В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа факультативного курса «Экология в начальной школе»

Программа факультативного курса «Экология в начальной школе»

Татьяна Шишкова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4789
Краткое описание
Цель программы:
1.    Формирование активной экологической позиции у порастающего поколения
2.    Совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе
3.    Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности
Систематизация  и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ПРОГРАММА.doc Скачать

Если каждый человек

на кусочке своей земли

сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы Земля наша.

А.П. Чехов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде. Поэтому одним из направлений работы школы является экологическое воспитание.

Сущность экологического воспитания и образования состоит не столько в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, сколько в формировании мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния школьной территории и своего места жительства.

Программа предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.








Цель программы:

  1. Формирование активной экологической позиции у порастающего поколения

  2. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе

  3. Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности

Систематизация и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.


Задачи:


  1. Привлечение детей к практической деятельности по охране природных ресурсов

  2. Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде

  3. Формирование в детях нравственно- эстетических качеств и экологической культуры.

  4. Повышение экологической грамотности учащихся




Действие программы экологического воспитания распространяется на учащихся с 1 по 2 классы и рассчитана на 2 года.


Реализация данной программы осуществляется через урочную, внеклассную и воспитательную деятельность.

















Методы работы:

- словесный;

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- практический;

- игровой;

- метод коллективного творчества


Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-уход за комнатными растениями;

-создание тематических папок и стендов;

-подготовка и проведение мастер-классов;

-озеленение школы и класса;

-экскурсия;

-посадка и выращивание семян растений;

-создание экологических проектов;

-уборка пришкольной территории;

-исследовательская деятельность;

-факультативные занятия;

-тематические классные часы экологической направленности;

-создание буклетов экологического содержания;

-экологические выставки;

-кружковая деятельность;

-литературное творчество;

-демонстрации фильмов о природе.



Принципы работы:

- научность;

- доступность;

- сотрудничество;

- последовательность;

- систематичность;

- чередование разнообразных видов деятельности;

- обратная связь;

- творчество;

- опора на интерес;

- результативность;

- учет возрастных особенностей.




План реализации программы


п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

Участники

Ответственные

1

проведение опытов и наблюдений,

экскурсии в природу,

Акция «Чистый двор».

сентябрь

1-е классы

Учителя начальных классов


2

экскурсии в природу,

конкурс рисунков,

посадка семян сосны и пихты.

октябрь

1-е классы

Учителя начальных классов


3

акция «Мир вокруг нас»,

акция «Кормушка»


ноябрь

1-е классы

Учителя начальных классов


4

акция «Кормушка»,

Тематические классные часы

«Природа родного края».


декабрь

1-е классы

Учителя начальных классов


5

акция «Кормушка», создание учебного проекта «Снег и лёд», проекта «Как человек использует свойства воды?»


январь

1-е классы

Классные руководители

6

Экскурсии в зимний парк, создание

учебного проекта «Красная Книга Ульяновской области»

февраль

1 - 2 классы

учителя начальных классов

7

учебный проект «Прорастание семени»




март

1-2 классы

учителя начальных классов.

8

Создание проекта по благоустройству пришкольной территории

апрель

1-2 классы

учителя начальных классов.

9

Реализация проекта

по благоустройству пришкольной территории, озеленение класса, школы, дома

акция «Чистый двор»

очистка пришкольной территории

экологическая неделя


май

1-2 классы

зам.директора по УВР, учителя начальный классов

10

проведение опытов и наблюдений,

экскурсии в природу,

учебный проект «Подарки лета»,

Акция «Чистый двор».

сентябрь

2-е классы

Учителя начальных классов

11

экскурсии в природу,

учебный проект «Осень»,

конкурс рисунков,

проведение мастер –классов «В гостях у тетушки Герани».


октябрь


1-2 классы

Учителя начальных классов

12

Операция «Уют», уборка школьной территории,

конкурс рисунков,

акция «Кормушка»

ноябрь

1-2 классы

Учителя начальных классов

13

акция «Кормушка»,

учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода»

декабрь


2-е классы

Учителя начальных классов

14

акция «Кормушка»

учебный проект, «Мои домашние животные»

январь

1-2 классы

Учителя начальных классов

15

акция «Кормушка»,

учебный проект «Зимующие птицы»,

учебный проект «Я хочу иметь друга …»

февраль

1-2 классы

Организаторы по воспитат. работе., классные рук-ли

16

Выполнение исследовательских работ в рамках факультативных курсов

март

1-2 классы

Руководители

факультативов

17

Экологические выставки рисунков «Братья наши меньшие» в рамках недели биологии


апрель


1-2 классы

Классные руководители,

Учитель ИЗО


18

Конкурс детских литературных произведений о природе,

озеленение класса, школы, дома,

акция «Чистый двор»,

очистка пришкольной территории

май

1-2 классы

учителя начальных классов, зам. Директора по УВР.






















Отслеживание и диагностика результатов


  1. Вводная и итоговая диагностика: анкетирование, тестирование

  2. Наблюдение за воспитанниками

  3. Участие в экологических конкурсах и мероприятиях

  4. Выполнение проектов

  5. Эколого-психологическое тренинги для всех составляющих педагогического процесса (школьников, учителей, родителей)

  6. Систематическое включение экологических тем в содержание контрольных работ по естественным предметам (тесты и традиционные работы)


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос