Урок по произведению Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин» (отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение»)
- выработка качеств чтения - выразительности,
беглости, правильности, осознанности.
Цель учащихся: - развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи
(понимание и воспроизведение речи).
Дорожкина Оксана Андреевна учитель русского языка и литературы.
Высшая квалификационная категория.
КГКСКОУ Спасская КШИ VIIIвида.
вида.
Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители
И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.
Литература — 6 класс
Нетрадиционная форма: «Устный журнал».
Тема урока:Рассказ «Великодушный русский воин». По Е. Холмогоровой. Отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение».Классический тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.Дидактическая цель учителя: — совершенствование умения в работе с текстом,— выработка качеств чтения — выразительности, беглости, правильности, осознанности.Цель учащихся: — развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи(понимание и воспроизведение речи).Задачи урока:
Образовательная: — познакомить с новым произведением и провести его анализ;— рассказать о герое рассказа и о событиях 1812 года;Развивающая: — формировать диалог речи;— развивать связную речь;— познавательный интерес.Воспитательная: — воспитывать любовь к Отечеству;— уважение к героям войн.Коррекционная задача: — развивать слуховое и зрительное восприятие,мыслительную деятельность.I. Организационный момент.
. Организационный момент.
(Приветствие учащихся и гостей).
— Урок проведём в форме «Устного журнала».
II. Артикуляционная разминка— работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
— работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
— работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
— работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
. Артикуляционная разминка— работа по слоговой таблице:Рисунок 1.
— чтение слогов по горизонтали; (на доске)
— чтение слогов по вертикали.
на | на | сня |
ня | сна | ня |
сна | сня | на |
Слоговая таблица
Дыхательная гимнастика:— Сделали глубокий вдох и выдох — 2 раза.III. Целеполагание.
. Целеполагание.
— Мы на уроках сейчас изучаем интересные темы — об истории нашей страны, о её героях прошлого. Сегодня познакомимся с героем Отечественной войны 1812 года, я вам немного расскажу о тех далёких военных событиях и прочитаем отрывки рассказа Елены Холмогоровой «Великодушный русский воин» — это тема урока.
— У меня есть книга, где этот рассказ написан полностью, но цель нашего урока — знакомство с двумя отрывками рассказа; развитие беглости, правильности, выразительности при чтении рассказа.
IV. Проверка домашнего задания.
. Проверка домашнего задания.
— Мы не будем сейчас проводить работу над рассказом «О русском подвиге», который вам был задан на дом, только ответьте на несколько вопросов:1) — Скажите, о каком русском полководце рассказывалось в первом отрывке рассказа? (Говорилось о Суворове). 2) — Как вы понимаете слова Александра Васильевича Суворова: «Героем не рождаются, героем становятся». 3) — О каком русском полководце рассказывалось во втором отрывке рассказа? (Говорилось о Кутузове 4) — Кем был Михаил Илларионович Кутузов? (Полководец, главнокомандующий в войне с французами).
— Вот они Светочи, герои Отечества — люди, которые не жалели себя, чтобы Россия жила и процветала!
V. Знакомство с новым произведением.
. Знакомство с новым произведением.
1) — О каком же герое мы будем читать сегодня?Задание «Расшифровка»: в ряде букв, найдите и прочитайте фамилию героя рассказа.ПСВОЬРАЕВСКИЙМЧЪЮК
(карточка — на доске) — открываю
— Зашифрована фамилия — Раевский.
— Правильно. — Мы будем читать о Николае Николаевиче Раевском.
— Открыли учебники на стр. 65
2) — Итак, мы открываем и читаем «Устный журнал» (Приложение №1)
— Писательница Елена Сергеевна Холмогоровародилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами. (Приложение №2)родилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами. (Приложение №2)— Как вы понимаете слово великодушный ?(Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек) (Очень добрый, отзывчивый человек)
— С детства мальчик Коля мечтал быть похожим на храброго генерала русской армии Суворова. Николай представлял его грозным великаном. Он очень переживал, что сам был маленький и худой. Когда Раевский встретился с Суворовым, то очень удивился, что тот был невысокого роста и худой. Раевский понял, что воина делает богатырём не его внешность, а постоянная тренировка тела, ума и воли. Когда началась война с Наполеоном, Николай Николаевич Раевский уже был генералом. Это был храбрый, смелый, умный офицер, который не боялся рисковать своей жизнью. Раевский всегда вместе с солдатами сражался в самой гуще боя. Однажды он был сильно ранен, но собрал все силы и закончил бой. Он был верным защитником России и героем. (Приложение №3)
3) Чтение отрывка «Серебряный лебедь».
— Итак, — читаем «цепочкой». — Слова незнакомые, которые встретились в этом отрывке прочитайте и объясните.
Герб -отличительный знак.
отличительный знак.
отличительный знак.
отличительный знак.
отличительный знак.
Камин -печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
печь с широкой открытой топкой.
— Так выглядел герб Раевских — «Серебряный лебедь». Раевские были люди небедные, поэтому и у них были свои отличительные знаки. (Приложение №4)
— Сейчас вы прочитаете этот отрывок самостоятельно: «жужжащее» чтение. Ответы на вопросы.
— 2012 год объявлен президентом России годом истории нашей страны, потому что в этом году были юбилеи важных событий прошлого нашей страны.В сентябре месяце наша страна отмечала 200 лет Отечественной войне 1812 года. (Приложение №5)
— Наполеон во главе французской армии решил завоевать Россию. 24 июня 1812 года французы пересекли реку Неман и были на территории Российского государства. Наполеон думал, что через несколько месяцев Россия будет «у его ног». — Но он сильно ошибался, ведь на борьбу с врагом поднялся весь русский народ: и русская армия, и дворяне, и простые люди — все ненавидели французов. Поэтому эту войну назвали Отечественной (народной). Люди сжигали и свои дома, и свой хлеб в амбарах, чтобы только ничего не досталось французской армии. Так же была и сожжена Москва русскими людьми, хотя Наполеон надеялся, что ему жители Москвы вручат «ключи от города». (Приложение №6)
— С давних времён русские воины всегда были храбрыми, смелыми, мужественными, поэтому и смогли победить и французскую армию, которая с позором бежала в декабре 1812 года из России. (Приложение №7)
— Во главе русской армии, как мы уже говорили стоял — полководец, русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. В этой войне участвовало много великих генералов, простых солдат русской армии, которые не жалели своих жизней, ради будущего России. — Мы — потомки той далёкой войнывсегда должны помнить и чтить героев 1812 года! (Приложение №8)
Гимнастика для глаз
Упражнение «Стрельба глазами» — «зажмуривая» глаза — стреляем вперёд,вправо, влево, вверх. (2 раза)
Упражнение «Ладошки» — потрите ладони до тепла и прикройте ими глаза. Подержали. Открыли глаза. (2 раза)
— Вдох, выдох. (2 раза)
5)— Продолжаем работу.— Продолжаем работу.— Николай Раевский — герой Отечественной войны — «Светоч России».Чтение отрывка«Боевое крещение».стр. 66 — «комбинированное» чтение.
— Как понимаете слова?Манёвр -ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
ловкие, правильные действия в бою.
— Что значит Хладнокровие — спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
— спокойствие, выдержка в поведении.
«Жужжащее» чтение с увеличением скорости Ответы на вопросы.
— Так какими чертами характера обладал Николай Раевский? (Он был хладнокровный, сообразительный, смелый, великодушный).
— Вот такие награды вручали героям войны 1812 года. У Раевского был орден Святого Георгия. (Приложение №9)— Во многих городах нашей страны есть памятники героям Отечественной войны 1812 года.
— Этот памятник находится в г. Смоленске. (Приложение №10)
6) Работа с пословицами. (пословицы — на доске)Задание:
«Прочитайте пословицы и выберите пословицу, которая подходит к теме урока».
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Смелость города берёт. +
+
— Дело мастера боится.
— Объясните вторую пословицу….
— Правильно. Смелые русские воины сражались с французской армией в Отечественной войне 1812 года. Мы сегодня говорили о некоторых из них.
VI. Рефлексия.
— Урок подходит к концу. Оценки.
— У вас на партах лежат звёздочки. — Оцените себя, свою работу: если вы считаете, что на уроке работали хорошо, читали хорошо, у вас всё получилось — покажите большую звездочку, если у вас не всё получилось, вы немного недовольны собой — покажите маленькую звёздочку. — Спасибо. Урок окончен.
Литература:
1)Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.
2) Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы/ Сост. Э. Померанцевой;
М. Дет. Лит.
3) Отечественная война 1812 года
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1812_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Приложение №1
«УСТНЫЙ ЖУРНАЛ»
Приложение №2
Холмогорова Елена Сергеевна
http://magazines.russ.ru/znamia/red/holm.html
http://magazines.russ.ru/znamia/red/holm/voin.html
Приложение №3
Раевский Николай Николаевич (1771 - 1829)
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rajevskij_N_N.jpg?uselang=ru
Приложение №4
Герб семьи Раевских
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Raevsky_v3_p55.gif?uselang=ru
Приложение №5
http://sch2mail7.blogspot.ru/p/1812.html
Приложение №6
http://festival.1september.ru/articles/212392/
Приложение №7
Французская армия
Приложение №8
http://www.aptangarsk.ru/OT.html
Приложение №9
http://www.cartalana.ru/znaki-05.php
Приложение №10
г. Смоленск
http://www.sunhome.ru/foto/pamyatnik-geroyam-otechestvennoi-voini-1812-goda.html
Дорожкина Оксана Андреевна учитель русского языка и литературы.
Высшая квалификационная категория.
КГКСКОУ Спасская КШИ VIII вида.
Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители
И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.
Литература - 6 класс
Нетрадиционная форма: «Устный журнал».
Тема урока: Рассказ «Великодушный русский воин». По Е. Холмогоровой.
Отрывки «Серебряный лебедь», «Боевое крещение».
Классический тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель учителя: - совершенствование умения в работе с текстом,
- выработка качеств чтения - выразительности,
беглости, правильности, осознанности.
Цель учащихся: - развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи
(понимание и воспроизведение речи).
Задачи урока:
Образовательная: - познакомить с новым произведением и провести его анализ;
- рассказать о герое рассказа и о событиях 1812 года;
Развивающая: - формировать диалог речи;
- развивать связную речь;
- познавательный интерес.
Воспитательная: - воспитывать любовь к Отечеству;
- уважение к героям войн.
Коррекционная задача: - развивать слуховое и зрительное восприятие,
мыслительную деятельность.
I. Организационный момент.
(Приветствие учащихся и гостей).
- Урок проведём в форме «Устного журнала».
II. Артикуляционная разминка - работа по слоговой таблице: Рисунок 1.
- чтение слогов по горизонтали; (на доске)
- чтение слогов по вертикали.
на |
сня |
|
ня |
сна |
ня |
сна |
сня |
на |
Слоговая таблица
Дыхательная гимнастика:
- Сделали глубокий вдох и выдох - 2 раза.
III. Целеполагание.
- Мы на уроках сейчас изучаем интересные темы - об истории нашей страны, о её героях прошлого. Сегодня познакомимся с героем Отечественной войны 1812 года, я вам немного расскажу о тех далёких военных событиях и прочитаем отрывки рассказа Елены Холмогоровой «Великодушный русский воин» - это тема урока.
- У меня есть книга, где этот рассказ написан полностью, но цель нашего урока - знакомство с двумя отрывками рассказа; развитие беглости, правильности, выразительности при чтении рассказа.
IV. Проверка домашнего задания.
- Мы не будем сейчас проводить работу над рассказом «О русском подвиге», который вам был задан на дом, только ответьте на несколько вопросов:
1) - Скажите, о каком русском полководце рассказывалось в первом отрывке рассказа? (Говорилось о Суворове).
2) - Как вы понимаете слова Александра Васильевича Суворова: «Героем не рождаются, героем становятся».
3) - О каком русском полководце рассказывалось во втором отрывке рассказа?
(Говорилось о Кутузове
4) - Кем был Михаил Илларионович Кутузов? (Полководец, главнокомандующий в войне с французами).
- Вот они Светочи, герои Отечества - люди, которые не жалели себя, чтобы Россия жила и процветала!
V. Знакомство с новым произведением.
1) - О каком же герое мы будем читать сегодня?
Задание «Расшифровка»: в ряде букв, найдите и прочитайте фамилию героя рассказа.
ПСВОЬРАЕВСКИЙМЧЪЮК
(карточка - на доске) - открываю
- Зашифрована фамилия - Раевский.
- Правильно. - Мы будем читать о Николае Николаевиче Раевском.
- Открыли учебники на стр. 65
2) - Итак, мы открываем и читаем «Устный журнал» (Приложение №1)
- Писательница Елена Сергеевна Холмогорова родилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами. (Приложение №2)
- Как вы понимаете слово великодушный ? (Очень добрый, отзывчивый человек)
- С детства мальчик Коля мечтал быть похожим на храброго генерала русской армии Суворова. Николай представлял его грозным великаном. Он очень переживал, что сам был маленький и худой. Когда Раевский встретился с Суворовым, то очень удивился, что тот был невысокого роста и худой. Раевский понял, что воина делает богатырём не его внешность, а постоянная тренировка тела, ума и воли. Когда началась война с Наполеоном, Николай Николаевич Раевский уже был генералом.
Это был храбрый, смелый, умный офицер, который не боялся рисковать своей жизнью. Раевский всегда вместе с солдатами сражался в самой гуще боя. Однажды он был сильно ранен, но собрал все силы и закончил бой. Он был верным защитником России и героем. (Приложение №3)
3) Чтение отрывка «Серебряный лебедь».
- Итак, - читаем «цепочкой».
- Слова незнакомые, которые встретились в этом отрывке прочитайте и объясните.
Герб - отличительный знак.
Камин - печь с широкой открытой топкой.
- Так выглядел герб Раевских - «Серебряный лебедь». Раевские были люди небедные, поэтому и у них были свои отличительные знаки. (Приложение №4)
- Сейчас вы прочитаете этот отрывок самостоятельно: «жужжащее» чтение.
- 2012 год объявлен президентом России годом истории нашей страны, потому что в этом году были юбилеи важных событий прошлого нашей страны.
В сентябре месяце наша страна отмечала 200 лет Отечественной войне 1812 года. (Приложение №5)
- Наполеон во главе французской армии решил завоевать Россию. 24 июня 1812 года французы пересекли реку Неман и были на территории Российского государства. Наполеон думал, что через несколько месяцев Россия будет «у его ног».
- Но он сильно ошибался, ведь на борьбу с врагом поднялся весь русский народ: и русская армия, и дворяне, и простые люди - все ненавидели французов. Поэтому эту войну назвали Отечественной (народной). Люди сжигали и свои дома, и свой хлеб в амбарах, чтобы только ничего не досталось французской армии. Так же была и сожжена Москва русскими людьми, хотя Наполеон надеялся, что ему жители Москвы вручат «ключи от города». (Приложение №6)
- С давних времён русские воины всегда были храбрыми, смелыми, мужественными, поэтому и смогли победить и французскую армию, которая с позором бежала в декабре 1812 года из России. (Приложение №7)
- Во главе русской армии, как мы уже говорили стоял - полководец, русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. В этой войне участвовало много великих генералов, простых солдат русской армии, которые не жалели своих жизней, ради будущего России.
- Мы - потомки той далёкой войны всегда должны помнить и чтить героев 1812 года! (Приложение №8)
Гимнастика для глаз
Упражнение «Стрельба глазами» - «зажмуривая» глаза - стреляем вперёд, вправо, влево, вверх. (2 раза)
Упражнение «Ладошки» - потрите ладони до тепла и прикройте ими глаза. Подержали. Открыли глаза. (2 раза)
- Вдох, выдох. (2 раза)
5) - Продолжаем работу.
- Николай Раевский - герой Отечественной войны - «Светоч России».
Чтение отрывка «Боевое крещение». стр. 66 - «комбинированное» чтение.
- Как понимаете слова?
Манёвр - ловкие, правильные действия в бою.
- Что значит Хладнокровие - спокойствие, выдержка в поведении.
«Жужжащее» чтение с увеличением скорости
Ответы на вопросы.
- Так какими чертами характера обладал Николай Раевский? (Он был хладнокровный, сообразительный, смелый, великодушный).
- Вот такие награды вручали героям войны 1812 года. У Раевского был орден Святого Георгия. (Приложение №9)
- Во многих городах нашей страны есть памятники героям Отечественной войны 1812 года.
- Этот памятник находится в г. Смоленске. (Приложение №10)
6) Работа с пословицами. (пословицы - на доске)
Задание:
«Прочитайте пословицы и выберите пословицу, которая подходит к теме урока».
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Смелость города берёт. +
- Дело мастера боится.
- Объясните вторую пословицу….
- Правильно. Смелые русские воины сражались с французской армией в Отечественной войне 1812 года. Мы сегодня говорили о некоторых из них.
VI. Рефлексия.
- Урок подходит к концу. Оценки.
- У вас на партах лежат звёздочки. - Оцените себя, свою работу: если вы считаете, что на уроке работали хорошо, читали хорошо, у вас всё получилось - покажите большую звездочку, если у вас не всё получилось, вы немного недовольны собой - покажите маленькую звёздочку.
- Спасибо. Урок окончен.
Литература:
1) Учебник для 6 класса СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. Авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.
2) Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы/ Сост. Э. Померанцевой;
М. Дет. Лит.
3) Отечественная война 1812 года
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1812_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»