Лабораторные работы (биология, 6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4»
Лабораторные работы по разделу
«Основные отделы царства растений»
6 класс
Составитель: Петрова Ольга Яковлевна,
учитель биологии
МБОУ «Лянторская СОШ № 4»
Введение
В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и работ по биологии закладываются с 5 класса.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями:
-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
-распознавать органоиды клетки, узнавать основные формы цветкового растения, распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- составлять простейшие цепи питания.
Основными задачами лабораторного практикума по биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.
Лабораторные работы.
1. «Знакомство с водорослями».
2. «Строение мхов».
3. «Строение папоротникообразных».
4. «Споры папоротника».
5. «Сравнительная характеристика сосны и ели».
6. «Определение растений из разных семейств».
«Основные отделы царства растений» , 6 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Знакомство с водорослями».
Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;
2) предметное и покровное стекла, пипетка;
3) микроскоп;
4) микропрепарат «Спирогира»;
5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.
Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.
Рис.1 Спирогира Рис.2 Красные и бурые водоросли
«Основные отделы царства растений» , 6 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Строение мхов».
Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых
мхов, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;
2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
Ход работы:
1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.
2. Рассмотрите сфагнум.
Оформление результатов:
зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части
Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.
Рис.1 Кукушкин лен Рис.2 Сфагнум
«Основные отделы царства растений»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Строение папоротникообразных».
Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,
научиться выявлять их особенности
Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;
2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы:
1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.
2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.
Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.
Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.
Рис.1 Плаун, хвощ и папоротник.
«Основные отделы царства растений» , 6 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Споры папоротника».
Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.
Оборудование:
-
цифровые микроскопы;
-
лист папоротника;
-
препаровальная игла;
-
инструктивная карточка.
Инструктивная карточка.
Ход работы.
1.Включить
компьютер и запустить программу работы
с цифровым микроскопом.
2.Рассмотреть
лист папоротника, найти на нижней
поверхности листа коричневые выросты.
3.Поместить лист под микроскоп при
увеличении 10*, используя верхнее
освещение.
4.Сделайте
фотографию.
5.Переведите микроскоп
на увеличение 60*.
6.Рассмотрите
спорангий папоротника и сделайте его
фотографию.
Обработка результатов исследования.
1. Перейдите в
коллекцию рисунков.
2. Поместите на
один рисунок лист папоротника при
увеличении 10* и сорус при увеличении
60*.
3. Сделайте подписи:
-
сорус;
-
спора;
-
лист папоротника.
4.Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника".
Пример оформления практической работы:
«Основные отделы царства растений» , 6 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: «Сравнительная характеристика сосны и ели».
Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели
научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;
2) шишки этих растений;
3) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.
2. Рассмотрите шишки и сравните их.
Оформление результатов:
сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:
Растения |
Хвоя Шишки |
|||||
длина |
окраска |
расположение на ветке |
продолжитель- ность жизни |
размеры |
плотность |
|
сосна |
|
|
|
|
|
|
ель |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.
Рис.1Сосна обыкновенная Рис.2 Ель европейская
«Основные отделы царства растений» , 6 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: «Определение растений из разных семейств».
Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,
закрепить умение выявлять у растений особенности их строения
и доказывать принадлежность растений к определённому классу
Оборудование: 1) определительные карточки;
2) гербарные листы с растениями из разных семейств;
3) лупа.
Ход работы:
После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.
Оформление результатов:
сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения (заполните таблицу).
Таблица №1 «Характеристика растений из разных семейств».
Название семейства, растения |
Название класса |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Расположение листьев |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение.
Докажите принадлежность данного растения к этому классу.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»