Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
4. Метод «Думательных шляп»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа:эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
Желтая шляпа:позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Вопросы можно написать на шляпах!
III. Фаза рефлексии.Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
1.Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Дается памятка написания письма.
2. «Пятиминутное эссе»помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.
Халиулина Ирина Петровна,
Руководитель МО учителей начальных классов
МБОУ СОШ"№5"
г. Чернушка, Пермский край
Доклад по теме:
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные пед технологии. Одна из приоритетных- Технология развития критического мышления. Применять её можно на всех учебных предметах.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить.
Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:
-
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
-
Осмысление содержания (получение новой информации)
-
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
I. Фаза вызова.
1) Постановка целей урока.
2) Активизация познавательной деятельности учащихся.
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе?
1.Кластер
В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Н-р: имя сущ.
2. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
3. Верные – неверные утверждения
«Да – нетка». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет». Н-р местоим.
4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"
( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
6. Приём«Верные – неверные утверждения»
Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.
II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия)
Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.
1. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать (ЗУХ).
2. Это может быть составление сюжетной таблицы.
3. Прием “Диаграммы сравнения”
Цель: развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Пример. Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
4. Метод «Думательных шляп»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Вопросы можно написать на шляпах!
III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
1.Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Дается памятка написания письма.
2. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре