Урок математики в 1 классе по программе "Школа России" по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Манушина Татьяна Владимировна
МОУ Инзенская начальная общеобразовательная школа
г.Инза, Ульяновская обл.
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
по программе «Школа России», учебник «Математика»
для 1 класса, 2 часть, авт. Моро М.И. и др., Просвещение, 2009 г.
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ Инзенская НОШ
Манушина Татьяна Владимировна
Тема урока: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Цель урока: познакомить с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
Задачи урока:
-
познакомить с названиями компонентов действия вычитания, закреплять умение читать математические выражения разными способами, продолжить работу над формированием вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10, закреплять умение решать задачи;
-
развивать математическую речь учащихся, мышление, внимание, память;
-
воспитывать культуру поведения, умение работать в паре, группе.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация PowerPoint
Ход урока
I. Орг.момент (СЛАЙД 1)
- Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали,
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
- Наш урок мне хочется начать словами великого древнегреческого учёного-математика Пифагора: «Мир построен на силе чисел». (СЛАЙД 2)
- Какое настроение у вас в начале урока? (СЛАЙД 3) Я желаю вам, чтобы радостное настроение осталось у вас до конца урока.
II. Устный счёт
1. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
- Если вы правильно решите примеры, то узнаете, кто попал к нам на урок математики. (СЛАЙД 4)
Получается слово – инопланетяне.
- Посмотрите на наших гостей. (СЛАЙД 5) Прочитайте, как приветствуют нас инопланетяне. А какие ещё слова приветствия вы знаете?
2. Работа с числовым рядом (вместо чисел – предметы).
- На планете, где живут наши гости, вместо цифр используют другие значки. Посмотрите, они привезли с собой линейку. (СЛАЙД 6) Давайте попробуем решить внеземные примеры, пользуясь этой линейкой.
3. Решение цепочки примеров.
- А теперь давайте покажем, как мы умеем решать земные примеры.
5 – 3 + 1 + 3 = ?
Учитель читает цепочку примеров, дети считают, кладут голову на парты, пряча лицо, показывают результат на пальчиках, поднимая руки. Учитель проходит вдоль парт и дотрагивается до пальчиков тех учащихся, которые показали правильный ответ.
III. Физминутка (СЛАЙД 7)
IV. Работа над новым материалом
1. Постановка проблемы
- Составьте пример на сложение так, чтобы сумма равнялась ответу нашей цепочки примеров из устного счёта. (4+2=6) (СЛАЙД 8)
- Прочитайте этот пример разными способами. (Появляются слова прибавить, плюс, увеличить, сумма.) Посмотрите, как доволен пример! (Появляется улыбающееся лицо.)
- А теперь, используя эти же числа, составьте пример на вычитание. (6-4=2) Прочитайте выражение разными способами. (Появляются слова вычесть, минус, уменьшить.) Но пример почему-то грустный. Почему? (Смогли прочитать только 3 способами.) Что же нужно сделать? (Узнать, как называются компоненты действия вычитания.) Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке математики? (Дети ставят цель урока)
2. Работа в группах
- Инопланетяне привезли с собой много слов. Давайте подумаем и выберем, какие названия компонентов действия вычитания нам подойдут. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
- При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?
- Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. А теперь прочитайте пример, используя названия компонентов действия вычитания. (Грустное лицо сменяется радостным.)
3. Работа по учебнику
- Кого видите на рисунке? (Снегирей) Сколько снегирей было? (5) Сколько улетело? (2) Сколько осталось? (3) Какой пример на вычитание составили? (5-2=3) Как называется каждое число в этом выражении?
V. Физминутка, разминка для пальцев (СЛАЙД 9)
VI. Первичное закрепление
1. – Действие вычитание мы можем применить не только к числам, но и к буквам. Используя названия компонентов действия вычитания, прочитайте записи:
МЯЧИ ГРОЗА СЛОН
(Дети читают: уменьшаемое - мячи, вычитаемое - и, разность - мяч, и т.д.)
2. Работа в парах, запись числа в тетрадь (СЛАЙД 10)
Даны примеры. (СЛАЙД 11)
- Выпишите в тетрадь только примеры на вычитание, решите их, прочитайте своему соседу, используя названия компонентов действия вычитания.
VII. Повторение, решение задачи
- Прочитайте задачу №4, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Посмотрите, как я записала задачу кратко.(СЛАЙД 12) Прочитаем по краткой записи условие и вопрос. (Появляются 2 выражения: 6-2 и 6+2.) Какое решение подойдёт к нашей задаче? (6-2) Почему? (Потому что, когда Петя подарил 2 фломастера другу, у него стало меньше, чем было.) Запишите решение задачи и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)
VIII. Итог урока (СЛАЙД 13)
IX. Рефлексия (СЛАЙД 14)
- Какое настроение у вас в конце урока? Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО