Методическое планирование урока по теме "Измерение информации" 8 класс
раскрытие важности информационных процессов;
научиться измерять информацию;
выработка умения определять количество информации;
развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества учащихся, коммуникативных умений;
овладение навыками работы преобразования информации.
Классы: 8
Целиурока:
- раскрытие важности информационных процессов;
- научиться измерять информацию;
- выработка умения определять количество информации;
- развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества учащихся, коммуникативных умений;
- овладение навыками работы преобразования информации.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
Знать/понимать
- оценивать информацию с позиции ее свойств;
- выделять основные информационные процессы в реальных системах;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Уметь
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- определять информационный объем текста в байтах;
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- переводить количество информации из одних единиц в другие;
- решать задачи на определение количества информации;
- оценивать числовые параметры информационных процессов.
- умения определять информационный объем текста.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 33"
663333, г.Норильск, Красноярский край, ул.Энтузиастов 5
Методическое планирование урока
по теме "Измерение информации"
8 класс
(45 мин)
Учитель информатики – Спиркович Ирина Васильевна (Красноярский край, г.Норильск).
Учебник - «Информатика и ИКТ. 8 класс» Семакин И.Г.
Тема урока: Измерение информации
Классы: 8
Цели урока:
-
раскрытие важности информационных процессов;
-
научиться измерять информацию;
-
выработка умения определять количество информации;
-
развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества учащихся, коммуникативных умений;
-
овладение навыками работы преобразования информации.
Опорные знания: понятие информации, виды информации, информация как знания человека, классификация знаний, информативность сообщения.
Опорные умения: перечисление подходов к определению информации, классифицирование знаний, выражение информационного сигнала в различных формах.
Опорные способы деятельности: фиксирование информации об окружающем мире.
Новые знания: алфавитный подход к измерению информации, алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа, информационный объем текста, единица информации.
Новые умения: определять мощность алфавита, информационный объем текста, переводить количество информации из одних единиц в другие.
Новые способы деятельности: определение информационного объема текста.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
Знать/понимать
-
оценивать информацию с позиции ее свойств;
-
выделять основные информационные процессы в реальных системах;
-
как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Уметь
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
определять информационный объем текста в байтах;
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
переводить количество информации из одних единиц в другие;
-
решать задачи на определение количества информации;
-
оценивать числовые параметры информационных процессов.
Использовать
-
умения определять информационный объем текста.
Этапы урока |
Дидактические задачи этапа |
Содержание обучения |
Организация процесса обучения (методы, организационные формы, средства) |
Учебная деятельность учащихся (мотивы, внутренние и внешние учебные действия, контроль/самоконтроль) |
1. Организация начала урока |
Подготовка учащихся к началу урока |
Приветствие, определение отсутствующих на уроке, озвучивание темы (Приложение 1) |
|
|
2. Актуализация опорных знаний |
Актуализация знаний по теме «Информационные процессы», полученных на предыдущем уроке. Формирование учебно-познавательных мотивов. |
Закрепление основополагающих понятий предыдущей темы: сущность понятия «информация», хранение, обработка и передача информации, основные информационные процессы в живой и неживой природе. (Приложение 2) |
Метод: репродуктивный Форма: фронтальная |
Самоактуализация знаний, восприятие вопросов, ответы на вопросы, правильность/ неправильность ответов. |
3. Усвоение новых знаний |
Формирование знаний о количестве информации, |
Предъявление учащимся познавательных и учебных задач, на осмысление нового материала, требующих решения. Поиск и обсуждение решения. (Приложение 3) |
Метод: частично-поисковый Форма: фронтальная Средства: проектор и мультимедиа презентация. |
Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях. |
4. Закрепление знаний |
Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний при решении задач на определение количества информации |
Решение задач на определение количества информации. (Приложение 4) |
Метод: репродуктивный Форма: групповая Средства: интерактивная доска |
Восприятие заданий, формулирование способов решения, правильность/ неправильность ответов. |
5. Подведение итогов урока |
Систематизация полученных знаний, осмысление новых умений и способов деятельности. |
Обсуждение вопросов на осмысление количества информации (Приложение 5) |
Метод: частично-поисковый Форма: фронтальная. Средства: интерактивная доска. |
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений. |
6. Информация о домашнем задании |
Задавание домашнего задания, на основе выявленных результатов усвоения нового материала. |
К следующему занятию прочитать §4, ответить на вопросы и выполнить задание после параграфа. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для привлечения внимания и повышения интереса учащихся к уроку вступительное слово учителя представлено в виде стихотворения.
Информацию я встречу, даже если не хочу,
В школе, дома, на прогулке ее везде я получу.
Даже если ты не хочешь ее в школе добывать,
Пообщаешься с друзьями – знаешь их уже на «пять»,
Информация – подруга, информация – сестра,
Без тебя нам будет туго, а с тобою жизнь светла!
Для человека информация — это знания человека. Получение новой информации приводит к расширению знаний. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся измерить информацию и поэтому, тема урока “Количество информации”. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь – «Количество информации»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
С целью формирования речи, закрепления основополагающих понятий по теме «Информация», полученных на предыдущем уроке, актуализация знаний проводится в виде фронтального устного опроса по следующим вопросам:
-
Что вы понимаете под информацией? Приведите примеры.
Предполагаемые ответы: обычно учащиеся легко приводят примеры информации, которые они получают сами в окружающем мире – новости, школьный звонок, новые знания на уроках, сведения, полученные при чтении научно-популярной литературы, опыт и эмоции, полученные при чтении художественной литературы, эмоциональные переживания, полученные от прослушивания музыки, эстетические каноны, сведения о костюме и быте 18 века, эмоции, полученные при просмотре картин художников 18 века. Желательно, чтобы учащиеся приводили примеры информации и в технических, и в биологических системах и др.
-
Мы знаем, что две другие важные сущности мира вещество и энергия существовали до живых организмов на Земле. Существовала ли информация и информационные процессы до появления человека?
Предполагаемый ответ – да, существовала. Например, информация, содержащаяся в клетке растения о виде растения, об условиях прорастания, размножения и пр. позволяет растению расти и размножаться без вмешательства человека; информация, накопленная поколениями хищных животных, формирует условные и безусловные рефлексы поведения следующих поколений хищников.
-
Вещество – то, из чего все состоит, энергия – то, что все приводит в движение. Верно ли суждение, что информация управляет миром. Обоснуйте свой ответ.
Ответ: информация действительно управляет миром. Сигнал с Земли спутнику заставляет изменить траекторию его движения; если мы на пути видим лужу, то информация о ее виде, о том, что она мокрая и грязная, заставляет нас принять решение обойти лужу
-
Назовите виды информации по форме представления, приведите примеры.
Ответ: числовая (цена на товар, числа в календаре), текстовая (книга, написанная на любом языке, текст учебников), графическая (картина, фотография, знак СТОП), звуковая (музыка, речь), видео (анимация + звук), командная (перезагрузить компьютер - нажатие клавиш Ctrl+Alt+Delete/Enter).
-
Какие действия можно производить с информацией?
Ответ: ее можно обрабатывать, передавать, хранить и кодировать (представлять).
-
Назовите способы восприятия информации человеком.
Ответ: человек воспринимает информацию с помощью 5 органов чувств - зрение (в форме зрительных образов), слух (звуки – речь, музыка, шум…), обоняние (запах с помощью рецепторов носа), вкус (рецепторы языка различают кислое, горькое, соленое, холодное), осязание (температура объектов, тип поверхности…)
-
Приведите примеры знаковых систем.
Ответ: естественный язык, формальный язык (десятичная система счисления, ноты, дорожные знаки, азбука Морзе), генетический алфавит, двоичная знаковая система.
-
Почему в компьютере используется двоичная знаковая система для кодирования информации?
Ответ: двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния (знака).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Овладение знаниями и умениями данной темы осуществляется путем постановки познавательных и учебных задач. Объяснение новой темы учащимся сопровождается демонстрацией мультимедиа презентации на проекторе.
Вопрос для учащихся: Как вы думаете, какая из книг содержит большее количество информации (показать тонкую и толстую)? В книге содержится только текстовая информация). Какое сообщение несет для вас больше информации «завтра учимся по обычному расписанию» или «завтра вместо литературы будет химия»?
Предполагаемый ответ учащихся: учащиеся интуитивно ответят, что второе, потому что, несмотря на почти одинаковое количество слов, во втором сообщении содержится более важная, новая или актуальная для них информация. А первое сообщение вообще не несет никакой новой информации.
Для человека получение новой информации приводит к расширению знаний, или к уменьшению неопределенности. Например, сообщение о том, что завтра среда, не приводит к уменьшению неопределенности, поэтому оно не содержит информацию. Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. Мы знаем до броска, что может произойти одно из двух событий – монета окажется в одном из двух положений: «орел» или «решка». После броска наступает полная определенность (визуально получаем информацию о том, что выпал, например, «орел»). Информационное сообщение о том, что выпал «орел» уменьшает нашу неопределенность в 2 раза, так как получено одно из двух информационных сообщений.
Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. (Выделенное курсивом учащиеся записывают в тетрадь).
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:
N=2I (N – количество возможных информационных сообщений, I – количество информации, которое несет полученное сообщение).
Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Например, для измерения длины выбран определенный эталон метр, массы – килограмм.
Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Алфавитный подход является объективным, т.е. он не зависит от субъекта (человека), воспринимающего текст.
Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом.
Полное количество символов в алфавите называется мощностью (размером) алфавита.
Сообщение состоит из последовательности знаков. Допусти, что сообщение содержит k знаков. Каждый знак несёт определённое количество информации i. Количество информации во всём сообщении: I=i•k.
За единицу измерения количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в сообщении, уменьшающем неопределенность знания в 2 раза. Такая единица называется битом.
Вернемся к рассмотренному выше получению информационного сообщения о том, что выпал «орел» при бросании монеты. Здесь неопределенность уменьшилась в 2 раза, следовательно, это сообщение равно 1 биту. Сообщение о том, что выпала определенная грань игрального кубика, уменьшает неопределенность в 6 раз, следовательно, это сообщение равно 6 битам.
Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей – байт, причем
1 байт = 8 битов
В международной системе СИ используют десятичные приставки «Кило» (103), «Мега» (106), «Гига» (109),… В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n.
1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт
1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт
1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт
1 терабайт (Тбайт) = 210 Гбайт = 1024 Гбайт
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Для успешного закрепления знаний, учащиеся должны решить следующие задачи.
Задача 1.
Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
Решение.
40 * 60 * 150 =360000 символов в книге = 360000 байт.
360000 байт = = 351,5625 Кб = = 0,34332275Мб.
Объем книги 0,34 Мб.
Задача 2.
Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее 12288 бит?
Решение.
12288 / 8 / 1024 = 1,5 Кб.
Задача 3.
Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
Решение.
46 * 62 * 432 =1232064 символов в книге = 1232064 байт.
1232064 байт = 1,17 Мб.
Емкость дискеты 1,44 Мб, значит, книга может поместиться на одну дискету.
Задача 4.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Решение.
20i = 64, i = 6 бит – количество информации, которое несет каждый символ,
20 * 6 = 120 бит = 15 байт.
Задача 5.
Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя – 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени – 70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.
Решение.
Первое племя: 2i = 32, i = 5 бит – количество информации, которое несет каждый символ,
5 * 80 = 400 бит.
Второе племя: 2i = 64, i = 6 бит – количество информации, которое несет каждый символ,
6 * 70 = 420 бит.
Значит, письмо второго племени содержит больше информации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Список вопросов для обсуждения:
-
Что такое алфавит?
-
Что такое мощность алфавита?
-
Как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода?
-
Что такое байт, килобайт, мегабайт. Гигабайт?
-
Что такое количество информации?
-
Чему равен 1 килобайт?
-
Приведите примеры информационных сообщений, которые несут 1 бит информации
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Пожалуйста, добавьте список использованной литературы и ссылки на источники в сети Интернет.
С уважением, С.А. Колодин.