Программа внеурочной деятельности младших школьников 2 класс
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
просмотров: 4959
Программа особенно актуальна сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания, алкоголизм.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Заводоуспенская средняя общеобразовательная школа №23»
Программа внеурочной деятельности
младших школьников
2 класс.
срок реализации 2012-2013 уч. год
Составитель:
Кузнецова Оксана
Николаевна
учитель
начальных классов
п. Заводоуспенское Тугулымский ГО Свердловская область
2012 г.
Содержание.
-
Пояснительная записка.
-
Актуальность.
-
Цели, задачи.
-
Принципы организации ВУД.
-
-
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
-
Структура программы.
-
Организация ВУД.
-
План ВУД в 2012-2013 уч. году.
6. Результаты по уровням.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приложение.
-
Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, диспутов, КВН, олимпиад, соревнований, викторин, познавательных игр, поисковых и научных исследований и т.д.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа особенно актуальна сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания, алкоголизм.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
-территориальное расположение образовательного учреждения;
-уровень
развития дополнительного образования
в школе;
-программное обеспечение
воспитательной деятельности учителей
и классных руководителей;
-кадровое
обеспечение воспитательного процесса
,
-материально-техническое обеспечение
воспитательной деятельности.
1.2. Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
-
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
-
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-
расширение рамок общения с социумом.
1.3. Принципы организации внеурочной деятельности:
-
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
-
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
-
опора на ценности воспитательной системы школы;
-
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
-приобретение
школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе
), понимание социальной реальности и
повседневной жизни;
-сформированность
позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура);
-освоение опыта по получению
социальной, гражданской коммуникативной
компетенций школьника;
-увеличение
числа детей, охваченных организованным
досугом;
-воспитание у детей толерантности,
навыков здорового образа жизни.
3. Структура программы.
Управление программой осуществляется администрацией школы в содружестве с учителями, школьниками и их родителями (широкое соуправление).
Программа реализуются в рамках свободных объединений школьников одного возраста. Разработаны модульные программы для каждой возрастной группы, школьники выбирают, какие из предлагаемых модулей им осваивать.
В организации внеурочной деятельности использована Оптимизационная модель, которая основана на оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ и предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники МКОУ «Заводоуспенская
СОШ № 23» (учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь). При этом координирующую роль выполняет классный руководитель, который:
- взаимодействует с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом, школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
- организует социально-значимую, творческую деятельность обучающихся;
4. Организация внеурочной деятельности.
Форма проведения – группы для занятий формируются из класса. Составляется расписание занятий. Недельная нагрузка – 5 часов. В год на класс составляет 170 часов.
Проведение внеурочных занятий предусмотрено во второй половине дня. Внеурочные мероприятия носят преимущественно игровой, экскурсионный, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Рис 1. Направления внеурочной деятельности.
5. План внеурочной деятельности в ОУ в 2012-13 учебном году
МКОУ «Заводоуспенская СОШ № 23»
2 класс.
Таблица 1.
Класс |
Формы организации внеурочной деятельности |
Название |
ФИО педагога, специалиста |
Место проведения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во обучаю щихся |
Общекультурное духовно-нравственное |
||||||
2 |
Ритмопластика, артикуляционная гимнастика, игры на развитие ЭВС, экскурсии, конкурсы, беседы, сочинение этюдов, театрализованная деятельность, выставки, фестивали. |
«Уроки музыкального фольклора в школе» |
Третьякова Надежда Петровна учитель музыки |
На базе школы |
2 |
12 |
Спортивно-оздоровительное духовно-нравственное |
||||||
2 |
Психологические тренинги, опыты и исследования, решение ситуативных задач, минутки рефлексии, сказкотерапия, выполнение творческих проектов, деловые игры, общение с природой |
«Радуга здоровья» (Приложение 1) |
Кузнецова Оксана Николаевна учитель начальных классов (классный руководитель) |
На базе школы |
1 |
12 |
Общеинтеллектуальное духовно-нравственное |
||||||
2 |
Мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, познавательные компьютерные игры, работа с обучающей программой «Мир информатики», детские исследовательские проекты. |
«Я в мире ИКТ» (Приложение 2) |
Кузнецова Оксана Николаевна учитель начальных классов (классный руководитель) |
На базе школы |
2 |
12 |
6. Результаты по уровням.
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
-
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
любящий свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.
Диагностика эффективности.
Личностная (методика диагностики личностного роста школьника
наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, проектов и т. д.)
Коллектива (диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», а также методика социометрии).
Педагога (методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя).
7. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, кабинеты классов, актовый зал.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, кабинет технологии.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой (2 кабинета), 1 кабинет подключен к локальной сети Интернет. В школе есть мультимедийный проектор (3 шт.), экран (3 шт ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
-
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. –
2005. - №9.
7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное
образование. – 1998.
Приложение.
Приложение 1.
Проект «Радуга здоровья»
Приложение 2.
Проект «Я в мире ИКТ»
Приложение 3.
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Приложение 1.
МКОУ «Заводоуспенская средняя общеобразовательная школа №23»
ПРОЕКТ
«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Внеурочная деятельность
(спортивно – оздоровительное
направление)
Составитель:
Кузнецова Оксана
Николаевна
учитель начальных классов
п. Заводоуспенское Тугулымский ГО Свердловская область
2012 г.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: 2012-2013 уч. год.
Целевая аудитория: учащиеся 2 класса Заводоуспенской СОШ № 23.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Актуальность проекта.
Проект «Радуга здоровья» по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация в социуме. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цели и задачи.
Проект «Радуга здоровья» носит воспитательно-образовательный характер и направлен на осуществление следующих целей:
-
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
-
Формирование:
-
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
-
Обучение:
-
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-
упражнениям сохранения зрения.
Содержание проекта.
Данный проект может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея проекта заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Проект «Радуга здоровья» направлен на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание проекта раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и реализуется с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Стратегия реализации проекта.
Таблица 2.
I этап - Организационно-подготовительный. Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
Формы работы |
Сроки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы Обогащение предметно-развивающей среды Подготовка программно -методического обеспечения Изучение опыта работы других педагогов по теме проекта |
Самообразование Оформление классного уголка Подборка дидактических игр Подбор литературы, наглядного материала Использование Интернет-ресурсов |
1-10.09.2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап - Рефлексивно - диагностический. Цель: выявление исходных показаний знаний воспитанников по теме проекта, планирование деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
Формы работы |
Сроки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уточнение представлений детей о ЗОЖ, их личный опыт Составление тематического перспективного планирования |
Беседы, наблюдение, первичный мониторинг. Самообразование |
10-14.09.2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап-Практический. Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о здоровом образе жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I V этап- Заключительный. Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
Формы работы |
Сроки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта |
Беседы, наблюдения, занимательные дела, итоговый мониторинг. |
Конец уч. года. |
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:
-
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
-
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Литература.
-
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
-
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
-
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
-
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
-
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, 2002
-
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
-
Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость – Детство-пресс, 2002
-
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
-
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры – ООО Издательство «Дом. 21 век», -2006
-
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
-
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
-
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
-
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Приложение 2.
МКОУ «Заводоуспенская средняя общеобразовательная школа №23»
ПРОЕКТ
«Я В МИРЕ ИКТ»
Внеурочная деятельность
(общеинтеллектуальное
направление)
Составитель:
Кузнецова Оксана
Николаевна
учитель начальных классов
п. Заводоуспенское Тугулымский ГО Свердловская область
2012 г.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: 2012-2013 уч. год.
Целевая аудитория: учащиеся 2 класса Заводоуспенской СОШ № 23.
Описание проекта.
Данный проект ориентирован на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.
Осваивая компьютер, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
Цели и задачи.
Проект «Я в мире ИКТ» носит воспитательно-образовательный характер и направлен на осуществление следующих целей:
-
формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников;
-
формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами.
Цели конкретизированы следующими задачами:
-
развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
-
формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
-
формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
-
формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Стратегия реализации проекта.
Таблица 3
I этап - Организационно-подготовительный. Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
Формы работы |
Сроки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы Обогащение предметно-развивающей среды Подготовка программно -методического обеспечения Изучение опыта работы других педагогов по теме проекта |
Самообразование Подборка дидактических игр, обучающих программ Подбор литературы, наглядного материала Использование Интернет-ресурсов |
1-10.09.2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап - Рефлексивно - диагностический. Цель: выявление исходных показаний знаний воспитанников по теме проекта, планирование деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
Формы работы |
Сроки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уточнение представлений детей о ИКТ, их личный опыт. Составление тематического перспективного планирования |
Беседы, наблюдение, первичный мониторинг. Самообразование |
10-14.09.2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап-Практический. Цель: реализация проблемы формирования информационной культуры через практическую деятельность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I V этап- Заключительный. Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
Формы работы |
Сроки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта |
Беседы, наблюдения, занимательные дела, итоговый мониторинг. |
Конец уч. года. |
Ожидаемые результаты.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению:
Учащиеся должны иметь первоначальные представления о:
-
правилах безопасности при работе с компьютерами;
-
областях применения компьютеров;
-
способах получения информации.
-
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
-
включать и выключать компьютер;
-
правильно перемещать мышь по коврику;
-
управлять указателем мыши;
-
работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
-
загружать обучающую программу;
-
осуществлять выход из программы.
Обучающие компьютерные программы.
1. Братцы кролики. В гостях у Кролика. Школа Кролика. – М.: Софт Медиа, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
4.Незнайкина грамота: сборник образовательных игр для малышей. [Электронный ресурс] – М.: Бука, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
Приложение 3.
Диагностические методы изучения личности учащихся
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она выполняет следующие функции:
- информационная – выявление относительного уровня развития, уровня состояния педагогического взаимодействия;
- прогнозирующая – выявление потенциальных возможностей развития, определение прогноза организации взаимодействия с учеником;
- оценочная – представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств;
- развивающая функция – использование диагностики для демонстрации ученику возможностей и перспектив развития, создание условий для самореализации и саморазвития.
Основные методы педагогической диагностики: беседа, метод наблюдения, опрос, проективные методы, анкетирование, графические и рисуночные методы, сочинения и др.
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики:
Десять моих «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например: Я - умный. Я - красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Мои любимые вещи
Учащимся предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
-
Любимый цвет –
-
Любимое имя –
-
Любимое дерево –
-
Любимый цветок –
-
Любимый урок – и т.д.
Самореклама
Учащиеся готовят себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования в саморекламе – искренность.
Сказки
Учащиеся с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих произведениях они могут раскрыть свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом пользуется методика написания сказок. Могут быть предложены следующие темы:
-
Сказка о моем портфеле.
-
Необычная история об обычном дневнике.
-
Сказочные каникулы.
-
Необычные приключения обычного школьника.
-
Сказочная история о том, как…
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Дается задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что и у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда на сердце может быть легко, а когда тяжело и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Градусник
Перед диагностикой необходимо провести беседу о назначении градусника. Какой бывает высокая или пониженная температура тела человека. Педагог объясняет, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 39, 40, 41 градусов. Нормальная температура тела человека 36,6 градусов. У него нет тревоги, все хорошо, все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35 градусов. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения предлагается поиграть в игру. Педагог называет учебные предметы, а дети записывают ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.
Например: русский язык – 39 гр., математика – 36,6 гр.
Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.
Краски
Учащиеся получают набор красок и листы рисовальной бумаги. На листе кружки с надписями: звонок, книга, учитель, школа, класс, портфель, урок и т.д. задача детей – раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о его негативных эмоциях по отношению к ним.
Фотография
Эту методику уместно использовать в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок всего класса. Для этого каждый ученик получает лист с квадратиками по количеству учеников в классе. В этих квадратиках дети должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Учитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, с каким настроением выполняет задание.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: + нужно брать, - не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя или какой-то предмет, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из тем:
-
Мое самое любимое занятие.
-
Мой самый любимый предмет.
-
Мой самый счастливый день в школе.
-
Мой выходной день.
-
Мои школьные трудности.
Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Содержание сочинение тоже может о многом рассказать: об интересах, эмоциях, чувствах, переживаниях. По результатам работы над сочинениями необходимо организовать работуя6 индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и др.
Что такое хорошо и что такое плохо
Это метод незаконченных предложений. Учащимся предлагается продолжить высказывания:
Хорошая школа – это…
Плохая школа – это…
Хороший ученик – это…
Плохой ученик – это…
Хороший учитель – это…
Плохой учитель – это…
Хороший урок – это…
Плохой урок – это…
Предложения можно предлагать различные, в зависимости от цели исследования.
Номинация
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
-
Самый интересный предмет
-
Самый полезный предмет
-
Самый ненужный предмет
-
Самый трудный предмет
-
Самый легкий предмет
-
Самый веселый предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная Методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
Подарки
Учащихся просят пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ребенку из класса к Новому году. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в классе. Важно, кого называют в первую очередь в своем списке, все ли ребята попали в список, какие чувства дети испытывают при распределении праздничных подарков.
Пьедестал
Учащимся раздаются листы бумаги с пьедесталами. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну из ступенек оставить для себя.
На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений.
Мультфильм о нашем классе
Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Дети работаю самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя, кадры склеиваются и дети озвучивают каждый свой кадр.
Эта методика интересна тем, что она позволяет получить много информации о классе:
- Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
- Какие имена чаще всего называются?
- Какая эмоциональная окраска мультфильма?
- какие проблемы поднимает мультфильм?
По материалам сайта: http://festival.1september.ru/articles/528110/
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»