Орфография в рифмовках
Краткое описание
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.
Описание
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа»
Орфография в рифмовках
Печенкина Марина Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа».
Д. Ярино, 2012
Пояснительная записка
Печенкина Марина Витальевна;
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы;
Орфография в рифмовках (форма работы)
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.
Русский язык является основным предметом в школе, знание которого необходимо для овладения основами других дисциплин.
Что же нужно сделать для того, чтобы пробудить у школьников интерес к изучению родного языка, научить грамотно писать, легко запоминать правила и уверенно их применять?
Чтобы вызвать у учащихся интерес к учебному процессу, а затем и поддерживать его в течение многих лет учебы, необходимо чаще в процесс урока вводить яркий и эмоциональный материал, разнообразить виды заданий, подходить к их решению творчески.
Дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки — помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы.[1].
Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.
Эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей — словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.
Многое из того, что я использую в практике, взято из опыта других учителей, проверено на собственном опыте. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д. Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии, морфологии часто вызывают у них затруднения. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д.
Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 2-3 раза хором детьми. После этого рифмовка записывается в тетрадь-подсказку, которая хранится в течение всех лет обучения в школе.
Все рифмовки записываются по разделам, которые изучаются в «Лингвистике».
В работе имеется подборка рифмовок по разделу «Орфография».
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение. (орф.1)
Не чудесно, не прекрасно,
а ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.(орф.4)
Я в сочетание ЧУ-ЩУ
Всегда вставляю букву У,
Но исключения есть тут:
Жюри, брошюра, парашют.(орф.5)
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
-Спи, дочурочка, усни,
Мягкий знак тут не пиши..(орф.9)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова. (орф.10)
Живут на свете, людям помогаю,
Приставки из-, воз-, через-, без-,
Но если вдруг глухой согласный их встречает,
Мы букву З меняем лишь на С.(орф.11)
Гуси, гуси, га-га-г,
Перед Г пишите А(орф.12)
РАСТ- и РАЩ- навсегда
Подружились с буквой А.
Только ОТРАСЛЬ и РОСТОК
Делают все поперек. (орф.13)
Цыган цыкнул. Цыпленок на цыпочки.
Цыц! (орф.15)
Не достает до полки Света,
А там всегда лежат конфеты.
Недостает страничек в книжке-
Давал я зря ее братишке.(орф.21)
Что-то я соединяю
И к чему-то приближаю,
Рядом, близко я стою
И неполно делаю.(орф.29)
Всегда с трудом дается тема “Родительный падеж множественного числа существительного”. Попробуем и ее дать детям в стихах.
В русской сказке Колобок
По траве кататься мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Дети легко запоминают правило и повторяют его по прошествии времени легко и просто.
Простота и легкость рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы позволяют расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Список использованной литературы
1.Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М., Новая школа, 1996.
2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Русский язык/ Аве.-сост.В.В.Волина.
3. https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1836
Орфография в рифмовках
Печенкина Марина Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа».
Д. Ярино, 2012
Пояснительная записка
Печенкина Марина Витальевна;
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы;
Орфография в рифмовках (форма работы)
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.
Русский язык является основным предметом в школе, знание которого необходимо для овладения основами других дисциплин.
Что же нужно сделать для того, чтобы пробудить у школьников интерес к изучению родного языка, научить грамотно писать, легко запоминать правила и уверенно их применять?
Чтобы вызвать у учащихся интерес к учебному процессу, а затем и поддерживать его в течение многих лет учебы, необходимо чаще в процесс урока вводить яркий и эмоциональный материал, разнообразить виды заданий, подходить к их решению творчески.
Дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки — помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы.[1].
Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.
Эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей — словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.
Многое из того, что я использую в практике, взято из опыта других учителей, проверено на собственном опыте. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д. Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии, морфологии часто вызывают у них затруднения. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д.
Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 2-3 раза хором детьми. После этого рифмовка записывается в тетрадь-подсказку, которая хранится в течение всех лет обучения в школе.
Все рифмовки записываются по разделам, которые изучаются в «Лингвистике».
В работе имеется подборка рифмовок по разделу «Орфография».
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение. (орф.1)
Не чудесно, не прекрасно,
а ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.(орф.4)
Я в сочетание ЧУ-ЩУ
Всегда вставляю букву У,
Но исключения есть тут:
Жюри, брошюра, парашют.(орф.5)
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
-Спи, дочурочка, усни,
Мягкий знак тут не пиши..(орф.9)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова. (орф.10)
Живут на свете, людям помогаю,
Приставки из-, воз-, через-, без-,
Но если вдруг глухой согласный их встречает,
Мы букву З меняем лишь на С.(орф.11)
Гуси, гуси, га-га-г,
Перед Г пишите А(орф.12)
РАСТ- и РАЩ- навсегда
Подружились с буквой А.
Только ОТРАСЛЬ и РОСТОК
Делают все поперек. (орф.13)
Цыган цыкнул. Цыпленок на цыпочки.
Цыц! (орф.15)
Не достает до полки Света,
А там всегда лежат конфеты.
Недостает страничек в книжке-
Давал я зря ее братишке.(орф.21)
Что-то я соединяю
И к чему-то приближаю,
Рядом, близко я стою
И неполно делаю.(орф.29)
Всегда с трудом дается тема “Родительный падеж множественного числа существительного”. Попробуем и ее дать детям в стихах.
В русской сказке Колобок
По траве кататься мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Дети легко запоминают правило и повторяют его по прошествии времени легко и просто.
Простота и легкость рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы позволяют расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Список использованной литературы
1.Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М., Новая школа, 1996.
2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Русский язык/ Аве.-сост.В.В.Волина.
3. https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1836
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
7 класс
20 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»