В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по произведению Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин» (отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение»)

Урок по произведению Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин» (отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение»)

Оксана Дорожкина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 12473
Краткое описание
Дидактическая цель учителя:  - совершенствование  умения в работе с  текстом,
                                                        - выработка качеств чтения - выразительности,
                                                          беглости, правильности, осознанности.
Цель учащихся:  - развитие  импрессивной и экспрессивной сторон речи
                                 (понимание и воспроизведение речи).
Описание

Дорожкина Оксана Андреевна учитель русского языка и литературы.
Высшая квалификационная категория.
КГКСКОУ Спасская КШИ VIIIвида.
вида.
Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители

И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.

Литература — 6 класс
Нетрадиционная форма: «Устный журнал».
Тема урока:Рассказ «Великодушный русский воин». По Е. Холмогоровой. Отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение».Классический тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.Дидактическая цель учителя: — совершенствование умения в работе с текстом,— выработка качеств чтения — выразительности, беглости, правильности, осознанности.Цель учащихся: — развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи(понимание и воспроизведение речи).Задачи урока:
Образовательная: — познакомить с новым произведением и провести его анализ;— рассказать о герое рассказа и о событиях 1812 года;Развивающая: — формировать диалог речи;— развивать связную речь;— познавательный интерес.Воспитательная: — воспитывать любовь к Отечеству;— уважение к героям войн.Коррекционная задача: — развивать слуховое и зрительное восприятие,мыслительную деятельность.I. Организационный момент.
. Организационный момент.
(Приветствие учащихся и гостей).
— Урок проведём в форме «Устного журнала».
II. Артикуляционная разминкаработа по слоговой таблице:Рисунок 1.
работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
. Артикуляционная разминкаработа по слоговой таблице:Рисунок 1.
— чтение слогов по горизонтали; (на доске)
— чтение слогов по вертикали.
на
на
сня
ня
сна
ня
сна
сня
на


Слоговая таблица
Дыхательная гимнастика:— Сделали глубокий вдох и выдох — 2 раза.III. Целеполагание.
. Целеполагание.
— Мы на уроках сейчас изучаем интересные темы — об истории нашей страны, о её героях прошлого. Сегодня познакомимся с героем Отечественной войны 1812 года, я вам немного расскажу о тех далёких военных событиях и прочитаем отрывки рассказа Елены Холмогоровой «Великодушный русский воин» — это тема урока.
— У меня есть книга, где этот рассказ написан полностью, но цель нашего урока — знакомство с двумя отрывками рассказа; развитие беглости, правильности, выразительности при чтении рассказа.

IV. Проверка домашнего задания.
. Проверка домашнего задания.
— Мы не будем сейчас проводить работу над рассказом «О русском подвиге», который вам был задан на дом, только ответьте на несколько вопросов:1) — Скажите, о каком русском полководце рассказывалось в первом отрывке рассказа? (Говорилось о Суворове). 2) — Как вы понимаете слова Александра Васильевича Суворова: «Героем не рождаются, героем становятся». 3) — О каком русском полководце рассказывалось во втором отрывке рассказа? (Говорилось о Кутузове 4) — Кем был Михаил Илларионович Кутузов? (Полководец, главнокомандующий в войне с французами).
— Вот они Светочи, герои Отечества — люди, которые не жалели себя, чтобы Россия жила и процветала!

V. Знакомство с новым произведением.
. Знакомство с новым произведением.
1) — О каком же герое мы будем читать сегодня?Задание «Расшифровка»: в ряде букв, найдите и прочитайте фамилию героя рассказа.ПСВОЬРАЕВСКИЙМЧЪЮК
(карточка — на доске) — открываю

— Зашифрована фамилия — Раевский.

— Правильно. — Мы будем читать о Николае Николаевиче Раевском.

— Открыли учебники на стр. 65
2) — Итак, мы открываем и читаем «Устный журнал» (Приложение №1)


— Писательница Елена Сергеевна Холмогоровародилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами. (Приложение №2)родилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами. (Приложение №2)— Как вы понимаете слово великодушный ?(Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек)
— С детства мальчик Коля мечтал быть похожим на храброго генерала русской армии Суворова. Николай представлял его грозным великаном. Он очень переживал, что сам был маленький и худой. Когда Раевский встретился с Суворовым, то очень удивился, что тот был невысокого роста и худой. Раевский понял, что воина делает богатырём не его внешность, а постоянная тренировка тела, ума и воли. Когда началась война с Наполеоном, Николай Николаевич Раевский уже был генералом. Это был храбрый, смелый, умный офицер, который не боялся рисковать своей жизнью. Раевский всегда вместе с солдатами сражался в самой гуще боя. Однажды он был сильно ранен, но собрал все силы и закончил бой. Он был верным защитником России и героем. (Приложение №3)
3) Чтение отрывка «Серебряный лебедь».
— Итак, — читаем «цепочкой». — Слова незнакомые, которые встретились в этом отрывке прочитайте и объясните.


Герб -отличительный знак.
отличительный знак.
отличительный знак.
отличительный знак.
отличительный знак.
Камин -печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.

— Так выглядел герб Раевских — «Серебряный лебедь». Раевские были люди небедные, поэтому и у них были свои отличительные знаки. (Приложение №4)

— Сейчас вы прочитаете этот отрывок самостоятельно: «жужжащее» чтение. Ответы на вопросы.

— 2012 год объявлен президентом России годом истории нашей страны, потому что в этом году были юбилеи важных событий прошлого нашей страны.В сентябре месяце наша страна отмечала 200 лет Отечественной войне 1812 года. (Приложение №5)

— Наполеон во главе французской армии решил завоевать Россию. 24 июня 1812 года французы пересекли реку Неман и были на территории Российского государства. Наполеон думал, что через несколько месяцев Россия будет «у его ног». — Но он сильно ошибался, ведь на борьбу с врагом поднялся весь русский народ: и русская армия, и дворяне, и простые люди — все ненавидели французов. Поэтому эту войну назвали Отечественной (народной). Люди сжигали и свои дома, и свой хлеб в амбарах, чтобы только ничего не досталось французской армии. Так же была и сожжена Москва русскими людьми, хотя Наполеон надеялся, что ему жители Москвы вручат «ключи от города». (Приложение №6)
— С давних времён русские воины всегда были храбрыми, смелыми, мужественными, поэтому и смогли победить и французскую армию, которая с позором бежала в декабре 1812 года из России. (Приложение №7)
— Во главе русской армии, как мы уже говорили стоял — полководец, русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. В этой войне участвовало много великих генералов, простых солдат русской армии, которые не жалели своих жизней, ради будущего России. — Мы — потомки той далёкой войнывсегда должны помнить и чтить героев 1812 года! (Приложение №8)

Гимнастика для глаз
Упражнение «Стрельба глазами» — «зажмуривая» глаза — стреляем вперёд,вправо, влево, вверх. (2 раза)

Упражнение «Ладошки» — потрите ладони до тепла и прикройте ими глаза. Подержали. Открыли глаза. (2 раза)
— Вдох, выдох. (2 раза)

5)— Продолжаем работу.— Продолжаем работу.— Николай Раевский — герой Отечественной войны — «Светоч России».Чтение отрывка«Боевое крещение».стр. 66 — «комбинированное» чтение.
— Как понимаете слова?Манёвр -ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
— Что значит Хладнокровие — спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
«Жужжащее» чтение с увеличением скорости Ответы на вопросы.
— Так какими чертами характера обладал Николай Раевский? (Он был хладнокровный, сообразительный, смелый, великодушный).

— Вот такие награды вручали героям войны 1812 года. У Раевского был орден Святого Георгия. (Приложение №9)— Во многих городах нашей страны есть памятники героям Отечественной войны 1812 года.

— Этот памятник находится в г. Смоленске. (Приложение №10)

6) Работа с пословицами. (пословицы — на доске)Задание:
«Прочитайте пословицы и выберите пословицу, которая подходит к теме урока».
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Смелость города берёт. +
+
— Дело мастера боится.

— Объясните вторую пословицу….
— Правильно. Смелые русские воины сражались с французской армией в Отечественной войне 1812 года. Мы сегодня говорили о некоторых из них.
VI. Рефлексия.

Урок подходит к концу. Оценки.


— У вас на партах лежат звёздочки. — Оцените себя, свою работу: если вы считаете, что на уроке работали хорошо, читали хорошо, у вас всё получилось — покажите большую звездочку, если у вас не всё получилось, вы немного недовольны собой — покажите маленькую звёздочку. — Спасибо. Урок окончен.
Литература:
1)Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.
2) Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы/ Сост. Э. Померанцевой;
М. Дет. Лит.
3) Отечественная война 1812 года

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1812_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложение к уроку.docx Скачать

Приложение №1















«УСТНЫЙ ЖУРНАЛ»













Приложение №2





http://lib.rus.ec/sites/default/files/Elena_Holmogorova.jpg



Холмогорова Елена Сергеевнаhttp://magazines.russ.ru/pictures/magazine/znamia/holm/holm1.jpg











http://magazines.russ.ru/znamia/red/holm.html





Холмогорова Е. Великодушный русский воин











http://magazines.russ.ru/znamia/red/holm/voin.html

Приложение №3



Rajevskij N N.jpg

Раевский Николай Николаевич (1771 - 1829)







http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rajevskij_N_N.jpg?uselang=ru

Приложение №4









http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/ac/Raevsky_v3_p55.gif/180px-Raevsky_v3_p55.gif

Герб семьи Раевских











http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Raevsky_v3_p55.gif?uselang=ru

Приложение №5









http://4.bp.blogspot.com/-2rCMZ4O_GQk/T3xbPg-41jI/AAAAAAAABpE/5SCSCPb-OU8/s320/200.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-2rCMZ4O_GQk/T3xbPg-41jI/AAAAAAAABpE/5SCSCPb-OU8/s1600/200.jpg

















http://sch2mail7.blogspot.ru/p/1812.html

Приложение №6







C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\Мои рисунки\1812\9 слайд.jpg















http://festival.1september.ru/articles/212392/

Приложение №7









C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\Мои рисунки\1812\12 слайд.jpg

Французская армия













http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:French_retreat_in_1812_by_Pryanishnikov.jpg&filetimestamp=20110912014054&uselang=ru

Приложение №8








http://www.aptangarsk.ru/images/ot2.jpg















http://www.aptangarsk.ru/OT.html

Приложение №9



http://cartalana.s3-website-us-east-1.amazonaws.com/Znaki/009.jpg







http://www.cartalana.ru/znaki-05.php

Приложение №10









Памятник героям Отечественной войны 1812 года

г. Смоленск











http://www.sunhome.ru/foto/pamyatnik-geroyam-otechestvennoi-voini-1812-goda.html

Урок - отправлять.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Дорожкина Оксана Андреевна учитель русского языка и литературы.

Высшая квалификационная категория.

КГКСКОУ Спасская КШИ VIII вида.

Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители

И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.



Литература - 6 класс

Нетрадиционная форма: «Устный журнал».

Тема урока: Рассказ «Великодушный русский воин». По Е. Холмогоровой.

Отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение».

Классический тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель учителя: - совершенствование умения в работе с текстом,

- выработка качеств чтения - выразительности,

беглости, правильности, осознанности.

Цель учащихся: - развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи

(понимание и воспроизведение речи).

Задачи урока:

Образовательная: - познакомить с новым произведением и провести его анализ;

- рассказать о герое рассказа и о событиях 1812 года;

Развивающая: - формировать диалог речи;

- развивать связную речь;

- познавательный интерес.

Воспитательная: - воспитывать любовь к Отечеству;

- уважение к героям войн.

Коррекционная задача: - развивать слуховое и зрительное восприятие,

мыслительную деятельность.

I. Организационный момент.

(Приветствие учащихся и гостей).

- Урок проведём в форме «Устного журнала».

II. Артикуляционная разминка - работа по слоговой таблице: Рисунок 1.

- чтение слогов по горизонтали; (на доске)

- чтение слогов по вертикали.

на

на

сня

ня

сна

ня

сна

сня

на

Слоговая таблица


Дыхательная гимнастика:

- Сделали глубокий вдох и выдох - 2 раза.

III. Целеполагание.

- Мы на уроках сейчас изучаем интересные темы - об истории нашей страны, о её героях прошлого. Сегодня познакомимся с героем Отечественной войны 1812 года, я вам немного расскажу о тех далёких военных событиях и прочитаем отрывки рассказа Елены Холмогоровой «Великодушный русский воин» - это тема урока.

- У меня есть книга, где этот рассказ написан полностью, но цель нашего урока - знакомство с двумя отрывками рассказа; развитие беглости, правильности, выразительности при чтении рассказа.


IV. Проверка домашнего задания.

- Мы не будем сейчас проводить работу над рассказом «О русском подвиге», который вам был задан на дом, только ответьте на несколько вопросов:

1) - Скажите, о каком русском полководце рассказывалось в первом отрывке рассказа? (Говорилось о Суворове).

2) - Как вы понимаете слова Александра Васильевича Суворова: «Героем не рождаются, героем становятся».

3) - О каком русском полководце рассказывалось во втором отрывке рассказа?

(Говорилось о Кутузове

4) - Кем был Михаил Илларионович Кутузов? (Полководец, главнокомандующий в войне с французами).

- Вот они Светочи, герои Отечества - люди, которые не жалели себя, чтобы Россия жила и процветала!


V. Знакомство с новым произведением.

1) - О каком же герое мы будем читать сегодня?

Задание «Расшифровка»: в ряде букв, найдите и прочитайте фамилию героя рассказа.

ПСВОЬРАЕВСКИЙМЧЪЮК

(карточка - на доске) - открываю

- Зашифрована фамилия - Раевский.

- Правильно. - Мы будем читать о Николае Николаевиче Раевском.

- Открыли учебники на стр. 65


2) - Итак, мы открываем и читаем «Устный журнал» (Приложение №1)


- Писательница Елена Сергеевна Холмогорова родилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами. (Приложение №2)

- Как вы понимаете слово великодушный ? (Очень добрый, отзывчивый человек)


- С детства мальчик Коля мечтал быть похожим на храброго генерала русской армии Суворова. Николай представлял его грозным великаном. Он очень переживал, что сам был маленький и худой. Когда Раевский встретился с Суворовым, то очень удивился, что тот был невысокого роста и худой. Раевский понял, что воина делает богатырём не его внешность, а постоянная тренировка тела, ума и воли. Когда началась война с Наполеоном, Николай Николаевич Раевский уже был генералом.

Это был храбрый, смелый, умный офицер, который не боялся рисковать своей жизнью. Раевский всегда вместе с солдатами сражался в самой гуще боя. Однажды он был сильно ранен, но собрал все силы и закончил бой. Он был верным защитником России и героем. (Приложение №3)


3) Чтение отрывка «Серебряный лебедь».

- Итак, - читаем «цепочкой».

- Слова незнакомые, которые встретились в этом отрывке прочитайте и объясните.

Герб - отличительный знак.

Камин - печь с широкой открытой топкой.


- Так выглядел герб Раевских - «Серебряный лебедь». Раевские были люди небедные, поэтому и у них были свои отличительные знаки. (Приложение №4)


- Сейчас вы прочитаете этот отрывок самостоятельно: «жужжащее» чтение.

Ответы на вопросы.


- 2012 год объявлен президентом России годом истории нашей страны, потому что в этом году были юбилеи важных событий прошлого нашей страны.

В сентябре месяце наша страна отмечала 200 лет Отечественной войне 1812 года. (Приложение №5)


- Наполеон во главе французской армии решил завоевать Россию. 24 июня 1812 года французы пересекли реку Неман и были на территории Российского государства. Наполеон думал, что через несколько месяцев Россия будет «у его ног».

- Но он сильно ошибался, ведь на борьбу с врагом поднялся весь русский народ: и русская армия, и дворяне, и простые люди - все ненавидели французов. Поэтому эту войну назвали Отечественной (народной). Люди сжигали и свои дома, и свой хлеб в амбарах, чтобы только ничего не досталось французской армии. Так же была и сожжена Москва русскими людьми, хотя Наполеон надеялся, что ему жители Москвы вручат «ключи от города». (Приложение №6)


- С давних времён русские воины всегда были храбрыми, смелыми, мужественными, поэтому и смогли победить и французскую армию, которая с позором бежала в декабре 1812 года из России. (Приложение №7)


- Во главе русской армии, как мы уже говорили стоял - полководец, русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. В этой войне участвовало много великих генералов, простых солдат русской армии, которые не жалели своих жизней, ради будущего России.

- Мы - потомки той далёкой войны всегда должны помнить и чтить героев 1812 года! (Приложение №8)

Гимнастика для глаз

Упражнение «Стрельба глазами» - «зажмуривая» глаза - стреляем вперёд, вправо, влево, вверх. (2 раза)

Упражнение «Ладошки» - потрите ладони до тепла и прикройте ими глаза. Подержали. Открыли глаза. (2 раза)

- Вдох, выдох. (2 раза)


5) - Продолжаем работу.

- Николай Раевский - герой Отечественной войны - «Светоч России».

Чтение отрывка «Боевое крещение». стр. 66 - «комбинированное» чтение.

- Как понимаете слова?

Манёвр - ловкие, правильные действия в бою.

- Что значит Хладнокровие - спокойствие, выдержка в поведении.

«Жужжащее» чтение с увеличением скорости

Ответы на вопросы.

- Так какими чертами характера обладал Николай Раевский? (Он был хладнокровный, сообразительный, смелый, великодушный).


- Вот такие награды вручали героям войны 1812 года. У Раевского был орден Святого Георгия. (Приложение №9)

- Во многих городах нашей страны есть памятники героям Отечественной войны 1812 года.

- Этот памятник находится в г. Смоленске. (Приложение №10)


6) Работа с пословицами. (пословицы - на доске)

Задание:

«Прочитайте пословицы и выберите пословицу, которая подходит к теме урока».

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Смелость города берёт. +

- Дело мастера боится.


- Объясните вторую пословицу….

- Правильно. Смелые русские воины сражались с французской армией в Отечественной войне 1812 года. Мы сегодня говорили о некоторых из них.


VI. Рефлексия.

- Урок подходит к концу. Оценки.


- У вас на партах лежат звёздочки. - Оцените себя, свою работу: если вы считаете, что на уроке работали хорошо, читали хорошо, у вас всё получилось - покажите большую звездочку, если у вас не всё получилось, вы немного недовольны собой - покажите маленькую звёздочку.

- Спасибо. Урок окончен.



Литература:

1) Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.


2) Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы/ Сост. Э. Померанцевой;

М. Дет. Лит.


3) Отечественная война 1812 года

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1812_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос