беседа "Несовершеннолетний и УК РФ".
Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
ст-цы Староминской Краснодарского края
Беседа
"Несовершеннолетние
Подготовила: воспитатель
Лях Е. Г.
2009 - 2010 учебный год
Цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:- пропаганда правовых знаний;
- формирование навыков самостоятельного принятия
ответственного решения;
- формирование у воспитанников понимания того, что, совершая
правонарушение или проступок, они не только нарушают закон,
но и причиняют боль другим людям.
Ход мероприятия.
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы Плавать под водой, как рыбы. Нам не хватает только одного Научиться жить, как люди.
Ребята, сегодня у нас с вами предстоит серьёзный разговор, и поговорим мы с вами о тех проблемах, с которыми вам предстоит столкнуться в жизни. И тема нашего воспитательного часа
«Несовершеннолетние и УК РФ».
Но прежде, чем мы начнём наш разговор давайте вспомним, кого мы называем «несовершеннолетними».
«Несовершеннолетний - это человек, не достигший возраста 18 лет».
Каждый из вас, я в этом уверена, мечтает поскорее покинуть стены интернатного учреждения. Вам хочется самим решать свои проблемы, выстроить свою будущую жизнь так, чтобы она была более интересной и захватывающей. Вы все верите, что у вас всё будет хорошо.
Вы уже не дети, но ещё и не взрослые. Поэтому вы шумливы, несдержанны, насмешливы. Вам постоянно хочется утвердить своё «Я»
В мире нет одинаковых людей, поэтому наш мир так интересен. Найти своё место в жизни, своё лицо - главное дело каждого из вас.
Однако многие считают, что приобщение к миру взрослых приходится ждать долго и поэтому стремятся вырваться из плена норм и обязанностей, которыми их окружает мир взрослых, добиться некоторой независимости даже ценой нарушения закона. Чтобы подтвердить свою значимость и уникальность.
Что за мир вокруг меня
Для кого он, для чего?
Есть ли у меня друзья
Или нет ни одного?
Кто я есть, а кто мой друг
И откуда я? Зачем?
Почему земля, как круг Создана была и кем?
«Кто я есть, а кто мой друг, и откуда я, зачем?» - эти вопросы задают многие из вас. И поэтому, выйдя из стен школы, стремятся испробовать всё, почувствовать себя взрослыми. Или, как вы сами говорите, хотите узнать жизнь. И криминальные группы в этом отношении кажутся привлекательными.
Попадая в компанию несовершеннолетних, вы будите, вынуждены подчиниться правилам этой группы, от которых вследствие уж очень трудно отказаться и которые на первый взгляд могут показаться даже привлекательными и «правильными». В большинстве своём подросток не готов отвечать за свои поступки, а просто боится выделиться из группы, стремится быть как все и обычно при совершении преступления не осознаёт, что он совершает. Осознание происходит уже только в тюрьме.
А теперь послушайте что произошло с героем рассказа, который я вам прочитаю ( стр. 131 «Право и политика» 9 класс)
Ещё в своё время Александр Македонский говорил: (плакат)
«ЗАЩИТИТЕ МЕНЯ ОТ ФАЛЬШИВЫХ ДРУЗЕЙ, А ОТ ЯВНЫХ ВРАГОВ Я И САМ СУМЕЮ СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ»
Что же приводит несовершеннолетних на путь нарушения закона? Как вы думаете?
-
Плохие друзья
-
Нежелание трудиться.
-
Недисциплинированность
-
Неуважение к людям
Правильно, ребята, нередко процесс становления на дорогу преступления начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелание выполнять простые обязанности учащихся, такие как: уважать взрослых, товарищей, добросовестно относиться к учёбе, не нарушать распорядок школьной жизни.
Когда человек не хочет учиться, познавать новое, он становится неинтересным, с ним неинтересно общаться и тогда такой ученик ищет товарищей среди таких же, как он сам: отстающих и недисциплинированных учеников. И чтобы самоутвердиться совершают какую-нибудь глупость, за которую суд отправляет за колючую проволоку, т.е. преступление.
« Преступление» - это запрещённое уголовным законом действие, которое
причиняет серьёзный вред человеку, обществу, государству»
Несовершеннолетние совершают многие из тех преступлений, которые предусмотрены УК, вплоть до самых тяжких.
(чтение «Граждановедения» стр. 129)
В наше время особенно популярны среди подростков такие преступления, как хулиганство, различного вида кражи, нанесение телесных повреждений.
И многие подростки, только оказавшись в камере следственного изолятора, осознают, что они совершили именно преступление и должны понести за это наказание. А им казалось, что они просто дрались, выясняли отношения, наказали наглеца. Или «шалили», вскрывая ларёк, отнимая деньги, ломая двери соседского сарая, залезая в чужой дом.
Запомните: уголовной ответственности подлежит лицо, которому исполнилось 16 лет за все виды преступления, обозначенных в УК РФ. Но за строго определённый ряд преступлений уголовная ответственность начинается с 14 лет. Это серьёзные преступления, такие, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, кража, разбой, вымогательство.
Познакомимся с некоторыми из статей УК (дети читаю статьи УК).
Эти статьи дают нам понять, что за преступное деяние любой должен нести наказание.
А теперь я предлагаю посмотреть вам отрывок из любимого вами фильма « Кадеты»
( просмотр фильма)
Как вы думаете, какое преступление совершили ребята, и по какой статье их будут судить? А вот истории ребят, ваших сверстников, учеников нашей школы. Федя Примоченко отсидел в колонии для несовершеннолетних 1 год за кражу велосипеда. Лёне Сидинину повезло больше, чем Феде, он также был осуждён за кражу чужого имущества, но условно, т.к за него поручился мастер. А ведь если бы мастер не поручился за Лёню, он так же был бы осуждён и отбывал бы свой срок в заключении.
Из этого вы должны сделать вывод: никому не дано право попирать закон и общественный порядок. Кража всегда остаётся кражей, убийство никогда не перестаёт быть убийством.
« МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАБАМИ ЗАКОН, ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ»
Ребята, вы знаете, что с 1 августа 2008 года в силу вступил закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае. В основных статьях этого закона сказано, что запрещено лицам, не достигшим совершеннолетия находиться в общественных местах без сопровождения взрослых
до 7 лет — круглосуточно
от 7 до 14 лет - с 21.00 до 6.00 часов,
от 14 - 18 лет - с 22.00 до 6.00 часов.
Цель настоящего закона - защитить твою жизнь и здоровье, предостеречь от необдуманных поступков, оградить от плохой компании, от преступной среды.
А сейчас, ребята, я задам вам несколько вопросов и постарайтесь сами себе честно ответить на них, не нам, здесь присутствующим, а каждый самому себе, только честно...
-
Взял (т.е. украл) бы я импортный плеер у другого ученика, если бы знал точно, что не попадусь?
-
Если бы у меня возможность отомстить обидчикам при помощи кулаков, сделал бы я это или нет?
-
Если бы я нашёл крупную сумму денег, то скрыл бы это от всех?
-
Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
Мы договорись, что каждый себе отвечает честно. Так вот, если на все или большинство вопросов вы ответили «да», то советую вам всерьёз задуматься о жизни. Дело в том, что многие будущие правонарушители именно так и отвечали.
Когда же в следственном изоляторе спрашивали, что привело их на скамью подсудимых они говорили: нас об этом в детстве не спрашивали и мы не задумывались.
Вот я и спрашиваю, а вы задумайтесь. Любой из нас совершал поступки, о которых потом приходилось жалеть. Каждый думал: « Что я наделал?» Беда, если человек, не слушая предупреждений, перебегает дорогу в запрещённом месте и несколько месяцев проводит в гипсе. В конце концов гипс снимут. Кости срастутся. Хуже, когда совершаю то, о чём жалеют всю жизнь. А есть поступки, за которые платят не только свободой, но и жизнью.
Говорят, что воля и характер управляют поведением человека. И каждый может развить в себе эти качества. Для этого нужно желание и стремление постоянно узнавать самого себя и работать над собой.
Итак, воля и характер не дают человеку стать на путь преступления. Какие же ещё качества личности необходимо иметь, чтобы не стать на путь преступлений. Ребята, перед вами алфавит, и я прошу вас подумать и на каждую букву назвать только те качества человека, которые будут отделять его от скамьи подсудимых. Отвечаем по очереди.
Активный
Любознательный
Хозяйственный
Бережливый
Мудрый
Целеустремлённый
Воспитанный
Надёжный
Честный
Грамотный
Обаятельный
Широкой
души
Добрый
Правдивый
Щедрый
Единственный
Радостный
Энергичный
Жизнерадостный
Способный
Юморной
Заботливый
Талантливый
Яркий
Интересный
Упорный
Крутой
Фантазёр
Ребята! Только слабый человек совершает преступления, сильному и счастливому они не нужны.
Мы с вами коснулись темы преступлений и наказаний. Вы теперь знаете, что вслед за преступлением обязательно придёт наказание. Каждый решает самостоятельно - становиться ему преступником или нет. Человек должен нести наказание за любой преступный поступок. И пока вы находитесь здесь в школе, вы должны научиться (плакат)
-
Отвечать за свои собственные дела и поступки.
-
Обретать друзей, вливаться и жить в коллективе.
-
Самостоятельно принимать решения, формировать собственное мнение, уметь его высказывать и отстаивать.
-
Видеть, чувствовать и понимать другого человека, уважать его права.
Как по лезвию бритвы -
По краю судьбы.
Оступиться, упасть
И уже не подняться.
Не помогут тогда никакие мольбы.
Слишком силы малы,
Чтоб за жизнь удержаться.
Мы родились для того, чтобы жить Может не стоит зло нам творить
Есть кроме «да» и получше ответ,
Скажем мы все преступлениям - нет!
Ребята, в заключение я хочу вам сказать, что мир вокруг нас полон людей, очень непохожих друг на друга. Каждый - индивидуальность. Но все вместе мы - человечество, которое не может жить без определённых правил. Человек несёт ответственность за мир, в котором он живёт, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков.
Литература
1.УК РФ.
2. Журнал «Справочник классного руководителя» №1, 2011г.
3. Учебник «Граждановедение»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»