В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по окружающему миру "Кожа - надежная защита организма" (3 класс)

Урок по окружающему миру "Кожа - надежная защита организма" (3 класс)

Ирина Бердникова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 23736
Краткое описание
Урок соответствует требованиям ФГОС: построен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно - поисковый характер. Форма проведения: урок - практикум. Используются различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, группах, общеклассная дискуссия. Применяются информационные технологии.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна



Квалификационная категория: высшая



Место проживания: Москва



Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой



Предмет: окружающий мир



Учебник: Плешаков А.А.



Тема урока: Кожа – надежная защита организма.



Класс: 3



Продолжительность урока: 45 мин.



Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, информационная среда класса, презентация, составленная учащимися на кружке Информатики.



Комментарии к уроку: урок-практикум, построен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, ведется опора на субъективный опыт учащихся. Создаются условия, чтобы третьеклассники сами могли определить задачи урока, учились рефлексировать, делать самостоятельные выводы, выбирать вариант домашнего задания. Используются различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Смена видов работы на уроке: опыты, фронтальная беседа, сравнение своих знаний с материалом учебника, физминутка, переход ребят во время образования групп - помогает реализации здоровьесберегающего подхода. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты программы ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Цели урока: 1. Обучающие цели:

  • обеспечить условия для формирования представлений о коже;

  • познакомить детей с понятием «кожа», её свойствами и функциями;

  • раскрыть проблему целесообразности строения кожи, выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде ;

  • обучить правильному уходу за кожей;

  • закреплять знания учащихся об органах чувств и их значении.

2. Развивающие цели:

  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;

  • развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье ;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • пополнять словарный запас обучающихся.

3. Воспитательные цели:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью .



Оборудование: презентация «Органы чувств», лупы, зеркала, карточки для практической работы, файл-заготовка «Органы чувств» (выполнена в программе ПервоЛого и размещена в информационной среде класса), толковый словарь, выставка книг по анатомии, физиологии, гигиене человека, таблица «Строение кожи», учебник А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», Электронное приложение к учебнику А.Плешакова (издательство «Просвещение»).


  1. Оргмомент.


  1. Повторение изученного.


- Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье». Посмотрите на своих товарищей. Вспомните, что относится к внешнему строению человека, а что к внутреннему?

Игра «Внутреннее и внешнее строение человека» (внешнее – дети поднимают руки вверх, внутреннее – руки в стороны):

руки, сердце, голова, головной мозг, легкие, ноги, печень, спина, спинной мозг, желудок, живот, кишечник.


  1. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

На кружке ИКТ ребята составляли презентацию, используя фото органов чувств, сделанные цифровым микроскопом.


Итак, сколько органов чувств у человека?
(5.)
Перечислите их.
(Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

1 слайд
С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза.)
Расскажите о том, как беречь зрение.

2слайд

С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

3 слайд
Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?
(Нос.)
Когда ухудшается обоняние?

4 слайд

С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)
Что интересного вы можете рассказать о языке?
(Кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое.)

5 слайд

Что помогает определить, теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)

6 слайд

Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга.)
Как поступают сигналы в головной мозг?
(По нервам.)
Молодцы! Вы показали отличные знания.

Самостоятельная работа на компьютерах.

В информационной среде класса размещается файл – заготовка, выполненная в программе ПервоЛого. Учащиеся скачивают файл, выполняют задание и отправляют в форум на сайт класса.

C:\Users\user\Desktop\органы чувств.png

  1. Постановка темы и задач урока.

Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувств. Предположите, о чём будем идти речь на уроке?

Отгадайте загадку:

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу (кожа).

-Тема урока: «Кожа - надежная защита организма» .
- Прочитайте тему урока : что является надежной защитой организма? (кожа)
- Да, разговор пойдет о коже.
- Подумайте, какие задачи вам предстоит решить на уроке? На какие вопросы найти ответы?

- Зачем у нас на уроке выставка книг? (Чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).

Обратимся к Толковому словарю. Что же такое кожа?

1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного.

2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).



V. Изучение нового материала.

  1. Практическая исследовательская работа.


Чтобы узнать свойства кожи мы проведем практическую исследовательскую работу.

- Работать будете в парах. У вас карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить с использованием зеркал, луп, они тоже находятся на столах.

Карточка:

  1. Рассмотрите кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже?



Кожа мягкая, упругая, гладкая. ДА

НЕТ

  1. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к зеркалу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?



Кожа жирная. ДА

НЕТ

  1. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют.





Наблюдение

Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

Опыт

Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец. Что происходит с кожей?

Вывод:

складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги пальцы не могли бы сгибаться.

