Урок "Искусство России эпохи перестройки и постперестроечного периода" (11 класс)
Предмет: история России 20 века.
Цели: перспективная — повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства; ближайшая — знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.
В ходе занятия учащиеся смогут: — расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;
- познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
- выделить основные принципы современной хореографии;
- познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.
- назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;
- определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
- сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
- определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Мотивация.
3.Изучение нового. 3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса. Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их). После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы. Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты: — снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;
- увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
- укрепление международных связей в области культуры;
- обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
- коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
- в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
- следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия «произведений искусства»;
- отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
- постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
- отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой «чернухи», ничего общего не имеющей с искусством.
3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства). Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):
- назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
- определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
- сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
- определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
4. Рефлексия и подведение итогов. В качестве основных направлений могут быть названы:
- модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
- отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
- использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
- ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
- выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
- резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
- появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
- стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
- острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
- жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
- в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
- фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.
Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
- Выставление отметок за работу на уроке.
- Домашнее задание.
########Mac OS X ##### ###2### #######R####################################
Тема: «Искусство России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период».
Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел «Духовная жизнь общества».
Предмет: история России 20 века.
Цели:
перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;
ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.
В ходе занятия учащиеся смогут:
- расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;
-
познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
-
выделить основные принципы современной хореографии;
-
познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.
В результате занятия учащиеся смогут:
-
назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;
-
определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
-
сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
-
определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
-
Мотивация.
Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): «О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления».
Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.
3.Изучение нового.
3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.
Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).
После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.
Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:
- снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;
-
увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
-
укрепление международных связей в области культуры;
-
обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
Наряду с этими выделяются и отрицательные:
-
коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
-
в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
-
следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия «произведений искусства»;
-
отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
-
постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
-
отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой «чернухи», ничего общего не имеющей с искусством.
Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.
3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).
Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):
-
назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
-
определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
-
сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
-
определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
4. Рефлексия и подведение итогов.
В качестве основных направлений могут быть названы:
-
модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
В качестве особенностей могут быть отмечены:
- синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела;
-
отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
-
использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
-
ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
-
выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
-
резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
-
появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
-
стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
-
острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
-
жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
-
в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
-
фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.
Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
-
Выставление отметок за работу на уроке.
-
Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»