Россия в условиях глобального мира в XXIвеке
Краткое описание
Данный элективный курс предназначен для расширения знаний учащихся о том месте, которое наша страна занимает в современном мире.
Описание
Муниципальное общеобразовательное учреждение Черемушкинская средняя школа №1
ПРОГРАММА элективного курса по истории
Россия в условиях глобального мира в XXIвеке
Составитель: Собянина И.Л. 11 класс
2011 — 2012
Пояснительная записка.
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах – политической, экономической, правовой, культурной, социальной, семейной и др. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике, формирования основ правового государства и гражданского общества.
Данный курс вводит учащихся в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между государствами в условиях глобализации. Школьники не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом, но и получают возможность обсудить насущные проблемы, приобрести навыки получения и анализа информации из разных источников, применить полученные знания в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ.
Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за свои поступки личности.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие образовательные задачи:
Ø принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;
Ø раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера полученных знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;
Ø изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
Ø моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теории с практической деятельностью и воспитательным моментом.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что учащиеся смогут:
Ø понимать роль и место России в современном мире;
Ø использовать разные источники информации при обсуждении важных проблем;
Ø освоить разные социальные роли;
Ø участвовать в реализации социальных проектов;
Ø противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;
Ø знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод.
Курс рассчитан на 15 часов, предназначен для учащихся 11 классов и создан на основе учебника Полякова Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке («Просвещение» 2008).
Содержание курса.
Введение (1 час).
Мир в современную эпоху. Процесс глобализации – его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы современного мира.
Тема 1. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3ч.).
Российская государственность и российская цивилизация.
Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты. Принятие христианства. Русские земли от раздробленности к централизации. Концепция «Москва – Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на общество.
Западные теории мироустройства.
Человек и человечество – открытия западной цивилизации. Протестантизм. Наука. Просвещение. Марксизм. Социал-демократическое движение. Большевизм и строительство социализма в отдельно взятой стране. И. Валлерстайн. Ф.Фукуяма и «конец истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.
Тема 2. Что нас разделяет (2ч.).
Культура: понятие, многообразие, формы.
Виды культуры. Влияние глобализации на культуру.
Религия и язык как явления культуры.
Религиозные конфессии. Мировые религии. Религия, государственное устройство и политика. Многообразие языков и языковая политика. Последствия миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» мульти культурализм.
Тема 3. Учитесь мыслить глобально (4ч.).
Феномен мирового лидерства.
США после «ХВ». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. М/н терроризм. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Политические союзники. Зоны особого внимания США.
Россия в глобальной конкуренции.
Интересы России по Концепции национальной безопасности. Отношение к современным военным угрозам. Ориентация на многополярность мира. Политика в постсоветском пространстве. Россия на мировом энергетическом рынке.
Евросоюз и его миссия.
«Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европарламент. Поиск энергетической безопасности. Россия и Евросоюз. Миграционные процессы. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.
Китай на пути к глобальной державе.
От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Два Китая. «Одна страна – две системы», Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экология. Китай и Азиатский регион.
Тема 4. Глобальная экономика (1ч.).
Становление единого мирового хозяйства. Россия в глобальной экономике.
Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX в. «Государство всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала. «Штабная экономика». Геоэкономические районы. Геокон.
Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель развития. Перспективы. Национальные интересы принцип справедливой глобализации.
Тема 5. Глобальная безопасность (2ч.).
XX век и рпоблемы безопасности.
Угрозы существованию человечества. Ядерное оружие – реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Современные конфликты. Причины.
Экологическая ситуация в мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и культура. «Экспорт» экологических проблем. Экологические программы.
XXI век и новые угрозы для человечества.
Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и ресурсы. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. М/н терроризм, его глобальный характер. Борьба с терроризмом.
Тема 6. Россия и «русский мир» (2ч.).
Особенности русской политической культуры. Развитие гражданского общества в России. Геополитическая и цивилизационная миссия России.
Разные типы политической культуры в истории страны. Политическая культура современной России.
Политическая система. Форма государства. Ветви власти. Местное самоуправление.
Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества.
Россия – «ближний круг» и «русский мир».
Россия и ближнее зарубежье. СНГ. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа репатриации. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции.
Сохранение суверенитета и справедливая геополитика.
Литература.
1. Энциклопедия мысли. В 2 т. – СПб., 1997.
2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М., 1996.
3. Обо всем на свете /под ред. В.П.Бутромеева. – М.,1997.
4. Любимцев В.В. Знаешь ли ты? – М., 1995.
5. Таранов П.С. 120 философов. – Симферополь, 1996.
6. Лупин А.Н. Человек и общество. – М., 1997.
7. Клименко А. Экзамен по обществознанию. – М., 1999.
8. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке – М., 2008.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ПРОГРАММА элективного курса по истории
Россия в условиях глобального мира в XXIвеке
Составитель: Собянина И.Л. 11 класс
2011 — 2012
Пояснительная записка.
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах – политической, экономической, правовой, культурной, социальной, семейной и др. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике, формирования основ правового государства и гражданского общества.
Данный курс вводит учащихся в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между государствами в условиях глобализации. Школьники не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом, но и получают возможность обсудить насущные проблемы, приобрести навыки получения и анализа информации из разных источников, применить полученные знания в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ.
Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за свои поступки личности.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие образовательные задачи:
Ø принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;
Ø раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера полученных знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;
Ø изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
Ø моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теории с практической деятельностью и воспитательным моментом.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что учащиеся смогут:
Ø понимать роль и место России в современном мире;
Ø использовать разные источники информации при обсуждении важных проблем;
Ø освоить разные социальные роли;
Ø участвовать в реализации социальных проектов;
Ø противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;
Ø знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод.
Курс рассчитан на 15 часов, предназначен для учащихся 11 классов и создан на основе учебника Полякова Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке («Просвещение» 2008).
Содержание курса.
Введение (1 час).
Мир в современную эпоху. Процесс глобализации – его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы современного мира.
Тема 1. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3ч.).
Российская государственность и российская цивилизация.
Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты. Принятие христианства. Русские земли от раздробленности к централизации. Концепция «Москва – Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на общество.
Западные теории мироустройства.
Человек и человечество – открытия западной цивилизации. Протестантизм. Наука. Просвещение. Марксизм. Социал-демократическое движение. Большевизм и строительство социализма в отдельно взятой стране. И. Валлерстайн. Ф.Фукуяма и «конец истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.
Тема 2. Что нас разделяет (2ч.).
Культура: понятие, многообразие, формы.
Виды культуры. Влияние глобализации на культуру.
Религия и язык как явления культуры.
Религиозные конфессии. Мировые религии. Религия, государственное устройство и политика. Многообразие языков и языковая политика. Последствия миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» мульти культурализм.
Тема 3. Учитесь мыслить глобально (4ч.).
Феномен мирового лидерства.
США после «ХВ». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. М/н терроризм. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Политические союзники. Зоны особого внимания США.
Россия в глобальной конкуренции.
Интересы России по Концепции национальной безопасности. Отношение к современным военным угрозам. Ориентация на многополярность мира. Политика в постсоветском пространстве. Россия на мировом энергетическом рынке.
Евросоюз и его миссия.
«Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европарламент. Поиск энергетической безопасности. Россия и Евросоюз. Миграционные процессы. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.
Китай на пути к глобальной державе.
От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Два Китая. «Одна страна – две системы», Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экология. Китай и Азиатский регион.
Тема 4. Глобальная экономика (1ч.).
Становление единого мирового хозяйства. Россия в глобальной экономике.
Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX в. «Государство всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала. «Штабная экономика». Геоэкономические районы. Геокон.
Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель развития. Перспективы. Национальные интересы принцип справедливой глобализации.
Тема 5. Глобальная безопасность (2ч.).
XX век и рпоблемы безопасности.
Угрозы существованию человечества. Ядерное оружие – реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Современные конфликты. Причины.
Экологическая ситуация в мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и культура. «Экспорт» экологических проблем. Экологические программы.
XXI век и новые угрозы для человечества.
Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и ресурсы. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. М/н терроризм, его глобальный характер. Борьба с терроризмом.
Тема 6. Россия и «русский мир» (2ч.).
Особенности русской политической культуры. Развитие гражданского общества в России. Геополитическая и цивилизационная миссия России.
Разные типы политической культуры в истории страны. Политическая культура современной России.
Политическая система. Форма государства. Ветви власти. Местное самоуправление.
Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества.
Россия – «ближний круг» и «русский мир».
Россия и ближнее зарубежье. СНГ. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа репатриации. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции.
Сохранение суверенитета и справедливая геополитика.
Литература.
1. Энциклопедия мысли. В 2 т. – СПб., 1997.
2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М., 1996.
3. Обо всем на свете /под ред. В.П.Бутромеева. – М.,1997.
4. Любимцев В.В. Знаешь ли ты? – М., 1995.
5. Таранов П.С. 120 философов. – Симферополь, 1996.
6. Лупин А.Н. Человек и общество. – М., 1997.
7. Клименко А. Экзамен по обществознанию. – М., 1999.
8. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке – М., 2008.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | ТЕМА | ДАТА | |
план | факт | ||
1 | Введение. Цели и задачи курса. | ||
2 | Тема 1. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях. Российская государственность и российская цивилизация. | ||
3 | Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. | ||
4 | Западные теории мироустройства. | ||
5 | Тема 2. Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. | ||
6 | Религия и язык как явления культуры. | ||
7 | Тема 3. Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. | ||
8 | Россия в глобальной конкуренции. | ||
9 | Евросоюз и его миссия. | ||
10 | Китай на пути к глобальной державе. | ||
11 | Тема 4. Глобальная экономика. Становление единого мирового хозяйства. Россия в глобальной экономике. | ||
12 | Тема 5. Глобальная безопасность. XX век и проблемы безопасности. | ||
13 | XXI век и новые угрозы для человечества. | ||
14 | Тема 6. Россия и «русский мир». Особенности русской политической культуры. Развитие гражданского общества в России. | ||
15 | Россия – «ближний круг» и «русский мир». Геополитическая и цивилизационная миссия России | ||
23 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре