В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок литературы: "Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом (позиция автора в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых»)"

Урок литературы: "Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом (позиция автора в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых»)"

Ирина Камалетдинова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:3просмотров: 7413 комментариев: 5
Краткое описание
. Познакомить с эмигрантским периодом жизни И.Шмелева
2. Провести обзор романа с изучением отдельных глав
3. Провести анализ главы «Жива душа»
4. Воспитывать в  читателях сочувствие, толерантность.
Описание
В одном из писем Куприна 1933 года мы читаем такие строки: «Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский. Великий мастер слова и образа». И эти слова как нельзя более точно характеризуют суть творчества выдающегося русского писателя. Лучшие произведения Ивана Сергеевича Шмелева отличает то, чем всегда была сильна русская классика: гуманизм, страстная убежденность в победе добра и справедливости, красота нравственного чувства, глубинная выстраданная любовь к России и ее народу.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
текст к презентации.doc Скачать

слайд 1

Иван Сергеевич Шмелев родился в 1873 году в Москве. Отец принадлежал к купеческому сословию, был хозяином плотничьей артели. О своих детских годах сам Иван Шмелев вспоминал:"Ранние годы, дали мне много впечатлений. Получил я их "на дворе". Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова.Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство… Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр... Многое повидал я на нашем дворе и веселого и грустного. Здесь я получил первое и важное знание жизни. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог. Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Здесь получались тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами"

Писать Шмелев начал, еще учась в гимназии, а первая публикация пришлась на начало пребывания на юридическом факультете Московского университета. Однако как ни счастлив был юноша увидеть свое имя на страницах журнала, но "... ряд событий - университет, женитьба-рождение сына, по его словам- как-то заслонили начинание. И он не придал особое значение тому, что писал"[4].. На десять лет Шмелев оставил мысли о литературе. С 1905 года снова начал печататься, в 1907 году ушел в отставку с государственной службы, целиком посвятив себя литературному труду.

Февральскую революцию 1917 года Шмелев встретил восторженно. Но дальше отношение к событиям меняется Из письма к сыну от 30 июля 1917 года: «Глубокая перестройка сразу вообще немыслима даже в культурнейших странах мира, в нашей же и подавно. Некультурный, темный народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно».. Однако отъезд писателя за границу вызван не только идеологическими разногласиями с новой властью. Уезжая, он допускал мысль о возвращении даже в советскую Россию. Все перевернуло известие о смерти сына.

слайд 2

На этой фотографии запечатлен краткий миг семейного счастья. Впереди радость, успех, но…

Драматизм событий в России начала ХХ века Шмелев и его жена почувствовали с началом первой мировой войны, проводив в 1915 году на фронт единственного горячо любимого сына Сергея. Шмелев тяжело переживал это, но, естественно, никогда не сомневался в том что его семья, как и все другие должна, выполнить свой долг перед Россией. Возможно, уже тогда у него были страшные предчувствия касательно участи сына. Ухудшение в состоянии духа Шмелева наблюдали его друзья, в частности Серафимович, отмечавший в одном из писем в 1916 году: "Шмелев чрезвычайно подавлен отъездом сына на военную службу, был нездоров"[10. Находясь далеко от сына отец чувствует потребность в постоянном общении. В письмах - забота, нежность, тревога .


ссылка


Мы обращаемся к сайту «Творчество Шмелева», созданному Петрозаводским университетом




Витебскъ 22-го января

1918 г.

Дорогой Папочка.

Послалъ телеграмму, послалъ 2 письма а отвѣта все нѣтъ, начинаю сильно волноваться. Чувствую себя скверно – здорово усталъ и истрепался порядочно. Объ отдыхѣ думать не приходится. Хотѣлось бы о многомъ поговорить и посовѣтываться съ тобой да вотъ все проклятая служба и не знаю какъ отъ нея отдѣлаться. Да не могу никакъ оправится послѣ пережитого кошмара развала арміи. Могу лишь сказать что за послѣдніе 5 мѣс.а я постарѣлъ лѣтъ на 10 постарѣлъ не только нравственно, но и физически. Что будетъ дальше со мной не вѣдаю сейчасъ передо мной стоитъ стѣна и кажется, что дальше ничего нѣтъ. Думать надоело. Чуствую, что тупѣю, скоро совсѣмъ перестану думать и реагировать на все происходящее вокругъ. Крѣпко цѣлую тебя и мамочку. Сергѣй

слайд 3

Практически сразу после революции Шмелевы переезжают в Крым, в Алушту - место, с которым оказались связаны самые трагические события в жизни писателя. И море – не море, и солнце – не солнце- так опишет Шмелев свое состояние. Крым вошел в историю гражданской войны как «всероссийское кладбище-. Там были арестованы и расстреляны белые офицеры, которые поверили обещанной советской властью амнистии и предпочли не эмигрировать вместе с Врангелем за границу, а сложить оружие. Число погибших исчислялось 120 - 150 тысяч.

Сергей Шмелев, сын писателя, вернувшийся из Добровольческой армии Деникина больным, лечился от туберкулеза в госпитале в Феодосии, в ноябре 1920 года был арестован чекистами. Почти три месяца больной юноша провел в перенаселенных и смрадных арестантских подвалах, а в январе 1921 его, как и сорок тысяч других участников "Белого движения", расстреляли без суда и следствия - при том что официально им была объявлена амнистия! Подробностей этого расстрела граждане "страны Советов" так и не узнали.

Расстрелы 1920–1921 годов проходили в том районе города, который называется Карантином. Когда-то там, может быть, действительно был карантин для приходивших кораблей. Место это и теперь оставляет впечатление мрачной торжественности, даже если и не знать его печальной истории. Там и нашел свою смерть Сергей Шмелев. Трагедия его гибели и гибели тысяч других наших соотечественников отразилась в стихах Максимилиана Волошина:

Отчего перед рассветом к исходу ночи
Кричит ветер за карантином:
– «Носят ведрами спелые грозды,
Валят ягоды в глубокий ров.
Ах, не грозды носят – юношей гонят
К черному точилу, давят вино,
Пулеметом дробят их кости и кольем
Протыкают яму до самого дна.
(«Бойня», Феодосия, декабрь 1920 г.)



слайд 4

Гибель единственного сына тяжко отразилась на родителях – Иван Сергеевич превратился в старика Сил возвращаться на родину не было, он остался за границей, переехав из Берлина в Париж. Долгое время Шмелев имел противоречивые сведения о судьбе сына. в письме И.А. Бунину: "Остается надежда, что наш мальчик каким-нибудь чудом спасся"[11]. Но в Париже его нашел человек, сидевший с Сергеем в Виленских казармах в Феодосии. Он засвидетельствовал смерть сына.

ссылка

Письмо к большевику-издателю Н.С. Ангарскому-Клестову, который поручился за писателя при его выезде за границу и потом требовал его возвращения.
Без этой обвинительной речи не только биография Шмелева, но и летопись всей русской эмиграции ХХ века будут неполными:

Ехать мне в Россию уже не для чего. Я не способен жить…у меня нет воли к жизни, и мне многое безразлично Что хотите, делайте с моим гонораром. Я его не возьму. И не потому, чтобы я теперь не нуждался. Я не могу брать по какому-то неопределимому чувству, не по капризу. Теперь, когда я знаю, что у меня отняли и убили сына, я не могу принять даже доброго слова от той власти, именем которой столько ужасного совершено. . Теперь личное для меня влилось в огромное наше русское горе и заровняло рану мою, всего наполнив раной неизмеримой. И Мое уже не мое, а общее.

вновь слайд

Трагедия эмиграции уже почти забыта, потеря России, с одной стороны, и муки оставшихся без Родины и средств к существованию, с другой, редко фигурируют сейчас на страницах прессы или исторических трудов. Именно произведения Шмелева напоминают о том, как много Россия потеряла. Важно, насколько четко Шмелев осознает, что многие люди, оставшиеся в России, приняли мученический венец. Он ощущает жизнь эмигрантов как ущербную в первую очередь потому, что в эмиграции упор ставится на личное выживание. Тяжесть эмигрантской жизни для семьи Шмелевых усиливалась постоянной скорбью: "Нашу боль ничто не может унять, мы вне жизни, потеряв самое близкое, единственное, нашего сына"[13]. Из письма Шмелева племяннице жены: «Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего горя. Тщетно... Мы с Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно... И даже впервые видимая заграница - не трогает... Мертвой душе свобода не нужна.

слайд 5

В 1923 году, пройдя через ужасы, голод, смерти Шмелев напишет самое страшное свое произведение – роман «Солнце мертвых»

«Одного не понимаю. Как у Шмелева хватило сил писать эту книгу? .. не литературных сил, - ими он богат достаточно! но просто сил человеческих. Его «эпопею» читать трудно... каково же было писать!» - недоумевал один из критиков русского зарубежья А. В. Амфитеатров

«Это такая правда, что и художеством не назовешь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме... Страшней этой книги есть ли в русской литературе? Тут целый погибающий мир вобран...» - добавлял А. И. Солженицын

Анализ эпизода

слайд 6

От нестерпимой боли и тоски писателя спасала только работа. Безмерное горе личной утраты, память о потерянной родине, робкая надежда на возрождение - вот чем насыщены произведения Шмелева 20 - 40-х гг. Тоска писателя по родной земле, ее людям и природе порождает в нем страстное желание воссоздать ее облик в своих произведениях. С конца 20-х гг. он уходит в воспоминания детских лет, обращается к изображению прошлого. Вершинные книги Шмелева - "Лето Господне", "Богомолье", "Родное", созданные в этот период, носят автобиографический характер. "В них, - говорил Шмелев , - я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце".

Шмелев не оставался в стороне от насущных проблем русской эмиграции, что отражено в многочисленных публикациях писателя. В первую очередь, среди них выделяются призывы о помощи инвалидам Белой армии, жившим в эмиграции почти в полной нищете и забвении. Встречается с писателями – эмигрантами, активно сотрудничает в журнале "Русский колокол", издаваемом Иваном Ильиным.

слайд 7

Почти все русские эмигранты буквально до конца своей жизни не могли смириться с тем, что они уехали из России навсегда. «Когда мы в Россию вернемся… мой Гамлет восточный, когда?» Болит сердце у Ивана Сергеевича. 1950 год. Дорога в монастырь, где он хотел доживать свой век. По прибытии - сердечный приступ, последний. Иван Шмелев похоронен на чужбине..

После смерти нашли завещание: Прошу душеприказчиков... когда это станет возможным, перевезти прах моей покойной жены и мой в Россию и похоронить в Москве, на кладбище Донского монастыря, по возможности возле могилы моего отца, Сергея Ивановича Шмелева».

слайд 8

В апреле 2000 года племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева; таким образом, на родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых. Так, спустя более полвека со дня своей смерти Шмелев вернулся из эмиграции.

слайд 9

Памятник-бюст русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева торжественно был открыт 29 мая в старом столичном районе Замоскворечье, где прошло его детство. Этот место не раз с любовью описано в произведениях Шмелева. Скульптурный портрет писателя сделан при его жизни более полувека назад в Париже известным в русской эмиграции скульптором Лидией Лузановской.

Тогда же Московский монетный двор выпустил Памятную медаль в честь русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева.



слайд 10



2 мая 2005 г. в Феодосии состоялось событие весьма важное для всех русских людей – на берегу Черного моря, рядом с древней церковью Иверской Божией Матери, был установлен памятный крест, посвященный многочисленным жертвам большевистского террора, свирепствовавшего в Крыму в годы Гражданской войны. На открытии один из создателей памятника сказал удивительно верные слова: "В чем же нам каяться?, ведь мы не убивали людей, которым сегодня поставлен памятник и не были участниками тех ужасных событий. Конечно это так, но без осознания прошлого нет будущего. Наше покаяние, как момент Истины, как волевой акт осуждения зла.Сегодня все мы вместе, и каждый в отдельности на этой земле творим историю, историю своей жизни, историю жизни нашего народа, нашей страны.



слайд 11

Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев самый русский - так говорили о нем и Иван Бунин, и Константин Бальмонт, и Иван Ильин. Где бы писатель ни работал, в России или в вынужденной эмиграции, он по его собственному признанию, писал "только о России, о русском человеке, о его душе и сердце, о его страданиях".

после ссылки (музыка)

Шмелев возвратился в Россию, которую потерял, о которой мучительно тосковал. Но сказать, что Шмелев вернулся к читателю, пожалуй, еще рано. Мы скажем это, когда все написанное им, от первой до последней страницы, будет прочитано сердцем. Шмелев имеет, выстрадал на это право.























В одном из писем Куприна 1933 года мы читаем такие строки: "Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский. Великий мастер слова и образа". И эти слова как нельзя более точно характеризуют суть творчества выдающегося русского писателя. Лучшие произведения Ивана Сергеевича Шмелева отличает то, чем всегда была сильна русская классика: гуманизм, страстная убежденность в победе добра и справедливости, красота нравственного чувства, глубинная выстраданная любовь к России и ее народу.













Быть, по его словам, "писателем родным, национальным, в лучшем смысле слова тем, под трудами которого может смело стоять подпись русскими буквами", "быть выразителем родного и нужного", "звать к свету, к бодрости, к вере в то, что и в простых сердцах, и в бедных людях заложены великие возможности" [5], - в этом видел для себя Шмелев высшее счастье и смысл деятельности.



а

урок.doc Скачать



Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом (позиция автора в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых»)

Урок литературы в 11 классе

Учитель Камалетдинова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Гимназия №36» , г.Казани РТ





















Цель урока:

1. Познакомить с эмигрантским периодом жизни И.Шмелева

2. Провести обзор романа с изучением отдельных глав

3. Провести анализ главы «Жива душа»

4. Воспитывать в читателях сочувствие, толерантность.



1. Вступительное слово учителя

В одном из писем Куприна 1933 года мы читаем такие строки: "Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский. Великий мастер слова и образа". И эти слова как нельзя более точно характеризуют суть творчества выдающегося русского писателя. Лучшие произведения Ивана Сергеевича Шмелева отличает то, чем всегда была сильна русская классика: гуманизм, страстная убежденность в победе добра и справедливости, красота нравственного чувства, глубинная выстраданная любовь к России и ее народу.

Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Шмелева


Презентация (сообщение учащихся)

Текст к презентации


2. Эвристическая беседа


Анализ текста


В "Солнце мертвых" о погибшем сыне - ни слова, но именно глубокая человеческая боль, которую Шмелев не мог унять даже выстраданным словом, придает всему повествованию огромную масштабность. Боль и вера, пустота и смысл, бездушие и духовность. Позицию автора в романе мы попытаемся определить на примере главы «Жива душа»

В романе Шмелев изобразил жизнь обитателей маленького местечка в Крыму в период установления там советской власти.


Автору есть что сказать. Его боль требует выхода. Но в книге Шмелева автобиографический рассказчик часто дает слово другим героям. Чьи голоса мы слышим? Голоса сливаются в рокот. С какой целью автор использует прием полифонии?

Автор предоставляет возможность высказаться представителям самых разных сословий России (дворянство, творческая и научная интеллигенция, низшие слои общества), разных национальностей (русские, татары, греки, украинцы). Не один автор, а вся Россия свидетельствует против большевизма.


В чем же обвиняются большевизм и большевики? Как изменяется Крым?

Через всю книгу проходит антитеза: жизнь до и после установления в Крыму советской власти. Богатству, спокойствию, красоте, лиризму дореволюционной жизни противопоставляется пустота, бессмысленность и жестокость другой.


Меня охватил страх... как будто я на самом деле присутствую при «стихийном распаде», разрушительные силы которого — будто уже повсюду...» - писал Шмелев Ю. Айхенвальду. Какие следы распада в мире находит Шмелев и его герой.

Шмелев находит следы распада в жизни природы, животных и людей. Деревья дичают, засыхают цветы. На смену розово-молочному цветению садов приходит пустыня. Умирают кони, обречены на умирание птицы. В ранах на теле коровы Тамарки копошатся черви.


«За человека страшно!» - высказал свое мнение о книге А. В. Амфитеатров. Почему, когда читаешь книгу, становится страшно за человека?


Умирают люди, умирает человеческая душа, потеряв веру, надежду, благородство, честность. Шмелев отмечает процесс расчеловечивания человека, его деградацию до пещерного, первобытного уровня.


Жизнь идет к роковой черте. А что за ней? Пустота, бессмысленность или все-таки смысл, душа? Возможно ли воскресение?


Автор пребывает в постоянном мучительном раздвоении. В окружающей его жизни он отмечает атрибуты смерти. Наступает царство Мертвых. Однако есть нечто, что до последнего пытается противостоять зловещей силе: горы, обещающие сохранить все в своей памяти, индюшка, преданно воспитывающая не индюшат, а цыплят, и люди, не утратившие способности любить, прощать, верить.


Анализ главы

Какую роль в мучительных поисках героя играет эпизод из главы «Жива душа!»?

Сравните состояние героя в начале и в конце главы. Почему оно так изменилось? Какие приемы использует автор для того, чтобы показать состояние героя?

Почему для того, чтобы вернуть своему герою веру в человеческую душу, в бога, автор выбирает татарина, человека иной национальности, иной веры?

Как вы понимаете слова татарина: «У тебя Аллах свой... у нас Аллах мой... Все аллах!»? Почему татарин и рассказчик почти не разговаривают, сидят молча?

Как вы понимаете выражение писателя: «... двое - одно...»?


В начале главы герой предстает перед нами в состоянии отчаяния. Он потерял веру бога и человека. Его окружает темнота и в прямом, и в переносном смысле. Услышав стук в калитку, герой ожидает прихода красноармейцев и готовится к последней схватке. В конце главы героя окружает «светлая ночь».


В четвертом действии пьесы М.Горького «На дне» герои ведут такой разговор:

Татарин «... ваш коран должна быть закон... Душа - должен быть коран... да!

Клещ ... А князь верно говорит... надо жить - по закону... по евангелию.»

Какие строки из прочитанной главы романа И.С.Шмелева перекликаются с данными словами? Чем вы объясните подобную перекличку?


Приход старого татарина заставил его поверить в существование бога, в то, что «жива душа!». Интересно, что миссию возвращения героя к жизни, вере Шмелев возлагает на татарина. Автор дает понять что для человечности нет границ. Ни национальность, ни образование, ни социальное происхождение не может помешать одному человеку понять другого. И тогда не нужны слова, потому что люди становятся одним организмом.


3. Подведение итогов


Финал романа не позволяет с определенностью сказать, чем же закончился спор пустоты, бездушия со смыслом и духом. Однако Шмелев дал своему герою увидеть солнце в ночи, солнце человечности, а не солнце мертвых, а это значит, что жива еще человеческая душа.


Презентация (сообщение учащихся)


«В чем же нам каяться?» - говорит один из основателей памятного креста. Нужно ли нам читать подобные произведения? Что дала вам эта книга?


4. Задание на дом


  • написать тезисы или план ответа на тему «Роль главы «Жива душа» в понимании авторской позиции в романе И.С. Шмелева «Солнце мертвых»

  • Провести исследование по одной из проблем «Роль пейзажа в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Полифония как один из основных приемов раскрытия авторской концепции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых»
















Список использованной литературы:

  1. Роман И.Шмелева «Солнце мертвых».

  2. «Литература эмиграции». Авторская программа по литературе. Камалетдинова И.А., Матлина Т.П., Рябова М.А.

шмелев.rar Скачать
Обсуждение материала
Дина Комеко
18.01.2013 18:22
Отлично разработанный урок! Прекрасный иллюстративный материал и замечательно подобранная информация. Для меня, как начинающего учителя — это пример того, как нужно подходить к знакомству учеников с авторами. Однозначно, работа профессионала, спасибо!
Екатерина Валерьевна
5.02.2013 19:31
Урок действительно хороший и пригодился. Спасибо большое!
Галина Козлова
5.02.2013 19:51
Ирина, Вы молодец! Никогда не проводила урок по этой теме. Даже "Солнце мертвых" читала давно, но после знакомства с Вашим уроком, наверняка, перечитаю и постараюсь включить в свою программу. Спасибо.
Устимова Марина
6.02.2013 00:05
Спасибо за урок! Очень хороший выбор материала. Произведение особенно актуально в наше время. Учащиеся знакомятся с трагическими страницами истории, учатся чуткости, умению сопереживать. Данный урок формирует у подрастающего поколения нравственные ценности: добро, справедливость, гуманизм и толерантность.
Галина Алексеева
11.02.2013 17:39
Ирина, большое спасибо за интересный и богатый материал, ОЧЕНЬ пригодился Ваш урок,Вы молодец, ждем Ваших разработок еще.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос