В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Лабораторные работы (биология, 6 класс)

Лабораторные работы (биология, 6 класс)

Ольга Петрова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 42157
Краткое описание
В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Лабораторные работы 6 класс.doc Скачать




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4»













Лабораторные работы по разделу

«Основные отделы царства растений»

6 класс







Составитель: Петрова Ольга Яковлевна,

учитель биологии

МБОУ «Лянторская СОШ № 4»







Введение

В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и работ по биологии закладываются с 5 класса.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями:

-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

-распознавать органоиды клетки, узнавать основные формы цветкового растения, распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- составлять простейшие цепи питания.

Основными задачами лабораторного практикума по биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.


Лабораторные работы.


1. «Знакомство с водорослями».

2. «Строение мхов».

3. «Строение папоротникообразных».

4. «Споры папоротника».

5. «Сравнительная характеристика сосны и ели».

6. «Определение растений из разных семейств».















«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с водорослями».


Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией


Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла, пипетка;

3) микроскоп;

4) микропрепарат «Спирогира»;

5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.


Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.


Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.




Рис.1 Спирогира Рис.2 Красные и бурые водоросли










«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Строение мхов».




Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых

мхов, научиться их сравнивать


Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".


Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.


Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части


Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.


Рис.1 Кукушкин лен Рис.2 Сфагнум








«Основные отделы царства растений»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Строение папоротникообразных».




Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности


Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы:

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.


Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.


Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.


Рис.1 Плаун, хвощ и папоротник.







«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Споры папоротника».

Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.

Оборудование:

  1. цифровые микроскопы;

  2. лист папоротника;

  3. препаровальная игла;

  4. инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

Ход работы.

1.Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2.Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.
3.Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
4.Сделайте фотографию.
5.Переведите микроскоп на увеличение 60*.
6.Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.

Обработка результатов исследования.

1. Перейдите в коллекцию рисунков.
2. Поместите на один рисунок лист папоротника при увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.
3. Сделайте подписи:

  • сорус;

  • спора;

  • лист папоротника.

4.Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника".

Пример оформления практической работы:



«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Сравнительная характеристика сосны и ели».


Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.


Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:


Растения




Хвоя Шишки

длина


окраска


расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры


плотность


сосна














ель














Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

Рис.1Сосна обыкновенная Рис.2 Ель европейская







«Основные отделы царства растений» , 6 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Определение растений из разных семейств».


Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу



Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств;

3) лупа.



Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.



Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения (заполните таблицу).



Таблица №1 «Характеристика растений из разных семейств».

Название семейства, растения

Название класса

Формула цветка

Соцветие

Плод

Расположение листьев

1.






2.






3.






4.








Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение.

Докажите принадлежность данного растения к этому классу.









Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос