В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования

Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования

Краткое описание
1   Формирование  и  развитие  информационной культуры учащихся
      через  активное  использование    информационно-коммуникативных
     технологий.
2   Создание условий  для:
•    развитие навыков конструирования;
•    развитие логического мышления;
•    мотивация к изучению наук естественнонаучного цикла.
3     Создание коллекции ЛЕГОроботов в качестве наглядного пособия  на  
       уроках  биологии.
Описание
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. Для основной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя-предметника разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Интеграционная система способствует воспитанию широко эрудированной личности, обладающей целостным мировоззрением, способной самостоятельно систематизировать имеющиеся знания, нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Инновационным подходом к решению проблемы может являться ЛЕГО конструирование и моделирование.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
18 февр Конкурс Лего.JPG Скачать
Всероссийский конкурс Педагогический калейдоскоп.doc Скачать

Заявка

на участие в 2012 году во Всероссийском конкурсе

«Педагогический калейдоскоп»

Титульный лист

Название конкурса

Всероссийский конкурс «Педагогический калейдоскоп»

Наименование муниципального образования, образовательного учреждения

Уйский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова»

Контактный телефон ОУ: (35165)3-12-29

Список членов коллектива педагогических работников, участвующих в разработке программы: ФИО

Должность

Адрес, телефон, электронная почта

Нагорская Инга Габидулловна

Заместитель директора по информатизации

456470 с.Уйское, ул.Пионерская 34, кв. 83; 83516532888; uisk_school@mail.ru

Ярин Александр Леонидович

Учитель биологии

456470 с.Уйское, ул.Комарова 27а, кв. 11; 89630894768;

uisk_school@mail.ru

Название проекта

Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования

Краткое описание проекта (выделить цели, направления деятельности, имеющиеся и ожидаемые результаты и перспективы их воспроизводимости)

Цели проекта:

1 Формирование и развитие информационной культуры учащихся

через активное использование информационно-коммуникативных

технологий.

2 Создание условий для:

  • развитие навыков конструирования;

  • развитие логического мышления;

  • мотивация к изучению наук естественнонаучного цикла.

3 Создание коллекции ЛЕГОроботов в качестве наглядного пособия на уроках биологии.

Направления деятельности:

- практическая работа;

- презентация результатов;

- конкурсная деятельность.

Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге будет способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и учащихся.

Материалы программы могут быть использованы в массовой практике, как общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования.



Фамилия, имя, отчество руководителя проекта

Учёное звание, учёная степень

Должность

Нагорская Инга Габидулловна

Не имеет

Заместитель директора по информатизации



Регистрационный номер Дата













  1. Описание программы

Пояснительная записка


Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для основной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя-предметника разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Интеграционная система способствует воспитанию широко эрудированной личности, обладающей целостным мировоззрением, способной самостоятельно систематизировать имеющиеся знания, нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Инновационным подходом к решению проблемы может являться ЛЕГО конструирование и моделирование.

Использование Лего конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования Robolab, и её графического интерфейса.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений, а также конструирование биологических объектов).

Содержание программы направлено на комплексное решение задач образования, развития и воспитания учащихся.

Актуальность программы заключается в том, что она представляет широкие возможности для расширения кругозора учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует навыки исследовательской деятельности.

На основании вышеизложенного разработана программа факультативного курса, определены цели и задачи.

Цель :

1 Формирование и развитие информационной культуры учащихся

через активное использование информационно-коммуникативных

технологий.

2 Создание условий для:

  • развитие навыков конструирования;

  • развитие логического мышления;

  • мотивация к изучению наук естественно-научного цикла.

Задачи:

  • Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Robolab 2.5.4;

  • Развитие творческих способностей личности учащихся;

  • Создание условий для интеллектуального развития учащихся.

Содержание программы и виды деятельности


Название разделов и тем занятий

Содержание


1

Занятие 1.

Знакомство с творческой средой «ROBOLAB».


1. Три составляющие части среды конструктор «ROBOLAB», язык программирования Lab View, микрокомпьютер RСХ.

2. Демонстрация моделей и возможностей среды RoboLab. Инструктаж по Т/Б

2

Занятие 2.

Знакомство с конструктором Lego.

1. Правила работы с конструктором Lego.

2. Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

3. Сбор непрограммируемой модели.

3

Занятие 3.

Язык программирования Lab View.

1. История создания языка Lab View.

2. Визуальные языки программирования

3. Разделы программы, уровни сложности.

4

Занятие 4.

Раздел Конструирование, уровень 1.

1. Знакомство с командами:

Запусти мотор вперед;

Включи лампочку;

Жди.

2. Знакомство с RCX. Кнопки управления.

3. Инфракрасный передатчик.

4. Передача программы. Запуск программы.

5. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Инструктаж по Т/Б

5

Занятие 5.

Раздел Конструирование, уровень 2.


1. Знакомство с командами:

Запусти мотор назад

Стоп

2. Составление программы по шаблону.

3. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация.

4. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.

5. Сборка модели с мотором и лампочкой. Составление программы, передача, демонстрация.

6

Занятие 6.

Раздел Конструирование, уровень 3.

1. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.

2. Линейная и циклическая программа.

3. Сборка модели с несколькими моторами и лампочками. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Передача и демонстрация.

7

Занятие 7.

Знакомство с датчиками

1. Структура и ход программы. Условие, условный переход.

2. Датчики и их параметры:

Датчик касания;

Датчик освещенности.

3. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Составление программы с использованием датчика касания, передача, демонстрация.

8

Занятие 8.

Датчик касания.

1. Знакомство с командами:

Жди нажато;

Жди отжато.

Количество нажатий.

2. Сборка модели с использованием мотора, лампочки, датчика касания. Составление программы, передача, демонстрация.

9

Занятие 9.

Датчик освещенности.


1. Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности.

2. Знакомство с командами:

Жди темнее;

Жди светлее.

3. Модель «Уличное освещение». Сборка модели. Составление программы с использованием датчика освещенности, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

10

Занятие 10.

Датчик освещенности.

1. Знакомство с командами:

Жди темноты

Жди света

2. Сборка модели с использованием датчика освещенности. Составление программы, передача, демонстрация.

11

Занятие 11.

Повторение пройденного.

1. Повторение изученных команд.

2. Разработка и сбор собственных моделей.

3. Конкурс «Кто быстрее?»

(модель машины).

12

Занятие 12.

Раздел управление.

1. Знакомство с разделом Управление, уровень Демонстрация возможностей.

2. Знакомство с разделом Управление, уровень Демонстрация возможностей.

3. Знакомство с разделом управление уровень Демонстрация возможностей.

4. Структура интерфейса. Меню, Панели инструментов, окна.

13

Занятие 13.

Команды визуального языка программирования Lab View.

1. Изображение команд в программе и на схеме.

2. Команды визуального языка программирования Lab View

Запусти мотор вперед;

Запусти мотор назад;

Регулирование уровня мощности мотора;

Поменять направление вращения моторов;

Включи лампочку;

Регулирование уровня мощности лампочки.

Остановить действие.

3. Работа с пиктограммами, соединение команд.

14

Занятие 14.

Команды визуального языка программирования Lab View.

1. Работа с датчиками:

Датчик касания нажат;

Датчик касания отжат;

Жди, когда станет светлее;

Жди, когда станет темнее.

2. Знакомство с командами:

3. Проиграть звук;

4. Параметры звука;

5. Добавление звуковых эффектов в программу.

6. Сборка модели. Составление программы, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

15

Занятие 15.

Изучение Окна инструментов.

1. Знакомства с инструментами.

Изменение фона рабочего поля.

Инструмент «Выделение».

Инструмент «Перемещение».

2. Инструмент «Текст»

Добавление описания к программе.

16

Занятие 16.

Организация бесконечного цикла.

1. Знакомство с командами:

Метка;

Прыжок.

2. Реализация бесконечного цикла.

3. Модель «Елочная гирлянда».

4. Использование нескольких меток в программе.

17

Занятие 17.

Конечный цикл.

1. Знакомство с командами:

Повтори.

2. Параметры команды.

3. Программа, реализующая конечный и бесконечный цикл для модели «Ёлочная гирлянда».

Инструктаж по Т/Б

18

Занятие 18.

Программы с циклами и датчиками (модель жука).


1. Сборка модели жука.

2. Программы, управляющие работой конечностей жука в разных ситуациях:

Жук работает в автоматическом режиме:

«передвигает конечности, преодолевая препятствия...»

Жук стоит возле препятствия и мигает .

3.Сборка модели жужжащего жука-светляка (только по внешнему виду).

4.Составление программы, передача, демонстрация.

19

Занятие 19.

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм).


1. Исследование зависимости движения растения от угла освещения.

Построение графика.

2. Написание программы, управляющей работой растения.

20

Занятие 20.

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм).

1. Написание программ, управляющих работой растения в разных ситуациях.

2. Отладка написанных программ. Испытание моделей.

21

Занятие 21.

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека).


1. Написание программы, управляющей работой робота

2. Отладка программы. Испытание модели.

Инструктаж по Т/Б

22

Занятие 22.

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека).


1. Исследование показаний датчика освещенности, построение графика.

2. Исследование показаний датчика освещенности, при отражении света от полосок бумаги разного цвета. Построение таблицы.


23

Занятие 23.

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

1. Сборка моделей по рисунку (без инструкции)

2. Составление программ, демонстрация.

Инструктаж по Т/Б

24

Занятие 24.

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

1. Разработка собственной модели.

2. Составление программы, демонстрация работы модели.

25

Занятие 25.

Задача на программирование .


1. Задача: после столкновения машинки увеличивают мощность мотора и снова сталкиваются

2. Составление программы, демонстрация модели.

3. Своя задача для мидели «Автодром»

4. Отладка программы. Испытание модели.

26

Занятие 26.

Работа по теме «Экология». Моделирование экологической ситуации: «Робот-эколог»

Итоговое занятие.

1.Сборка модели «Робот-эколог».

2. Задача: робот, снабженный датчиками касания, обнаруживает цель и продвигает её в нужном направлении.

3. Составление программы, демонстрация модели.



Учебно-тематическое планирование.

Наименование

разделов и тем

Общее кол-во часов.

В том числе:

теоретических

практических

Знакомство с конструктором

1

Знакомство с творческой средой «ROBOLAB».

2

1

1

2

Знакомство с конструктором Lego.

2

1

1

3

Язык программирования Lab View.

2

1

1

Раздел Конструирование

4

Конструирование, уровень 1.

2

1

1

5

Конструирование, уровень 2.

2


2

6

Конструирование, уровень 3.

2


2

Раздел Датчики

7

Раздел Датчики

3

1

2

8

Датчик касания.

3

1

2

9

Датчик освещенности.

3

1

2

10

Датчик освещенности.

3

1

2

11

Повторение

2


2

Раздел управление

12

Раздел управление.

3

1

2

13

Команды визуального языка программирования Lab View.

3

1

2

14

Команды визуального языка программирования Lab View.

3

1

2

15

Изучение Окна инструментов.

2

1

1

16

Организация бесконечного цикла.

2

1

1

17

Конечный цикл.

2

1

1

18

Программы с циклами и датчиками (модель жука).

2


2

19

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм)

3

1

2

20

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм)

3

1

2

21

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека)

3

1

2

22

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека)

3

1

2

23

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

3

1

2

24

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

4

1

3

25

Программирование.

2

2


26

Работа по теме «Экология». Моделирование экологической ситуации: «Робот-эколог »

Итоговое занятие.

4

1

3


Итого:

68

23

45

Технические требования к реализации программы.

  1. Конструктор LEGO «ПервоРобот» - 3шт.

  2. Конструктор LEGO «ПервоРобот» расширенный комплект – 1шт.

  3. Конструктор LEGO «Энергия» - 1шт.

  4. Конструктор LEGO «Физика» - 2шт.

  5. Конструктор LEGO «NXT» - 1шт.

  6. Интерактивный практикум 2CD

  7. Программное обеспечение «ПервоРобот»

  8. Программное обеспечение «NXT»

  9. Поля для соревнований – 2шт.


Ресурсы программы:

    1. Материальные ресурсы;

    2. Интеллектуальные ресурсы : а) Компетентность и квалификация авторов проекта; б)Интеллектуальный потенциал учащихся.

    3. Педагогические ресурсы: Компетентность и профессионализм учителей физики, биологии, химии, информатики;

    4. Управленческие ресурсы: Поддержка административного корпуса школы.

Методические подходы к организации программы

Программой предусмотрено 64 учебных часов, из них 20 теоретических занятий и практических работ 44 часа. Все занятия предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

Программа предполагает активные формы организации учебных занятий:

- практическая работа;

- презентация результатов;

- конкурсная деятельность.

Методы обучения:

- исследовательский

- моделирования

Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

Технология обучения:

- информационно-коммуникативная

- личностно-ориентированная

- технология проектирования

В рамках курса реализуются интегративные связи с биологией, физикой, информатикой.

Перспективы распространения результатов программы:

1 На уровне школы

- выпуск буклета;

- мастер- класс;

- выступление на заседании кафедры естественных наук;

- методическая выставка.

2 На уровне района

- методические рекомендации;

- интегрированный урок;

- информация на сайте школы;

- участие в конкурсах.



Влияние результатов программы на качество образования.

Освоение педагогами эффективных образовательных технологий и совершенствование используемых методов обучения и воспитания будут способствовать развитию у школьников мотивации к обучению и получению высокого уровня знаний, формированию базовых ключевых компетенций.

Работа проекта поможет реализовать творческий потенциал учащихся, сформирует навыки научно-исследовательской работы, повысит их интеллектуальный уровень.

Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге будет способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и учащихся.

Мероприятия по распространению результатов.

Практическая значимость программы заключается в том, что:

- элементы программы могут быть использованы педагогами физики, биологии, информатики непосредственно на уроках, либо во внеклассной работе;

- методика использования программы может служить ориентиром в инновационной деятельности учителей естественно-научного цикла.

Материалы программы могут быть использованы в массовой практике, как общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования.



Устойчивость воспроизведения полученных результатов возможна, если

  1. Наличие материально-технической базы;

  2. Современное программное обеспечение;

  3. Владение педагогом современными информационно-комуникационными технологиями;

  4. Заинтересованность в реализации проекта администрации, учителей, учеников и родителей.







  1. Основные сведения о заявителе

  1. Резюме заявителя. Нагорская Инга Габидулловна, 16.10.1970, женский пол. Образование высшее, Магаданский международный педагогический университет. Заместитель директора в МОУ «Уйская СОШ» с 1998 года. Публикации статей в Уйской общественно-политической газете «Колос», областной газете «Челябинский рабочий». Выпуск школьных методических сборников и Вестников. Участник видеоконференций на базе ММЦ.

  2. Информация об опыте участия заявителя.

Международная олимпиада по основам наук УрФО

Ежегодный, 1,2,3 этапы

2008 года - 9 человек, в 2009 - 101 человек, в 2010 - 242 человек, в 2011 году – 340 человек

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Ежегодный

2009 год – 112 человек;

2010 год – 95 человек

Международный конкурс «BRITISH BULLDOG»

2011 год

12 участников

Всероссийский марафон юных художников «Семицветик»

2011 год

6 учащихся

Всероссийский конкурс презентаций «ТопСлайд»

2011 год

5 педагогов





1 Резюме заявителя.

Ярин Александр Леонидович, 09.01.1971, мужской пол.

Образование высшее, ЧГПИ, 1994 год учитель биологии - химии

Сведение о перемещении по должностям:

1994 - 2004 г – учитель биологии

2004 – 2007 г – зам. директора по воспитательной работе.

2008 – 2011 г - учитель биологии

Публикации.

1 Региональный компонент как фактор экологического образования.

Сборник материалов 7 Всероссийской научно-практической конференции.

Москва – Челябинск 2008 г.

2 Краеведение как форма патриотического воспитания учащихся.

Сборник материалов 10 Всероссийской научно-практической

конференции. Москва – Челябинск 2009 г.

3 Программа элективного курса « Краеведение» Учебно- методическое

пособие « Содержание и технологии организации экологического

образования и просвещения». Челябинск 2009 г.

4 Формирование ценностного отношения у учащихся к родному краю

в процессе эколого-краеведческой деятельности. Сборник материалов

международной научно-практической конференции. Челябинск 2010 г.

Участие во Всероссийском семинаре « Организация воспитательного процесса в школе». Москва, 2006 г.





Нагорская И.Г. и Ярин А.Л.

на конкурсе «Учительские увлечения»









Приложение 1

Письмо поддержки

Мы, нижеподписавшиеся, удостоверяем, что информация, данная в представленном проекте, правильна, реализация этого проекта соответствует приоритетным направлениям развития системы образования в Уйском муниципальном районе, в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова». И будет способствовать реализации программы информатизации образования.

Администрация Уйского муниципального района Челябинской области отдел образования в лице начальника Анатолия Михайловича Выдрина поддерживает проект «Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования».

Администрация муниципального общеобразовательного учреждения «Уйская средняя общеобразовательная школа» в лице директора Галины Николаевны Приданниковой поддерживает проект «Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования».

Начальник отдела образования

администрации Уйского муниципального района


А.М.Выдрин


Дата «21» декабря 2012 года


Подпись__________________




Заявитель И.Г.Нагорская

Дата «21» декабря 2012 года


Подпись__________________








Директор МКОУ «Уйская СОШ»



Г.Н.Приданникова

Дата «21» декабря 2012 года



Подпись___________________



Всероссийский конкурс Педагогический калейдоскоп.doc Скачать

Заявка

на участие в 2012 году во Всероссийском конкурсе

«Педагогический калейдоскоп»

Титульный лист

Название конкурса

Всероссийский конкурс «Педагогический калейдоскоп»

Наименование муниципального образования, образовательного учреждения

Уйский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова»

Контактный телефон ОУ: (35165)3-12-29

Список членов коллектива педагогических работников, участвующих в разработке программы: ФИО

Должность

Адрес, телефон, электронная почта

Нагорская Инга Габидулловна

Заместитель директора по информатизации

456470 с.Уйское, ул.Пионерская 34, кв. 83; 83516532888; uisk_school@mail.ru

Ярин Александр Леонидович

Учитель биологии

456470 с.Уйское, ул.Комарова 27а, кв. 11; 89630894768;

uisk_school@mail.ru

Название проекта

Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования

Краткое описание проекта (выделить цели, направления деятельности, имеющиеся и ожидаемые результаты и перспективы их воспроизводимости)

Цели проекта:

1 Формирование и развитие информационной культуры учащихся

через активное использование информационно-коммуникативных

технологий.

2 Создание условий для:

  • развитие навыков конструирования;

  • развитие логического мышления;

  • мотивация к изучению наук естественнонаучного цикла.

3 Создание коллекции ЛЕГОроботов в качестве наглядного пособия на уроках биологии.

Направления деятельности:

- практическая работа;

- презентация результатов;

- конкурсная деятельность.

Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге будет способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и учащихся.

Материалы программы могут быть использованы в массовой практике, как общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования.



Фамилия, имя, отчество руководителя проекта

Учёное звание, учёная степень

Должность

Нагорская Инга Габидулловна

Не имеет

Заместитель директора по информатизации



Регистрационный номер Дата













  1. Описание программы

Пояснительная записка


Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для основной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя-предметника разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Интеграционная система способствует воспитанию широко эрудированной личности, обладающей целостным мировоззрением, способной самостоятельно систематизировать имеющиеся знания, нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Инновационным подходом к решению проблемы может являться ЛЕГО конструирование и моделирование.

Использование Лего конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования Robolab, и её графического интерфейса.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений, а также конструирование биологических объектов).

Содержание программы направлено на комплексное решение задач образования, развития и воспитания учащихся.

Актуальность программы заключается в том, что она представляет широкие возможности для расширения кругозора учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует навыки исследовательской деятельности.

На основании вышеизложенного разработана программа факультативного курса, определены цели и задачи.

Цель :

1 Формирование и развитие информационной культуры учащихся

через активное использование информационно-коммуникативных

технологий.

2 Создание условий для:

  • развитие навыков конструирования;

  • развитие логического мышления;

  • мотивация к изучению наук естественно-научного цикла.

Задачи:

  • Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Robolab 2.5.4;

  • Развитие творческих способностей личности учащихся;

  • Создание условий для интеллектуального развития учащихся.

Содержание программы и виды деятельности


Название разделов и тем занятий

Содержание


1

Занятие 1.

Знакомство с творческой средой «ROBOLAB».


1. Три составляющие части среды конструктор «ROBOLAB», язык программирования Lab View, микрокомпьютер RСХ.

2. Демонстрация моделей и возможностей среды RoboLab. Инструктаж по Т/Б

2

Занятие 2.

Знакомство с конструктором Lego.

1. Правила работы с конструктором Lego.

2. Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

3. Сбор непрограммируемой модели.

3

Занятие 3.

Язык программирования Lab View.

1. История создания языка Lab View.

2. Визуальные языки программирования

3. Разделы программы, уровни сложности.

4

Занятие 4.

Раздел Конструирование, уровень 1.

1. Знакомство с командами:

Запусти мотор вперед;

Включи лампочку;

Жди.

2. Знакомство с RCX. Кнопки управления.

3. Инфракрасный передатчик.

4. Передача программы. Запуск программы.

5. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Инструктаж по Т/Б

5

Занятие 5.

Раздел Конструирование, уровень 2.


1. Знакомство с командами:

Запусти мотор назад

Стоп

2. Составление программы по шаблону.

3. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация.

4. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.

5. Сборка модели с мотором и лампочкой. Составление программы, передача, демонстрация.

