Урок «Какой бывает вода?»
проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;
- узнавать свойства воды, формулировать их;
- систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;
- определять значения воды для жизни человека.
Обобщение урока. Вода-вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода — растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество.
Цель урока. Познакомиться с естественнонаучными понятиями — тело, вещество, состояние воды, раствор.
Задачи урока:
— познакомиться понятиями тело, вещество;
— определить опытным путем свойства воды
— узнать различные состояния воды;
— значение воды для жизни.
Материалы к уроку: «Толковый словарь» С.И. Ожегова, учебник, тетрадь, макет капли воды, рисунки, таблички: тело, вещество, карточки с планом исследования и отчета, прозрачные емкости разной формы, шприцы, вода, кусочек глины, песок, соль, сахар, иголка, жир, гвоздь, стекло, снег, лед.
Планируемый результат
Дети учатся:
— проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;
— узнавать свойства воды, формулировать их;
— систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;
— определять значения воды для жизни человека.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
— владеть простейшими навыками проведения опытов и ведение наблюдения за его результатом;
— фиксировать данные, полученные в ходе проведения опытов;
— сравнивать и формулировать выводы.
Конспект урока
«Какой бывает вода?»
окружающий мир, 1 класс
(Начальная школа 21 века)
Плахотная Инна Петровна
учитель 1 категории
Калининградская область, г. Гусев
МОУ СОШ № 5
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:
в 2 ч. Ч.1/ Н.Ф. Виноградова
издательство «Вентана-Граф», 2011
Продолжительность урока 45 минут
2013
Тема. Какой бывает вода?
Обобщение урока. Вода-вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода - растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество.
Цель урока. Познакомиться с естественнонаучными понятиями - тело, вещество, состояние воды, раствор.
Задачи урока:
- познакомиться понятиями тело, вещество;
- определить опытным путем свойства воды
- узнать различные состояния воды;
- значение воды для жизни.
Материалы к уроку: «Толковый словарь» С.И. Ожегова, учебник, тетрадь, макет капли воды, рисунки, таблички: тело, вещество, карточки с планом исследования и отчета, прозрачные емкости разной формы, шприцы, вода, кусочек глины, песок, соль, сахар, иголка, жир, гвоздь, стекло, снег, лед.
Планируемый результат
Дети учатся:
- проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;
- узнавать свойства воды, формулировать их;
- систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;
- определять значения воды для жизни человека.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- владеть простейшими навыками проведения опытов и ведение наблюдения за его результатом;
- фиксировать данные, полученные в ходе проведения опытов;
- сравнивать и формулировать выводы.
План урока
Этапы урока |
Содержание материала |
Время |
Взаимодействия в образовательном процессе |
|
Действия педагога |
Действия обучающихся |
|||
1. Организация класса |
Урок начинается, проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. Я верю, что с таким же бодрым настроением у нас пройдет весь урок. Садитесь. |
0.5 мин. |
Настраивает детей на работу |
Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
2. Мотивация |
Речевая разминка (рабочая тетрадь, с.36) |
2-3 мин. |
Задает вопросы. Лед-это вода. Да? Роса-это вода. Нет? Если из тучи идет вода, то это дождь. Нет? Если вода замерзнет, то это лед. Нет? Если на деревьях иней – это вода. Да? - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? -Что вы можете рассказать о воде?
Создает проблемную ситуацию. - Какие разные вы дали ответы. Кто же прав? - Как можно доказать свою правоту? Какими способами? - Какой способ поиска информации вам кажется интереснее всего? -Давайте сформулируем, на какие вопросы мы должны сегодня ответить - цель нашего урока? |
Хором отвечают Высказывания на основе своего жизненного опыта. - Прочитать в книге, Интернете, узнать из фильма, у кого-либо спросить, поставить опыты. -Узнать, что такое вода. Изучить её свойства. Узнать какой бывает вода? Для чего она нужна? |
3.Изучение нового материала |
На доске карточки со словами: ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО. Тело – это все предметы, окружающие нас. Вещество- это то, из чего состоит тело. |
3-5 мин. |
- Как вы понимаете эти слова? - Что представляете, когда слышите каждое из этих слов? - Где можно узнать точный ответ на вопрос?
-Как вы думаете, вода – это тело или вещество? Обсудите вопрос в парах. Попробуйте обосновать свой ответ. - Вы правы, вода – это вещество. |
Предположения ребят, основанные на личном опыте.
- Посмотреть в словаре. Находят определения в « Толковом словаре» С.И. Ожегова. Высказывания детей. |
4. Исследования в малых группах. Практическая работа. |
1.Опытно – экспериментальная работа в группах. Каждая группа получила план исследования. Все выводы необходимо занести в таблицу и отчитаться о проделанной работе.
План исследования. 1.Налейте воду в разные сосуды и сформулируйте вывод имеет ли вода форму. 2. Попробуйте с помощью шприца сжать воду, сформулируйте вывод. Отчет 1.Вода ________________формы, принимает __________________. 2.Вода _____________________. |
5-7 мин. |
- Как вы думаете, вода имеет форму? - Можно ли воду сжать? - Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести несколько опытов. Учитель следит за работой, оказывает необходимую помощь. Заносит результаты исследования в таблицу. |
Дети расходятся по группам. Работают по плану. Отчитываются о проделанной работе. Сравнивают результаты. |
2. Работа с учебником (с. 88-89) Практическая работа в группах с занесением ответов в таблицу. (на столах все необходимое для проведения опытов) |
7 -10 мин. |
- Выберите те вопросы, на которые хотели бы найти ответ. Обсудите их в группах, докажите свою точку зрения опытным путем, сделайте выводы.
Учитель следит за работой, оказывает необходимую помощь. |
Самостоятельно выбирают заинтересовавшие вопросы, проводят исследования, делают выводы. |
|
Все выводы заносятся в таблицу. |
|
|||
|
|
- Подведем итог нашего исследования. Какие же свойства воды нам сегодня стали известны? |
Делают вывод. Вода – не имеет формы, не сжимается, текуча, хороший растворитель других веществ, некоторые предметы тонут в воде, а некоторые - нет. |
|
3.Беседа «Три состояния воды» На доске появляется схема: Состояния воды Жидкое твердое газообразное |
7-10 мин. |
Загадки про снег, град, лед, туман, росу. - Что объединяет все отгадки? - Значит, какой вывод можно сделать? -Объединитесь в пары. Приведите примеры воды в разных состояниях. |
Формулируют вывод. - Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном.
Парная работа на карточках. (Добавляют в каждую группу примеры воды в разных состояниях: река, море, ручей, снег, град, лед, пар, сосулька, туман)
1 пара работает с обратной стороны доски. Проверяют, добавляют свои варианты. |
|
5.Физминутка |
Комплекс упражнений на улучшение кровообращения. |
2 мин. |
|
|
6.Закрепление |
1.Состояние воды (учебник, с. 88) 2.Значение воды для жизни (учебник, с. 89) Для наглядности на доске макет капли воды. В процессе беседы внутрь капли помещают изображения цветка, животного и т.д. |
3-5 мин. |
- Давайте перечислим, какой же бывает вода? -Все это разные состояния воды. Рассмотрите рисунки и расскажите, для чего нужна вода? |
- Иней, град, лед, и т.д.
Находят ответы в учебнике, и основываясь на собственном опыте. |
7. Оценивание и рефлексия |
У каждого на столе оценочная шкала. |
2-3 мин. |
- Оцените свою работу на уроке по трем критериям: все ли задания выполнил, самостоятельно или с чьей-либо помощью, все ли понятно или остались вопросы. |
Оценивают свою работу на уроке на трех линеечках. |
8. Итог урока |
|
2-3 мин. |
- Что узнали нового, какие открытия сделали? Что знали давно? Какие знания подтвердились? |
|
Литература:
-
Учебник окружающий мир, 1 класс для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Н.Ф. Виноградова
издательство «Вентана-Граф», 2011(Начальная школа 21 века)
-
Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.В. Виноградова. – Вентана – Граф, 2011 (Начальная школа 21 века)
-
Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Москва, 2002
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО