Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОКУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа внеурочной деятельности
для учащихся начальной школы
АВТОР: СИДОРОВА Ю.В,,
Заместитель директора по ВР
-
Нормативно-правовая и документальная основа:
-
Закон Российской Федерации « Об образовании».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-
Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
-
Должностная инструкция педагога-организатора.
-
Должностная инструкция классного руководителя.
-
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
-
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
-
приобретение учащимися социального опыта;
-
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
-
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
-
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
-
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
-
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
-
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
-
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
-
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
-
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
-
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
-
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Организация информационной поддержки учащихся.
-
Принципы программы:
-
Включение учащихся в активную деятельность.
-
Доступность и наглядность.
-
Связь теории с практикой.
-
Учёт возрастных особенностей.
-
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
-
Традиции школы.
-
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
-
Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
5.Направления реализации программы
-
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
-
Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
-
Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
-
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
-
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
-
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
-
Классы
Направления
I
I I
I I I
IV
Спортивно-оздоровительное
2
2
2
2
Художественно-эстетическое
2
2
2
2
Научно-познавательное
2
2
2
2
Гражданско-патриотическое
2
2
2
2
Проектная деятельность
2
2
2
2
Итого
10
10
10
10
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
-
Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису.
-
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
-
Проведение бесед по охране здоровья.
-
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
-
Участие в районных и областных спортивных соревнованиях.
-
Ведение кружка «ОФП», «Поиграй-ка»
2. Художественно-эстетическое:
-
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-
Работа кружка «Декоративно-прикладное творчество»
-
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
3. Научно-познавательное:
-
Предметные недели;
-
Библиотечные уроки;
-
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
-
Кружок «Разговор о правильном питании»
4. Гражданско-патриотическое:
-
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
-
Выставки рисунков.
-
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, сибиряков;
-
Встречи с участниками «горячих точек»;
-
Тематические классные часы;
-
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
-
Конкурсы рисунков.
-
Музей школы.
-
Кружок «Я-гражданин России»
5. Проектная деятельность:
-
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.
-
Разработка проектов к урокам.
-
Кружок «Юные исследователи»
Распределение времени по каждому направлению:
-
спортивно-оздоровительное-2ч.,
-
художественно-эстетическое-2ч.,
-
научно-познавательное-2ч.,
-
гражданско-патриотическое направления-2ч.,
-
проектная деятельность-2ч.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
-
конкретное планирование деятельности,
-
кадровое обеспечение программы,
-
методическое обеспечение программы,
-
педагогические условия,
-
материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
-
педагоги школы, реализующие программу;
-
библиотекарь;
-
работники ДДТ;
-
тренеры спортивных школ;
-
психолог;
-
соц.педагог.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи |
Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности |
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса |
Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов |
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня. |
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий |
Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. |
6.Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
-
методические пособия,
-
интернет-ресурсы,
-
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий |
Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. |
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. |
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. |
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. |
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
Материально-техническое обеспечение:
-
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
-
материалы для оформления и творчества детей,
-
наличие канцелярских принадлежностей,
-
аудиоматериалы и видеотехника,
-
компьютеры,
-
телевизор,
-
проектор,
-
экран и др.
7.Предполагаемые результаты:
-
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-
укрепление здоровья воспитанников;
-
развитие творческой активности каждого ребёнка;
-
укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
-
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
-
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
-
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
-
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
-
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
-
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
-
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
-
оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Рис.1 Схема взаимодействия в рамках реализации ФГОС
8.Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2012-2013 учебный год
Направление деятельности |
Кол-во часов в неделю |
Кружок |
Спортивно-оздоровительное |
2 |
Кружок «ОФП» |
«Поиграй-ка» |
||
Художественно-эстетическое |
2 |
Кружок «Декоративно-прикладное творчество» |
Научно-познавательное |
2 |
Кружок «Разговор о правильном питании» |
Гражданско –патриотическое |
2 |
Я- гражданин России |
Проектная деятельность |
2 |
Кружок «Юные исследователи» |
Итого |
10 часов |
|
9.Содержание воспитательной деятельности.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
-
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
-
социальной активности;
-
представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
приобщение к системе культурных ценностей;
-
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
-
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
-
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-
организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
-
навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
-
игровая деятельность;
-
познавательная деятельность;
-
проблемно-ценностное общение;
-
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
-
художественное творчество;
-
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
-
трудовая (производственная) деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность;
-
туристско-краеведческая деятельность.
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
-
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
-
упражнение,
-
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
-
методы игры в различных вариантах,
-
составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности обучающихся.
Формы
оценки.
В соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования в школе разработана
система оценки, ориентированная на
выявление и оценку образовательных
достижений учащихся с целью итоговой
оценки подготовки выпускников на ступени
начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
-
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
-
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
-
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
10.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
-
рост социальной активности обучающихся;
-
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
-
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
-
Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
-
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
-
Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
-
Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;
-
Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
Компетенции ученика |
Показатели |
Методический инструментарий |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. |
1.Познавательная активность учащихся. 2.Произвольность психических процессов. 3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности) |
1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка. 2.Педагогическое наблюдение. 3.Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности». |
Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива. |
1.Коммуникабельность. 2.Знание этикета. 3.Комфортность ребёнка в школе. 4.Сформированность совместной деятельности. 5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами. 6.Соблюдение социальных и этических норм. |
1.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся. 2. Педагогическое наблюдение. 3 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью». 4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе». 5.Анкета «Ты и твоя школа». 6.Наблюдения педагогов. |
Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося. |
1.Нравственная направленность личности. 2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. 3.Развитость чувства прекрасного. |
1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик». 3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора». |
Ожидаемые результаты реализации программы.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, посёлку; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Используемая литература:
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
-
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
-
Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
-
Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
-
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
-
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223-Федеральный государственный образовательный стандарт
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»