6

Занятие 6.

Раздел Конструирование, уровень 3.

1. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.

2. Линейная и циклическая программа.

3. Сборка модели с несколькими моторами и лампочками. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Передача и демонстрация.

7

Занятие 7.

Знакомство с датчиками

1. Структура и ход программы. Условие, условный переход.

2. Датчики и их параметры:

Датчик касания;

Датчик освещенности.

3. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Составление программы с использованием датчика касания, передача, демонстрация.

8

Занятие 8.

Датчик касания.

1. Знакомство с командами:

Жди нажато;

Жди отжато.

Количество нажатий.

2. Сборка модели с использованием мотора, лампочки, датчика касания. Составление программы, передача, демонстрация.

9

Занятие 9.

Датчик освещенности.


1. Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности.

2. Знакомство с командами:

Жди темнее;

Жди светлее.

3. Модель «Уличное освещение». Сборка модели. Составление программы с использованием датчика освещенности, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

10

Занятие 10.

Датчик освещенности.

1. Знакомство с командами:

Жди темноты

Жди света

2. Сборка модели с использованием датчика освещенности. Составление программы, передача, демонстрация.

11

Занятие 11.

Повторение пройденного.

1. Повторение изученных команд.

2. Разработка и сбор собственных моделей.

3. Конкурс «Кто быстрее?»

(модель машины).

12

Занятие 12.

Раздел управление.

1. Знакомство с разделом Управление, уровень Демонстрация возможностей.

2. Знакомство с разделом Управление, уровень Демонстрация возможностей.

3. Знакомство с разделом управление уровень Демонстрация возможностей.

4. Структура интерфейса. Меню, Панели инструментов, окна.

13

Занятие 13.

Команды визуального языка программирования Lab View.

1. Изображение команд в программе и на схеме.

2. Команды визуального языка программирования Lab View

Запусти мотор вперед;

Запусти мотор назад;

Регулирование уровня мощности мотора;

Поменять направление вращения моторов;

Включи лампочку;

Регулирование уровня мощности лампочки.

Остановить действие.

3. Работа с пиктограммами, соединение команд.

14

Занятие 14.

Команды визуального языка программирования Lab View.

1. Работа с датчиками:

Датчик касания нажат;

Датчик касания отжат;

Жди, когда станет светлее;

Жди, когда станет темнее.

2. Знакомство с командами:

3. Проиграть звук;

4. Параметры звука;

5. Добавление звуковых эффектов в программу.

6. Сборка модели. Составление программы, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

15

Занятие 15.

Изучение Окна инструментов.

1. Знакомства с инструментами.

Изменение фона рабочего поля.

Инструмент «Выделение».

Инструмент «Перемещение».

2. Инструмент «Текст»

Добавление описания к программе.

16

Занятие 16.

Организация бесконечного цикла.

1. Знакомство с командами:

Метка;

Прыжок.

2. Реализация бесконечного цикла.

3. Модель «Елочная гирлянда».

4. Использование нескольких меток в программе.

17

Занятие 17.

Конечный цикл.

1. Знакомство с командами:

Повтори.

2. Параметры команды.

3. Программа, реализующая конечный и бесконечный цикл для модели «Ёлочная гирлянда».

Инструктаж по Т/Б

18

Занятие 18.

Программы с циклами и датчиками (модель жука).


1. Сборка модели жука.

2. Программы, управляющие работой конечностей жука в разных ситуациях:

Жук работает в автоматическом режиме:

«передвигает конечности, преодолевая препятствия...»

Жук стоит возле препятствия и мигает .

3.Сборка модели жужжащего жука-светляка (только по внешнему виду).

4.Составление программы, передача, демонстрация.

19

Занятие 19.

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм).


1. Исследование зависимости движения растения от угла освещения.

Построение графика.

2. Написание программы, управляющей работой растения.

20

Занятие 20.

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм).

1. Написание программ, управляющих работой растения в разных ситуациях.

2. Отладка написанных программ. Испытание моделей.

21

Занятие 21.

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека).


1. Написание программы, управляющей работой робота

2. Отладка программы. Испытание модели.

Инструктаж по Т/Б

22

Занятие 22.

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека).


1. Исследование показаний датчика освещенности, построение графика.

2. Исследование показаний датчика освещенности, при отражении света от полосок бумаги разного цвета. Построение таблицы.


23

Занятие 23.

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

1. Сборка моделей по рисунку (без инструкции)

2. Составление программ, демонстрация.

Инструктаж по Т/Б

24

Занятие 24.

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

1. Разработка собственной модели.

2. Составление программы, демонстрация работы модели.

25

Занятие 25.

Задача на программирование .


1. Задача: после столкновения машинки увеличивают мощность мотора и снова сталкиваются

2. Составление программы, демонстрация модели.

3. Своя задача для мидели «Автодром»

4. Отладка программы. Испытание модели.

26

Занятие 26.

Работа по теме «Экология». Моделирование экологической ситуации: «Робот-эколог»

Итоговое занятие.

1.Сборка модели «Робот-эколог».

2. Задача: робот, снабженный датчиками касания, обнаруживает цель и продвигает её в нужном направлении.

3. Составление программы, демонстрация модели.



Учебно-тематическое планирование.

Наименование

разделов и тем

Общее кол-во часов.

В том числе:

теоретических

практических

Знакомство с конструктором

1

Знакомство с творческой средой «ROBOLAB».

2

1

1

2

Знакомство с конструктором Lego.

2

1

1

3

Язык программирования Lab View.

2

1

1

Раздел Конструирование

4

Конструирование, уровень 1.

2

1

1

5

Конструирование, уровень 2.

2


2

6

Конструирование, уровень 3.

2


2

Раздел Датчики

7

Раздел Датчики

3

1

2

8

Датчик касания.

3

1

2

9

Датчик освещенности.

3

1

2

10

Датчик освещенности.

3

1

2

11

Повторение

2


2

Раздел управление

12

Раздел управление.

3

1

2

13

Команды визуального языка программирования Lab View.

3

1

2

14

Команды визуального языка программирования Lab View.

3

1

2

15

Изучение Окна инструментов.

2

1

1

16

Организация бесконечного цикла.

2

1

1

17

Конечный цикл.

2

1

1

18

Программы с циклами и датчиками (модель жука).

2


2

19

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм)

3

1

2

20

Программы с циклами и датчиками (модель растения – имитация движения растения - фототропизм)

3

1

2

21

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека)

3

1

2

22

Программы с циклами и датчиками (модель опорно-двигательной системы человека)

3

1

2

23

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

3

1

2

24

Работа по теме «Условные рефлексы человека». Моделирование ситуации: «Реакция робота на красный и зелёный сигнал светофора».

4

1

3

25

Программирование.

2

2


26

Работа по теме «Экология». Моделирование экологической ситуации: «Робот-эколог »

Итоговое занятие.

4

1

3


Итого:

68

23

45

Технические требования к реализации программы.

  1. Конструктор LEGO «ПервоРобот» - 3шт.

  2. Конструктор LEGO «ПервоРобот» расширенный комплект – 1шт.

  3. Конструктор LEGO «Энергия» - 1шт.

  4. Конструктор LEGO «Физика» - 2шт.

  5. Конструктор LEGO «NXT» - 1шт.

  6. Интерактивный практикум 2CD

  7. Программное обеспечение «ПервоРобот»

  8. Программное обеспечение «NXT»

  9. Поля для соревнований – 2шт.


Ресурсы программы:

    1. Материальные ресурсы;

    2. Интеллектуальные ресурсы : а) Компетентность и квалификация авторов проекта; б)Интеллектуальный потенциал учащихся.

    3. Педагогические ресурсы: Компетентность и профессионализм учителей физики, биологии, химии, информатики;

    4. Управленческие ресурсы: Поддержка административного корпуса школы.

Методические подходы к организации программы

Программой предусмотрено 64 учебных часов, из них 20 теоретических занятий и практических работ 44 часа. Все занятия предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

Программа предполагает активные формы организации учебных занятий:

- практическая работа;

- презентация результатов;

- конкурсная деятельность.

Методы обучения:

- исследовательский

- моделирования

Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

Технология обучения:

- информационно-коммуникативная

- личностно-ориентированная

- технология проектирования

В рамках курса реализуются интегративные связи с биологией, физикой, информатикой.

Перспективы распространения результатов программы:

1 На уровне школы

- выпуск буклета;

- мастер- класс;

- выступление на заседании кафедры естественных наук;

- методическая выставка.

2 На уровне района

- методические рекомендации;

- интегрированный урок;

- информация на сайте школы;

- участие в конкурсах.



Влияние результатов программы на качество образования.

Освоение педагогами эффективных образовательных технологий и совершенствование используемых методов обучения и воспитания будут способствовать развитию у школьников мотивации к обучению и получению высокого уровня знаний, формированию базовых ключевых компетенций.

Работа проекта поможет реализовать творческий потенциал учащихся, сформирует навыки научно-исследовательской работы, повысит их интеллектуальный уровень.

Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге будет способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и учащихся.

Мероприятия по распространению результатов.

Практическая значимость программы заключается в том, что:

- элементы программы могут быть использованы педагогами физики, биологии, информатики непосредственно на уроках, либо во внеклассной работе;

- методика использования программы может служить ориентиром в инновационной деятельности учителей естественно-научного цикла.

Материалы программы могут быть использованы в массовой практике, как общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования.



Устойчивость воспроизведения полученных результатов возможна, если

  1. Наличие материально-технической базы;

  2. Современное программное обеспечение;

  3. Владение педагогом современными информационно-комуникационными технологиями;

  4. Заинтересованность в реализации проекта администрации, учителей, учеников и родителей.







  1. Основные сведения о заявителе

  1. Резюме заявителя. Нагорская Инга Габидулловна, 16.10.1970, женский пол. Образование высшее, Магаданский международный педагогический университет. Заместитель директора в МОУ «Уйская СОШ» с 1998 года. Публикации статей в Уйской общественно-политической газете «Колос», областной газете «Челябинский рабочий». Выпуск школьных методических сборников и Вестников. Участник видеоконференций на базе ММЦ.

  2. Информация об опыте участия заявителя.

Международная олимпиада по основам наук УрФО

Ежегодный, 1,2,3 этапы

2008 года - 9 человек, в 2009 - 101 человек, в 2010 - 242 человек, в 2011 году – 340 человек

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Ежегодный

2009 год – 112 человек;

2010 год – 95 человек

Международный конкурс «BRITISH BULLDOG»

2011 год

12 участников

Всероссийский марафон юных художников «Семицветик»

2011 год

6 учащихся

Всероссийский конкурс презентаций «ТопСлайд»

2011 год

5 педагогов





1 Резюме заявителя.

Ярин Александр Леонидович, 09.01.1971, мужской пол.

Образование высшее, ЧГПИ, 1994 год учитель биологии - химии

Сведение о перемещении по должностям:

1994 - 2004 г – учитель биологии

2004 – 2007 г – зам. директора по воспитательной работе.

2008 – 2011 г - учитель биологии

Публикации.

1 Региональный компонент как фактор экологического образования.

Сборник материалов 7 Всероссийской научно-практической конференции.

Москва – Челябинск 2008 г.

2 Краеведение как форма патриотического воспитания учащихся.

Сборник материалов 10 Всероссийской научно-практической

конференции. Москва – Челябинск 2009 г.

3 Программа элективного курса « Краеведение» Учебно- методическое

пособие « Содержание и технологии организации экологического

образования и просвещения». Челябинск 2009 г.

4 Формирование ценностного отношения у учащихся к родному краю

в процессе эколого-краеведческой деятельности. Сборник материалов

международной научно-практической конференции. Челябинск 2010 г.

Участие во Всероссийском семинаре « Организация воспитательного процесса в школе». Москва, 2006 г.





Нагорская И.Г. и Ярин А.Л.

на конкурсе «Учительские увлечения»









Приложение 1

Письмо поддержки

Мы, нижеподписавшиеся, удостоверяем, что информация, данная в представленном проекте, правильна, реализация этого проекта соответствует приоритетным направлениям развития системы образования в Уйском муниципальном районе, в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова». И будет способствовать реализации программы информатизации образования.

Администрация Уйского муниципального района Челябинской области отдел образования в лице начальника Анатолия Михайловича Выдрина поддерживает проект «Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования».

Администрация муниципального общеобразовательного учреждения «Уйская средняя общеобразовательная школа» в лице директора Галины Николаевны Приданниковой поддерживает проект «Разработка и апробация УМК по образовательной робототехнике для предметов естественнонаучного цикла в системе основного и среднего общего образования».

Начальник отдела образования

администрации Уйского муниципального района


А.М.Выдрин


Дата «21» декабря 2012 года


Подпись__________________




Заявитель И.Г.Нагорская

Дата «21» декабря 2012 года


Подпись__________________








Директор МКОУ «Уйская СОШ»



Г.Н.Приданникова

Дата «21» декабря 2012 года



Подпись___________________



Всероссийский конкурс Педагогический калейдоскоп.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос