Развитие внимания младших школьников
2012
Слайд 1
Известен такой факт. В 1962 году американским учёным пришлось подорвать ракету, стартовавшую к Венере, поскольку с некоторым опозданием выяснилось, что в программе имеется ошибка — пропущен один знак. Казалось бы, один знак — мелочь, но сколько таких «мелочей» роковым образом влияют на конечные результаты нашей деятельности. Именно внимание даёт возможность человеку не допускать досадных, глупых ошибок.
Слайд 2 По определению, данному в словаре «Психология» «внимание – это
направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.
Внимание — одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Требуется внимание, чтобы добиться успехов в учёбе, игре, спорте.
Слайд 3
Основные свойства внимания — концентрация, распределение, обьём, устойчивость.
Слайд 4
В новых образовательных стандартах приоритетным направлением выбрано формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Центр внимания при обучении переносится с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Но без умения выделить объект, который представляет интерес, сосредоточиться на нём, данную проблему решить нельзя.
Слайд 5
К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»
С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливость в работе сразу бросаются в глаза. У этих ребят преобладает непроизвольное внимание. Как правило, у хорошо успевающих детей хорошо развито произвольное внимание. Слайд 6 Обратила внимание, что в моём классе, даже способные дети имеют пробелы в знаниях.
Провела диагностику на развитие внимания.
Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.
В целом же, уровень внимания преимущественно ниже нормы.Такая ситуация побудила меня заняться этой проблемой.
Передо мной встал закономерный вопрос – можно ли научиться управлять вниманием? Развивая различные свойства внимания, можно ли повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам? Существуют ли упражнения, которые позволяют повысить эффективность концентрации внимания?
Да, такие упражнения есть. При регулярных занятиях количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.
Слайд 7
Непроизвольное вниманиеобращено у детей в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью .
Активно использую эту особенность при помощи следующих способов:
· изменение силы, тембра голоса и темпа речи;· новизна материала;
начало и прекращение действия раздражителя (выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание отвлекшихся учащихся, чем делать им замечание). Иногда начинаю урок, не дожидаясь абсолютной тишины. Начатый рассказ привлекает внимание тех учащихся, которые еще не успели сосредоточиться на занятии.
· эмоциональное значение и интерес
Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания.
Постепенно направляя и сохраняя внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах формирую (Слайд 8) произвольное внимание.
Учение — это труд, и построить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании нельзя.
Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
В организации учебной деятельности соблюдаю ряд условий, способствующих развитию и укреплению произвольного внимания школьников.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включаю
· практическое действие. Например, при выполнении фонетического анализа применяем с первоклассниками внешние средства фиксации звуков и их порядка — картонные фишки. Чтение сопровождаем конспектированием. Даже такие простые действия, как обведение указкой границ на карте или подчеркивание отдельных положений при чтении книги, способствуют более устойчивому выделению объекта внимания.
Поддерживаю произвольное внимание учащихся их
· осознанием значения задачи, чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее.
Облегчает поддержание произвольного внимания
· определенная организация деятельности:
(Слайд 9)
Использование проблемных методов обучения мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха. Поисковая деятельность, коллективные формы работы вызывают интерес к деятельности.
Использую специальные задания, направленные на развитие внимания
Задания на устойчивость внимания
· Корректурная проба
Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
· »Найди ошибки".
Детям предлагается исправить ошибки в специально подготовленном тексте:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». В данном тексте 14 ошибок, искажающих как смысл предложения, так и отдельных слов. После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.
Не исправлено 1 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
не увидено 5 и более ошибок низкий.
· Тест Мюнстенберга Варианты:
— среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
— среди букв найти лишнее слово ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
— отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ/Под лежачий камень вода не течёт./
· Найди отличия
· Провожуарифметические диктанты.
Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Даю такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала.
Например :
1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/
2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/
Слайд 11
· Цифровая таблица
1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8
Позываю ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».
· Весёлый счёт
Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.
· Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.
· Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.
Слайд 12 Задания на распределение внимания 4.Методика Кольца Ландольта В этой игре дети должены находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали". Работать надо как можно быстрее. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту я произношу слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин я произношу слово «стоп» и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда. При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут работы. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы. Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N— количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
Количество баллов | Показатель S | Уровень распределения |
10 баллов | выше, чем 1,25 балла | Очень высокий |
8-9 баллов | от 1,00 до 1,25 балла | .высокий |
4-7 баллов | от 0,75 до 1,00 балла | средний |
2-3 баллов | от 0,50 до 0,75 балла | низкий |
0-1 балла | от 0,00 до 0,50 балла | Очень низкий |
· «Жук»
По полю, расчерченному на клеточки ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я диктую детям ходы, они передвигают по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
· При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:
б) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.
в) Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек.
42 15 45 24 78 36 54 73 32 18
40 65 32 16 52 28 21 24 12 14
Слайд 13 Задания на концентрацию внимания
· Инструкция: « Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками
· Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-
либо образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
· Пуговица
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
· Летела корова
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
· «Кодирование» слов с помощью цифр.Каждой букве соответствует своя цифра.
Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 0
23458, 4854
-прочитать полученные числа ;
— заменить их суммой разрядных слагаемых ;
— назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;
— узнать, на сколько первое число больше второго.
Слайд 14 Задания на переключение внимания
• Учимся быть внимательными
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.
• Найди пропущенное число
Слайд 15 Объем внимания
· «Будь внимательным»(буквенный вариант). Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее. Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определённые буквы. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5мин.
- Выполни по образцу
-
Игра « Заметь всё»
Какие цифры вы запомнили?
Назови соседей .
Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
Какие две первые?
Три последние?
2) Похожие упражнения можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.
Слайд 16 Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и переключения внимания необходимо проведение физкультминуток. В упражнения для физкультминуток включаю задания на внимание. · Подражательная Эти физминутки основываются полностью на фантазии и творчестве учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков, пчел, обезьянок. Эти физминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение. · Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
· В качестве физкультминутки можно предложить ученикам послушать, какие упражнения нужно выполнить (описание 5-3 упражнений). После этого ученикам по памяти повторят упражнения последовательно.
Пример упражнений:
1. Повернуть голову вправо, влево, назад.
2. Поднять правую руку, левую руку, опустить руки.
3. Наклониться вперед, назад.
4. Присесть, встать.
5. Постоять на левой ноге, на правой ноге.
6.
· Игры «Числа» Считая числа от 1 до 30 по цепочке дети вместо чисел, которые делятся, например на 3, ребёнок не называет это число, а хлопает в ладоши или подпрыгивает и говорит «Ай да я»
· 1. Игра на внимание «Запрещенное движение» (5 мин)
Правила игры
Я показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением.
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр-упражнений " концентрация внимания повышается.
Практика показала, что ученики с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.
Муниципальное
Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Выполнила учитель
начальных классов
МОУ « СОШ №22»
Бударина Н.Г
Балаково
2012
Слайд 1
Известен такой факт . В 1962 году американским учёным пришлось подорвать ракету, стартовавшую к Венере, поскольку с некоторым опозданием выяснилось, что в программе имеется ошибка - пропущен один знак. Казалось бы, один знак - мелочь, но сколько таких «мелочей» роковым образом влияют на конечные результаты нашей деятельности. Именно внимание даёт возможность человеку не допускать досадных, глупых ошибок.
Слайд 2 По определению, данному в словаре "Психология" "внимание – это
направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.
Внимание - одно из уникальных свойств психики человека . Без него невозможна работа памяти, мышления. Требуется внимание, чтобы добиться успехов в учёбе, игре, спорте.
Слайд 3
Основные свойства внимания - концентрация, распределение , обьём, устойчивость.
Слайд 4
В новых образовательных стандартах приоритетным направлением выбрано формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Центр внимания при обучении переносится с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Но без умения выделить объект, который представляет интерес, сосредоточиться на нём, данную проблему решить нельзя.
Слайд 5
К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»
С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливость в работе сразу бросаются в глаза. У этих ребят преобладает непроизвольное внимание. Как правило, у хорошо успевающих детей хорошо развито произвольное внимание.
Слайд 6
Обратила внимание, что в моём классе, даже способные дети имеют пробелы в знаниях.
Провела диагностику на развитие внимания.
Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.
В целом же, уровень внимания преимущественно ниже нормы.
Такая ситуация побудила меня заняться этой проблемой.
Передо мной встал закономерный вопрос – можно ли научиться управлять вниманием? Развивая различные свойства внимания, можно ли повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам? Существуют ли упражнения, которые позволяют повысить эффективность концентрации внимания?
Да, такие упражнения есть. При регулярных занятиях количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.
Слайд 7
Непроизвольное внимание обращено у детей в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью .
Активно использую эту особенность при помощи следующих способов:
-
изменение силы, тембра голоса и темпа речи;
-
новизна материала ;
начало и прекращение действия раздражителя (выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание отвлекшихся учащихся, чем делать им замечание). Иногда начинаю урок, не дожидаясь абсолютной тишины. Начатый рассказ привлекает внимание тех учащихся, которые еще не успели сосредоточиться на занятии.
-
эмоциональное значение и интерес
Предметы,
вызывающие в процессе познания яркий
эмоциональный тон (насыщенные
цвета, мелодичные звуки, приятные
запахи), вызывают непроизвольное
сосредоточение внимания.
Постепенно
направляя и сохраняя внимание на нужных,
а не просто внешне привлекательных
предметах формирую (Слайд
8) произвольное
внимание.
Учение
— это труд, и построить процесс обучения
лишь на непроизвольном внимании нельзя.
Причиной возникновения произвольного
внимания к любому объекту является
постановка цели деятельности, сама
практическая деятельность, за выполнение
которой человек несет ответственность.
В организации учебной деятельности
соблюдаю ряд условий,
способствующих развитию и укреплению
произвольного внимания школьников.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включаю
-
практическое действие. Например, при выполнении фонетического анализа применяем с первоклассниками внешние средства фиксации звуков и их порядка - картонные фишки. Чтение сопровождаем конспектированием. Даже такие простые действия, как обведение указкой границ на карте или подчеркивание отдельных положений при чтении книги, способствуют более устойчивому выделению объекта внимания.
Поддерживаю произвольное внимание учащихся их
-
осознанием значения задачи, чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее.
Облегчает поддержание произвольного внимания
-
определенная организация деятельности:
(Слайд 9)
Использование проблемных методов обучения мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха. Поисковая деятельность, коллективные формы работы вызывают интерес к деятельности.
Использую специальные задания, направленные на развитие внимания
Слайд 10
Задания на устойчивость внимания
-
Корректурная проба
Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
-
" Найди ошибки".
Детям предлагается исправить ошибки в специально подготовленном тексте:
"На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".
В данном тексте 14 ошибок, искажающих как смысл предложения, так и отдельных слов.
После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.
Не исправлено 1 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
не увидено 5 и более ошибок низкий.
-
Тест Мюнстенберга
Варианты:
- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
- среди букв найти лишнее слово ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
- отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./
-
Найди отличия
-
Провожуарифметические диктанты.
Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Даю такую установку : «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу : «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала.
Например :
1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/
2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/
Слайд 11
-
Цифровая таблица
-
10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8
Позываю ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".
-
Весёлый счёт
Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.
-
Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.
-
Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.
Слайд 12
Задания на распределение внимания
4. Методика Кольца Ландольта
В этой игре дети должены находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали". Работать надо как можно быстрее.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту я произношу слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин я произношу слово "стоп" и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.
При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут работы. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.
Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
-
Количество баллов
Показатель S
Уровень распределения
10 баллов
выше, чем 1,25 балла
Очень высокий
8-9 баллов
от 1,00 до 1,25 балла
.высокий
4-7 баллов
от 0,75 до 1,00 балла
средний
2-3 баллов
от 0,50 до 0,75 балла
низкий
0-1 балла
от 0,00 до 0,50 балла
Очень низкий
-
«Жук»
По полю, расчерченному на клеточки ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я диктую детям ходы, они передвигают по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
-
При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:
б) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.
в) Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек.
42 15 45 24 78 36 54 73 32 18
40 65 32 16 52 28 21 24 12 14
Слайд 13
Задания на концентрацию внимания
-
Инструкция: « Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками
-
Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-
либо образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
-
Пуговица
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
-
Летела корова
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
-
«Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.
Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 0
23458 , 4854
-прочитать полученные числа ;
- заменить их суммой разрядных слагаемых ;
- назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;
- узнать, на сколько первое число больше второго.
Слайд 14
Задания на переключение внимания
-
Учимся быть внимательными
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.
-
Найди пропущенное число
Слайд 15
Объем внимания
-
"Будь внимательным" (буквенный вариант).
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определённые буквы.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5мин.
-
Выполни по образцу
-
Игра « Заметь всё»
-
Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:
Какие цифры вы запомнили?
Назови соседей .
Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
Какие две первые?
Три последние?
-
Похожие упражнения можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.
Слайд 16
Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и переключения внимания необходимо проведение физкультминуток. В упражнения для физкультминуток включаю задания на внимание.
-
Подражательная
Эти физминутки основываются полностью на фантазии и творчестве учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков, пчел, обезьянок. Эти физминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение.
-
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
-
В качестве физкультминутки можно предложить ученикам послушать, какие упражнения нужно выполнить (описание 5-3 упражнений). После этого ученикам по памяти повторят упражнения последовательно.
Пример упражнений:
-
Повернуть голову вправо, влево, назад.
-
Поднять правую руку, левую руку, опустить руки.
-
Наклониться вперед, назад.
-
Присесть, встать.
-
Постоять на левой ноге, на правой ноге.
-
Игры «Числа» Считая числа от 1 до 30 по цепочке дети вместо чисел, которые делятся , например на 3, ребёнок не называет это число, а хлопает в ладоши или подпрыгивает и говорит «Ай да я»
-
1. Игра на внимание «Запрещенное движение» (5 мин)
Правила игры
Я показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением.
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр-упражнений " концентрация внимания повышается.
Практика показала, что ученики с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»