне.
Вывод по теме в целом:
Что же такое гармония по Булгакову? Это уравновешенность добра и зла, наказания и прошения.
Атмосфера праздника выталкивает за город. На убийство его ведет то, что должно давать жизнь – любовь к женщине.
По Булгакову убийство возможно как страшное наказание за забвение в себе человечности.
Что ждет человека? По какому пути он идет? Эти вопросы остаются открытыми.
По мнению Булгакова, человек достоин любви, если в нем проснулось хотя бы малейшее человеческое качество.
Прошенные Понтий Пилат и Фрида – подтверждение этому. Даже Иуда, произносящий в момент смерти имя возлюбленной, на мгновение приобретает черты трагического персонажа.
Булгаков не пересказывает, а переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа.
В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший идеал добра, сострадательности и отваги.
В Евангелии Иисус Христос распят на кресте во имя искупления грехов человеческих. У Булгакова Иисус – жертва земной власти, жертва земной власти социальных сил.
Главный герой «ершалаимских» глав – Понтий Пилат. Автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Прежде всего человека, наделенного властью.
Самый большой, по мнению автора, человеческий порок – трусость. Стремление сохранить привычный удобный уклад жизни вопреки голосу совести. А Совесть – главная нравственная опора человека.
Домашнее задание:
1. Составить сложный план ответа по данной теме
2. Перечитать 1-6, 31 главы, эпилог (тема «Современный пласт романа. Москва и москвичи»)
Использованная литература:
1. Буслакова Т.П. Русская литература 20 века: минимум для абитуриента, - М.: Высш. шк., 1999. – 414с.
2. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.
3. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М., 1991.
4. Яновская Н. Творческий путь Михаила Булгакова. М, 1983.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»