В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Конспект урока "Знакомство с органическими веществами" (9 класс)

Конспект урока "Знакомство с органическими веществами" (9 класс)

Елена Иванова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 528
Краткое описание
Данный урок является одним из уроков учебной темы «Углерод и его соединения» в 9 классе. Цель урока: сформировать представление о составе, строении, свойствах и применении органических соединений; о новых понятиях (валентность, структурная формула, изомеры). Конспект урока - формирования и первичного закрепления новых знаний составлен с учетом требований ФГОС.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ИвановаЕН.docx Скачать

uchmet_120_60_1.gif

МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.А.Заболоцкого»




Международный конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»




Методическая разработка урока



Конспект урока «Знакомство с органическими веществами» (9 класс)





Автор: Иванова Елена Николаевна

Должность учитель химии высшей квалификационной категории

преподаваемый предмет химия

телефон +79278717608

Адрес электронной почты ien1976@mail.ru




















п.Сернур (республика Марий Эл)


2018 г.

Знакомство с органическими веществами.


Место урока в теме:


Данный урок является одним из уроков учебной темы «Углерод и его соединения» в 9 классе. Хоть в новых учебниках этой темы нет, но в ОГЭ есть вопрос об органических веществах, поэтому обучающиеся должны иметь хотя бы самое поверхностное представление о них.


Тип урока: «Урок – формирования и первичного закрепления новых знаний».


Цель урока: сформировать представление о составе, строении, свойствах и применении органических соединений; о новых понятиях (валентность, структурная формула, изомеры).


Планируемые результаты обучения:


Предметные:


Формирование умения раскрывать смысл химических понятий «органические вещества», «валентность», «структурная формула», «изомеры»; закрепить умение изображать состав веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы; различать виды химической связи; выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток; распознавать с помощью качественных реакций вещества.

Метапредметные:


Личностные:


Формирование умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; использовать полученные знания в быту; формировать экологическое мышление: умение оценивать поступки людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Познавательные:


Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов; умения работать с периодической системой; умения составлять план изучения веществ; умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в диаграмму).


Коммуникативные:


Формирование умения сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; вести диалог с учителем и другими учащимися при работе в парах; использовать химический язык.


Регулятивные:


Формирование умения обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы; оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; пользоваться правилами техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента, раздаточный материал, видеоматериал, компьютерная презентация.


Оборудование и реактивы:


Х/б полотенце, резиновая игрушка, книга, прибор для определения качественного состава органического вещества.

На каждого обучающегося – колесо познания и рабочий лист (см. Приложение).

На парту: таблички с формулами веществ; раствор уксусной кислоты, сахар, парафин, 2 стаканчика с водой, стеклянная палочка.


Межпредметные связи: математика, ОБЖ, биология.


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Применяемые технологии: проблемного обучения, игровые, ИКТ.

Структура урока (этапы):


1. Организационно-мотивационный:

Ребята, я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке, и вы уйдете с урока с новыми знаниями.

Ребята, оглянитесь вокруг себя, посмотрите на предметы, расположенные рядом с вами, на себя и назовите вещества или материалы, из которых состоят эти предметы и вы сами (парта – древесина, книга – бумага, полотенце – ткань, ручка – пластмасса, человек – белки, жиры, углеводы, игрушка – резина, ). Все эти вещества относятся к органическим веществам. Значит, тема сегодняшнего нашего обсуждения? (органические вещества)

В процессе изучения органических веществ вы должны заполнить рабочие листы. Эти листы останутся у вас, поэтому следите внимательно за ходом урока и вовремя их заполняйте.

Давайте предположим, почему органические вещества так называются (от слова организм). Действительно, первоначально органическими веществами называли вещества, образовавшиеся в живых организмах. Такое определение им дал шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в 19 веке.

Давайте вспомним план изучения вещества. На какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения органических веществ? (определение, состав, особенности, вид связи в веществе, тип кристаллической решетки, свойства вещества, применение).