Общие выводы:

Кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается.

На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой.

На поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры. Как вы думаете: для чего они? (Кожа дышит.)
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

Через поры выделяются жир и пот. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

- Как вы думаете, хорошо или плохо, когда кожа выделяет жир и пот?

Обратимся к страницам учебника. С.130

Значит, если кожа чистая, смогут ли попасть в организм болезнетворные бактерии? Кожа – надежная защита организма от бактерий.


2. Правила ухода за кожей.

- Как нужно ухаживать за кожей? Составьте сами правила гигиены.

- Прочитайте в учебнике стр. 137 и найдите то, о чем еще не сказали.

- У известного поэта Ю.Тувима есть стихотворение. Ваша задача внимательно прослушать и подумать почему поэт посвятил целое стихотворение гигиене.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какою водой:
Кипяченной, ключевой,
Из реки или колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.

- Давайте послушаем ваше мнение о стихотворении.

Музыкальная физминутка.

3. Строение кожи.

А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Работа по таблице «Строение кожи».)
Кожа человека состоит из трех слоев.

  • Наружная оболочка это тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые дышит кожа.

  • Кожа более толстый слой. Его толщина составляет 1–2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы. Все мы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В состав пота входят 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу и боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару – кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, а излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод – сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

  • Подкожный жир предохраняет органы от ушибов, играет роль смягчителя, сохраняет тепло.


4. Помощь при повреждениях кожи.

- Но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обморожение).
- Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 5 научных групп. Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи.
Деление на группы
(дифференцированные задания для групп).
В каждой группе сидят специалисты по определенной теме. Группе дается карточка с названиями повреждений, в некоторых указаны вопросы, опорные слова. Ваша задача – обсудить в группе все, что касается данного повреждения и через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом.

Карточка 1.
Раны. Зеленка, йод.
Какие бывают раны?
Чем их нужно обрабатывать?
Все ли раны нужно и можно перевязывать?

Карточка 2.
Солнечный ожог
При каких обстоятельствах может возникнуть солнечный ожог?
Что делать при таком ожоге? (вспомни лето)

Карточка 3
Ожог.
Покраснение, холодная вода.

Карточка 4
Обмораживание.
Первая помощь. Варежка, сухой платок.

Карточка 5.
Ушиб.
Первая помощь: холод.


Выступления детей. Остальные могут задавать вопросы.

Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.


Электронное приложение к учебнику: Как оказать первую помощь? (уточнения рассказов детей).


VI. Подведение итога.

От чего защищает кожа наш организм?

Выводы: Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира. Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи.


А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

    1. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?

    а) живот о) кожа г) мышцы


    2) Кожа – это …

    ц) орган осязания; б) внутренний орган; в) скелет человека



    3) Какие функции выполняет кожа?

    а) переваривает пищу д) защищает от ран, грязи г) не знаю


    4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

    ж) потовым железам т) порам м) жиру


    5) Пот выделяется, когда человеку…

    з) холодно и) просто так л) жарко


    6) Кожу надо мыть…

    о) ежедневно р) иногда е) можно и не мыть


    7) Какая травма не относится к повреждениям кожи?

    н) ушиб ы) перелом ю) ожог


    Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы) Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.


    VII. Домашнее задание (по выбору детей).

    - Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)
    - Я предлагаю на выбор одно из этих заданий:
    - ответить на вопросы задания «Проверь себя» с. 139;
    - попробуйте найти интересный материал про кожные образования: ногти, волосы;
    - составить памятку по уходу за кожей, можно представить в виде картинок;
    - подобрать стихотворение к теме.

    VIII. Рефлексия.

    - Оцените важность для вас того, о чем говорили на уроке.
    Зеленый жетон – жизненно важно.
    Синий – может пригодиться.
    Оранжевый – можно не знать.





    Рекомендации по использованию презентации.docx Скачать
    • количество слайдов - 6

    • среда (редактор), в которой выполнена презентация – Microsoft Power Point 97-2004

    • цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации – закрепление темы «Органы чувств», иллюстрирование фронтальной дискуссии на этапе актуализации опорных знаний.

      • a) 1 слайд – сопровождает дискуссию об органе зрения

      • b) 2 слайд – сопровождает дискуссию об органе слуха

      • c) 3 слайд – сопровождает дискуссию об органе обоняния

      • d) 4 слайд – сопровождает дискуссию об органе вкуса

      • е) 5 слайд – сопровождает дискуссию об органе осязания

      • f) 6 слайд – сопровождает дискуссию о головном мозге – центре управления органами чувств





    Бердникова И.А. Окружающий мир.zip Скачать
    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос