Правописание гласных «Е» и «И» в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
просмотров: 14991
Правописание гласных «Е» и «И» в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- Урок русского языка в 6 классе Харитонова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Апастово- 2012
Пояснительная записка а) Харитонова Наталья Сергеевна
б) МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан; учитель русского языка и литературы в) название конкурсной разработки: Правописание гласных «Е» и «И» в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- г) На изучение раздела «Имя существительное» в 6 классе отводится 17 часов. По всем темам данного раздела мною созданы компьютерные слайды для работы на интерактивной доске «Smart Board». Уроки русского языка с использованием мультимедийных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Представленная на конкурс методическая разработка демонстрирует один из таких уроков. Данный урок призван решить следующие цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-; воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.
д) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой: 1. Презентация для работы на интерактивной доске «Smart Board». 2. Карточки и перфокарты для индивидуальной дифференцированной работы.
Цели: Образовательные цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-. Воспитательные цели:воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.
Развивающие цели: содействовать развитию у детей навыков критического мышления, способствовать формированию личностных, коммуникативных умений. Оборудование:
1. Проектор, интерактивная доска «Smart Board», программа Notebook. Презентация для работы на интерактивной доске. 2. Карточки и перфокарты для индивидуальной дифференцированной работы. 3.Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова .-М.: Просвещение, 2008. 4.Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
План урока:
1. Проверка дифференцированного домашнего задания: Слайды № 2-3
IIгруппа: Упр. 247
слова: забойщик, прицепщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик
Iгруппа: Упр. 248
(выборочная проверка) Схема 2-го предложения: 1) = — , 2) = — , 3) = -, -, -.
2. Закрепление знаний по теме «Буквы ч и щ в суффиксах –чик-, -щик-»
А) Творческий диктант
Работа с интерактивной доской
Слайды № 5-10
Самолет вел опытный пилот. (летчик)
Играющий на ударном инструменте. (барабанщик)
Все подписавшиеся будут получать газету. (подписчики)
Инициатором драки был Вася. (зачинщик)
Смазывающий колеса закончил свою работу. (смазчик)
Папа Карло по профессии был … (шарманщик)
Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам (см. приложение)
В) Физкультминутка
3. Определение темы и целей урока
— Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского и подумайте, в написании каких слов ученики могут допустить ошибки:
А кузнечик, а кузнечик –
Ну совсем, как человечек.
— Сформулируйте тему урока. Определите цель.
4. Работа с теоретическим материалом
— Как вы понимаете значение слова беглый?
Слайды № 11-12
— Найдите беглую гласную в словах: пень – пня, день – дня;
огонь – огня, сон – сна.
— (Вывод делают учащиеся) В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.
Работа с интерактивной доской
Слайд № 13
— Рассмотрите запись:
И.п. кузнечик человечек
Р.п. кузнечика человечка
— В каком из слов есть беглая гласная? Сформулируйте правило. Составьте алгоритм.
— А теперь сравните свой алгоритм с правилом учебника на стр. 105. Прочитайте пример рассуждения (под правилом).
5. Закрепление новых знаний
Работа с учебником и интерактивной доской
Упр. 251
А) Самостоятельная работа: Слайд № 14
Задание: выписать слова
1 вариант — слова с суффиксом -ек-.
2 вариант — слова с суффиксом -ик-.
Б) Слайд № 15 (проверка самостоятельной работы)
— С какими звуками чередуются звуки, обозначенные выделенными буквами? — Какой способ использован при образовании выделенного слова? Запишите, как оно образовано (см стр. 78). Пузыречек – пузырек. (суффиксальный способ)
6. Самостоятельная работа с учебником
А) Упр. 252
— Объясните расстановку знаков препинания (сложные предложения). — Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите их. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы в художественном тексте (в жизни)? Стол – столик, заяц – зайчик, человек – человечек, стол – столик, самовар – самоварчик, чайник – чайничек, чашки – чашечки, ваза – вазочка. — Выполните дополнительное задание к тексту. ( лексические средства связи предложений в тексте)
Б) Дифференцированная работа по карточкам и перфокартам
(см. приложение)
7. Итог урока:
— Что было интересным на уроке? Что понравилось? — Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?
8. Домашнее задание (на выбор):
1) записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;
2) составить карточку из 10 слов (по орфограмме №18, см форзац учебника), на месте букв О и Е оставить пустое место
ПРИЛОЖЕНИЕ Карточки для дифференцированной работы
1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. | ||
Примеры | -чик- | -щик- |
Налад… ик | ||
Спор… ик | ||
Учет… ик | ||
Кладов… ик | ||
Застрой… ик | ||
Выдум… ик | ||
Барабан… ик | ||
Чистиль… ик | ||
Рассказ… ик | ||
Проектиров… ик | ||
Водопровод… ик | ||
Обой… ик | ||
2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор этого предложения: |
1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. | ||
Примеры | -ек - | -ик- |
Дом… к | ||
Луч… к | ||
Песоч… к | ||
Ёж… к | ||
Крючоч… к | ||
Ножич… к | ||
Хвост… к | ||
Дождич… к | ||
Осл… к | ||
Куст… к | ||
Букет… к | ||
Кружоч… к | ||
2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение: 3) Выполните морфологический разбор данного существительного: |
Вспомни алгоритм правописания суффиксов –чик- и –щик-. Напиши пропущенную букву: Ч или Щ. | ||
Налад | ик | |
Спор | ик | |
Учет | ик | |
Кладов | ик | |
Застрой | ик | |
Выдум | ик | |
Барабан | ик | |
Чистиль | ик | |
Рассказ | ик | |
Проектиров | ик | |
Водопровод | ик | |
Обой | ик |
Вспомни алгоритм правописания суффиксов –ек- и –ик-. Напиши пропущенную букву: Е или И. | ||
Дом | к | |
Луч | к | |
Песоч | к | |
Ёж | к | |
Крючоч | к | |
Ножич | к | |
Хвост | к | |
Дождич | к | |
Осл | к | |
Куст | к | |
Букет | к | |
Кружоч | к |
Использованная литература: 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А… Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М: Просвещение, 2008 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя/ М: Просвещение, 1994 3. Колчанова С.С. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя/ М: Просвещение, 2007 4. Гергель И.Г. «Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс» — Волгоград, «Корифей»
|
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Правописание гласных «Е» и «И» в суффиксах
существительных –ЕК- и –ИК-
Урок русского языка в 6 классе
Харитонова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Апастово- 2012
Пояснительная записка
а) Харитонова Наталья Сергеевна
б) МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан; учитель русского языка и литературы
в) название конкурсной разработки: Правописание гласных «Е» и «И» в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-
г) На изучение раздела «Имя существительное» в 6 классе отводится 17 часов. По всем темам данного раздела мною созданы компьютерные слайды для работы на интерактивной доске «Smart Board». Уроки русского языка с использованием мультимедийных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Представленная на конкурс методическая разработка демонстрирует один из таких уроков. Данный урок призван решить следующие цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-; воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.
д) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
1. Презентация для работы на интерактивной доске «Smart Board» в программе Notebook.
2. Карточки и перфокарты для индивидуальной дифференцированной работы.
Цели:
Образовательные цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.
Развивающие цели: содействовать развитию у детей навыков критического мышления, способствовать формированию личностных, коммуникативных умений.
Оборудование:
1. Проектор, интерактивная доска «Smart Board», программа Notebook. Слайды для работы на интерактивной доске.
2. Карточки и перфокарты для индивидуальной дифференцированной работы.
3. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова .-М.: Просвещение, 2008.
4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
План урока:
1. Проверка дифференцированного домашнего задания: Слайды № 2-3
II группа: Упр. 247
слова: забойщик, прицепщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик
I группа: Упр. 248
(выборочная проверка) Схема 2-го предложения: 1) = - , 2) = - , 3) = -, -, -.
2. Закрепление знаний по теме «Буквы ч и щ в суффиксах –чик-, -щик-»
А) Творческий диктант
Работа с интерактивной доской
Слайды № 5-10
Самолет вел опытный пилот. (летчик)
Играющий на ударном инструменте. (барабанщик)
Все подписавшиеся будут получать газету. (подписчики)
Инициатором драки был Вася. (зачинщик)
Смазывающий колеса закончил свою работу. (смазчик)
Папа Карло по профессии был … (шарманщик)
Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам (см. приложение)
В) Физкультминутка
3. Определение темы и целей урока
- Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского и подумайте, в написании каких слов ученики могут допустить ошибки:
А кузнечик, а кузнечик –
Ну совсем, как человечек.
- Сформулируйте тему урока. Определите цель.
4. Работа с теоретическим материалом
- Как вы понимаете значение слова беглый?
Слайды № 11-12
- Найдите беглую гласную в словах: пень – пня, день – дня;
огонь – огня, сон – сна.
- (Вывод делают учащиеся) В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.
Работа с интерактивной доской
Слайд № 13
- Рассмотрите запись:
И.п. кузнечик человечек
Р.п. кузнечика человечка
- В каком из слов есть беглая гласная? Сформулируйте правило. Составьте алгоритм.
- А теперь сравните свой алгоритм с правилом учебника на стр. 105. Прочитайте пример рассуждения (под правилом).
5. Закрепление новых знаний
Работа с учебником и интерактивной доской
Упр. 251
А) Самостоятельная работа: Слайд № 14
Задание: выписать слова
1 вариант - слова с суффиксом -ек-.
2 вариант - слова с суффиксом -ик-.
Б) Слайд № 15 (проверка самостоятельной работы)
- С какими звуками чередуются звуки, обозначенные выделенными буквами?
- Какой способ использован при образовании выделенного слова? Запишите, как оно образовано (см стр. 78). Пузыречек – пузырек. (суффиксальный способ)
6. Самостоятельная работа с учебником
А) Упр. 252
- Объясните расстановку знаков препинания (сложные предложения).
- Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите их. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы в художественном тексте (в жизни)?
Стол – столик, заяц – зайчик, человек – человечек, стол – столик, самовар – самоварчик, чайник – чайничек, чашки – чашечки, ваза – вазочка.
- Выполните дополнительное задание к тексту. ( лексические средства связи предложений в тексте)
Б) Дифференцированная работа по карточкам и перфокартам
(см. приложение)
-
Итог урока:
- Что было интересным на уроке? Что понравилось?
- Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?
-
Домашнее задание (на выбор):
1) записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;
2) составить карточку из 10 слов (по орфограмме №18, см форзац учебника), на месте букв О и Е оставить пустое место
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки для дифференцированной работы
1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. |
||
Примеры |
-чик- |
-щик- |
Налад..ик |
|
|
Спор..ик |
|
|
Учет..ик |
|
|
Кладов..ик |
|
|
Застрой..ик |
|
|
Выдум..ик |
|
|
Барабан..ик |
|
|
Чистиль..ик |
|
|
Рассказ..ик |
|
|
Проектиров..ик |
|
|
Водопровод..ик |
|
|
Обой..ик |
|
|
2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор этого предложения: |
1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. |
||
Примеры |
-ек - |
-ик- |
Дом..к |
|
|
Луч..к |
|
|
Песоч..к |
|
|
Ёж..к |
|
|
Крючоч..к |
|
|
Ножич..к |
|
|
Хвост..к |
|
|
Дождич..к |
|
|
Осл..к |
|
|
Куст..к |
|
|
Букет..к |
|
|
Кружоч..к |
|
|
2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение: 3) Выполните морфологический разбор данного существительного: |
Перфокарты для дифференцированной работы
-
Вспомни алгоритм правописания суффиксов
–чик- и –щик-.
Напиши пропущенную букву:
Ч или Щ.
Налад
ик
Спор
ик
Учет
ик
Кладов
ик
Застрой
ик
Выдум
ик
Барабан
ик
Чистиль
ик
Рассказ
ик
Проектиров
ик
Водопровод
ик
Обой
ик
-
Вспомни алгоритм правописания суффиксов
–ек- и –ик-.
Напиши пропущенную букву:
Е или И.
Дом
к
Луч
к
Песоч
к
Ёж
к
Крючоч
к
Ножич
к
Хвост
к
Дождич
к
Осл
к
Куст
к
Букет
к
Кружоч
к
Использованная литература:
-
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М: Просвещение, 2008
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя/ М: Просвещение, 1994
-
Колчанова С.С. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя/ М: Просвещение, 2007
-
Гергель И.Г. «Занимательные материалы по русскому языку.
6 класс» - Волгоград, «Корифей»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки для дифференцированной работы
1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. |
||
Примеры |
-чик- |
-щик- |
Налад..ик |
|
|
Спор..ик |
|
|
Учет..ик |
|
|
Кладов..ик |
|
|
Застрой..ик |
|
|
Выдум..ик |
|
|
Барабан..ик |
|
|
Чистиль..ик |
|
|
Рассказ..ик |
|
|
Проектиров..ик |
|
|
Водопровод..ик |
|
|
Обой..ик |
|
|
2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор этого предложения: |
1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце. |
||
Примеры |
-ек - |
-ик- |
Дом..к |
|
|
Луч..к |
|
|
Песоч..к |
|
|
Ёж..к |
|
|
Крючоч..к |
|
|
Ножич..к |
|
|
Хвост..к |
|
|
Дождич..к |
|
|
Осл..к |
|
|
Куст..к |
|
|
Букет..к |
|
|
Кружоч..к |
|
|
2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение: 3) Выполните морфологический разбор данного существительного: |
Перфокарты для дифференцированной работы
-
Вспомни алгоритм правописания суффиксов
–чик- и –щик-.
Напиши пропущенную букву:
Ч или Щ.
Налад
ик
Спор
ик
Учет
ик
Кладов
ик
Застрой
ик
Выдум
ик
Барабан
ик
Чистиль
ик
Рассказ
ик
Проектиров
ик
Водопровод
ик
Обой
ик
-
Вспомни алгоритм правописания суффиксов
–ек- и –ик-.
Напиши пропущенную букву:
Е или И.
Дом
к
Луч
к
Песоч
к
Ёж
к
Крючоч
к
Ножич
к
Хвост
к
Дождич
к
Осл
к
Куст
к
Букет
к
Кружоч
к
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»