2. Актуализация знаний: На ваших партах находятся листы бумаги, на которых изображено колесо познания. На этом колесе мы постараемся отправиться в страну органических веществ. Сейчас каждый оцените от 1 до 10 баллов свои знания, представления об органических веществах по следующим пунктам: определение органических веществ, какой вид связи в органических веществах, тип кристаллической решетки, физические и химические свойства органических веществ, понятие валентность, понятие диаграмма, применение органических веществ, изомеры среди органических веществ. Теперь соедините соседние точки линиями (1 мин). Покажите, что у вас получилось. Отлично. Далеко ли мы уедем на этих колесах? Что же сделать, чтобы колесо закрутилось и сдвинулось с места? (Выровнять). Как мы его будем выравнивать? (Заполнять пробелы в знаниях). Приступим.


3. Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний: С чего начнем? Наверное, с определения. Что такое органические вещества? Годится ли то определение, которое мы дали органическим веществам в начале урока, ведь пластмасса, полиэтилен не образуются в организмах? Чтобы дать новое определение, я проведу эксперимент (Определение качественного состава органического вещества). Значит, в состав органических веществ входят углерод и водород.

Посмотрите, пожалуйста, в ваших рабочих листах определения органических веществ, данные в различных энциклопедиях.

Энциклопедия «Академия». Органические соединения, органические веществакласс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов).

Российский энциклопедический словарь. Органическое вещество – в химии то же, что органические соединения (соединения углерода с другими элементами).

Горная энциклопедия. Органическое вещество (a. organic matter; н. organischer Stoff; ф. substance organique, matière organique; и. substancia orgánica) – комплекс соединений, возникших прямо или косвенно из живого вещества или продуктов его жизнедеятельности.

Выберите на ваш взгляд самое лучшее определение.

Итак, запишем определение в ваших рабочих листах: органические вещества – это соединения углерода, кроме простейших (СО, СО2, Н2СО3, карбонатов СаСО3, гидрокарбонатов NaНСО3, гидроксикарбонатов (CuОН)2СО3, карбидов СаС2).

В ваших учебниках нет темы «Органические соединения». Хоть эту тему и убрали из нового учебника, но на ОГЭ есть вопрос про органические вещества. Нынче предметом вашего изучения являются элементы таблицы Д.И.Менделеева и вещества, которые они образуют. Вы теперь знаете, что органические вещества являются соединениями углерода, поэтому мы будем их изучать именно как соединения углерода.

А сейчас поработайте в парах. Вам нужно из перечня формул выбрать формулы органических веществ. Обведите их в кружок (1 минута): NH3, CH4, BaCO3, H2O, C2H4O, C2H6O, Н2СО3, Н2С2О4, Н2SО4, С2Н2, C, CH3COONa. Поменяйтесь своими ответами с партой впереди или позади вас. Проверьте работу соседей. Поставьте «плюсы» возле правильных ответов. Снова обменяйтесь листами. Сколько правильных ответов получилось у вас?

Вы уже заметили, что в состав органических веществ, кроме углерода и водорода очень часто входит кислород. Исходя из этого, предположите, какой вид связи наблюдается в органических веществах (Ковалентная связь).

Какое слово из колеса познания является однокоренным к слову ковалентная? (Валентность). Что же такое валентность. Чтобы ознакомиться с этим понятием вспомним электронное строение атомов водорода, кислорода, углерода (три человека работают у доски). Мы видим, что на внешнем электронном слое у атома водорода 1 электрон, у атома кислорода – 6 электронов, у углерода – 4 электрона. А теперь вспомним схемы образования связей в простых веществах Н2 и О2 и в сложных веществах Н2О и СН4. (2 мин) Сравните свои схемы строения с правильным ответом. Сколько связей в каждом случае способен образовать водород (1), кислород (2) и углерод (4). Это количество связей и называется валентностью. Запишем определение: валентность – это количество связей, которое атом может образовать с другими атомами. Раз это количество, то может оно быть отрицательным или равным 0? (Нет). Посмотрите на электронное строение атомов и скажите, от чего зависит валентность (От количества неспаренных электронов). Запомните, что валентность водорода всегда 1, кислорода – 2, а углерода – 4. А формула вещества с изображением всех связей, называется структурная формула. Она показывает строение вещества, то есть порядок соединения атомов в молекуле.

Сейчас немного разомнемся. Представьте, что вы – атомы. Ваши руки – это ваши валентности. Значит, валентность каждого из вас равна двум. Первый ряд составляет молекулы, состоящие из двух атомов, второй ряд – из трех, третий – из четырех. Все дружно встаем и составляем молекулы.

Давайте попробуем составить структурные формулы веществ С2Н6, С4Н10. (2 человека у доски). Если в первом случае возможно составить структурную формулу единственным способом, то во втором случае есть два возможных варианта решения. Оказывается, это два совершенно разных вещества, и свойства у них отличаются: они имеют разные температуры кипения и плавления. Такие вещества с одинаковым составом, но разные по строению, называются изомеры.

Теперь рассмотрим, в каких агрегатных состояниях находятся органические вещества при обычных условиях. Метан, этан, пропан и бутан входят в состав природного газа, соответственно, являются газообразными веществами. Посмотрите на слайд. Здесь изображена круговая диаграмма состава воздуха. Зная объемные доли газообразных веществ в составе природного газа одного из его месторождений, попробуйте составить подобную круговую диаграмму (состав природного газа: метан – 90 %, этан – 4 %, пропан – 2 %, бутан – 1 %, пентан – 1 %, азот и другие газы – 2 %). Углы вымерять не нужно, диаграмма будет примерная.

Кстати, они образуют взрывоопасные смеси с воздухом и к тому же ядовиты, поэтому так опасна утечка газа. Эти вещества не имеют запаха, поэтому в них добавляют специальные пахучие вещества – меркаптаны, чтобы мы могли определить утечку газа. Что нужно сделать, если вы почувствовали, что произошла утечка газа? (просмотр видеоролика МЧС). Значит, органические вещества могут приносить не только пользу, но и могут оказаться смертельно опасными. Итак, что нужно делать, если вы обнаружили утечку газа. Спирт, уксусная кислота, бензин являются жидкостями. Сахар, глюкоза и парафин – твердые вещества, но легкоплавкие. Теперь сделаем вывод, какая кристаллическая решетка у рассмотренных органических веществ (Молекулярная).

Что можете сказать о запахе органических веществ? При определении запаха помним о правилах техники безопасности (С запахом и без запаха).

Растворяются ли органические вещества в воде. Давайте рассмотрим растворимость сахара и парафина в воде. Для этого в стаканчики с сахаром и парафином налейте воды и перемешайте стеклянной палочкой полученную смесь. Что получилось? Значит, среди органических веществ встречаются и растворимые, и нерастворимые в воде вещества.

Из химических свойств рассмотрим только горение. Горят ли органические вещества? (Да). Горением мы чаще всего называем взаимодействие веществ с кислородом. А если органическое вещество состоит из углерода и водорода, то каких продуктов горения можно ожидать? (СО2 и Н2О).


Д/з. Закончите запись уравнений химических реакций, расставьте коэффициенты: СН42=; С2Н22=; С2Н5ОН+О2=; С6Н12О62=.


При горении обычно выделяется много тепла, поэтому органические вещества используются в качестве топлива. Машине нужен бензин или газ, для приготовления пищи и для обогрева дома нужен газ. Также дома обогревают с помощью дров, угля и торфяных брикетов.

Рассмотрим значение и применение еще некоторых органических веществ. У первого ряда есть названия веществ, а у второго и третьего ряда есть их применение. Нужно найти пару: вещество – применение (например, этиловый спирт – антисептик в медицине). Начинаем.

Белки, жиры, углеводы – построены организмы. Уксусная кислота – консервирование. Глюкоза – основной поставщик энергии в нашем организме. Нуклеиновые кислоты – хранят и передают наследственную информацию. Древесина – строительство домов, изготовление мебели, получение бумаги. Резина – изготовление игрушек, автомобильных шин. Пластмассы, лекарства, витамины и т.д. Практически нет такой области жизни человека, где бы не применялись органические вещества. В настоящее время известно примерно 100 млн органических веществ, а химики-технологи, ученые продолжают создавать все новые и новые вещества.

Очень часто новые органические вещества создаются из нефти. Нефть – это смесь большого количества в основном органических веществ. Нефть – это поистине богатство нашей страны. Но, с другой стороны, посмотрите на эти ужасные картины. Разлившаяся нефть приводит к экологическим катастрофам. Чтобы предотвратить эти катастрофы, необходимо соблюдать технологию добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов.


4. Рефлексия: А теперь снова вернемся к нашему колесу познания. Выполните то же задание, что и в начале урока, но карандашом или ручкой другого цвета. Что у вас получилось на этот раз? Сможем ли мы на этом колесе отправиться в страну органических веществ? В добрый путь. Тем, кто сдает экзамен по химии в 9 классе, встретится только один вопрос об органических веществах. В 10 классе весь год будет посвящен изучению органических веществ.

Спасибо за работу. Урок окончен.






















Приложения


Колесо познания


Определение



Свойства



Валентность

Вид связи

Диаграмма

Применение

Изомеры

C:\Users\User\Desktop\Безымянный.png

Решетка






















Рабочий лист

Энциклопедия «Академия». Органические соединения, органические веществакласс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов).

Российский энциклопедический словарь. Органическое вещество – в химии то же, что органические соединения (соединения углерода с другими элементами).

Горная энциклопедия. Органическое вещество (a. organic matter; н. organischer Stoff; ф. substance organique, matière organique; и. substancia orgánica) – комплекс соединений, возникших прямо или косвенно из живого вещества или продуктов его жизнедеятельности.


Органические вещества – ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В органических веществах _________________________связь.












Валентность – ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________Валентность НI, OII, CIV.

Структурная формула вещества показывает строение вещества, то есть ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Изомеры – это ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________





Состав природного газа одного из его месторождений: метан – 90 %, этан – 4 %, пропан – 2 %, бутан – 1 %, пентан – 1 %, азот и другие газы – 2 %













Агрегатное состояние органических веществ



_________________ ___________________ ______________


В органических веществах___________________________кристаллическая решетка.


По наличию запаха



__________________ _____________________


По растворимости в воде



_________________ _________________



Д/з

СН42=


С2Н22=


С2Н5ОН+О2=


С6Н12О62=



Карточки для определения органических веществ


NH3

CH4

BaCO3

H2O

C2H4O

C2H6O

Н2СО3

Н2С2О4

Н2SО4

С2Н2

C

CH3COONa




NH3

CH4

BaCO3

H2O

C2H4O

C2H6O

Н2СО3

Н2С2О4

Н2SО4

С2Н2

C

CH3COONa





NH3

CH4

BaCO3

H2O

C2H4O

C2H6O

Н2СО3

Н2С2О4

Н2SО4

С2Н2

C

CH3COONa




NH3

CH4

BaCO3

H2O

C2H4O

C2H6O

Н2СО3

Н2С2О4

Н2SО4

С2Н2

C

CH3COONa




NH3

CH4

BaCO3

H2O

C2H4O

C2H6O

Н2СО3

Н2С2О4

Н2SО4

С2Н2

C

CH3COONa


Игра «Подбери пару»




Белки, жиры, углеводы




Построение организма, питательные вещества




Уксусная кислота




Консервирование



Глюкоза




Основной поставщик энергии в организме




ДНК



Хранит и передает наследственную информацию




Древесина



Строительство домов, изготовление мебели, получение бумаги




Резина



Изготовление игрушек, автомобильных шин



ИвановаЕН.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос