Перспективное планирование дополнительно образовательной деятельности подготовительной к школе группе - Кружок "Грамотейка"
Краткое описание
В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы. Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка.
Описание
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27» Г.АЧИНСК ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КРУЖОК «ГРАМОТЕЙКА»
Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна
Пояснительная записка В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров). Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка. Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут. Цель программы – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте. Основные задачи образовательной программы кружка «Грамотейка»: Ø формирование направленности на звуковую сторону речи: — развитие умения вслушиваться в слово; — владеть звуками; — выделять звуки; — различать звуки близкие по звучанию; — делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Ø развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: — последовательно выделять звуки; — устанавливать их место в слове. Результативность данной программы к концу года:
1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
(твёрдые и мягкие);
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
действие моделирования; 5. подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
дети должны знать:
— различия звука и буквы; — различия гласных и согласных звуков.
дети должны уметь: — определять отдельные звуки в словах;
— определять количество звуков в словах и их последовательность;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
— определять количество слогов в слове;
— определять место ударения в слове;
— определять количество слов в предложении и количество предложений
в тексте.
Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна
Пояснительная записка В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров). Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка. Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут. Цель программы – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте. Основные задачи образовательной программы кружка «Грамотейка»: Ø формирование направленности на звуковую сторону речи: — развитие умения вслушиваться в слово; — владеть звуками; — выделять звуки; — различать звуки близкие по звучанию; — делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Ø развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: — последовательно выделять звуки; — устанавливать их место в слове. Результативность данной программы к концу года:
1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
(твёрдые и мягкие);
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
действие моделирования; 5. подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
дети должны знать:
— различия звука и буквы; — различия гласных и согласных звуков.
дети должны уметь: — определять отдельные звуки в словах;
— определять количество звуков в словах и их последовательность;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
— определять количество слогов в слове;
— определять место ударения в слове;
— определять количество слов в предложении и количество предложений
в тексте.
Время проведения |
Тема |
Цели и задачи |
Использование игр |
Сентябрь |
Понятие о слове. |
Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово». |
«Назови игрушку» «Детский мир» |
Сентябрь |
Такие разные слова | Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). |
«Назови вкусные слова» «Слова-друзья» |
Сентябрь |
Слово, слог, звук | Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершен — ствование умения подбирать слова с заданным звуком. | |
Сентябрь |
Слог, звук | Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Назови слова» |
Октябрь |
Слог – часть слова | Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. |
«Телеграф» |
Октябрь |
Слово, звук | Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Живые звуки» «Назови слова со звуками «д», «дь». |
Октябрь |
Звучащие слова |
Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслораз -личительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Живые звуки» «Назови слова со звуками «м» и «мь» | |
Октябрь |
Звучащие слова |
Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смысло – различительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Живые звуки» «»Найди заблу — дившийся звук» | |
Ноябрь |
Звучащие слова | Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершен- ствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Назови пару» «Живые звуки» | |
Ноябрь |
Какой это звук? | Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Какой звук заблудился» «Назови слова» | |
Ноябрь |
Слово, слог, звук | Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Живые звуки» «Построим дом» | |
Ноябрь |
Гласные звуки | Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Назови слова» | |
Декабрь |
Анализ слов. Гласные звуки | Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функ – цией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. |
«Живые звуки»»Найди гласный звук» | |
Декабрь |
Слова и звуки | Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. |
«Измени слово» | |
Декабрь |
Согласные звуки- твёрдые и мягкие | Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией сог — ласных звуков на твёрдые и мягкие. |
«Назови пару» | |
Декабрь |
Гласные и согла — сные звуки | Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). |
«Живые звуки» «Назови слова» | |
Январь |
Ударный звук | Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характерис – тике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление пред — ставлений о протяжённости слов, смыслоразличитель – ной функции звука. |
«Какой звук заблудился?» «Поищи слова» | |
Январь |
Ударный слог и ударный звук в слове | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. |
«Назови слова» | |
Январь |
Звуковой анализ слов | Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. |
«Назови слова со звуком «ч» | |
Январь |
В стране слов и слогов. Ударение. |
Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. |
«Раздели слова на части» «Молоточки» | |
Февраль |
Слово и звук |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно харак — теризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенство — вать умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Живые слова» «Какой звук заблудился?» «Назови слова со звуками г и гь» | |
Февраль |
Звуковой анализ слов | Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с ис -пользованием звукобуквен — ной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. |
«Назови слова» | |
Февраль |
Звуковой анализ слов | Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. |
«Назови слова со звуком ш» | |
Февраль Март |
Подбери слово Измени слово | Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности под – бирать слова к трёхзвуковой модели. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности под – бирать слова к трёхзвуковой модели. |
«Назови слова» «Назови пару» | |
Март |
Ударный звук | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно харак — теризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенство — вать умения подбирать слова с заданным звуком. |
«Живые слова» «Какой звук заблудился?» | |
Март |
Назови слово | Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. |
«Найди свой домик» «Назови слова» | |
Март |
Предложение | Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. |
«»Живые слова» «Назови слова» | |
Апрель |
Предложение |
Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. |
«Живые слова» «Назови слова» |
Апрель |
Составь предложение |
Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. |
«Назови слова» |
Апрель |
Предложение и слово |
Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. |
«Телеграф» |
Апрель |
Предложение, слово, звук | Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Со – вершенствование умения составлять слова по звуковой модели. |
«Телеграф» Игра-загадка |
Май | Предложение | Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовате — льность слов в предложе нии. | «Слово-предло –жение» |
Май | Составь пред-ложение | Упражнять в составле -нии предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. | «Назови слово» |
Май | Звук, слово, предложение | Учить детей самостоя -тельно подбирать слова со звуками «с», «ш». Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобра-зовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). | «Назови слово» |
Май | Умники и умницы | Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. | «Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?» |
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Планирование работы
Программа под. ред. М.А. Васильевой
Подготовительная группа
05 января 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»