Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Страна Фантазия. Первые шаги в мире информатики"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
просмотров: 11670
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Поляковой Елены Владимировны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
кружок: «Страна Фантазия.
Первые шаги в мире информатики»
1-4 КЛАСС
2010- 2014 учебный год
МБОУ СОШ №2 города Болотного
Новосибирской области
-
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;
-
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
-
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Болотного (приказ директора № 128 от 01.09.2011);
-
авторской программы Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4 классов / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2005 г.
Для реализации программы использованы учебники:
Учебник-тетрадь по информатике 1, 2, 3, 4 класс С.Н.Тур, Т.П.Бокучава /Сакт- Петербург «БХВ-Петербург» 2010 год
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи обучения информатике во 2-4 классах:
1. формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
2. Формирование умения представлять информацию различными пособами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ», «НАЙДЕТСЯ», «ДЛЯ ВСЕХ»;
3. формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
4. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
-
отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
-
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
-
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
-
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
-
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 – 10 человек.
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Формы работы
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
-
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
-
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
-
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия:
-
Организационный момент ( 1-2 мин )
-
Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания
( 6-8 мин)
-
Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий ( 8-10 мин )
-
Физкультминутка (1-2 мин)
-
Работа за компьютером ( 10-15 мин )
-
Подведение итогов занятия ( 3 мин )
II. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
-
отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
-
формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
-
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
-
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
-
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
III. Место предмета в учебном плане
Изучение курса в 1 классе составляет 33 часа, 1 ч в неделю; во 2 – 4 классах – 102 часа (34 ч в год), 1 ч в неделю. Всего 135 часов.
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры связаны:
— с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
— с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
— с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса выпускником начальной школы
Личностные
-
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
-
принятие образа «хорошего ученика»;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
-
способность к самооценке;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
-
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-
сбор информации;
-
обработка информации (с помощью ИКТ);
-
анализ информации;
-
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
использовать общие приёмы решения задач;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
-
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
-
синтез;
-
сравнение;
-
классификация по заданным критериям;
-
установление аналогий;
-
построение рассуждения.
Регулятивные
-
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
-
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
умение выполнять учебные действия в устной форме;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы научиться:
-
называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
-
называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
-
приводить примеры количественной и качественной информации;
-
определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
-
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
-
применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
-
соблюдать правила поведения в компьютерном классе;
-
осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
-
называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
-
представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
-
самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки.
VI. Содержание учебного предмета (курса)
1 класс (33 ч)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (1 ч)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (15 ч)
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.
Введение в логику (17 ч)
Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.
2 класс (34 ч)
Повторение изученного материала (1 ч)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение задач на развитие внимания. Решение логических задач.
Введение в логику (33 ч)
Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Игра "Путешествие в Зазеркалье". Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие "массив". Работа с массивами. Введение понятия присваивания.
3 класс (34 ч)
Повторение изученного материала (3 ч)
Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы "Введение в логику".
Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (31 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику.
4 класс (34 ч)
Повторение изученного материала (2 ч)
Техника безопасности. Понятие "информация", свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (32 часа)
Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра "Фокусы с числами". Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель "Колобок" на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "«Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости.
VII. Планируемые результаты изучения учебного курса
1 класс
В результате обучения учащиеся должны:
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные сферы применения компьютеров;
- уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз", "вправо", "влево";
- уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
- уметь проводить анализ при решении логических задач;
- иметь понятие о множестве;
- уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
- уметь находить общий признак для группы предметов;
- знать понятие существенного признака предмета;
- уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
- уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
- уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;
- уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
- уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;
- уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
- иметь представление о различных формах курсора;
- знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;
- использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия" - 1-й год обучения;
- уметь управлять объектами на экране монитора.
2 класс
знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные сферы применения компьютеров;
- знать основные устройства компьютера;
- уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
- уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;
- уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;
- иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;
- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;
- уметь получать вариативные решения;
- уметь строить несложные паркеты;
- уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;
- уметь выявлять причинно-следственные связи;
- уметь решать задачи с неопределенным ответом;
- знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;
- знать понятие "массив", уметь приводить примеры массивов;
- знать операцию присваивания;
- уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;
- уметь работать с несколькими массивами;
- уметь делать выбор в режиме "меню" и управлять объектами на экране монитора;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия - 2 год обучения".
3 класс
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;
- знать понятие "информация";
- знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;
- уметь приводить примеры, отражающие свойства информации;
- знать способы хранения информации и организацию хранения информации;
- знать понятие "информационный носитель";
- знать назначение баз знаний, уметь заполнять и вносить изменения в базы знаний;
- уметь кодировать и декодировать информацию с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм;
- иметь представление о способах решения задач с неполной информацией;
- уметь выделять истинные и ложные высказывания;
- уметь делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания;
использовать слова-связки для построения сложных высказываний;
- уметь использовать повороты при работе с прикладными программами;
- уметь вводить информацию с клавиатуры при работе с ППП "Страна Фантазия - 3 год обучения".
4 класс
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать понятия: алгоритм, исполнитель, блок-схема;
- уметь производить вычисления по блок-схеме алгоритма;
- знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
- уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
- уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя Колобка;
- уметь выполнять и составлять алгоритмы для исполнителя "Колобок на линейке".
- иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
- уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с ППП "Страна Фантазия" - 4 год обучения.
VIII. Материально-техническое обеспечение учебного предмета (курса)
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
количество |
примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
|
К |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
||
Электронные справочники, электронные пособия |
П |
При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения |
||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор Принтер |
Д Д К Д Д |
|
Оборудование класса |
||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
К Д Д Д |
|
Литература для учителя:
1. Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2005 г.
2. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ. С.Н.Тур, Т.П. Бокучава / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2010 г.
Учебно-тематический план
1 класс
№ |
наименование разделов и тем |
общее количество учебных часов |
|
Введение. В гостях у сказки. |
1 |
1 |
Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. |
1 |
|
Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево. |
15 |
2-7 |
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. |
6 |
8-16 |
Развитие внимания. |
9 |
|
Введение в логику |
17 |
17 |
Выделение существенных признаков предмета |
1 |
18,19 |
Выделение существенных признаков группы предметов |
2 |
20,21 |
Выявление закономерностей в расположении предметов |
2 |
22-24 |
Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов. |
3 |
25 |
Урок загадок. |
1 |
26-28 |
Логика и конструирование |
3 |
29 |
Подготовка к годовой контрольной работе |
1 |
30 |
Годовая контрольная работа |
1 |
31 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
32-33 |
Резерв |
2 |
|
ИТОГО: |
33 |
Учебно-тематический план
2 класс
№ |
наименование разделов и тем |
общее количество учебных часов |
|
Введение. |
1 |
1 |
Введение. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная Школа» |
1 |
|
Введение в логику |
33 |
2. |
Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. |
1 |
3. |
Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. |
1 |
4 |
Выделение существенных признаков предмета. |
1 |
5 |
Знакомство с множествами. |
1 |
6 |
Вложенность множеств. |
1 |
7 |
Логика и русский язык. |
1 |
8 |
Логика и русский язык. |
1 |
9 |
Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» |
1 |
10 |
Симметрия |
1 |
11 |
Симметрия |
1 |
12 |
Симметрия. Паркеты. |
1 |
13 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
14 |
Контрольная работа |
1 |
15 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти. |
1 |
16 |
Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии» |
1 |
17 |
Логические концовки. |
1 |
18 |
Решение логических задач. |
1 |
19 |
Знакомство с отрицанием. |
1 |
20 |
Логика и математика |
1 |
21 |
Логика и математика |
1 |
22 |
Логика и математика. Урок-игра. |
1 |
23 |
Логика и математика |
1 |
24 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
25 |
Контрольная работа |
1 |
26 |
Анализ контрольной работы. Решение задач на повторение. |
1 |
27 |
Понятие «массив» |
1 |
28 |
Работа с массивами. |
1 |
29 |
Работа с массивами. |
1 |
30 |
Повторение изученного за год материала. |
1 |
31 |
Подготовка к годовой контрольной работе |
1 |
32 |
Годовая контрольная работа |
1 |
33 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
34 |
Резерв |
1 |
|
ИТОГО: |
34 |
Учебно-тематический план
3 класс
№ |
наименование разделов и тем |
общее количество учебных часов |
|
Повторение изученного материала |
3 |
1 |
Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. |
1 |
2 |
Логика и русский язык. |
1 |
3 |
Логика и математика. |
1 |
|
Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация. |
31 |
4 |
Что такое информация? |
1 |
5 |
Виды информации. Способы передачи и получения информации. |
1 |
6 |
Свойства информации. |
1 |
7 |
Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы» |
1 |
8 |
Кодирование информации |
1 |
9 |
Кодирование информации |
1 |
10 |
Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. |
1 |
11 |
Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. |
1 |
12 |
Кодирование информации с помощью трафарета. |
1 |
13 |
Хранение информации. Организация хранения информации. |
1 |
14 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
15 |
Контрольная работа |
1 |
16 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
17 |
Базы данных. |
1 |
18 |
Обработка информации. Базы данных. |
1 |
19 |
Поиск информации. |
1 |
20 |
Поиск информации. |
1 |
21 |
Поиск информации. |
1 |
22 |
Поиск информации. Самостоятельная работа. |
1 |
23 |
Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика» |
1 |
24 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
25 |
Контрольная работа |
1 |
26 |
Анализ контрольной работы. Игра «Учение с увлечением» |
1 |
27 |
Логика и информация. |
1 |
28 |
Логика и информация. |
1 |
29 |
Обощение изученного материала. |
1 |
30 |
Подготовка к годовой контрольной работе |
1 |
31 |
Годовая контрольная работа |
1 |
32 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
33,34 |
Резерв |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
Учебно-тематический план
4 класс
№ |
наименование разделов и тем |
общее количество учебных часов |
|
Повторение изученного материала |
2 |
1,2 |
Повторение изученного материала |
2 |
|
Алгоритмы и исполнители. |
32 |
3 |
Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов |
1 |
4 |
Примеры алгоритмов |
1 |
5 |
Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами» |
1 |
6 |
Разветвляющиеся и циклические алгоритмы |
1 |
7 |
Контрольная работа |
1 |
8 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
9 |
Знакомство с алгоритмическим языком стрелок |
1 |
10 |
Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. |
1 |
11 |
Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. |
1 |
12 |
Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. |
1 |
13 |
Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра «Найди клад» |
1 |
14 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
15 |
Контрольная работа |
1 |
16 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
17 |
Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы. |
1 |
18 |
Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы. |
1 |
19 |
Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы. |
1 |
20 |
Алгоритмический язык стрелок – пропедевтика вложенных циклов |
1 |
21 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
22 |
Контрольная работа |
1 |
23 |
Исполнитель Колобок на линейке. |
1 |
24 |
Исполнитель Колобок на линейке. |
1 |
25 |
Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. |
1 |
26 |
Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет» |
|
27 |
Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет» |
|
28 |
Алгоритмы работы на координатной плоскости |
|
29 |
Повторение изученного материала. |
1 |
30 |
Подготовка к годовой контрольной работе |
1 |
31 |
Годовая контрольная работа |
1 |
32 |
Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти |
1 |
33,34 |
Резерв |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
Гигиенические требования
по использованию персональных компьютеров
в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных | помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6м2 .
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более- Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.
Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья должны иметь опору), а линия взора должна приходиться в центре экрана или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура — 19-21° С, относительная влажность — 55-62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдать не только в школе, но и дома.
Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 мин;
• с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия—не более 60 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»