Урок "Международное гуманитарное право"
Краткое описание
1. Познакомить учащихся с основными принципами и нормами международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов
2. Познакомить учащихся с пагубностью вооружённых конфликтов для жизни и здоровья детей.
3. Воспитывать у учащихся уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным, детям.
2. Познакомить учащихся с пагубностью вооружённых конфликтов для жизни и здоровья детей.
3. Воспитывать у учащихся уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным, детям.
Описание
Оборудование:
оформление доски: съёмные листы журнала, таблица «Женевские конференции» (приложение 1), таблица «Нормы МГП» (приложение 2), рисунки учащихся на тему «Жестокое лицо войны» (приложение 3) ксерокопия письма кати Сусаниной (приложение 4);
высказывания: «Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, погибшая молодость и оскорблённая старость» — И. Эренбург;
раздаточный материал: Женевская конвенция от 12 августа 1949 года и Дополнительный протокол 1977 года (приложение 5), таблица «МГП» и «Источники МГП» (приложение 6); выставка книг о войне.
Тип урока – формирование новых знаний
Форма урока – устный журнал
Основные формы и приёмы работы:работа с новыми понятиями, беседа, работа с документами.
Опережающее задание:нарисовать рисунки на тему «Жестокое лицо войны», подготовить устные сообщение на темы «Война есть убийство» и «Цивилизация против войны».
Основные термины: Международное гуманитарное право – совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
План урока:
1. История международного гуманитарного права.
2. Война всегда убийство
3. Война и дети
4. Цивилизация против войны.
Ход урока.
АОЗ 1. Оргмомент
ФНЗ 1. Сообщение темы, целей, плана урока.
— Что такое «война»?
— Ребята, как вы понимаете смысл высказывания И. Эренбурга «Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, погибшая молодость и оскорблённая старость»?
— Так что же несёт в себе война?
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право.
Задание
Запишите тему урока в тетрадь.
— На уроке мы познакомимся с основными принципами и нормами международного гуманитарного права, направленными на ограничение последствий вооружённых конфликтов
План урока:
5. История международного гуманитарного права.
6. Война всегда убийство
7. Война и дети
8. Цивилизация против войны.
2. Рассказ учителя.
— Итак, мы открываем первую страницу нашего устного журнала
(все страницы открывают и называют дети)
«Из истории международного права»
— Если мы вспомним историю древнего мира и средних веков, наверное, можно сказать, что мир был жестоким.
Древняя Индия. В древнеиндийских законах Ману говорилось, что враг – это ваш сосед.
Древняя Греция. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами.
Но общество не стоит на месте, оно развивается. Уже в декларации аббата Грегуара провозглашался принцип равенства государств. Он считал, что допустима война лишь оборонительная. Врагом может быть только государство, а не люди. Отсюда уже тогда возникло требование гуманного обращения с пленными.
Россия Х1Х век. После Крымской войны (1853-1856 годов) был заключён ряд конвенций о гуманном обращении с военнопленными, о защите жизни и имущества гражданского населения на оккупированной территории, об охране памятников истории и культуры.
А в 1864 г была принята Женевская конференция, которая обязывала государства относиться к раненным на поле боя с уважением и оказывать им помощь.
Разумеется, соглашения подобного рода не всегда удавалось реализовать на практике, но всё же многое делалось для того, чтобы люди осознали, что неоправданная жестокость – это нарушение норм морали, права.
2. Беседа
— Международное гуманитарное право. Вслушайтесь в это название, и скажите: какое назначение этого права?
— О каких нормах здесь может идти речь?
(учитель в ходе беседы оформляет на доске таблица «нормы МГП»)
4. Работа с основными понятиями.
— Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Задание
Запишите новое понятие в тетрадь.
МГП защищает лиц, которые не принимают участие в вооружённых конфликтах или которые прекратили принимать участие в военных действиях.
Задание
Обратите внимание. У вас на партах лежит табличка. Дома вы её вклеите в тетрадь. На следующем уроке кто-то из вас на доске выпишут эти задачи.
А, сейчас пользуясь ею, давайте проговорим вслух задачи МГП.
— Таким образом, вы видите, что МГП устанавливает определённые правила поведения участников вооружённых конфликтов, обеспечивает защиту жертв войны.
Задание
— У вас на партах лежат тексты. Назовите документы, являющиеся основными источниками МГП.
Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года.
· Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (1 Женевская конвенция)
· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море (2 Женевская конвенция)
· Конвенция об обращении с военнопленными (3 Женевская конвенция)
· Конвенция о защите гражданского населения во время войны
· (4 Женевская конвенция)
Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 года:
· Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол 1)
· Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (Протокол 2)
В течение урока мы не раз к ним обратимся, а дома вы вклеите в тетрадь следующую табличку.
— МГП признаёт 2 категории вооружённых конфликтов
1. Международный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами.
2. Немеждународный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.
Задание
Приведите примеры, иллюстрирующие эти две категории.
9. Беседа
— Мы закончили говорить о правовых основах МГП. Давайте теперь обобщим всё сказанное.
— Ребята, так, что такое международное гуманитарное право?
— Кого защищает МГП?
— Назовите источники МГП.
— Какие категории вооружённых конфликтов признаёт МГП?
Задание
Давайте вывод запишем в тетрадь.
Вывод:МГП устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённом конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооружённого конфликта: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
— Почти все страны являются участниками Женевских конвенций. В том числе и Россия.
Именно МГП призвано сделать всё возможное, чтобы избежать войны, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Ведь на войне не идёт речь о соблюдении норм права. Главное для человека – как уцелеть и уничтожить противника.
— К началу ХХ века человеческое общество достигло высокого уровня развития во всех областях, но проблема гуманности, нравственности в политике осталась, особенно международной. А это является одной из причин бедствия – мировых войн, которые унесли 10 млн. человеческих жизней, вдвое больше, чем весь предыдущий век. И это если не считать локальных войн, о которых у нас разговор впереди.
— Переходим к следующей странице нашего журнала.
Задание
Учащийся выходит к доске, отрывает страницу и называет название новой «Война всегда убийство».
10. Сообщения учащихся на тему «Война всегда убийство»
Задание
— Написать проект «Обращения ко всем взрослым на Земле о прекращении войн» (2 учащихся)
11. Рассказ учителя.
— Война оставила след почти в каждой семье.
(дети читают стихотворение)
Всё это называется – блокада. И детский плач в разломанном гнезде… Детей не надо в городе, не надо, Ведь Родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паёк, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ, катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернуться в дом. Им страх не нужен Мы защитим, мы сбережём их дом. Мать будет матерью. И муж вернётся мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом. — Вооружённые конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети.
Задание
— Вы смотрите телевизор, читаете газеты. Приведите примеры вооружённых конфликтов сегодня.
(учитель показывает фотографию Беслана)
— Время разное, но как похож ужас этих детей на ужас детей, переживших Великую Отечественную войну.
8. Работа с документами.
— Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
Учащиеся по очереди зачитывают воспоминания детей войны.
«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки тёплого хлеба»
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына увидите, чтобы не видел»
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой», — умоляла маленькая девочка солдата.
— А сейчас послушайте письмо Кати Сусаниной (1 учащийся читает письмо и его комментирует).
— Эти страшные свидетельства нашли ребята при подготовке к элективному курсу.
12. Воспоминания детей войны (из воспоминаний учителей школы – детей войны)
— Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как увидели после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб.
О чём мечтают дети? У нас мечта одна: Пусть будет на планете Мир добрый, как весна! — Переходим к следующей странице устного журнала.
Учащийся выходит к доске, отрывает страницу и называет название новой «Цивилизация против войны».
13. Сообщения учащихся на тему «Цивилизация против войны».
Закрепление. 1. Защита рисунков учащимися.
2. Чтение проекта «Обращение ко всем взрослым на Земле о прекращении войн»
3. Работа с документами.
— Как надо обращаться с раненными и больными?
— Что говорится и личном составе?
— О каких нарушениях и злоупотреблениях говорится в документах?
— Как надо обращаться с военнопленными?
— Какую защиту гражданского населения во время войны гарантирует Женевские конвенции?
— Какие методы и средства ведения войны запрещены?
Итог Стороны в вооружённом конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускает в условиях вооружённого конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, чётко предписывает каждому вовлечённому в конфликт, что он должен и что не должен делать.
Домашнее задание. Выучить конспект.
Написать сочинение по выбору на темы: «Чем страшна война для детей» или «Война в судьбе моей семьи».
Оборудование:
оформление доски: съёмные листы журнала, таблица «Женевские конференции» (приложение 1), таблица «Нормы МГП» (приложение 2), рисунки учащихся на тему «Жестокое лицо войны» (приложение 3) ксерокопия письма кати Сусаниной (приложение 4);
высказывания: «Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, погибшая молодость и оскорблённая старость» — И. Эренбург;
раздаточный материал: Женевская конвенция от 12 августа 1949 года и Дополнительный протокол 1977 года (приложение 5), таблица «МГП» и «Источники МГП» (приложение 6); выставка книг о войне.
Тип урока – формирование новых знаний
Форма урока – устный журнал
Основные формы и приёмы работы:работа с новыми понятиями, беседа, работа с документами.
Опережающее задание:нарисовать рисунки на тему «Жестокое лицо войны», подготовить устные сообщение на темы «Война есть убийство» и «Цивилизация против войны».
Основные термины: Международное гуманитарное право – совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
План урока:
1. История международного гуманитарного права.
2. Война всегда убийство
3. Война и дети
4. Цивилизация против войны.
Ход урока.
АОЗ 1. Оргмомент
ФНЗ 1. Сообщение темы, целей, плана урока.
— Что такое «война»?
— Ребята, как вы понимаете смысл высказывания И. Эренбурга «Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, погибшая молодость и оскорблённая старость»?
— Так что же несёт в себе война?
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право.
Задание
Запишите тему урока в тетрадь.
— На уроке мы познакомимся с основными принципами и нормами международного гуманитарного права, направленными на ограничение последствий вооружённых конфликтов
План урока:
5. История международного гуманитарного права.
6. Война всегда убийство
7. Война и дети
8. Цивилизация против войны.
2. Рассказ учителя.
— Итак, мы открываем первую страницу нашего устного журнала
(все страницы открывают и называют дети)
«Из истории международного права»
— Если мы вспомним историю древнего мира и средних веков, наверное, можно сказать, что мир был жестоким.
Древняя Индия. В древнеиндийских законах Ману говорилось, что враг – это ваш сосед.
Древняя Греция. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами.
Но общество не стоит на месте, оно развивается. Уже в декларации аббата Грегуара провозглашался принцип равенства государств. Он считал, что допустима война лишь оборонительная. Врагом может быть только государство, а не люди. Отсюда уже тогда возникло требование гуманного обращения с пленными.
Россия Х1Х век. После Крымской войны (1853-1856 годов) был заключён ряд конвенций о гуманном обращении с военнопленными, о защите жизни и имущества гражданского населения на оккупированной территории, об охране памятников истории и культуры.
А в 1864 г была принята Женевская конференция, которая обязывала государства относиться к раненным на поле боя с уважением и оказывать им помощь.
Разумеется, соглашения подобного рода не всегда удавалось реализовать на практике, но всё же многое делалось для того, чтобы люди осознали, что неоправданная жестокость – это нарушение норм морали, права.
2. Беседа
— Международное гуманитарное право. Вслушайтесь в это название, и скажите: какое назначение этого права?
— О каких нормах здесь может идти речь?
(учитель в ходе беседы оформляет на доске таблица «нормы МГП»)
4. Работа с основными понятиями.
— Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Задание
Запишите новое понятие в тетрадь.
МГП защищает лиц, которые не принимают участие в вооружённых конфликтах или которые прекратили принимать участие в военных действиях.
Задание
Обратите внимание. У вас на партах лежит табличка. Дома вы её вклеите в тетрадь. На следующем уроке кто-то из вас на доске выпишут эти задачи.
А, сейчас пользуясь ею, давайте проговорим вслух задачи МГП.
Защищает лиц, прекративших участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных) |
Предоставляет защиту лицам, не принимавшим участие в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу) |
Международное гуманитарное право | |
Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа) |
Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют страдания, наносят серьёзный ущерб природе. |
— Таким образом, вы видите, что МГП устанавливает определённые правила поведения участников вооружённых конфликтов, обеспечивает защиту жертв войны.
Задание
— У вас на партах лежат тексты. Назовите документы, являющиеся основными источниками МГП.
Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года.
· Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (1 Женевская конвенция)
· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море (2 Женевская конвенция)
· Конвенция об обращении с военнопленными (3 Женевская конвенция)
· Конвенция о защите гражданского населения во время войны
· (4 Женевская конвенция)
Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 года:
· Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол 1)
· Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (Протокол 2)
В течение урока мы не раз к ним обратимся, а дома вы вклеите в тетрадь следующую табличку.
— МГП признаёт 2 категории вооружённых конфликтов
1. Международный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами.
2. Немеждународный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.
Задание
Приведите примеры, иллюстрирующие эти две категории.
9. Беседа
— Мы закончили говорить о правовых основах МГП. Давайте теперь обобщим всё сказанное.
— Ребята, так, что такое международное гуманитарное право?
— Кого защищает МГП?
— Назовите источники МГП.
— Какие категории вооружённых конфликтов признаёт МГП?
Задание
Давайте вывод запишем в тетрадь.
Вывод:МГП устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённом конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооружённого конфликта: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
— Почти все страны являются участниками Женевских конвенций. В том числе и Россия.
Именно МГП призвано сделать всё возможное, чтобы избежать войны, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Ведь на войне не идёт речь о соблюдении норм права. Главное для человека – как уцелеть и уничтожить противника.
— К началу ХХ века человеческое общество достигло высокого уровня развития во всех областях, но проблема гуманности, нравственности в политике осталась, особенно международной. А это является одной из причин бедствия – мировых войн, которые унесли 10 млн. человеческих жизней, вдвое больше, чем весь предыдущий век. И это если не считать локальных войн, о которых у нас разговор впереди.
— Переходим к следующей странице нашего журнала.
Задание
Учащийся выходит к доске, отрывает страницу и называет название новой «Война всегда убийство».
10. Сообщения учащихся на тему «Война всегда убийство»
Задание
— Написать проект «Обращения ко всем взрослым на Земле о прекращении войн» (2 учащихся)
11. Рассказ учителя.
— Война оставила след почти в каждой семье.
(дети читают стихотворение)
Всё это называется – блокада. И детский плач в разломанном гнезде… Детей не надо в городе, не надо, Ведь Родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паёк, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ, катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернуться в дом. Им страх не нужен Мы защитим, мы сбережём их дом. Мать будет матерью. И муж вернётся мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом. — Вооружённые конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети.
Задание
— Вы смотрите телевизор, читаете газеты. Приведите примеры вооружённых конфликтов сегодня.
(учитель показывает фотографию Беслана)
— Время разное, но как похож ужас этих детей на ужас детей, переживших Великую Отечественную войну.
8. Работа с документами.
— Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
Учащиеся по очереди зачитывают воспоминания детей войны.
«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки тёплого хлеба»
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына увидите, чтобы не видел»
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой», — умоляла маленькая девочка солдата.
— А сейчас послушайте письмо Кати Сусаниной (1 учащийся читает письмо и его комментирует).
— Эти страшные свидетельства нашли ребята при подготовке к элективному курсу.
12. Воспоминания детей войны (из воспоминаний учителей школы – детей войны)
— Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как увидели после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб.
О чём мечтают дети? У нас мечта одна: Пусть будет на планете Мир добрый, как весна! — Переходим к следующей странице устного журнала.
Учащийся выходит к доске, отрывает страницу и называет название новой «Цивилизация против войны».
13. Сообщения учащихся на тему «Цивилизация против войны».
Закрепление. 1. Защита рисунков учащимися.
2. Чтение проекта «Обращение ко всем взрослым на Земле о прекращении войн»
3. Работа с документами.
— Как надо обращаться с раненными и больными?
— Что говорится и личном составе?
— О каких нарушениях и злоупотреблениях говорится в документах?
— Как надо обращаться с военнопленными?
— Какую защиту гражданского населения во время войны гарантирует Женевские конвенции?
— Какие методы и средства ведения войны запрещены?
Итог Стороны в вооружённом конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускает в условиях вооружённого конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, чётко предписывает каждому вовлечённому в конфликт, что он должен и что не должен делать.
Домашнее задание. Выучить конспект.
Написать сочинение по выбору на темы: «Чем страшна война для детей» или «Война в судьбе моей семьи».
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Обществознание
9 класс
04 января 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»