Программа дополнительного образования "Я исследователь"
• Создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
-
Муниципальное ббюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выборга»
Программа дополнительного образования
Эколога – краеведческого музея
Научно- исследовательской деятельности учащихся
« Я исследователь»
Рассчитана на детей – младшего и среднего школьного возраста
( с 7 лет по13 лет)
Срок выполнения программы: 6 лет
(1 ч. в неделю - за год 34 ч.)
Составитель: учитель биологии
1 квалификационная категория
Семенова Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантировано обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания и целый ряд исследовательских методов и подходов является универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно, знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они не выбрали.
В результате необходимости развития и формирования экологически грамотной личности, приобщение ребенка к культуре общения с природой и решения основной задачи школы в этом направлении включение ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире.
Как способ участие в реализации программы» экологического образования и воспитания» а также программы « работа с одаренными детьми»
-
создание условий для формирования у обучающихся системы ЗУН в сфере естествознания и краеведения через развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры личности.
-
Создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
Цели требуют решения следующих задач:
-
сформировать умения и навыки исследовательской деятельности по естествознанию;
-
научить работать с различными источниками и базами информации;
-
формировать информационную компетенцию учащихся.
-
содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую деятельность, развивать потребность к саморазвитию в овладении диалоговой культуры с окружающими людьми, миром.
-
приобщать учащихся младшего и среднего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат этой деятельности (к самостоятельному добыванию знаний).
-
· Формировать у учащихся исследовательские навыки, научное мышление, учить собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
-
· Учить работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она базируется на материалах НРК и построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между младшим, средним и старшим звеном, имеет познавательно-практическую направленность (расширяет и углубляет знания учащихся в области естествознания и краеведения). Вместе с тем учитывает возможности и возрастные особенности учащихся младшего, среднего школьного возраста, предусматривает расширение образовательного пространства учащихся, использования дополнительных источников, организацию проектной деятельности с использованием ИКТ.
Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.
Программа организации школьного эколога – краеведческого музея предполагается сбор материалов для оформления трех основных направлений музея:
-
экология родного края
-
предметы быта
-
уголок боевой славы
Программа курс школьного эколого-краеведческого музея рассчитан на 34 часа за год (1час в неделю) в младшем, среднем и старшем звене на детей 1-11 классов (7-17лет)
Сроки реализации программ обучения: долгосрочного действия.
Этапы развития и формирование музея
-
Разработка положения о школьном эколога – краеведческом музеи
-
Должностных инструкций руководителя музея
-
Для экскурсоводов разработать тексты экскурсий по разным экспозициям.
-
Для учащихся, посещающих музей, разработать инструкции по правилам безопасности для учащихся в помещении музея.
-
Сбор материала и экспонатов для экспозиций музея;
-
Организация встреч с ветеранами войны и тружениками тыла;
-
Написание исследовательских работ по изучению природы родного края и истории культуры Выборга;
-
Организация мероприятий по экологии и культуры Выборга ( спектакли, вечера, экскурсии, выставки);
-
Создание научного общества учащимися.
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе эколого-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая.
Центром воспитательной деятельности по эколого-краеведческому воспитанию является эколого-краеведческий музей школы. Школьный музей это творческое сотрудничество учителей и учеников, он является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школы в эколого-краеведческом направлении. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, поселка. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, которые позволяют выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Школьный эколого-краеведческий музей выполняет следующие функции:
· Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
· Научно-методическая работа с педагогическим коллективом;
· Координаторская работа с общественными организациями;
· Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Критерии успешности программы.
Предполагается, что в результате ознакомления с программой учащиеся будут знать:
-
Направления исследовательской работы в области естествознания (природоведения, биологии) и краеведения;
-
Структуру исследовательской работы;
-
Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научный отчет, научная статья, реферат);
-
Основные понятия: аспект, гипотеза, дедукция, идея, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, научная тема, научное исследование, объект исследования, предмет исследования, проблема, теория, умозаключение;
-
Источники и базы информации НПР по Выборгскому краю и Лен. Обл.;
-
Электронный поиск информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять план исследования по естествознанию (природоведению, биологии) и краеведению ;
-
оперировать понятийным аппаратом,
-
работать с источниками и базами информации;
-
пользоваться алгоритмами поиска необходимой информации
-
составлять библиографию информационного источника;
-
выполнять различные виды исследовательской работы;
-
оформлять исследовательскую работу,
-
представлять результаты авторефератом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
нахождения и применения информации, для организации школьного эколого-краеведческого музея;
-
готовности к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений);
-
обучения в специальных и высших учебных заведениях.
Методическое сопровождение программы.
Основные методы организации деятельности:
-
изучение материалов
-
поисковый
-
частично-поисковый
-
реферирование научной литературы
-
решение задач
-
практическое исследование
-
анализ решения научных проблем
-
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
Формы проведения занятий: игровые методы; лекции; практикумы; конференции; интерактивные занятия; презентации; экскурсии; библиотечные, музейные, архивные занятия; работа с источниками, информационными ресурсами; внедрение поисковой деятельности по поиску экспонатов для музея.
Форма отчетности по курсу программы: сбор и оформление экспонатов для школьного музея; разработка собственного исследования и защита автореферата; оформление выставок по тематикам музея; оформление проектов, презентаций; создание информационных – сборников исследовательских работ.
Ожидаемые результаты программы:
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
· Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
· Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
· Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
· Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания;
· Физическое совершенство, умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с экологическим краеведением. Из числа учащихся и учителей школы выбирается Совет музея, члены которого собираются по мере необходимости и выполняют запланированную работу.
В школе выделено помещения для эколого-краеведческого музея, в школьном прессцентре выделен стенд для информации о работе музея.
Имеется возможность поиска необходимой информации в Интернет, проведения занятий в лекционном классе с использованием мультимедийного проектора.
Разработаны и утверждены должностные инструкции руководителя музея, положение о школьном эколого-краеведческом музее. Оформлены договора о сотрудничестве в области экологического воспитания с краеведческим музеем г. Выборга, редакцией газеты «Реквезит».
Школьный музей может сотрудничать также с библиотекой, Советом ветеранов Выборгского района Лен. обл. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в областных и других мероприятиях эколого-краеведческой направленности, конференциях, смотрах, экскурсиях. Члены Совета музея принимают активное участие в подготовке школьной команды для участия в мероприятиях.
При планировании работы музея учитываются положения о смотрах и конференциях, акциях, тематических недель и месячников как школьного, так и районного и областного уровней.
Этапы реализации программы:
1 этап – 2011-2012 у.г. – работа по сбору материала для музея, экспонатов, материальных средств для открытия экспозиций.
2 этап - 2012 - 2013 у.г. - работа по обобщению имеющегося материала и пополнение фонда музея;
2 этап - 2013-2014 у.г. – расширение экспозиций и оформление музея.
3 этап – 2014 -2015 у.г. – создание сайта школьного музея в Интернете.
Участники программы:
Вся воспитательная работа по экологическому краеведению строится с учетом возрастного критерия.
Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.
В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в эколого-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.
Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по экологии и краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение длительного времени.
Учащиеся 9-11 классов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной теме, участвуют в научных конференциях школы, района, области.
Обеспечение программы
Для осуществления программы необходимо предоставить следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1. Комната-музей
2. Руководитель эколого-краеведческой работы, директор эколого-краеведческого музея.
3. Кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по ВР, ШМО классных руководителей, ШМО учителей истории, экологии, биологии, географии, краеведения, физической культуры.
4. Кружки по краеведению.
5. Лекционный зал школы.
6. Компьютерный класс и выход в Интернет.
7. Копировальное оборудование.
8. Ученический орган самоуправления – министерство экологии.
9. Совет музея.
10. Близкое расположение районного краеведческого музея, библиотеки.
Однако для полной реализации программы, для поощрения работы наиболее активных членов Совета музея, для проведения выездных экскурсий в другие города, для проведения экологических походов, для приобретения средств экологического практикума. С целью укрепления материальной базы музея предполагается участие в конкурсах социально-значимых проектов.
Программно-техническое сопровождение курса: компьютер, проекционная система, телевизор, DVD; программные продукты (Microsoft Windows XP, Microsoft Office, Microsoft PowerPoint).
Методическое обеспечение:
Соловьева Н.И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. М: АПКиПРО, 2001.
Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
Содержание программы 5 – 7 класса
В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в эколого-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.
Введение.
Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика (1ч.)
Содержание и особенности курса. Требования к учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного плана, с работой (будущего) школьного научного объединения. Роль курса в повышении образованности учащихся в области культурологи, краеведения, экологии родного края. Знакомство с основными направлениями В.А. Радкевич выделяют в экологии 3 основных блока: биоэкология, экосистемы и земные сферы, человек и природа. Понятийный аппарат исследования. Единая терминология. Тезаурус.
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение
Опорные позиции исследования (1ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования по экологи и краеведения. Понятие ведущих направлений экологического исследования по В.А. Радкевич выделяют в экологии 3 основных блока: биоэкология, экосистемы и земные сферы, человек и природа; и краеведческого исследования: литературное краеведение; региональная лексика; анализ живой разговорной лексики; фольклористика, этнография – этнонимы и др.
Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. (1ч.)
Определение возможных отклонений от намеченных программ исследований по экологии и краеведению, от прогнозируемого развития исследования.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. (1ч.)
Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования по экологии и краеведению.
Выбор темы исследования, определение предмета, объекта исследования.
Обоснование актуальности выбора темы исследования. (1ч.)
Обоснование актуальности выбранной темы исследования.
Цель и задачи исследования. (1ч.)
Постановка и определение цели и задач собственного исследования по теме.
Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. (1ч.)
Выдвижение гипотезы собственного экологического и краеведческого исследования.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. (1ч.)
Предварительная теоретическая отработка проблемы (1ч.)
Отбор необходимых для собственного исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы.
Составление индивидуальной рабочей программы Характеристика исходных данных перед началом поиска.
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Виды источников информации: письменные, вещественные и устные. Признаки специфики источников. Основные элементы библиографического описания. Метод библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка. Определение видов источников лингвокраеведческой информации, работа по развитию навыков библиографирования источников. Анализ первоисточников, введение приемов блокнота, дневника, записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и анализом. Личная картотека исследователя – лингвокраеведа, опыт накопления, этап осмысления. Библиографические ссылки. Цитирование.
Основные приемы сохранения информации: аннотация, реферат, конспект, тезисы, специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование.
Проведение диагностики исследования (1ч.)
Методы диагностики. Составление собственных диагностических карт по материалам исследования.
Анализ результатов исследования (2ч.)
Обработка и анализ полученных результатов.
Раздел 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности
2.1.Структура, композиция исследовательской работы – 1ч.
Понятие о структурировании исследовательского материала.
2.2.Требования к оформлению исследовательских работ. – 2ч.
Знакомство с требованиями конкурсов исследовательских работ различного уровня.
2.3. Результаты исследования и их обработка – 2ч.
Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. Оформление исследовательской работы. Электронная презентация: требования к содержанию, оформлению, длительности.
Раздел 3. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи
3.1.Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи (2ч.)
3.2.Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.(1ч.)
3.3.Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории. (1ч.)
Раздел 4. Основы психологических знаний, здоровьесберегающий компонент
4.1.Психологический настрой на работу с аудиторией (1ч.)
4.2.Приемы саморегуляции. (1ч.)
4.3.Общие закономерности саморегуляции. (1ч.)
Раздел 5. Анализ результатов по курсу (3ч.)
Заключительное занятие. Планирование на следующий год.
Календарно-тематическое планирование
№ |
дата |
тема |
количество часов |
практическая часть |
|
|
Введение. Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. |
1 час |
|
|
|
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение Опорные позиции исследования |
1 час |
|
|
|
Целеполагание как конструирование исследовательского процесса. |
1 час |
Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования. |
|
|
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. |
1 час |
Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования. |
|
|
Обоснование актуальности выбора темы исследования. |
1 час |
Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы. |
|
|
Цель и задачи исследования |
1 час |
Постановка и определение цели и задач собственного исследования |
|
|
Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска |
1 час |
Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом исследования, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед самой исследовательской работой. |
|
|
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования |
1 час |
Создание модели исследуемого процесса, фиксирование противоречий. Вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения творческой исследовательской задачи |
|
|
Предварительная теоретическая отработка проблемы |
1 час |
Составление программы поиска. |
|
|
Составление индивидуальной рабочей программы Характеристика исходных данных перед началом поиска. |
1 час |
Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации. |
|
|
Составление индивидуальной рабочей программы Изложение теоретических идей. |
1 час |
Сравнительные действия по отбору необходимых сведений |
|
|
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала |
2 часа |
организация работы в библиотеке с каталогами, справочной литературой, словарями. |
|
|
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала |
2 часа |
Работа в Internet |
|
|
Проведение диагностики исследования |
1 час |
Составление анкет открытого типа, знакомство с методиками и тестированием психологов, социологов. |
|
|
Анализ результатов исследования |
1 час |
Формирование выводов, обобщений. |
|
|
Анализ результатов исследования |
1 час |
Определение эффективности и значимости исследования. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных исследования, точек зрения специалистов. |
|
|
Раздел 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности Структура, композиция исследовательской работы – Понятие о структурировании исследовательского материала. |
1 час |
Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании. |
|
|
Требования к оформлению исследовательских работ |
2 часа |
Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок. |
|
|
Результаты исследования и их обработка |
2 часа |
Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. |
|
|
Раздел 3. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи |
2 часа |
Практическое овладение нормами литературного языка. |
|
|
Соответствие плана содержания и плана выражения в речи. |
1 час |
Практическое занятие |
|
|
Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории. |
1 час |
Практическое занятие |
|
|
Раздел 4. Основы психологических знаний, здоровьесберегающий компонент Психологический настрой на работу с аудиторией. |
1 час |
|
|
|
Приемы саморегуляции . Общие закономерности саморегуляции |
1 час |
Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося. |
|
|
Рефлексия как механизм обратной связи жизнедеятельности человека |
1 час |
Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. Проживание, припоминание, решение проблем. |
|
|
Раздел 5. Анализ результатов по курсу |
3 часа |
|
|
|
Заключительное занятие. Прогнозирование дальнейшей работы. |
1 час |
|
Итого: 34 часа. |
Литература основная
Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
Литература дополнительная:
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе// «Вербум-М».- М., 2001.
Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских работ школьников. – М., 2002.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, 1999, №10, с. 158-161.
Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.
Сластенин В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Известия РАН, 2000, №3, с.73-79.
Соловьева Н.И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. М: АПКиПРО, 2001.
Управление исследовательской деятельностью педагога и уча
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»