Урок "Люблю природу русскую. Лирические произведения Ф.И. Тютчева о природе"
2) Формировать коммуникативные навыки и речевые умения;
3) Закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
Эпиграф Природа… В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык… Ф.И. Тютчев Цели:
1) Научить читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, пользоваться цитатами для образного описания картин и событий;
2) Формировать коммуникативные навыки и речевые умения;
3) Закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
4) Развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, навыки выразительного чтения у обучающихся, видение красоты слова, философское видение мира;
5) Побудить интерес к чтению, поэзии, природе.
Оборудование: портрет, репродукции картин, распечатанные тексты стихотворений для каждого ученика, учебник, ТСО, опорная схема.
Тип урока: изучение нового материала; урок, обучающий читательской деятельности: чтение и художественный анализ текста.
Методы: исследовательский: литературно-художественный анализ текста, словесный – беседа, практический.
I. Орг. момент
Каждый человек по-своему видит и оценивает все, что его окружает. Если мы поймем, как это делают другие люди, мы станем богаче духовно, мы как бы проникаем в душу другого человека. Если мы научимся понимать стихотворения, мы научимся лучше понимать людей. А нужно ли это нам? Да, чтобы человеку было комфортнее в обществе, чтобы он видел проблемы других и понимал людей.
II. Актуализация знаний
Сейчас вы посмотрите слайды презентации, скажите:
1) Что на них изображено? (природа, разные времена года)
2) Какое впечатление они на вас произвели?
Да, жизнь природы определяется сменой времени года. Этот цикл вечен.
1) Как вы считаете, что в этом круге считается первым?
2) Подумайте, правильно ли, что люди считают началом года весну и называют ее утром года? (ответы обобщить)
Весной природа пробуждается от зимнего сна. Вместе с ней пробуждаются чувства человека. Давайте познакомимся со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…».
— Чтение и анализ лирического стихотворения. (Сложные переживания, но есть необъяснимая радость – радость жизни).
— Какие слова непонятны?
— О чем это стихотворение? Прочитайте первые две строчки. ( Да, описывается самое начало весны, земля еще печальна). Но Тютчев рад, что воздух дышит весной.
— Прочитайте, в чем проявляется это «дыхание»? (Весна заставляет двигаться, просыпаться, жить).
Олицетворение: Дажеколос, мертвый, засохший, двигается.
Воздух дышит, природа проснулась и улыбнулась.
— Какое настроение у природы? Читаем. (Сонное, еще не проснулась, но уже улыбается, услышав весну).
Так и человек должен всегда надеяться, что все в жизни будет хорошо.
II. Стихотворение о весне «Весенние воды».
— Чтение учителем.
-О каком периоде весны в нем говорится?
— Какие звуки мы слышим? (крик птиц, плеск воды, журчанье ручьев)
— Сравните это стихотворение с первым.
Можно сказать, что здесь описан следующий шаг весны (быстрое движение воды, шум воды, бурная радость, ожидание тепла). Здесь олицетворена вся природа: и весна (эпитет «молодой весны»), и воды (« бегут и будят», «гласят»), и берег (эпитет «сонный»), и майские дни («румяный хоровод»).
— Какое настроение создает автор? (Тихая, светлая радость).
— Каким стихам созвучны картины- репродукции?
— Какое следующее время года? Правильно, лето.
Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Как весел грохот летних бурь…».
— Сколько в этом стихотворении предложений? (2).
— Какие это предложения по интонации? (.?!). Почему так заканчиваются предложения?
Каждое из них сложное, заканчивается многоточием. Но если в первом предложении многоточие сопровождается восклицательным знаком, соответствующее шуму грозы, то второе завершается одиноким многоточием, говорящим о первых признаках осени, напоминающих об осенней грусти, а этого человеку не хочется.
— С помощью какого приема создается ощущение, что мы слышим грохот бурь и шум дубравы?
В стихотворении очень яркая звукопись. Аллитерации на букву «р» играют роль раскатов грома: грохот бурь, прах, гроза, лазурь, вдруг, дубрава; на шипящие – роль шумящих деревьев: летучий, нахлынувшая, набежит, совещаясь, птичий. Особенно: опрометчиво, задрожит, широколиственно, тревожно, вершины.
После прочтения данного стихотворения у нас появляется бодрое настроение.
Но так бывает далеко не всегда.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Серые тучи по небу плывут
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен
Бродит за окнами … (осень).
Давайте мы мысленно перенесемся в осень, совершим заочную экскурсию в волшебную страну. А как вы узнаете, что это осень? (смотреть картины художников)
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые листья слева, бронзовые дубы справа. Нашему взору открываются бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темно-синяя вода реки медленно движется.
Природа у Тютчева не знает покоя, она насыщена звуками, красками. Дышит, радуется, плачет, грустит. Предлагаю вашему вниманию послушать голос осеннего леса — музыку.
Сами не зная того, мы следовали завету великого русского художника Исаака Левитана: « Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».
Чтение и художественный анализ стихотворения « Есть в осени первоначальной…».
Ваши впечатления об услышанном?
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Какие картины осени вы представили?
О какой поре осени рассказывает поэт?
Как осень изменила природу?
Что вы чувствуете при прочтении данного стихотворения ( радость, спокойствие, восторг, умиротворение, удивление, тревога, грусть…)?
Вы заметили, что поэт пишет о некоторых предметах, как о живых существах. Как называется этот прием? (олицетворение). Зачитайте, пожалуйста, эти строчки (день стоит, серп гулял, колос падал, лазурь льется).
А теперь предлагаю вам прочитать выразительно это стихотворение ( от группы по 1 человеку). Мы с вами помним, что стихотворение нужно читать напевно, не торопясь.
Пожалуйста, зачитайте наиболее понравившиеся вам строчки. Какие строчки можно написать к картинам?
Ребята, сегодня мы познакомились с избранными стихами непревзойденного мастера пейзажной лирики Федора Ивановича Тютчева. Поэт очень долго жил за границей, тосковав по родине. И всю свою любовь к родной земле он выразил в стихах. Их немного, около 400, но русские люди их любят, знают наизусть, потому что они передают их чувства. Тютчев – великий психолог, он учит нас любоваться красотой русской земли, просит не нарушать покой, радоваться лучам солнца, разноцветным листьям, первой травке, снегу и морозу. Поэт создал превосходные картины. Каждый стих хватает за сердце, это как внезапно набегающие порывы ветра. Их хочется слушать, читать, воспринимать. Природа живая, она живет, поет, мечется. В ней есть душа, свобода, любовь.
Обобщение материала: Добились ли мы поставленной цели? Сегодня мы учились читать и анализировать стихотворение. Выяснили, какие художественные средства использует автор для передачи своих чувств и эмоций.
А сейчас я хочу вам предложить попробовать себя в роли поэта. Давайте попробуем написать синквейн. (Инструкция)
Домашнее задание: Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» наизусть, творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению или написать сочинение- миниатюру «Какое впечатление произвело на меня стихотворения Ф.И. Тютчева.
Итог урока: Я благодарю вас за урок, за доброжелательное отношение друг к другу. Объявление отметок. Спасибо за урок
Тема урока: Люблю природу русскую. Лирические произведения Ф.И. Тютчева о природе.
Эпиграф
Природа…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык…
Ф.И. Тютчев
Цели:
1) Научить читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, пользоваться цитатами для образного описания картин и событий;
2) Формировать коммуникативные навыки и речевые умения;
3) Закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
4) Развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, навыки выразительного чтения у обучающихся, видение красоты слова, философское видение мира;
5) Побудить интерес к чтению, поэзии, природе.
Оборудование: портрет, репродукции картин, распечатанные тексты стихотворений для каждого ученика, учебник, ТСО, опорная схема.
Тип урока: изучение нового материала; урок, обучающий читательской деятельности: чтение и художественный анализ текста.
Методы: исследовательский: литературно-художественный анализ текста, словесный – беседа, практический.
I. Орг. момент
Каждый человек по-своему видит и оценивает все, что его окружает. Если мы поймем, как это делают другие люди, мы станем богаче духовно, мы как бы проникаем в душу другого человека. Если мы научимся понимать стихотворения, мы научимся лучше понимать людей. А нужно ли это нам? Да, чтобы человеку было комфортнее в обществе, чтобы он видел проблемы других и понимал людей.
II. Актуализация знаний
Сейчас вы посмотрите слайды презентации, скажите:
1) Что на них изображено? (природа, разные времена года)
2) Какое впечатление они на вас произвели?
Да, жизнь природы определяется сменой времени года. Этот цикл вечен.
1) Как вы считаете, что в этом круге считается первым?
2) Подумайте, правильно ли, что люди считают началом года весну и называют ее утром года? (ответы обобщить)
Весной природа пробуждается от зимнего сна. Вместе с ней пробуждаются чувства человека. Давайте познакомимся со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…».
- Чтение и анализ лирического стихотворения. (Сложные переживания , но есть необъяснимая радость – радость жизни).
- Какие слова непонятны?
- О чем это стихотворение? Прочитайте первые две строчки. ( Да, описывается самое начало весны, земля еще печальна). Но Тютчев рад, что воздух дышит весной.
- Прочитайте, в чем проявляется это «дыхание»? (Весна заставляет двигаться, просыпаться , жить).
Олицетворение: Даже колос, мертвый, засохший, двигается.
Воздух дышит, природа проснулась и улыбнулась.
- Какое настроение у природы? Читаем. (Сонное, еще не проснулась, но уже улыбается, услышав весну).
Так и человек должен всегда надеяться, что все в жизни будет хорошо.
II . Стихотворение о весне «Весенние воды».
- Чтение учителем.
-О каком периоде весны в нем говорится?
- Какие звуки мы слышим? (крик птиц, плеск воды, журчанье ручьев)
- Сравните это стихотворение с первым.
Можно сказать, что здесь описан следующий шаг весны (быстрое движение воды, шум воды, бурная радость, ожидание тепла). Здесь олицетворена вся природа: и весна (эпитет «молодой весны»), и воды (« бегут и будят», «гласят»), и берег (эпитет «сонный»), и майские дни («румяный хоровод»).
- Какое настроение создает автор? (Тихая, светлая радость).
- Каким стихам созвучны картины- репродукции?
- Какое следующее время года? Правильно, лето.
Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Как весел грохот летних бурь…».
- Сколько в этом стихотворении предложений? (2).
- Какие это предложения по интонации? (.?!). Почему так заканчиваются предложения?
Каждое из них сложное, заканчивается многоточием. Но если в первом предложении многоточие сопровождается восклицательным знаком, соответствующее шуму грозы, то второе завершается одиноким многоточием, говорящим о первых признаках осени, напоминающих об осенней грусти, а этого человеку не хочется.
- С помощью какого приема создается ощущение, что мы слышим грохот бурь и шум дубравы?
В стихотворении очень яркая звукопись. Аллитерации на букву «р» играют роль раскатов грома: грохот бурь, прах, гроза, лазурь, вдруг, дубрава; на шипящие – роль шумящих деревьев: летучий, нахлынувшая, набежит, совещаясь, птичий. Особенно: опрометчиво, задрожит, широколиственно, тревожно, вершины.
После прочтения данного стихотворения у нас появляется бодрое настроение.
Но так бывает далеко не всегда.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Серые тучи по небу плывут
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен
Бродит за окнами … (осень).
Давайте мы мысленно перенесемся в осень, совершим заочную экскурсию в волшебную страну. А как вы узнаете, что это осень? (смотреть картины художников)
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые листья слева, бронзовые дубы справа. Нашему взору открываются бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темно-синяя вода реки медленно движется.
Природа у Тютчева не знает покоя, она насыщена звуками, красками. Дышит, радуется, плачет, грустит. Предлагаю вашему вниманию послушать голос осеннего леса - музыку.
Сами не зная того, мы следовали завету великого русского художника Исаака Левитана : « Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».
Чтение и художественный анализ стихотворения « Есть в осени первоначальной…».
Ваши впечатления об услышанном?
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Какие картины осени вы представили?
О какой поре осени рассказывает поэт?
Как осень изменила природу?
Что вы чувствуете при прочтении данного стихотворения ( радость, спокойствие, восторг, умиротворение, удивление, тревога, грусть…)?
Вы заметили, что поэт пишет о некоторых предметах, как о живых существах. Как называется этот прием? (олицетворение). Зачитайте, пожалуйста, эти строчки (день стоит, серп гулял, колос падал, лазурь льется).
А теперь предлагаю вам прочитать выразительно это стихотворение ( от группы по 1 человеку). Мы с вами помним, что стихотворение нужно читать напевно, не торопясь.
Пожалуйста, зачитайте наиболее понравившиеся вам строчки. Какие строчки можно написать к картинам?
Ребята, сегодня мы познакомились с избранными стихами непревзойденного мастера пейзажной лирики Федора Ивановича Тютчева. Поэт очень долго жил за границей, тосковав по родине. И всю свою любовь к родной земле он выразил в стихах. Их немного, около 400, но русские люди их любят, знают наизусть, потому что они передают их чувства. Тютчев – великий психолог, он учит нас любоваться красотой русской земли, просит не нарушать покой, радоваться лучам солнца, разноцветным листьям, первой травке, снегу и морозу. Поэт создал превосходные картины. Каждый стих хватает за сердце, это как внезапно набегающие порывы ветра. Их хочется слушать , читать, воспринимать. Природа живая, она живет, поет, мечется. В ней есть душа, свобода, любовь.
Обобщение материала: Добились ли мы поставленной цели? Сегодня мы учились читать и анализировать стихотворение. Выяснили, какие художественные средства использует автор для передачи своих чувств и эмоций.
А сейчас я хочу вам предложить попробовать себя в роли поэта. Давайте попробуем написать синквейн. (Инструкция)
Домашнее задание: Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» наизусть, творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению или написать сочинение- миниатюру «Какое впечатление произвело на меня стихотворения Ф.И. Тютчева.
Итог урока: Я благодарю вас за урок, за доброжелательное отношение друг к другу. Объявление отметок. Спасибо за урок
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»