Конспект урока литературы "В.Распутин "Уроки французского"".
Краткое описание
Целью данной работы является развитие у неслышащих учащихся умения анализировать образы главных героев в художественном произведении, развивать их образное мышление и речь.
Описание
Филиал КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I-II вида»
г.Рубцовск Алтайского края
Учитель: Латынцева Ирина Сергеевна
Урок изучения художественного произведения
Урок литературы
« В.Распутин «Уроки французского»».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Распутина, развивать умение анализировать образы главных героев рассказа «Уроки французского».
Коррекционная цель: развивать образное мышление, следить за темпом речи, продолжить работу по развитию культуры речи
Воспитательная цель: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Оборудование: портрет писателя, книжная выставка, иллюстрации к произведению, презентация «В.Распутин «Уроки французского»
План урока:
1.Знакомство с жизнью и творчеством В. Распутина.
2.Анализ образов главных героев рассказа – Лидии Михайловны и Володи.
3.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Фонетическая зарядка.
3.Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Валентина Распутина, поговорим о героях его рассказа «Уроки французского», попробуем разобраться в ситуациях, которые преподнесла судьба этим героям.
Сейчас вы послушаете доклады о жизни и творчестве Валентина Распутина, которые подготовили ученики вашего класса (чтение докладов)
Словарная работа: (записать в тетрадь)
Автобиография – описание своей жизни.
Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.
Сейчас предлагаю посмотреть презентацию «В.Распутин «Уроки французского»
Задание: определить, кто является прототипом Лидии Михайловны.
Беседа по вопросам:
— Можно ли назвать рассказ В.Распутина «Уроки французского» автобиографическим? Почему?
— Давайте вспомним, когда происходят события в рассказе? (в первые послевоенные годы)
— Как зовут главного героя? (Володя)
— Какие трудности испытывает Володя? (уехал из семьи, одинок, голодает, ему трудно даётся французский язык)
— Кто из героев приходит на помощь мальчику? (Лидия Михайловна – учительница французского языка)
— Какой предстала Лидия Михайловна перед Володей? (найти в тексте)
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»
Давайте попробуем посмотреть на главного героя глазами учительницы. Каким она его увидела? (учащимся предлагаются карточки, из которых нужно выбрать подходящие для описания главного героя) (выполняет один ученик, остальные продолжают работать по вопросам)
Карточки: неопрятный, одинокий, весёлый, разбитое лицо, счастливый, тощий диковатый мальчишка, застиранный пиджачок, красивая куртка, новые сапоги, чирки.
Мы составили портретную характеристику герою: неопрятный, тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, одинокий. Одет в застиранный пиджачок и чирки.
— Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки своего ученика? Почему?
— Как себя вела Лидия Михайловна? Почему?
— Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
— Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
— Ребята, если бы вы оказались в таком же трудном положении, вы бы приняли помощь Лидии Михайловны?
— Как пыталась помочь своему ученику Лидия Михайловна? (выбрать из записанных на доске слов подходящие к данному вопросу)
На доске:
Дала немного денег; прислала посылку; купила новую одежду; предложила заниматься французским языком дома, чтобы подкормить ученика; играет с ним на деньги.
— Может ли учитель играть на деньги со своим учеником?
— Директор увольняет Лидию Михайловну из школы и называет её поступок безнравственным. А какое бы вы дали ему название? (благородный, милосердный, добрый)
Учитель: А теперь мне хочется услышать, какой для вас останется в памяти Лидия Михайловна (каждый учащийся дает словесную характеристику учительнице)
На доске опорные слова: добрая, строгая, щедрая, отзывчивая, смелая, с чувством собственного достоинства, злая, молодая, старая, красивая.
Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I-II вида»
г.Рубцовск Алтайского края
Учитель: Латынцева Ирина Сергеевна
Урок изучения художественного произведения
Урок литературы
« В.Распутин «Уроки французского»».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Распутина, развивать умение анализировать образы главных героев рассказа «Уроки французского».
Коррекционная цель: развивать образное мышление, следить за темпом речи, продолжить работу по развитию культуры речи
Воспитательная цель: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Оборудование: портрет писателя, книжная выставка, иллюстрации к произведению, презентация «В.Распутин «Уроки французского»
План урока:
1.Знакомство с жизнью и творчеством В. Распутина.
2.Анализ образов главных героев рассказа – Лидии Михайловны и Володи.
3.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Фонетическая зарядка.
3.Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Валентина Распутина, поговорим о героях его рассказа «Уроки французского», попробуем разобраться в ситуациях, которые преподнесла судьба этим героям.
Сейчас вы послушаете доклады о жизни и творчестве Валентина Распутина, которые подготовили ученики вашего класса (чтение докладов)
Словарная работа: (записать в тетрадь)
Автобиография – описание своей жизни.
Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.
Сейчас предлагаю посмотреть презентацию «В.Распутин «Уроки французского»
Задание: определить, кто является прототипом Лидии Михайловны.
Беседа по вопросам:
— Можно ли назвать рассказ В.Распутина «Уроки французского» автобиографическим? Почему?
— Давайте вспомним, когда происходят события в рассказе? (в первые послевоенные годы)
— Как зовут главного героя? (Володя)
— Какие трудности испытывает Володя? (уехал из семьи, одинок, голодает, ему трудно даётся французский язык)
— Кто из героев приходит на помощь мальчику? (Лидия Михайловна – учительница французского языка)
— Какой предстала Лидия Михайловна перед Володей? (найти в тексте)
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»
Давайте попробуем посмотреть на главного героя глазами учительницы. Каким она его увидела? (учащимся предлагаются карточки, из которых нужно выбрать подходящие для описания главного героя) (выполняет один ученик, остальные продолжают работать по вопросам)
Карточки: неопрятный, одинокий, весёлый, разбитое лицо, счастливый, тощий диковатый мальчишка, застиранный пиджачок, красивая куртка, новые сапоги, чирки.
Мы составили портретную характеристику герою: неопрятный, тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, одинокий. Одет в застиранный пиджачок и чирки.
— Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки своего ученика? Почему?
— Как себя вела Лидия Михайловна? Почему?
— Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
— Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
— Ребята, если бы вы оказались в таком же трудном положении, вы бы приняли помощь Лидии Михайловны?
— Как пыталась помочь своему ученику Лидия Михайловна? (выбрать из записанных на доске слов подходящие к данному вопросу)
На доске:
Дала немного денег; прислала посылку; купила новую одежду; предложила заниматься французским языком дома, чтобы подкормить ученика; играет с ним на деньги.
— Может ли учитель играть на деньги со своим учеником?
— Директор увольняет Лидию Михайловну из школы и называет её поступок безнравственным. А какое бы вы дали ему название? (благородный, милосердный, добрый)
Учитель: А теперь мне хочется услышать, какой для вас останется в памяти Лидия Михайловна (каждый учащийся дает словесную характеристику учительнице)
На доске опорные слова: добрая, строгая, щедрая, отзывчивая, смелая, с чувством собственного достоинства, злая, молодая, старая, красивая.
Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Поурочное планирование
Литературное чтение
07 января 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Методика работы с неговорящими детьми с ОВЗ по чтению и развитию речи ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с художественной литературой