Разработка урока чтения " Легенды, сказки Кавказа и Черноморского побережья Кубани"
Краткое описание
Разработка урока чтения " Легенды, сказки Кавказа и Черноморского побережья Кубани" для 9 класса коррекционной школы VIII вида.
Описание
Тема: Легенды, сказки Кавказа и Черноморского побережья Кубани Цель: Формировать навыки чтения, приобщая к культуре и истории родного края. Задачи: – продолжить знакомство с литературными жанрами (легенды, сказки), исторически связанными с Кавказом и Черноморским побережьем Кубани; – продолжить формирование умений работать с текстом, картой, иллюстрациями, фотоматериалом, используя авторские путеводители в рамках урока-путешествия по внеклассному чтению; – корригировать произвольное и непроизвольное внимание, развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас, опираясь на индивидуальный подход и личностно-ориентированные задания; – корригировать и развивать мыслительную деятельность – установление логических и причинно-следственных связей при выполнении индивидуальных текстовых заданий; – воспитание личностных качеств, применяя систему учебно-воспитательной работы при дифференциальном и индивидуальном подходе к каждому ребёнку, имеющему проблемы в развитии; – внедрить в учебно-воспитательный процесс общественно-полезную практику учителя русского языка и литературы – авторские путеводители, видео-фильмы и дополнительный ресурс – интернет. Форма проведения: Урок-путешествие (заочная экскурсия по Кавказу и Черноморскому побережью Кубани) по внеклассному чтению. Оборудование: компьютерный класс, кинопроектор и авторский видео-материал (слайд-шоу и фильм). Авторские путеводители: «Легенды-сказки Кавказа», «Легенды-сказки Анапы». Туристический путеводитель «Новороссийск для всех», редактированный учителем русского языка и литературы Селезнёвой Л.И. Видео-фильм: «Геленджикский лубок». Статья «Путешествовать по жизни надо с радостью», газета «Новороссийский рабочий». Интернет-журнал (http:|//larisaselezneva.livejournal.com) для общения и взаимодействия детей, их родителей, учителей. Новые слова и понятия: · Путеводители · Лубок · Страж · Джигит · Племена псаков · Дольмен · Оздоровление · Арго · Облюбовать Ход урока. I.Организационный момент. 1.Приветствие, настрой на работу. Ребята, мы отправляемся в путешествие по родному краю. Чтобы узнать много нового и интересного, проводится урок-путешествие на тему: «Легенды, сказки Кавказа и Черноморского побережья Кубани». Вместе мы откроем волшебный мир сказки, легенды перенесут нас в прошлое. Направление нам укажут путеводители, чтобы каждый ученики 9 класса будут на уроке прокладывать маршрут для отдыха и оздоровления. 2. Уточнение пространственно-временных представлений. Какая сегодня дата? Какой месяц? Какой год? Запишите число на индивидуальных карточках. У каждого ученика – индивидуальные карточки, где есть план путешествия и карта. 3.Рефлексия. -Ребята, какое у вас сейчас настроение? У каждого ученика – авторские путеводители с картами — иллюстрациями, картами, фотографиями тех мест, с которыми связаны тексты. Покажите его, открыв страничку путеводителя, и покажите картинку, которая соответствует вашему настроению (каждый школьник работает по путеводителям). Прочтите названия путеводителей: ««Легенды-сказки Кавказа», «Легенды-сказки Анапы». II. Повторение изученного материала. 1.Фронтальная беседа с учениками. -Ребята, какие вы прочитали сказки? -Какие сказки вы знаете, кто их написал? -Перечислите сказки А.С.Пушкина. Все учащиеся дают ответы, некоторые отвечают, используя учебник по чтению. 2.Прочтите названия сказок и легенд на Ваших карточках. 1.«Геленджикский лубок». 2. «Скала Зеркало». 3. «Весёлые гномы «Вшивого леса». 4. «Арго» у Ана-горы. -Ребята, на уроке мы прочитаем, расскажем эти легенды-сказки. III. Основной этап. 1).мотивационный этап. -Ребята, автор показал путь (показ карты на индивидуальных текстовых карточках), по которому проходит наше путешествие. Каждый узнает легенды-сказки и места, с ними связанные: 1.Легенда «Геленджикский лубок». Это город-курорт Геленджик (стр. 2 – карта, стр.3 – текст, авторский путеводитель «Легенды — сказки Кавказа»). 2. Легенда «Скала Зеркало». Это город-курорт Горячий ключ (стр. 16 – карта, стр.17 – текст, авторский путеводитель «Легенды -сказки Кавказа»). 3. Сказка «Весёлые гномы «Вшивого леса». Это город Новороссийск (стр. 16 –карта, стр.17 – текст, авторский путеводитель «Легенды — сказки Анапы»). 4.Легенда «Арго» у Ана-горы. Это город Анапа (стр. 1–карта-иллюстрация, без текста, авторский путеводитель «Легенды — сказки Анапы»). – Ребята, наше путешествие будет проходить по Кавказу и Черноморскому побережью Кубани. 2).Сообщение темы, задание урока. – Ребята, тема нашего урока: «Легенды, сказки Кавказа и Черноморского побережья Кубани». – Ребята, запишите тему урока. – Чтобы узнать легенду и увидеть место, связанное с ней, давайте все вместе и посмотрим видео-фильм: «Геленджикский лубок». 3).Актуализация необходимых знаний, логически связанных с содержанием текущего урока. Работа по путеводителю «Легенды-сказки Кавказа», где собрана вся информация о горе Нексис. Задача: правильно соединить события фильма и карту, фото и иллюстрации, текст легенды «Геленджикский лубок». – Ребята, посмотрите путеводитель, где нарисована карта, постарайтесь показать место событий. – Кто нарисован? – Выстраивание событий отражённых в легенде. 4).Учащиеся с учителем рассказывают и отвечают на вопросы с опорой на иллюстрированную карту и текст путеводителя. На карте – стр. 2 – путеводителя «Легенды-сказки Кавказа» каждому открывается гора Нексис и два дольмена – один Лунный и другой – Солнечный, где есть иллюстрации – Луны и Солнца с изображениями мужчины Амзы и женщины Амры. Такие имена давали адыгейцы, которые жили в давние времена на Черноморском побережье Кубани. Ребята, найдите, где находится место, о котором рассказана легенда? 5).Задание. Отмечаем на карте: город-курорт Геленджик. Это начало нашего путешествия к горе Нексис. и каждый из Вас прокладывает свой маршрут. Для некоторых учеников в карточке указаны объекты туристического показа, а другие школьники обозначают самостоятельно. 6). Рассказ учителя с опорой на наглядность о событиях, которые произошли в давние времена там, где сейчас находятся два дольмена. – Как называются эти дольмены? – Итак, ребята, нас учит легенда: все споры нужно решать мирным путём. Вы также узнали об обычаях адыгейского народа. Вывод записать: жить в мире и дружбе. Демонстрация наглядности — следующая карта нашего путешествия по путеводителю. 7).Задание. Назвать город, близ которого есть скала «Зеркало». Это город-курорт Горячий ключ (стр. 16 – карта, стр.17 – текст, авторский путеводитель «Легенды — сказки Кавказа»). – А хотите узнать легенду «Скала Зеркало»? – Ребята, предлагаю посмотреть, как автор прошёл «Маршрут к скале «Зеркало». 8).Показ слайд – шоу и рассказ легенды учителем. Актуализация необходимых знаний, логически связанных с содержанием легенды. Задача: правильно соединить события легенды, рассказанной учителем и представленным маршрутом к скале «Зеркало». 9). Рассказ детей, а учитель уточняет события с созданием проблемных ситуаций. – Ребята, как вы думаете, правильно ли поступили дети? – Почему они убежали? – Как нужно было правильно поступить? – Итак, ребята, легенда нас учит тому, что дети должны слушать своих родителей. С древности это тоже традиция на Кавказе. Вывод записать: почитание старших. IV.Зрительная гимнастика. 10.Демонстрация наглядности – туристический путеводитель «Новороссийск для всех». Задание: Отметить на карте город Новороссийск. Прочитать сказку «Весёлые гномы вшивого леса», которая привела нас в Цемесскую рощу. Определить город, о котором мы прочитали в сказке. V. Физ.минутка. VI. Закрепление изученного материала. 1). Чтение текста сказки «Весёлые гномы «Вшивого леса» учениками по заданию учителя Краткий пересказ с опорой на наглядность (стр. 16 –карта, стр.17 – текст, авторский путеводитель «Легенды — сказки Анапы»). 2).Краткий пересказ . 3).Ответы на вопросы. Дети читают текст, перед началом задаётся установочный вопрос: чему учит Вас сказка. 4)Беседа с опорой на текст, иллюстрацию к сказке: – Как назывался лес в переводе с адыгейского? – Что случилось в лесу? – Как вели себя гномы? – Почему плакала гусеничка? 5) Выполнение дифференцированных текстовых заданий. – Опиши гусеничку (внешние отличия) – Кем стала гусеничка, проявляя доброту и любовь? – Чему учит сказка: добро побеждает зло. Вывод записать: Легенды-сказки учат добру, любви и дружбе. 6). Демонстрация наглядности – объект показа и пункт прибытия нашего путешествия. Это город Анапа. (стр. 1–карта-иллюстрация, авторский путеводитель «Легенды — сказки Анапы»). Учащимся предлагается показать их карты путешествия. Назвать маршрут, который помогли нам проложить легенды-сказки Кавказа и Черноморского побережья Кубани. Итог урока: мы будем всегда путешествовать по духовно-оздоровительным маршрутам, которые представлены в путеводителях для детей, родителей и учителей. VII. Домашнее задание. VШ. Подведение итого урока. оценивание деятельности: выставление отметки за урок, учитывая степень активности, правильных ответов, уровень выполнения текстового задания, уровень самостоятельности при выполнении задания, понимание причинно-следственных связей темы урока.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Поурочное планирование
Литературное чтение
9 класс
27 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»