В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок "Искусство России эпохи перестройки и постперестроечного периода" (11 класс)

Урок "Искусство России эпохи перестройки и постперестроечного периода" (11 класс)

Вера Эсаулова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 4826
Краткое описание
Цели данной работы - донести до учащихся информацию о достижениях в области культуры в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период; помочь учащимся сформировать объективное отношение к этому времени и культуре нашей страны; способствовать качественному выбору учащимися сферы своих интересов  через  приобщение к таким произведениям, которые достойны называться искусством, способны будить в человеке лучшие чувства, что и является главной задачей культуры вообще.
Описание
Тема:«Искусство России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период». Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел «Духовная жизнь общества».
Предмет: история России 20 века.
Цели: перспективная — повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства; ближайшая — знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.
В ходе занятия учащиеся смогут: — расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;
  • познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
  • выделить основные принципы современной хореографии;
  • познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.
В результате занятия учащиеся смогут:
  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
  1. Мотивация. 
Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): «О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления». Учащиеся делают вывод о том, что танец — это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.
3.Изучение нового.  3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса. Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их). После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.  Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты: — снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;
  • увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
  • укрепление международных связей в области культуры;
  • обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
Наряду с этими выделяются и отрицательные:
  • коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
  • в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
  • следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия «произведений искусства»;
  • отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
  • постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
  • отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой «чернухи», ничего общего не имеющей с искусством.
Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства — в частности.
3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства). Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):
  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

4. Рефлексия и подведение итогов. В качестве основных направлений могут быть названы: 
  • модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
В качестве особенностей могут быть отмечены: — синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела; 
  • отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
  • использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
  • ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
  • выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
  • резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
  • появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
  • стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
  • острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
  • жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. 
  • в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
  • фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.

Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
  1. Выставление отметок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
._Искусство России.doc Скачать
########Mac OS X        #####	###2### #######R####################################
Искусство России.doc Скачать


Тема: «Искусство России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период».

Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел «Духовная жизнь общества».


Предмет: история России 20 века.


Цели:

перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;

ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.


В ходе занятия учащиеся смогут:

- расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;

  • познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;

  • выделить основные принципы современной хореографии;

  • познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;

  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;

  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;

  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.


Ход занятия.


1. Оргмомент.


  1. Мотивация.

Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): «О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления».

Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.


3.Изучение нового.

3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).

После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.

Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:

- снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;

  • увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;

  • укрепление международных связей в области культуры;

  • обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.

Наряду с этими выделяются и отрицательные:

  • коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;

  • в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);

  • следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия «произведений искусства»;

  • отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;

  • постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;

  • отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой «чернухи», ничего общего не имеющей с искусством.

Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.


3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).

Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);

  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;

  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;

  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.


4. Рефлексия и подведение итогов.

В качестве основных направлений могут быть названы:

  • модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

В качестве особенностей могут быть отмечены:

- синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела;

  • отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;

  • использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;

  • ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;

  • выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;

  • резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;

  • появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);

  • стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.

  • острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;

  • жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.

  • в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;

  • фотография выходит  за рамки  репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.


Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.


  1. Выставление отметок за работу на уроке.


  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.


Искусство России.zip Скачать
Искусство России в к 20 века.ppt.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос