В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 3 по 5 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Исследование фитонцидных свойств комнатных растений и оздоровление школьных помещений.

Исследование фитонцидных свойств комнатных растений и оздоровление школьных помещений.

Нажия Шаяхметова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность основного общего образования)
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 15197
Краткое описание
выявить виды комнатных  растений содержащие фитонцидные свойства.
дать рекомендации по выращиванию комнатных  растений в школьных  помещениях
Описание
Исследование фитонцидных свойств
комнатных растений и оздоровление школьных помещений.
Автор: Михеева Светлана Николаевна

ученица 9 Б класса

МБОУ « СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»

Г.Нефтеюганск

ХМАО- Югра

Руководитель: Шаяхметова Н.Е

Учитель биологии

МБОУ « СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»



Россия

Г. Нефтеюганск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.План исследования

1.1.АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

2. Цель, задачи,

3. Объект исследования

4. Гипотеза

5. Методы исследования:

6. Научная новизна исследование

7.Полученные результаты.

8.Вывод.

9Этапы практической части

1.Проблема, цель, задачи.

2.Субъект исследования, Объект исследования

3.Гипотеза:

4.Этапы исследования:

5.Методы исследования:

6.Практическая значимость

7. Аналитический обзор литературы

8. РЕКОМЕНДАЦИИ

9.Литература.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

С глубокой древности человек стремился украсить свое жили­ще растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он и обра­щался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время науч­ный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочета­ние эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой, полезной функцией растений. Живые растения улучшают состав воз­духа и очищают атмосферу.

Воздушная среда закрытых помещений далека от идеальной. Помимо обычной пыли часто воздух в помещениях имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью, не говоря уже о выхлопных газах, которые поступают из вне. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, микроскопические плесневые грибы, простейших. Эти микроорганизмы, попадая в благоприятные условия на слизистые оболочки верхних дыхательных путей, могут вызывать острые респираторные или аллергические заболевания. Поэтому меня заинтересовал вопрос о том, губительно ли действуют фитонциды комнатных растений на микроорганизмы.Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на определенные расстояния. Школьные помещения – это микросреда, в которой на протяжении 6 – 7 часов пребывают дети с разным уровнем здоровья. Наибольшая проблема заключается в том, что мы даже не знаем об опасности отравления присутствующими в воздухе загрязнениями. В связи с этим охрана чистоты воздушной среды в закрытых помещениях очень важна для сохранения здоровья людей и предупреждения заболеваний.

Цельмоей работы:

--выявить виды комнатных растений содержащие фитонцидные свойства.

— дать рекомендации по выращиванию комнатных растений в школьных помещениях

Задачи:

— рассмотреть общее свойство фитонцидов .

--изучить влияние фитонцидов на поведение микроорганизмов и простейших.

--на основе полученных данных дать рекомендации по выращиванию растений в школьных помещениях, а также по применению их как средства профилактики простудных заболеваний.

Объект исследования: комнатные растения, аквариумная вода и элодея- аквариумное растение.

Гипотеза: если растения содержат много фитонцидных свойств, то их можно использовать в оформление школьных помещений, для уничтожения микробов и бактерий и оздоравливать классные кабинеты.

Для достижения данной цели использовали следующие методы исследования:

Методы исследования:

теоретический (анализ специальной литературы по теме исследования).

Экспериментальный(эксперимент лабораторный).

Наблюдательный(наблюдение, выводы).

Научная новизна исследованиезаключается в том, растенияслужат фильтром вредных веществ, действуя как «зелённая печень».Комнатные растения с фитонцидными свойствами улучшают экологическую обстановку и играют важную роль в оздоровлении школьных помещений.

Полученные результаты. Все проведенные эксперементы и наблюдения доказали, что через несколько минут те микроорганизмы которые обитали в аквариумной воде и в листьях элодеи погибли.

Вывод. Проведенные наблюдения доказывают, что комнатные растения обладают фитонцидными свойствами и поэтому рекомендуем больше выращивать комнатных растений для улучшения жизнедеятельности организма.

Хлорофитум – известное неприхотливое комнатное растение. Полагают, что оно очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства.

Результаты подтвердили, что хлорофитум имеет выраженную способность

Содержания фитонцидов.

Фикусы эффективно очищают воздух от ядовитых веществ, причём они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты.

диффенбахию необходимо поставить в хорошо освещенное

место (но прямые солнечные лучи она переносит плохо). Цветок любит тепло,

интенсивный полив и опрыскивание мягкой водой комнатной температуры. При

недостатке влаги растение вытягивается в длину и сбрасывает нижние листья,

по мере роста верхушку нужно прищипывать. Пересаживать диффенбахию следует

осторожно: сок ее может обжечь слизистые оболочки.

Другое широко распространенное растение, которое выделяет

биологически активные вещества (цитранелловое и гераниевое масла, а также

ментол и терпентил, убивающие стрептококки и стафилококки), — это комнатная герань, или пеларгония. Вот почему этот цветок рекомендуют держать в спальне. Вдыхая эти целебные соединения, человек успокаивается, что очень важно при стрессах, неврозах и бессоннице.

1.ОТКРЫТИЕ ФИТОНЦИДОВ

Летучие соединения растений — фитонциды были впервые обнаружены нашим соотечественником — профессором Б. П. Токиным. О своем открытии, сделанном в 1928 году, ученый впервые доложил в мае 1930 г. в Киеве на Всесоюзном съезде зоологов. В августе того же года в Амстердаме на IIМеждународном цитологическом конгрессе ученый повторил свои сообщения о влиянии фитонцидов на микро- и макроорганизмы. Они стали «авторской заявкой» на открытие явления фитонцидности в природе.

Это он дал им такое название, которое укоренилось в науке и, как считает сам первооткрыватель «целебных ядов растений», нет надобности изменять этот термин. Название фитонциды отражает, что это вещества растительного происхождения (« фитон»—растение), способные убивать другие организмы, клетки (на что указывает частица «циды»).

Уже первые наблюдения Бориса Петровича Токина над ветками свежесрезанной черемухи убедили его в том, что растение выделяет в среду вещества, которые приводят к быстрой гибели в воде мельчайших живых существ—простейших. Сначала наблюдалось прекращение движения и роста, а затем — гибель этих существ, хорошо различимых под лупой. Сходный эффект оказывали и другиерастения и не только в отношении плавающих простейших, но и бактерий.

В последующем эти опыты были расширены, и оказалось, что практически все высшие растения в тот или иной период своей жизни выделяют большее или меньшее количество этих веществ, направленных против врагов растений (различного калибра) и необходимых для « залечивания» полученных ран .

2. Что такое фитонциды

Фитонциды – греко-латинское слово: фито- (греч.) – растение, цидо- (лат.) – «убиваю». Это образуемые растениями биологически активные вещества разнообразной химической природы. Они обладают способностью тормозить развитие бактерий, вирусов, простейших одноклеточных животных, микроскопических грибов и даже убивать их. Фитонциды – главный фактор иммунитета растений, это защитники от болезнетворных микробов человека и животных. Фитонцидами называют все секретируемые растениями фракции летучих веществ, в том числе те, которые практически невозможно собрать в заметных количествах. Их называют также «нативными антимикробными веществами растений».

Пионерами в области изучения фитонцидов были также врачи А. Филатова и А. Тебякина, которые в 1931-1933 гг., наблюдали сильное антимикробное действие лука и чеснока, а также других пищевых растений на болезнетворные для человека бактерии. А теоретические истоки этого открытия приведены в работах И.И. Мечникова.

Илья Ильич Мечников как-то заметил на окне мертвую муху, покрытую плесенью. И вдруг его озарила мысль: а не является ли эта плесень причиной гибели мухи? А дальше логически последовал вывод: а нельзя ли использовать микробов для борьбы с насекомыми-вредителями? Так оно и оказалось. Это было началом больших идей и опытов, поставленных Мечниковым на практике. Так получилось и с учением о фитонцидах.

«Явление фитонцидов, писал Борис Петрович Токин, было случайно обнаружено в ходе экспериментирования в совершенно другой области. Какие-то летучие вещества растертого лука (кашицы) губительно действовали на клетки дрожжей. Они убивали различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных для человека и животных. Самое интересное заключалось в том, что микробы находились на некотором расстоянии от источника, выделяющей неизвестные вещества». Это было началом. Б.П. Токин продолжал исследования на животных, и неожиданно сделал еще одно открытие. Весной 1932 г., ученый был послан в Ташкент и Самарканд для чтения лекций… Город тех лет поражал пестротой, духотой, пылью воскресного базара. На открытом воздухе, не в белоснежном халате и не стерильными руками веселый повар готовил пирожки. Токин, не желая обидеть кулинара, съел их. Пирожки обожгли рот. Оказалось, что к мясному фаршу щедро были добавлены пряные растения. Мелькнула мысль: а может быть, летучие вещества пищевых растений (лука, горчицы, перца) убивают самых страшных для людей бактерий?

«…Помню, как радостно было убедиться в правильности предположений, навеянных ташкентским рынком и пирожками. От случайных опытов я перешел к планомерному изучению бактерицидных свойств растений».

Вот, незначительные факты, интересные мысли, целеустремленные наблюдения, которые привели исследователя к созданию учения о фитонцидах, изучение которых приняло широкий размах и дало много нового науке и практике.

Большая роль в развитии учения о фитонцидах, накоплении научных фактов, создании важных препаратов принадлежит коллективу Киевского Института микробиологии и вирусологии имени Д.К. Заболотного. Велика роль украинских ученых во главе с академиком Виктором Григорьевичем Дроботько и кишиневских ученых во главе с профессором Дмитрием Дмитриевичем Вердеревским.

Большую часть жизни мы проводим в помещении, поэтому очень важно заботиться о его экологическом благополучии. Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, которыми заполнены современные квартиры. Эти свойства комнатных растений. На экологическое состояние наших школьных помещений влияют и многочисленные технические устройства.

Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней. Например, мирт обыкновенный благодаря выделяемым фитонцидам снижает количество болезнетворных микроорганизмов вдвое, а хлорофитум хохлатый за 24 часа очищает воздух от микробов на 88%! Кроме того, это растение поглощает многие вредные вещества, очищая воздух лучше, чем многие воздухоочистители. Не случайно ученые предложили хлорофитум для очистки воздуха в космических кораблях.

Фитонциды– это вещества, продуцируемые растениями и имеющие бактерицидные, антифунгальные (активные в отношении микроскопических грибов и актиномицетов) и протистоцидные (активные в отношении клеточных простейших) свойства.

Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их действия. Даже в микроскопических дозах они могут задерживать рост и размножение одних микроорганизмов, стимулировать рост других и играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха, почвы и воды. Фитонцидная активность увеличивается при поранениях растений (механических травмах, внедрении микро- и макропаразитов и т.д.).

Фитонциды – один из важнейших факторов естественного иммунитета растений.

Фитонциды – продукт сложного комплекса биохимических процессов, изменяющихся по фазам развития растений. Фитонциды не только имеют иммунологическое значение, но могут служить регуляторами роста и развития растений, участвовать в процессах дыхания, терморегуляции и т.д.

Выделения комнатными растениями летучих веществ зависит от многих факторов: от систематической принадлежности растений, возраста, физиологического состояния, эколого-биологических особенностей, условий выращивания.

План исследования

Проблема: на сколько эффективно действуют фитонцидные свойства комнатных растений на микрофлору школьных помещений.

Тема: выявление действия жидких фитонцидов тканевых соков комнатных растений на бактериальную микрофлору воздуха.

Цель исследованиеисследовать растений школьного помещения на выявление действия жидких фитонцидов тканевых соков комнатных растений.

Задачи:

--изучить научную литература

--определить растений содержащий фитонцидных свойств.

--исследовать действия жидких фитонцидов тканевых соков комнатных растений на бактериальную микрофлору воздуха.

--разработать рекомендации по выращиванию комнатных растений в школьных помещениях.

Субъект исследования: выявление фитонцидных свойств комнатных растений.

Объект исследования: комнатные растения, простейшие обитающие в аквариуме.

Гипотеза: доказать содержится ли в комнатных растениях фитонциды и как влияют вещества на микроорганизмы.

Этапы исследования:

1.Изучить специальную литературу о фитонцидных свойствах комнатных растений;

2. рассмотреть под микроскопом действие фитонцидных свойств на простейшие обитающие в аквариуме;

3. Анализ полученных данных, описание проведенного эксперимента, формулирование выводов.

4. Разработка обоснованных рекомендаций по выявлению фитонцидных свойств и выращиванию комнатных растений в школьных помещениях.

Методы исследования:

Анализ литературы;

Построение эксперимента;

Проделывание эксперимента опытным путем;

Наблюдение с записью на видеофрагмент.

Вывод.

Практическая значимость:

Доказать, что в комнатных растениях образуются фитонцидные вещества, которые губительно действуют на микроорганизмы и улучшают микрофлору школьных помещений.

В проекте мы исследуем фитонцидные свойства комнатных растений и хотим убедить о полезности комнатных растений, в том что они выделяют фитонциды очищающие бактериальную флору школьных помещений.

Аналитический обзор литературы:

Большую часть жизни мы проводим в помещении, поэтому очень важно заботиться о его экологическом благополучии. Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, бактерии и многочисленные аллергены, вредно воздействующие на организм. На экологическое состояние наших школьных помещений влияют и многочисленные технические устройства. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней.
Например, хлорофитум хохлатый за 24 часа очищает воздух от микробов на 88%! Кроме того, это растение поглощает многие вредные вещества, очищая воздух лучше, чем многие воздухоочистители. Не случайно ученые предложили хлорофитум для очистки воздуха в космических кораблях.
В домашних условиях хлорофитум рекомендуется ставить на кухне, причем не ограничиваясь одним цветком, так как растение это очень маленькое (идеальный вариант — 4-6 горшков, в зависимости от размеров помещения).
Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже в течение 200 лет. У этого растения красивые изогнутые листья с бело-кремовой полосой. Весной и летом на спадающих каскадом тонких побегах появляются сначала мелкие цветки, а потом — листовые розетки, которые в подвесной корзинке смотрятся очень эффектно. Хлорофитум быстро растет, редко болеет, неприхотлив, но любит солнечный свет.
Аспарагус уменьшает количество вредных микроорганизмов в два раза, красулла — почти в три раза. Особым противомикробным эффектом обладают фикус, примула, бегония, герань. Хорошими фитонцидными растениями считаются также монстера, циперус. Если же «поселить» в комнате эвкалипт и мирт или инжир, то не только микробов, а даже мух и комаров в помещении не останется.
С токсинами и другими пришельцами с улицы неплохо справляются плющ, различные виды фикусов, филодендрон и обычный столетник (алоэ). Эвкалипты (шариковый, прутовидный и пепельный) являются идеальным средством для уничтожения вирусов.
Драцену и карликовую финиковую пальму рекомендуется ставить рядом с компьютером, так как эти растения поглощают ксилол, выделяемый мониторами. Считается также, что около компьютеров нужно ставить кактусы, так как они способны поглощать вредные излучения. сциндапсус — он активно поглощает никотин вместе с угарным и углекислым газом.
Оздоравливают атмосферу вокруг себя розы и орхидеи, к тому же они красиво цветут и приятно пахнут. Воздух в школьных помещениях существенно очистится уже через три недели, если украсить подоконник комнатным виноградом.
Недостаток кислорода может восполнить сансевиерия (ее еще называют щучий хвост). С различными грибками хорошо борются алоэ, Фитонциды мяты перечной оказывают сосудорасширяющее действие. Это растение способствует концентрации внимания, поэтому специалисты советуют ставить горшочек с мятой на свой рабочий стол.
докторами являются такие растения, как алоэ и каланхоэ.
Сок алоэ содержит фитонциды, витамины, ферменты, следы эфирного масла. Он обладает слабительным, бактериостатическим и бактерицидным действием в отношении различных микробов. Свежий сок алоэ является эффективным средством для лечения различных ран, ожогов и других повреждений кожи.

Все вышеперечисленные комнатные растения, а также многие другие можно с успехом использовать для оздоровления экологической обстановки школьных помещений.
Интересно, что фитонциды выделяют не только живые растения, но и сухоцветы, поэтому композиции с использованием эхинацеи, лаванды, мелиссы, змееголовника не только создают уют, но и выделяют эфирные масла, благоприятные для здоровья людей. Эфирные масла растений и трав регулируют эмоции и физические реакции, усиливают защитные силы организма против инфекционных заболеваний, способны стимулировать образование лейкоцитов в крови. Различные эфирные масла имеют связь с определенными органами тела.
Гераниевое масло активирует кору надпочечников, что способствует нормализации гормонального баланса организма,
Ароматы монстеры, пеларгонии, герани, ромашки, жасмина помогают снять возбуждение.
Снять стресс, избавиться от состояния страха помогут герань. Повысить внимание помогают запахи лимонника китайского, Утомление глаз снимают герань, роза.
Головные боли можно снять с помощью запахов розы.
Для профилактики и лечения гриппа хлорофитум, герань.


Этапы экспериментальной работы.

Применение методаБ. П. Токина.

Для того чтобы провести опыты, я за основу брали методику определения фитонцидной активности экстрактов — по Борису Петровичу Токину.

Лабораторией профессора Б.П. Токина было обнаружено более 500 видов растений, обладающих фитонцидными свойствами. На основании многочисленных исследований было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений.

Черемша обыкновенная — 4-5 мин.
Дуб черешчатый — 5 мин.
Лимонное дерево — 5 мин.
Хлорофитум хохлатый-10 мин
Дифенбахиум — 6 мин.
Можжевельник казачий — 7 мин.
Сосна обыкновенная — 10 мин.
Береза бородавчая — 20 мин.
Тополь серебристый — 9 мин.
Мята — 25 мин.
Тысячелистник — 50 мин.

2.Заделка опыта .

Я проделала опыт № 1 (по Б.П. Токину)

1. В керамической ступке растёрла листья хлорофитума, действие фитонцидов которого необходимо проверить.
2. Отжала через марлю несколько капель сока исследуемого растения.
3.Взять предметное стекло капнуть туда воду из аквариума с листом элодеи и поместить на предметный столик микроскопа
Просмотреть препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением. Можно увидеть разнообразные виды простейших организмов и их активное движение в капле воды.
4… Добавила каплю приготовленного сока из листьев хлорофитума.
5. Наблюдала за движением простейших в течение нескольких минут установила активность простейших до соприкосновения с фитонцидами (под микроскопом).

6.Зафиксировали время, в течение которого происходит гибель микроорганизмов после воздействия на них растительного экстракта. Данные эксперимента внесла в таблицу. Также проделала опыты с такими растениями как дефинбахиум, сцинтдапсус, толстянка.

Закрепление и выводы: Наблюдая за движением микроорганизмов, убедилась в том, что сначала быстро начинают двигаться, а потом замедленное движение и гибель микроорганизмов. Это доказывает, что хлорофитум содержит фитонцидные свойства губительно действующие на микроорганизмы.

Комнатные растения

характеристика

продолжительность

хлорофитум

Поглощает и полностью нейтрализует значительное количество газообразных углеводородов из газовоздушной среды помещений

10 минут

дефинбахиум

очищает воздух от токсинов и микроорганизмов.

6-10 минут

сцинтдапсус

очищает воздух от формальдегида, окиси углерода и бензола также микроорганизмов.

15 минут

толстянка

славится бактерицидными свойствами, благодаря содержащимся в ее листьях эфирным маслам, ее аромат оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

6-8 минут

На основе научных публикаций по теме исследования выявлено:

— многие растения выделяют биологически активные вещества — фитонциды, используемые человеком с древних времен на всех континентах Земли

— явление фитонцидности в растительном мире обнаружено в России Б.П. Токиным в 1928 г

— фитонцидные растения используют дляэкологической стабилизации и улучшения окружающей среды.

Рекомендации.

Хотя по санпину не рекомендуют выращивать на подоконниках комнатные растения, но мы заявляем их надо выращивать на других участках школьных помещений, ведь они оздоравливают своими фитонцидными свойствами классные кабинеты. В нашей школе работает кружок «Подари мне цветок» из обучающихся 8 класса которые озеленяют школьные помещения растениями содержащие бактериоцитные свойства.

Хлорофитум – известное неприхотливое комнатное растение. очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства.

Молочайные- толстянка. Растения этого семейства воздействуют на нервную систему летучими биогенными веществами и внешним видом, способствуют достижению наилучшего эффекта.

Гераниевые (Ceraniaceae) Пеларгония (Герань) душистейшая (Pelargonium odoratiuimum Ait. Благоприятно действует на организм при функциональной заболеваемости нервной системы, бессоннице, неврозах, помогает оптимизировать кровообращение.

Литература.

Блинкин С.А. Фитонциды вокруг нас / С.А. Блинкин, Т.В. Рудницкая. – М.: Знание, 1981. – 144 с.

Воронцов В. Комнатные растения. Новое руководство по уход / В. Воронцов. – М.: ЗАО «Фитон+», 2002. – С. 69-73.

Лепкович И.П. Ландшафтное искусство / И.П. Лепкович. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004. – 400 с.

Мир растений. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.

Тульчинская В.П. Растения против микробов / В.П. Тульчинская, Н.Г. Юргелайтис. – Киев: Издательство «Урожай», 1987. – 96 с.

Фитонциды и антибиотики высших растений / Б.Е. Айзенман, В.В. Смирнов, А.С. Бондаренко. – Киев: «Наукова думка», 1984. – 280 с.

Токин Б.П. Целебные яды растений. Повесть о фитонцидах / Б.П. Токин. – Лениздат, 1974. – 344 с.

Токин Б.П. Губители микробов – фитонциды / Б.П. Токин. – М.: Изд-во культурно-просветительской литературы, 1952. – 127 с

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ОЛИМПИАДА.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос