Рабочая программа игр по развитию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Краткое описание
Развитие у детей старшего возраста экологической грамотности.
Описание
Екатеринбургское муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 546 «Семицветик». Рабочая программа игр по развитию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Воспитатель: Романова Н.А. Екатеринбург.
Пояснительная записка:
Данная программа составлена исходя из рабочей учебной программы по «Познанию мира» для детей старшего дошкольного возраста, которую я разработала на основе обязательного минимума содержания образования по направлению познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в
соответствие с ГОС НРК.
Образ мира у детей формируется и осуществляется в процессе развития познавательной сферы- сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Ведущей
деятельностью которой является игра.
Игра, — это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Основные педагогические идеи программы:
— идея сотрудничества (ДЕТИ – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ);
— идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
— идея опережающего развития;
— идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
— идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
Принципы программы:
— системность;
— развивающее обучение;
— доступность;
— принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Цели и задачи с учётом показателей развития детей старшего дошкольного возраста:
Мир человека:
— знать, что человек является частью природы.
— иметь представление о взаимосвязи человека и животного мира.
— знать значение пищевой цепочки.
Астрономия:
— знать значение атмосферы, озонового слоя.
— знать влияние солнца на планету.
— уметь решать различные ситуации.
Зоология:
— называть представителей того или иного вида животных Земли, Урала.
— знать проживание и питание животных с их природными особенностями.
— видеть взаимосвязь живого и не живого.
Уроки здоровья:
— знать, что природа тоже должна быть здоровой.
— уметь решать задачки по охране окружающего.
— иметь представление о том, как человек может помочь природе.
Ботаника:
— знать виды растений.
— правильно называть культурные, комнатные, лекарственные растения.
-уметь ухаживать за растениями.
— знать способы ухода.
Личная безопасность:
— знать об источниках безопасности, правила поведения в разных ситуациях.
— иметь представление о том, что не использует человек, может использовать животное.
— уметь бережно относиться к природе.
Программа включила в себя 6-ть блоков:
— мир человека.
— уроки здоровья.
— астрономия.
— зоология.
— ботаник.
— личная безопасность.
Время проведения:
-Утром ( дидактические игры).
— Днём ( подвижные, игры- ситуации, наблюдение ).
— Вечером ( игры-эксперименты, игры-моделирования, дидактические игры, тренинг ).
Место проведения в режиме дня:
— группа,
— участок (улица),
— ближайшие населённые пункты.
Ожидаемые результаты:
— дети умеют решать различные ситуации,
— умеют применять свой опыт по защите природы,
— знают способы охраны природы,
— используют полученные знания на практике.
Список литературы:
Т, И, Гризик «Познаю мир». Москва. Просвещение. 2004 г.
Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.Асар. 1996 г.
Л.Б. Поддубная «ОБЖ в старшей группе» Волгоград. Корифей. 2008 г.
А.Т. Зверев « Экологические игры». Оникс 21 век.2009 г.
В.М.Ковалёва « Игры на свежем воздухе». Харвест. А.С.Т. 2005 г.
Тематическое планирование:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 546 «Семицветик».
Приложение игр к программе
Екатеринбург.
Сюжетно-ролевая игра: «Садоводы».
Игра проводиться на улице. Дети вспоминают названия профессий: шофер, агроном, уборщик. Чем занимаются и что делают. Каждый ребёнок выбирает себе образ. Обозначить образ можно бэйджиками с надписью или рисунком. Затем выбирают инвентарь для работы, уточняют его назначение. Распределяют работу по участку: Агроном-сбор семян; уборщик- уборка засохших растений, листьев; шофёр- вывоз мусора. Игра продолжается до конца выполнения задания. Дети в течении игры могут меняться ролью. В игре могут участвовать от 5до10 человек.
Игра- эксперимент: «Пересади цветок».
Игра может проводиться как в группе, так и на улице (тёплый период). Детям предлагается рассмотреть цветок в
горшке. Сделать вывод, почему его нужно пересадить (маленький горшок по сравнению с размером цветка; или цветок заболел и нуждается в плодородной почве). Затем дети выбирают материал для пересадки: горшок, землю, лопатку; набирают воду. Один или два ребёнка (вместе с воспитателем) пересаживают цветок. Воспитатель обращает внимание на то, как вынимать цветок из горшка, не повреждая корни, чем полезен керамзит в почве для цветка. Уточняют последовательность пересадки. Игра проводиться до конца действий. В игре участвуют от1 до 3-х человек. Остальные дети принимают участие как смотрители. Главное усвоить способы пересадки.
Дидактическая игра: «Верни листья и плоды дереву».
Воспитатель предлагает детям разобрать карточки на которых изображено дерево или куст и набор карточек с плодами или семенами, листьями. Затем предлагает распределить (положить) листья и плоды на карточку с деревом, называя его и объясняя свои действия. Если ребёнок затрудняется или не правильно выполнил задание, ему помогают другие дети или воспитатель. В течении игры карточки с деревьями могут меняться между детьми. Игра продолжается до конца распределения листьев, семян или плодов. В игре могут принимать участие столько детей, сколько в наличии карточек с деревьями.
Игра-моделирование: «Экологи».
Детям рассматривают приготовленные воспитателем два, три знака, символизирующие охрану природы ( перечёркнутый знак крест на крест красными линиями на котором изображена рука человека, ломающая ветку или пишущая ножом по дереву; кормушка с рукой, которая сыпет семена в кормушку и надпись: «Берегите птиц» и т.д.). Затем ребяткам предлагается подумать и рассказать о том, какой можно ещё придумать знак по охране природы; изобразить его так, чтобы этот знак был понятен детям и взрослым.
Потом дети выбирают карандаши нужного цвета или цветную бумагу, ножницы, клей и приступают к изготовлению знака. Игру можно продолжить на улице, развесив знаки на территории детского сада или у ближайшего населённого пункта. В игре могут принимать участие все дети.
Сюжетно –ролевая игра: «Помощники природы».
Игра проводится на улице. Воспитатель предлагает детям по рассуждать, как можно помочь деревьям и кустарникам выжить в зимний период (закрыть листьями корни деревьев). Затем предлагается детям выбрать нужный инвентарь, и распределить места выполнения задания.
На начальном этапе возможен показ воспитателя, затем дети выполняют роль самостоятельно. Игра считается законченной если задание выполнено. В игре могут принимать участие все дети.
Игра- пантомимо: «Какое дерево».
Игра может проводиться как в группе так и на улице. Воспитатель раздаёт нескольким детям картинки с деревом или кустом так, чтобы другие играющие не видели. Предлагает выслушать задание, например: как опадают листья, иголочки и семена с дерева осенью. Затем дети по очереди у которых есть карточки показывают движения молча, а остальные
дети пытаются угадать какое дерево или куст. Угадывая правильно названия дерева или куста воспитатель одевает
шапочку с изображением дерева или куста, выполняющему движения ребёнку, а угадавшему отдаёт карточку. Выигрывает тот у кого будет больше карточек. Затем дети по желанию меняются ролями. В игре могут принимать участие 5-10 человек.
Дидактическая игра: «Знаки».
Игра проводиться в группе. Воспитатель раздаёт детям карточки, изображающие охрану природы.
Детям предлагается подумать и рассказать, что означает этот знак, о чём он ,, говорит,, предупреждает.
В течении игры воспитатель и дети помогают рассуждать друг другу. После описания всех знаков дети
по желанию меняются карточками. Игра продолжается по желанию детей.
Дидактическая игра: «Распредели планеты».
Воспитатель раздаёт ребёнку по карточке с названием и изображением одного из компонентов Солнечной системы (Солнца и девяти планет). Выучить считалку:
Раз-Меркурий,
Два- Венера,
Три-Земля,
Четыре-Марс.
Пять-Юпитер, Шесть-Сатурн,
А потом Уран, Нептун.
Дальше всех от нас Плутон… Наше солнце чемпион.
Затем воспитатель предлагает детям выложить свои карточки в том порядке, который соответствует порядку расположения небесных тел в Солнечной системе. Порассуждать, почему нет жизни на той или иной планете.
Игра считается проведённой после расположения картинок и рассуждения. В игре участвуют 9-ять человек.
Подвижная игра: «Космонавт».
Игра проводиться на улице. Воспитатель с помощью считалочки (на выбор воспитателя) выбирает космонавта.
Цель космонавта: уметь правильно предупредить землян об надвигающейся опасности. А цель остальных детей
выполнить правильно действия по отношению к себе и природе. Например: Космонавт: «Внимание, внимание, предупреждаю, надвигаются осадки в виде снега».
Дети: укрывают плёнкой кусты, прячутся на веранду. И т.д.
Игра может продолжаться по желанию детей.
Игра-моделирование: «Планета моей мечты».
1-й этап: Воспитатель предлагает детям нарисовать планету, на листе бумаги, на которой бы хотели жить.
Рассказать о ней, почему ребёнок именно так изобразил планету. Вырезать нужные картинки.
2-й этап: Воспитатель даёт материал для выполнения работы (пластилин, цветная бумага, мячи, клейстер),
Помогая детям в придании планете круглую форму.
3-й этап: На протяжении всей игры воспитатель помогает детям распределить детали на макете планеты, которые
сделали дети.
Игра может проводиться подгруппами или индивидуально.
Дидактическая игра: «Кто где живёт».
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей картинки с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, гнездо, дупло и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок определяет, где оно живёт, обитает, и если совпадёт с картинкой то «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Игра-ситуация: «Лесные животные».
Детям раздаются картинки животных. Предлагается поразмыслить, а что произойдёт, если исчезнут…?
Например:
волки, лисы. Появятся много больных животных и болезнь будет распространятся уничтожая остальных
здоровых животных. А также может заболеть и человек, что может привести к гибели человечества.
Дятел: увеличиться количество вредных насекомых, что приведёт к гибели растительности. И т.д. На протяжении всей игры воспитатель помогает подбирать нужные слова для рассуждения.
Игра-моделирование: «Кормушка для птиц».
Игра проводиться поэтапно в группе и на улице.
1-й этап: Воспитатель предлагает детям нарисовать кормушку, на листе бумаги, какую бы хотел сделать ребёнок. Рассказать о ней, почему ребёнок именно так нарисовал кормушку. Вырезать картинки для украшения кормушки.
2-й этап: Воспитатель даёт материал для выполнения работы (бросовый материал: пластик, картон, тетрапак, цветная бумага, ножницы ), помогая детям на протяжении всей работы.
3-й этап: Вывешивание кормушек на территории детского сада и ближайших населённых пунктах.
Одновременно можно повесить и, ранее изготовленный, знак: «Кормите птиц».
Игра может проводиться по подгруппам или индивидуально.
Дидактическая игра: «Животные и их детёныши».
У детей картинка животного, а у воспитателя картинка детёныша. Воспитатель показывает картинку с изображением детёныша животного. Ребёнок определяет, относится детёныш к его животному, и если совпадёт с картинкой то соединить их, показав воспитателю, назвав правильно животного мужским, женским родом. Например: Лось, лосиха, лосёнок. Картинки меняются в течении игры между детьми. В игре могут принимать участие от 5-ти до 8-ми человек. Игра проводиться в группе.
Игра-моделирование: «Дополни».
На столе лежат картинки с изображением живой и не живой природы (растения, птиц, животных, человека, воды, облака и т. д.). Воспитатель предлагает детям разобрать по одной картинке. Затем по очереди, начиная с не живой природы, дети располагают на листе бумаги, создавая коллаж. Обращать на правильное расположение карточек (птица на дереве, животные на земле, облака в небе). Игра считается законченной после того как все дети правильно расположат свою карточку и объяснят, почему они её сюда поместили. В игре участвуют столько детей сколько карточек в наличии.
Дидактическая игра: «Насекомые».
Игра проводиться в группе. Воспитатель предлагает детям (по желанию) картинки с изображением одного насекомого. Затем по очереди ребята рассказывают о своём насекомом какую пользу он приносит природе. Например: муравьи помогают природе поедая вредных насекомых. Пчёлы собирают нектар, перенося пыльцу с одного цветка на другое, что позволяет растениям размножаться и появлению плодов и т.д. Игра заканчивается после того как все дети, участвующие в игре, расположат правильно насекомых на листе бумаги. В игре участвуют столько детей сколько карточек с насекомыми.
Дидактическая игра: « Какого растения не стало».
Воспитатель раскладывает на столе четыре или пять картинок лекарственных растений. Дети их запоминают. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают какого растения не хватает. Потом воспитатель отдаёт картинку с растением тому ребёнку который отгадал, рассказав чем оно полезно и что лечит. Потом ребёнок располагает картинку на местности где оно произрастает (луг, лес, поле и т.д.). Главное умение правильно расположить и рассказать.
Сюжетно-ролевая игра: «Агрономы».
Игра проводиться на улице. Воспитатель вместе с детьми уточняет о времени года. Какую пользу могут принести люди в весенний период природе. Дети вспоминают названия профессий: шофер, агроном, уборщик. Чем занимаются и что делают. Каждый ребёнок выбирает себе образ. Обозначить образ можно бэйджиками с надписью или рисунком. Затем выбирают инвентарь для работы, уточняют его назначение. Распределяют работу по участку: Агроном- посев семян, удобрение почвы; уборщик- уборка листьев, оставшиеся с осени; шофёр- вывоз мусора. Игра продолжается до конца выполнения задания. Дети в течении игры могут меняться ролью. В игре могут участвовать от 5до10 человек.
Подвижная игра: «Займи свой дом».
Игра проводиться на улице. Воспитатель обращает внимание на обручи в которых расположены картинки цветка или лекарственного растения. Затем предлагает выбрать для себя название любого цветка или растения, напоминая что в течении игры картинки в обручах могут меняться. Затем бегая в рассыпную, по сигналу воспитателя дети занимают то место на котором изображено выбранное ими растение или цветок. Из игры выбывает тот ребёнок, который не правильно занял место. Выигравшим становиться тот ребёнок или несколько детей, которые ни разу не ошиблись. В игре могут принимать участие до десяти человек.
Игра- слово: «Покажи и назови цветок».
Игра заключается в том, чтобы правильно по описанию найти показать, назвать и рассказать о садовом растении. Воспитатель раскладывает картинки на столе. Потом начинает описывать одно из растений. Дети начинают угадывать и выбирать. Выигрывает тот ребёнок, который больше всех соберёт картинок.
Подвижная игра: « Собери сорняки:
Игра проводиться на улице. Детям предлагают разделиться на две команды. Одна команда- сорняки, вторая- сборщики. Детям, которые в команде- сорняки раздают ленточки, которые прикрепляются к одежде на удобное место или держа в руке. По сигналу воспитателя вторая команда-сборщики догоняю «сорняки», собирая ленточки. Выигравшим считается та команда у которых больше (по количеству) ленточек. Игра продолжается по желанию детей.
Сюжетно-ролевая игра: «Садоводы»:
Игра проводиться на улице (тёплый период). Дети вспоминают названия профессий: шофер, агроном, уборщик. Чем занимаются и что делают. Каждый ребёнок выбирает себе образ. Обозначить образ можно надписью или рисунком. Затем выбирают инвентарь для работы, уточняют его назначение. Игра заключается в правильности высадки семян и исполнения роли. Распределяют работу по участку: Агроном-высадка семян; уборщик- уборка сухих растений, листьев; шофёр- вывоз мусора. Игра продолжается до конца выполнения задания. Дети в течении игры могут меняться ролью. В игре могут участвовать от 5до10 человек.
Подвижная игра: «Посади цветок».
Игра проводиться на улице. Воспитатель или ребёнок говорит считалку и выбирает цветы: Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт, Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.
Затем детям одевают шапочки цветов. Оставшиеся дети должны поймать «цветок и посадить в клумбу». Распределить «клумбы» между детьми. Игра начинается по сигналу воспитателя. Клумбой могут служить обручи. Победителем считается тот ребёнок который больше всего «посадит цветов на свою клумбу». Роли детей могут меняться только по окончанию игры. Число играющих может быть от 8-ми и более детей.
Игра-моделирование: «Посади растительность».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с местностью (луг, лес, сад, поле и т.д). Уточнить названия местности. Затем воспитатель предлагает выбрать одну карточку (карточка должна быть перевёрнута картинкой вниз). Ребёнок рассмотрев свою карточку называет растение и располагает на одной из местности. В игре дети могут исправлять ошибки друг друга. В игре могут участвовать столько детей сколько карточек растительности в наличии.
Дидактическая игра: «Какой гриб».
Воспитатель раздаёт картинки с грибами (Съедобные и не съедобные), так что бы одному ребёнку попалась одна картинка со съдобным грибом, а вторая не съедобным. Затем выкладывает на стол два больших квадрата: зелёный и красный. Объясняет детям, что на красном квадрате растут не съедобные грибы, а на зелёном съедобные. Потом дети по очереди раскладывают свои картинки, при этом не забывают назвать правильно гриб. Выигрывают дети которые правильно всё сделали.
Подвижная игра: «Съедобное не съедобное».
Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке. Дети выбирают водящего считалкой: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать!
Вот ребёнок в лес пошел,
Вот ребёнок гриб нашел.
Этот ребёнок чистить стал,
Этот ребёнок жарить стал,
Этот ребёнок все съел,
Оттого и потолстел !!!
Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет гриб: лисичка, груздь, мухомор и т.д. Если гриб съедобный, то ребёнок ловит мяч; если нет то отбрасывает его. Ребёнок ошибающийся в определении гриба выходит из игры. Игра продолжается до тех пор пока останется один ребёнок. Он и считается победителем.
Тренинг «Реши ситуацию».
Воспитатель предлагает убрать из леса грибы: -Что может произойти с жителями леса? А если исчезли птицы? Ягоды? Ушли из леса зайцы? и.д. Во время игры дети могут помогать рассуждать друг другу, исправляя не правильные рассуждения других детей.
Воспитатель подводит рассуждения детей, что не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Вся растительность леса и животный мир связан друг с другом. Они друг без друга не могут существовать. В игре могут участвовать все дети.
Настольная игра: «Домино».
Игра проводить в группе. Воспитатель или ребёнок раздаёт остальным детям одинаковое количество картинок с грибами. Объясняет, что правило заключается в том, чтобы: 1-й вариант: соединить одинаковые картинки при этом назвав правильно гриб.
2-й вариант: соединить съедобные грибы со съедобными (не зависимо от названия), а не съедобные с не съедобными. Выигрывает тот у кого не останется ни одной картинки. Победителем могут быть несколько человек.
Подвижная игра: «В лесу».
Игра проводиться на площадке. Воспитатель с помощью считалочки делит детей на две команды: хищники, травоядные:
Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут.
Дети надевают шапочки с изображением животных. По сигналу свистка «хищники» начинают ловить «травоядных». «Травоядные» могут прятаться где угодно (за деревом, на скамейке и т.д.) при этом «хищник» остаётся без добычи. Выигрывающими становятся те дети которые больше всего поймали «травоядных животных». А среди «травоядных» те кого не поймали. Игра может повторяться 4-5 раз.
Игра в слова: «Насекомые».
Воспитатель предлагает разобрать карточки с изображёнными насекомыми.
Затем воспитатель называет слова которые подходят к данному насекомому.
Например: муравейник, лес, чёрный или красный, полезное или вредное т.д. Ребёнок показывает картинку муравья уточняя чем он полезен. Мёд, трудолюбивая, улей, пасека и т.д.
Аналогично и с насекомыми: таракан, комар, оса, паук и т.д.
Подвижная игра: «Внимательный ребёнок».
Воспитатель вместе с детьми уточняет правила поведения человека в лесу. Роль водящего на себя берёт воспитатель. Дети гуляют шагом по участку. На слова воспитателя: медведь, дети стараются спрятаться за деревом, на скамейку, качели, горку и т.д. Зайчик- подходят посмотреть и идут дальше гулять. Змея- остаются на месте не подвижно и т.д. Выигрывает тот кто выполнил все движения правильно. Ребёнок который не правильно выполнил движение выбывает из игры. Победителем могут быть несколько детей.
Тренинг: «Личная безопасность».
Правила игры заключается в том, что воспитатель называет явление природы, насекомых, животных. А ребёнок должен рассказать, что ему нужно делать. Например: молния- прятаться в здании. Нельзя стоять под одиноким деревом или находиться в воде. Змея- стоять не подвижно до того пока змея не уползёт. И т.д. В течении игры дети помогают друг другу. Участие в игре могут принимать все дети.
Игра-ситуация: «Что будет, если…»
Воспитатель предлагает решить ситуацию: А что будет, если исчезнут деревья? Насекомые? Животные? Растения? Человек? Правило игры заключается в точном и правильном (логическом) решении детьми ситуации: А что можно сделать, если…? В игре могут участвовать все дети.
Пояснительная записка:
Данная программа составлена исходя из рабочей учебной программы по «Познанию мира» для детей старшего дошкольного возраста, которую я разработала на основе обязательного минимума содержания образования по направлению познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в
соответствие с ГОС НРК.
Образ мира у детей формируется и осуществляется в процессе развития познавательной сферы- сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Ведущей
деятельностью которой является игра.
Игра, — это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Основные педагогические идеи программы:
— идея сотрудничества (ДЕТИ – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ);
— идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
— идея опережающего развития;
— идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
— идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
Принципы программы:
— системность;
— развивающее обучение;
— доступность;
— принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Цели и задачи с учётом показателей развития детей старшего дошкольного возраста:
Мир человека:
— знать, что человек является частью природы.
— иметь представление о взаимосвязи человека и животного мира.
— знать значение пищевой цепочки.
Астрономия:
— знать значение атмосферы, озонового слоя.
— знать влияние солнца на планету.
— уметь решать различные ситуации.
Зоология:
— называть представителей того или иного вида животных Земли, Урала.
— знать проживание и питание животных с их природными особенностями.
— видеть взаимосвязь живого и не живого.
Уроки здоровья:
— знать, что природа тоже должна быть здоровой.
— уметь решать задачки по охране окружающего.
— иметь представление о том, как человек может помочь природе.
Ботаника:
— знать виды растений.
— правильно называть культурные, комнатные, лекарственные растения.
-уметь ухаживать за растениями.
— знать способы ухода.
Личная безопасность:
— знать об источниках безопасности, правила поведения в разных ситуациях.
— иметь представление о том, что не использует человек, может использовать животное.
— уметь бережно относиться к природе.
Программа включила в себя 6-ть блоков:
— мир человека.
— уроки здоровья.
— астрономия.
— зоология.
— ботаник.
— личная безопасность.
Время проведения:
-Утром ( дидактические игры).
— Днём ( подвижные, игры- ситуации, наблюдение ).
— Вечером ( игры-эксперименты, игры-моделирования, дидактические игры, тренинг ).
Место проведения в режиме дня:
— группа,
— участок (улица),
— ближайшие населённые пункты.
Ожидаемые результаты:
— дети умеют решать различные ситуации,
— умеют применять свой опыт по защите природы,
— знают способы охраны природы,
— используют полученные знания на практике.
Список литературы:
Т, И, Гризик «Познаю мир». Москва. Просвещение. 2004 г.
Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.Асар. 1996 г.
Л.Б. Поддубная «ОБЖ в старшей группе» Волгоград. Корифей. 2008 г.
А.Т. Зверев « Экологические игры». Оникс 21 век.2009 г.
В.М.Ковалёва « Игры на свежем воздухе». Харвест. А.С.Т. 2005 г.
Тематическое планирование:
П/П № | Название блока | Игровая деятельность | Количество часов |
1. | Мир человека | С/ролевая игра: «Садоводы». | 2. |
Игра-эксперимент: « Пересади цветок». | 2. | ||
2. | Уроки здоровья | Д/И « Верни листья и плоды дереву ». | 2. |
игра-моделирование «Экологи» | 1. | ||
Д/И «Знаки». | 1. | ||
С/ролевая игра: «Помощники природы». | 1. | ||
Игра- пантомима: «Угадай какое дерево». | 1. | ||
С/ролевая игра: «Садоводы». Д/игра: « Знаки » | 1. 1. | ||
3. | Астрономия | Игра-моделирование «Распредели планеты». | 2. |
П/игра: «Космонавты». | 1. | ||
Игра- моделирование: «Планета моей мечты». | 2. | ||
Словесная игра: «Какая планета». | 1. | ||
Тренинг: « А что будет, если…». | 1. | ||
С/ролевая игра: «Инопланетянин». | 1. | ||
4. | Зоология | Д/И «Покажи где я живу». | 1. |
Игра-ситуация: «Лесные животные». | 2. | ||
Игра-моделирование: «Кормушка для птиц». | 2. | ||
Д/игра: «Животные и их детёныши». Игра- моделирование: «Дополни». | 1. 1. | ||
Д/игра: «Насекомые». | 1. | ||
5. | Ботаника | Д/И « Распредели растения». | 1. |
Сюжетно- ролевая игра « Агрономы» | 1. | ||
П/И «Займи свой дом ». | 1. | ||
Д/игра: «Покажи цветок». | 1. | ||
С/ролевая игра: «Садоводы». | 2. | ||
Н/игра: «Посади цветок» | 2. | ||
П/игра: «Сорняки». | 1. | ||
6. |
Личная безопасность | Д/И «Какой гриб». | 1. |
П/И « Съедобное, не съедобное». | 1. | ||
Тренинг «Реши ситуацию». Н/игра: «Домино». | 1. 1. | ||
П/игра: «В лесу». | 1. | ||
Д/игра: «Насекомые». | 1. | ||
П/игра: «Внимательный ребёнок». | 1. | ||
Тренинг: «Реши ситуацию» или «Личная безопасность» | 1. | ||
Всего количество часов | 45 |
№ п/п |
Блок |
Игровая деятельность |
Дата проведения |
Место в режиме дня |
Цель с учётом требований основной общеобразовательной программы. |
Задачи |
Материалы |
Контрольные параметры | ||
Предметно- информационная |
Деятельно- коммуникативная |
Ценностно- ориентационная | ||||||||
1. |
Мир человека |
Прогулка: С/ролевая игра: «Садоводы». |
Сентябрь 3-я неделя |
День |
Воспитывать готовность к активному взаимодействию с окружающей средой |
Познакомить детей с профессия- ми людей, которые занимаются выращиванием растений (агроном, шофёр, и т.п.). Закрепить ранее приобретённые знания. |
Учить распределять роли, подбирать соответствующий инструмент и выполнять действия. |
Уметь применять инструменты в игре, знать их назначение, на- ходить и ориентироваться на местности. |
Лопатки, грабли, веники. |
Дети умеют пользоваться инструментами, распределяют роли, выполняя действия до конца игры, анализируя свои действия. |
Игра- эксперимент: « Пересади цветок». |
Сентябрь 3-я неделя |
Вечер |
Сформировать бережное и заботливое отношение к окружающей среде. |
Познакомить с правилами и особенностями пересадки комнатных растений. Совершенствовать умения детей совершать практические действия при пересадке растения. |
Учить детей выбирать правильно кашпо, землю инвентарь; пере- саживать цветок из горшка в гор- шок. |
Знать и особенности и правила пересадки комнатных растений. |
Горшок, земля, лопатки, вода. |
Дети научились пересаживать цветок; использовать инвентарь. | ||
/продолжение С/ролевая игра: «Садоводы». |
Сентябрь 4-я неделя |
День |
Формировать стремление брать на себя ответственность за жизнь живых организмов в окружающей среде. |
Уточнить знания детей о значении профессий, занимающиеся выращиванием растений; их значение. |
Обобщить знания детей о значении и применении того или иного садового инструмента. |
Уметь анализировать и делать выводы о своей работе. Применять знания на практике. |
Лопатки, веники, грабли, мешки. |
Дети научились делать выводы. Охотно применяют свои знания и умения на практике. | ||
1. |
Мир человека |
Игра- эксперимент: «Пересади цветок». |
Сентябрь 4-я неделя |
Вечер |
Сформировать бережное и заботливое отношение к окружающей среде. |
Закреплять знания детей о том, что жизнь растений зависит от человека. |
Упражнять детей в дальнейшем ухаживании за растением. |
Знают, что толь- ко с помощью человека растение будет расти. Умеют ухаживать за растением. |
Горшок с цветком, грабельки, палочка, лейка, вода. |
Дети используют знания и умения на практике /ухаживание за цветком/. |
2. |
Уроки здоровья |
Д/И « Верни листья и плоды дереву ». |
Октябрь: 1-я неделя |
Утро |
Воспитывать человечность, эмоциональную отзывчивость и интереса к окружающему миру. |
Развивать знания детей о названии того или иного дерева. Активизировать словарь прилагательными: стройное, мужественное, одинокое. |
Учить детей правильно подбирать листья и плоды к дереву. Упражнять в описании того или иного дерева. |
Находить правильно листья и плоды деревьев. Делать выводы для чего нужны плоды деревьев. Применять знания в высказывании о взаимосвязи растительности и птиц. |
картинки: листья, плоды. |
Умеют находить и сопоставлять плоды и листья. Устанавливают взаимосвязь растительности с животным ми- ром. |
2. |
Уроки здоровья |
Игра- Модель: «Экологи». |
Октябрь 1-я неделя |
Вечер |
Сформировать бережное и заботливое отношение к окружающей среде. |
Познакомить детей с запрещающими знаками, применяемые по охране природы. Выработать стремление детей изготовить знаки и донести их до людей. |
Углубить представления детей о том, как знаки могут помочь природе. Учить правильно изображать знаки. |
Реализовывать и применять свои знания на практике. Уметь самостоятельно делать выводы. |
Альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры. |
Усвоили какими способами можно охранять природу. |
2. |
Уроки здоровья |
Д/игра: «Верни листья и плоды дереву». |
Октябрь 2-я неделя |
Утро |
Продолжать воспитывать человечность, эмоциональную отзывчивость и интереса к окружающему миру. |
Продолжать развивать знания детей о названии того или иного дерева. Активизировать словарь прилагательными: стройное, мужественное, одинокое. |
Продолжать учить детей правильно подбирать листья и плоды к дереву. Упражнять в описании того или иного дерева. |
Применять знания в высказывании о взаимосвязи растительности и птиц. Находить и сопоставлять листья и плоды. |
Картинки: листья, плоды. |
Умеют находить и сопоставлять плоды и листья. Устанавливают взаимосвязь растительности с животным ми- ром. |
2. |
Уроки здоровья |
С/ролевая игра: «Помощники природы». |
Октябрь 2-я неделя |
День |
Продолжать воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость у детей и их интереса к окружающему миру. |
Продолжать закреплять уже приобретённые знания детей. Выработать чувство гордости от проделанной работы. |
Учить детей распределять между собой работу; подбирать соответствующий инвентарь и выполнять действия. |
Уметь пользоваться инвентарём. Знать, как листья сохраняют тепло корней, а весной служат удобрением. |
Лопатки, грабли, веники. |
Дети трудятся с охотой. Умеют пользоваться уборочным инвентарём. |
Игра- пантомима: «Какое дере- во». |
Октябрь 2-я неделя |
Вечер |
Обобщать и выражать свой эмоционально- познавательный опыт. |
Выработать умение детей в выполнении движений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Углубить представление о растительности. Упражнять в выполнении движений. |
Знать названия деревьев; сходство, отличия. Уметь правильно угадывать по движениям названия деревьев. |
Шапочки для игры. карточки |
Умеют выполнять движения. Бережно и трепет- но относятся к при- роде. | ||
С/ролевая игра: «Садоводы». |
Октябрь 3-я неделя |
День |
Продолжать формировать бережное и трепетное отношение к природе. |
Развивать знания о том, для чего нужно собирать опавшие листья. Закреплять знания детей о вредных насекомых. Вырабатывать у детей бережное отношение к при- роде. |
Продолжать учить Правильно пользоваться инвентарём, распределять роли, выполнять действия. |
Знать для чего это нужно делать. Уметь самостоятельно делать выводы. |
Уборочный инвентарь. |
Дети заботливо относятся к природе. Умеют самостоятельно делать выводы. | ||
2. |
Уроки здоровья |
Д/игра: «Знаки». |
Октябрь 3-я неделя |
Вечер |
Продолжать формировать бережное и трепетное отношение к природе. |
Совершенствовать представления детей о живой природе. Закреплять уже приобретённые знания. |
Упражнять в умении изображения знаков. Углубить представление детей о этих знаках. |
Уметь реализовывать знаки в жизни. Делать самостоятельно выводы. Знать значение знаков. |
Набор знаков. |
Дети знают значение знаков. Умеют самостоятельно делать выводы. |
3. 3. |
Астрономия. Астрономия |
Игра- модель «Распредели планеты». |
Ноябрь 1-я неделя Ноябрь 2-я неделя |
Утро |
Сформировать представление детей о солнечной системе. |
Развивать знания детей о влиянии солнца на плане- ты. Активизировать словарь: атмосфера, озоновый слой, магнитное поле. |
Углубить представление детей о том, как можно защитить плане- ту от разрушения озонового слоя. |
Знать об охране атмосферы, озонового слоя. Уметь делать выводы, почему нет жизни на других планетах. |
Рисунок солнечной системы, набор планет. |
Дети умеют делать выводы, применяя в своей речи: озоновый слой, магнитное поле. |
П/игра: «Космонавт». |
День |
Сформировать стремление брать на себя ответственность за жизнь планеты. |
Развивать знания детей о том, как космонавты помогают в охране планеты. |
Упражнять в умении выполнять действия в соответствии с ролью. |
Уметь анализировать свои действия. Ориентироваться в пространстве. Применять свои знания в игре. |
Атрибуты для игры. |
Дети реализовывают знания в игре. | |||
Игра- модель «Планета моей мечты». Д/игра: «Распредели планеты». /закрепление/ |
Вечер Утро |
Обобщать и выражать свои идеи в поделке. Продолжать сформировывать представление детей о охране планеты Земля. |
Закреплять знания детей о жизни на планете. Подготовить материал для моделирования. Развивать воображение. Продолжать развивать знания детей об охране планеты. Продолжать активизировать словарь детей: озоновый слой, магнитное поле. |
Учить правильно подбирать мате- риал для работы. Упражнять в умении делать выводы по охране планеты. |
Реализовывать свои идеи в работе. Уметь анализировать свою работу. Знать об охране планеты. Делать самостоятельно выводы. |
Клей, цветная. бумага. Кусочки ткани. Набор планет. |
Умеют планировать свою работу. Делают самостоятельно выводы. Дети усвоили способы охраны планеты. | |||
Словесная игра: «Какая плане- та». |
Вечер |
Сформировывать представления детей о других планетах. |
Закреплять знания детей о других планетах. Продолжать Развивать уже приобретённые знания. |
Учить правильно по описанию выбирать планету. |
Уметь делать выводы, почему нет жизни на других планетах. |
Карточки: фотографиипланет. |
Применяют знания в игре. Находят по описанию планету. | |||
Игра-слово: »А что будет, если…» |
Ноябрь 3-я неделя |
Утро |
Обобщать и выражать свой эмоционально- познавательный опыт. |
Развивать умение детей выражать свои мысли, делать выводы; Закреплять знания по охране Земли. |
Обобщить ранее полученные знания. Углубить представление детей с помощью пище- вой цепочки. |
Знать, как свои выводы, через что можно реализовать на практике. |
Сюжетные картинки. |
Знают о взаимосвязи живой и неживой природы. | ||
С/ролевая игра: «Инопланетяне». |
День |
Сформировать стремление брать на себя ответственность за жизнь планеты. |
Развивать знания детей о том, почему нет жизни на других планетах. Выработать чувство ответственности за жизнь всего живого. |
Упражнять в умении выполнять действия в соответствии с ролью. |
Уметь анализировать свои действия. Ориентироваться в пространстве. Применять свои знания в игре. |
Атрибуты для игры. |
Дети реализовывают знания в игре. | |||
Игра-модель: «Планета моей мечты». |
Вечер |
Продолжать учить обобщать и выражать свои идеи в поделке. |
Закреплять знания детей о жизни на планете. Закреплять умение детей в выборе материала для моделирования. Развивать воображение |
Учить правильно подбирать мате- риал для работы. |
Реализовывать свои идеи в работе. Уметь анализировать свою работу. |
Клей, цветная. бумага. Кусочки ткани. |
Умеют планировать свою работу. Делают самостоятельно выводы. | |||
4. |
Зоология. |
Д/игра: «Кто где живёт». |
Декабрь 1-я неделя |
Утро |
Формирование нравственного отношения к животному миру. Брать на себя ответственность за жизнь животных. |
Познакомить со средой обитания диких животных. Воспитывать Бережное отношение к животным. |
Учить правильно показывать и рас- сказывать о среде обитания того или иного животного. |
Находить картинки и делать выводы о влиянии человека на среду обитания. |
Сюжетные картинки. |
Умеют делать выводы. Знают влияние человека на среду обитания животных. |
Игра-ситуация: «Лесные животные». |
День |
Уточнить знания детей о среде обитания. |
Углубить знания детей о животных с помощью решения различных ситуаций. |
Знать правила поведения в лесу по отношению к животным. |
Шапочки для игры. |
Умеют решать различные ситуации. Знают о правиле поведения по отношению к животным. | ||||
Игра- модель: «Кормушка для птиц». |
Вечер |
Формировать стремление брать на себя ответственность за жизнь птиц. |
Выработать у детей стремление помогать птицам в зимний период. Познакомить детей с разнообразием питания птиц (синица-сало голуби, воробьи семечки, хлеб и т.д.) |
Учить детей правильно изготовлять кормушку из бросового материала. |
Знать, какой материал больше подходит для изготовления кормушки. |
Ножницы, клей, бумага, картон, пластик. |
Применяют свои знания на практике. Умеют применять бросовый материал в изготовлении кормушки. | |||
Д/игра: «Животные и их детёныши». |
Декабрь 2-я неделя |
Утро |
Продолжать формировать у детей бережное и заботливое отношение к животным. |
Закреплять знания детей о животных и их среде обитания. Развивать знания о значении того или иного животного в пищевой цепочке |
Учить правильно показывать и называть детёнышей животных. Углублять представления детей о месте обитания. |
Уметь правильно подбирать семейство животных. Знать значение среды обитания, и влияние чело- века. |
Картинки животных. |
Знают о влиянии человека на жизнь животных. Правильно находят и называют животных. | ||
Игра- ситуация: «Лесные животные» /закрепление/ |
День |
Продолжать формирование нравственного отношения к животному миру. Уметь брать на себя ответственность за жизнь животных. |
Закреплять знания детей о среде обитания. Влияние человека на мир животных. |
Продолжать углублять знания детей о животных с помощью решения различных ситуаций. |
Знать правила поведения в лесу по отношению к животным. |
Шапочки для игры. |
Умеют решать различные ситуации. Знают о правиле поведения по отношению к животным. | |||
4. |
Зоология |
Игра- модель: «Дополни». |
Декабрь 2-я неделя |
Вечер |
Обобщать и выражать свой эмоционально- познавательный опыт. |
Развивать знания детей о влиянии неживой природы на живую. Воспитывать желание в охране всего живого. |
Учить правильно распределять детали на плоскости. |
Уметь делать вы- воды. Выражать свои мысли в поделке. |
Картинки животных, растений. |
Применяют свои знания в моделировании. Знают о значении неживой природы. |
Д/игра: «Насекомые» |
Декабрь 3-я неделя |
Утро |
Сформировать бережное и заботливое отношение к живым организмам. |
Активизировать словарь детей: оседлые. Развивать знания детей о том, что отрывая кору у дерева мы лишаем питания птиц. (на примере дятла). |
Учить правильно находить, показывать и называть насекомых. Совершенствовать знания детей о значении насекомых. |
Применять свои знания в игре. Знать какое значение имеют насекомые в жизни человека. |
Картинки насекомых |
Правильно находят и называют насекомых. Знают о значении насекомых в жизни птиц. | ||
Игра-модель: «Кормушка» /продолжение/. |
Вечер |
Продолжать формировать стремление брать на себя ответственность за жизнь птиц. |
Продолжать Развивать у детей стремление помогать птицам в зимний период. Закреплять знание детей о разнообразии питания птиц (синица-сало; голуби, воробьи семечки, хлеб и т.д.) |
Продолжать упражнять детей в изготовлении кормушки из бросового материала. |
Знать, какой материал больше подходит для изготовления кормушки. |
Ножницы, клей, бумага, картон, пластик. |
Применяют свои знания на практике. Умеют применять бросовый материал в изготовлении кормушки. | |||
5. |
Ботаника |
Д/игра: «Какого растения не стало». |
Март 1-я неделя |
Утро |
Сформировать бережное и заботливое отношение к растительному миру. |
Познакомить с названием лекарственных растений и о местах произрастания. |
Учить правильно находить, распределять растения. |
Знать в применении лекарственных растений. Уметь делать выводы для чего нужно беречь лекарственные растения. |
Картинки лекарственных растений. |
Знают названия лекарственных растений. Умеют Самостоятельно делать выводы. |
5. 5. |
Ботаника Ботаника |
С/ролевая игра: «Агрономы». |
Март 1-я неделя |
День |
Воспитывать готовность к активному взаимодействию с окружающей средой |
Познакомить детей с профессия- ми людей, которые занимаются выращиванием растений (агро- ном, шофёр, и т.п.). Закрепить ранее приобретённые знания. |
Учить распределять роли, подбирать соответствующий инструмент и выполнять действия. |
Уметь применять инструменты в игре, знать их назначение, на- ходить и ориентироваться на местности. |
Лопатки, семена, грабли. |
Дети умеют пользоваться инструментами, распределяют роли, выполняя действия до конца игры, анализируя свои действия. |
П/игра: «Займи свой дом». |
Вечер |
Познакомить с Названием культурных растений. Закреплять названия лекарственных растений. Воспитывать бережное отношение к растительности |
Упражнять в умении правильно занимать места. Углублять знания детей о значении культурных растений. |
Уметь анализировать свои действия. Ориентироваться в пространстве. |
Обручи, картинки растений. |
Знают названия культурных растений. Находят правильно места. Знают о значении охраны растений. | ||||
Д/игра: «Покажи цветок». |
Март 2-я неделя Март 2-я неделя |
Утро |
Формировать бережное и заботливое отношение к растительному миру. |
Познакомить с названием садовых растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к садовым цветам. |
Учить правильно находить, показывать и называть растение. |
Знать значение садовых растений в жизни человека, насекомых. Уметь ухаживать за ними. |
Картинки с растения ми. |
Знают названия садовых растений, уход за ними | ||
С/ролевая игра: «Садоводы». П/игра: «Посади цветок». |
День Вечер |
Воспитывать готовность к активному взаимодействию с окружающей средой Воспитывать готовность к активному взаимодействию с окружающей средой |
Познакомить детей со способами высаживания семян в грунт. Закрепить ранее приобретённые знания. Закреплять названия садовых растений. Воспитывать бережное отношение к цветам. |
Учить распределять роли, подбирать соответствующий инструмент и выполнять действия. Упражнять в умении правильно занимать места. Углублять знания детей о значении садовых растений. |
Уметь применять инструменты в игре, знать их назначение. Знать способы ухода за растениями. Уметь анализировать свои действия. Ориентироваться в пространстве. |
Лопатки, грабли, семена. Обручи, картинки садовых цветов. |
Дети умеют пользоваться инструментами, распределяют роли, выполняя действия до конца игры, анализируя свои действия. Знают названия садовых растений, способы ухода за ними, значение. | |||
Игра-слово «Покажи и назови цветок». |
Март 3-я неделя |
Утро |
Формировать бережное и заботливое отношение к растительному миру. |
Продолжать Развивать знания детей о садовых растениях. Закреплять знания детей в умении правильного ухода за растениями. |
Учить правильно находить, показывать растения по описанию. Углублять представление детей о разнообразии цветов. |
Знать способы охраны и ухо- да за цветами. Применять знания в игре. |
Картинки с рисунками цветов. |
Знают названия цветов. Применяют свои знания в игре. | ||
П/игра: « Собери Сорняки». |
День |
Формирование экологического сознания, нравственного отношения к растительному миру. |
Сформировать представления для чего нужны сорняки. Развивать быстро- ту движений и реакций. |
Учить детей распределять роли, выполнять правильно движения. |
Знать правила игры. Ориентироваться в пространстве. Анализировать свои действия. Уметь делать выводы, для чего нужны сорняки. |
Картинки, шапочки сорняков. |
Знают правила. Значение сорняков для жизни животного мира. | |||
Игра-модель: »Посади растение». |
Вечер |
Формировать бережное и заботливое отношение к растительному миру. |
Продолжать Развивать знания о значении растительности. Закреплять знания детей в умении правильного ухода за растениями. Активизировать словарь: садовые, полевые, луговые. |
Учить правильно находить, показывать растения по описанию. Углублять представление детей о разнообразии растительности. |
Знать способы охраны и ухо- да за растениями. Применять знания в игре. |
Картинки растений. |
Применяют обобщающие слова в речи. Знают способы охраны. | |||
6. |
Личная Безопасность. |
Д/игра: «Какой гриб» |
Апрель 1-я неделя |
Утро |
Сформировать представление детей о значении грибов. |
Познакомить детей с названием грибов. Активизировать словарь детей. Сформировать представление детей о том, для чего нужно беречь грибы. |
Углублять представления о съедобных и не съедобных грибах. Учить правильно Выбирать, показывать и называть. |
Знать правила сборки грибов. Уметь делать выводы, что грибы нужны не только чело- веку |
Муляжи грибов. |
Усвоили правила игры. Знают значение грибов в жизни живых организмов. |
П/игра: «Съедобное, не съедобное» |
День |
Продолжать формировать представление о съедобных, несъедобных грибах. |
Сформировать представления для чего нужны грибы. Развивать быстро- ту движений. |
Учить детей правильно выполнять движения. Совершенствовать знания о последствиях приёма в пищу не съедобных грибов. |
Знать правила игры. Ориентироваться в пространстве. Анализировать свои действия. Уметь делать вывод, что не съедобные грибы бывают полезны и их истребление может нарушить пищевую цепочку. |
Мячик., картинки грибов, животных |
Знают правила. Значение грибов в жизни животного мира. | |||
Тренинг: «Реши ситуацию». |
Вечер |
Формирование экологического сознания, нравственного отношения к миру. |
Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к при- роде. Развивать умение в решении различных ситуаций. Совершенствовать приобретённые знания. |
Упражнять в умении выражать свои мысли. Видеть закономерности в природе. |
Знать правила бережного отношения ко всему живому. Видеть взаимосвязь живой и не живой природы. |
Картинки животного мира. |
Умеют делать выводы. Решают различные ситуации. | |||
6. |
Личная безопасность. |
Настольная игра: «Домино». |
Апрель: 2-я неделя |
Утро |
Обобщать и выражать свой эмоционально-познавательный опыт в игре. |
Развивать знания детей о значении грибов в жизни животных. Прививать бережное отношение к растущим грибам. |
Учить правильно показывать и называть грибы. |
Знать правило о сборе грибов. Уметь делать вывод о том, чем полезны грибы животному миру. |
Карточки с изображением грибов. |
Дети знают, что грибы бывают съедобные, не съедобные, а также являются лекарственными; бережное отношение. |
П/игра: «В лесу». |
Апрель: 2-я неделя |
День |
Воспитывать человечность, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость у детей и интереса к окружающему миру. |
Закрепить знания детей, о правиле поведения в лесу по отношению к животным. Воспитывать интерес к решению различных ситуаций. Прививать бережное отношение к миру животных. |
Продолжать учить детей правильно, в движении, изображать животных, называть их. |
Знать о том, что увидев животных нельзя брать домой. Продолжать развивать знания о том, что человек является частью природы. |
Шапочки для игры, карточки с животными. |
Дети усвоили правило поведения в лесу. Закрепили знания о чутком, бережном отношении к живот- ному миру. | ||
Игра в слова: »Насекомые» |
Апрель 3-я неделя |
Утро |
Формировать бережное и заботливое отношение к насекомым. |
Продолжать Развивать знания о значении насекомых в экосистеме. Закреплять знания детей в назывании насекомых. |
Учить правильно находить, показывать насекомых по описанию. Углублять представление детей о разнообразии насекомых. |
Знать об охране насекомых Применять знания в игре. Уметь решать различные ситуации |
Картинки насекомых. |
Знают значение насекомых, правило поведения по отношению к ним. | ||
П/игра: «Внимательный ребёнок». |
День |
Формировать бережное и заботливое отношение к себе. |
Закреплять знания о личной безопасности в лесу. |
Углублять представление детей о том, что уничтожая насекомых, растительность, беспорядочно, можно нарушить численность, что приведёт к гибели всего живого. |
Знать правила личной безопасности по отношению к насекомым. Уметь правильно выполнять движения. |
Киндер- игрушки, картинки, муляжи. |
Дети усвоили правила личной безопасности и бережное отношение ко всему живому. | |||
6. |
Личная безопасность. |
Тренинг: «Реши ситуацию». Или «Личная безопасность» |
Апрель 3-я неделя |
Вечер |
Формирование экологического сознания, нравственного отношения к миру. |
Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к при- роде. Развивать умение в решении различных ситуаций. Совершенствовать приобретённые знания. |
Упражнять в умении выражать свои мысли. Видеть закономерности в природе. |
Знать правила бережного отношения ко всему живому. Видеть взаимосвязь живой и не живой природы. |
Картинки животного мира. |
Умеют делать выводы. Решают различные ситуации. |
Игра- ситуация: «Что будет, если…». |
Апрель 4-я неделя |
Утро |
Обобщать и выражать свой эмоционально- познавательный опыт. |
Развивать умение детей выражать свои мысли, делать выводы; Закреплять знания по охране природы и своей безопасности в ней. |
Обобщить ранее полученные знания. Углубить представление детей с помощью решения различных ситуаций. |
Уметь правильно выражать свои мысли. |
Сюжетные картинки. |
Умеют решать ситуации, знают способы охраны своего здоровья и здоровье природы. | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 546 «Семицветик».
Приложение игр к программе
Екатеринбург.
Сюжетно-ролевая игра: «Садоводы».
Игра проводиться на улице. Дети вспоминают названия профессий: шофер, агроном, уборщик. Чем занимаются и что делают. Каждый ребёнок выбирает себе образ. Обозначить образ можно бэйджиками с надписью или рисунком. Затем выбирают инвентарь для работы, уточняют его назначение. Распределяют работу по участку: Агроном-сбор семян; уборщик- уборка засохших растений, листьев; шофёр- вывоз мусора. Игра продолжается до конца выполнения задания. Дети в течении игры могут меняться ролью. В игре могут участвовать от 5до10 человек.
Игра- эксперимент: «Пересади цветок».
Игра может проводиться как в группе, так и на улице (тёплый период). Детям предлагается рассмотреть цветок в
горшке. Сделать вывод, почему его нужно пересадить (маленький горшок по сравнению с размером цветка; или цветок заболел и нуждается в плодородной почве). Затем дети выбирают материал для пересадки: горшок, землю, лопатку; набирают воду. Один или два ребёнка (вместе с воспитателем) пересаживают цветок. Воспитатель обращает внимание на то, как вынимать цветок из горшка, не повреждая корни, чем полезен керамзит в почве для цветка. Уточняют последовательность пересадки. Игра проводиться до конца действий. В игре участвуют от1 до 3-х человек. Остальные дети принимают участие как смотрители. Главное усвоить способы пересадки.
Дидактическая игра: «Верни листья и плоды дереву».
Воспитатель предлагает детям разобрать карточки на которых изображено дерево или куст и набор карточек с плодами или семенами, листьями. Затем предлагает распределить (положить) листья и плоды на карточку с деревом, называя его и объясняя свои действия. Если ребёнок затрудняется или не правильно выполнил задание, ему помогают другие дети или воспитатель. В течении игры карточки с деревьями могут меняться между детьми. Игра продолжается до конца распределения листьев, семян или плодов. В игре могут принимать участие столько детей, сколько в наличии карточек с деревьями.
Игра-моделирование: «Экологи».
Детям рассматривают приготовленные воспитателем два, три знака, символизирующие охрану природы ( перечёркнутый знак крест на крест красными линиями на котором изображена рука человека, ломающая ветку или пишущая ножом по дереву; кормушка с рукой, которая сыпет семена в кормушку и надпись: «Берегите птиц» и т.д.). Затем ребяткам предлагается подумать и рассказать о том, какой можно ещё придумать знак по охране природы; изобразить его так, чтобы этот знак был понятен детям и взрослым.
Потом дети выбирают карандаши нужного цвета или цветную бумагу, ножницы, клей и приступают к изготовлению знака. Игру можно продолжить на улице, развесив знаки на территории детского сада или у ближайшего населённого пункта. В игре могут принимать участие все дети.
Сюжетно –ролевая игра: «Помощники природы».
Игра проводится на улице. Воспитатель предлагает детям по рассуждать, как можно помочь деревьям и кустарникам выжить в зимний период (закрыть листьями корни деревьев). Затем предлагается детям выбрать нужный инвентарь, и распределить места выполнения задания.
На начальном этапе возможен показ воспитателя, затем дети выполняют роль самостоятельно. Игра считается законченной если задание выполнено. В игре могут принимать участие все дети.
Игра- пантомимо: «Какое дерево».
Игра может проводиться как в группе так и на улице. Воспитатель раздаёт нескольким детям картинки с деревом или кустом так, чтобы другие играющие не видели. Предлагает выслушать задание, например: как опадают листья, иголочки и семена с дерева осенью. Затем дети по очереди у которых есть карточки показывают движения молча, а остальные
дети пытаются угадать какое дерево или куст. Угадывая правильно названия дерева или куста воспитатель одевает
шапочку с изображением дерева или куста, выполняющему движения ребёнку, а угадавшему отдаёт карточку. Выигрывает тот у кого будет больше карточек. Затем дети по желанию меняются ролями. В игре могут принимать участие 5-10 человек.
Дидактическая игра: «Знаки».
Игра проводиться в группе. Воспитатель раздаёт детям карточки, изображающие охрану природы.
Детям предлагается подумать и рассказать, что означает этот знак, о чём он ,, говорит,, предупреждает.
В течении игры воспитатель и дети помогают рассуждать друг другу. После описания всех знаков дети
по желанию меняются карточками. Игра продолжается по желанию детей.
Дидактическая игра: «Распредели планеты».
Воспитатель раздаёт ребёнку по карточке с названием и изображением одного из компонентов Солнечной системы (Солнца и девяти планет). Выучить считалку:
Раз-Меркурий,
Два- Венера,
Три-Земля,
Четыре-Марс.
Пять-Юпитер, Шесть-Сатурн,
А потом Уран, Нептун.
Дальше всех от нас Плутон… Наше солнце чемпион.
Затем воспитатель предлагает детям выложить свои карточки в том порядке, который соответствует порядку расположения небесных тел в Солнечной системе. Порассуждать, почему нет жизни на той или иной планете.
Игра считается проведённой после расположения картинок и рассуждения. В игре участвуют 9-ять человек.
Подвижная игра: «Космонавт».
Игра проводиться на улице. Воспитатель с помощью считалочки (на выбор воспитателя) выбирает космонавта.
Цель космонавта: уметь правильно предупредить землян об надвигающейся опасности. А цель остальных детей
выполнить правильно действия по отношению к себе и природе. Например: Космонавт: «Внимание, внимание, предупреждаю, надвигаются осадки в виде снега».
Дети: укрывают плёнкой кусты, прячутся на веранду. И т.д.
Игра может продолжаться по желанию детей.
Игра-моделирование: «Планета моей мечты».
1-й этап: Воспитатель предлагает детям нарисовать планету, на листе бумаги, на которой бы хотели жить.
Рассказать о ней, почему ребёнок именно так изобразил планету. Вырезать нужные картинки.
2-й этап: Воспитатель даёт материал для выполнения работы (пластилин, цветная бумага, мячи, клейстер),
Помогая детям в придании планете круглую форму.
3-й этап: На протяжении всей игры воспитатель помогает детям распределить детали на макете планеты, которые
сделали дети.
Игра может проводиться подгруппами или индивидуально.
Дидактическая игра: «Кто где живёт».
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей картинки с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, гнездо, дупло и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок определяет, где оно живёт, обитает, и если совпадёт с картинкой то «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Игра-ситуация: «Лесные животные».
Детям раздаются картинки животных. Предлагается поразмыслить, а что произойдёт, если исчезнут…?
Например:
волки, лисы. Появятся много больных животных и болезнь будет распространятся уничтожая остальных
здоровых животных. А также может заболеть и человек, что может привести к гибели человечества.
Дятел: увеличиться количество вредных насекомых, что приведёт к гибели растительности. И т.д. На протяжении всей игры воспитатель помогает подбирать нужные слова для рассуждения.
Игра-моделирование: «Кормушка для птиц».
Игра проводиться поэтапно в группе и на улице.
1-й этап: Воспитатель предлагает детям нарисовать кормушку, на листе бумаги, какую бы хотел сделать ребёнок. Рассказать о ней, почему ребёнок именно так нарисовал кормушку. Вырезать картинки для украшения кормушки.
2-й этап: Воспитатель даёт материал для выполнения работы (бросовый материал: пластик, картон, тетрапак, цветная бумага, ножницы ), помогая детям на протяжении всей работы.
3-й этап: Вывешивание кормушек на территории детского сада и ближайших населённых пунктах.
Одновременно можно повесить и, ранее изготовленный, знак: «Кормите птиц».
Игра может проводиться по подгруппам или индивидуально.
Дидактическая игра: «Животные и их детёныши».
У детей картинка животного, а у воспитателя картинка детёныша. Воспитатель показывает картинку с изображением детёныша животного. Ребёнок определяет, относится детёныш к его животному, и если совпадёт с картинкой то соединить их, показав воспитателю, назвав правильно животного мужским, женским родом. Например: Лось, лосиха, лосёнок. Картинки меняются в течении игры между детьми. В игре могут принимать участие от 5-ти до 8-ми человек. Игра проводиться в группе.
Игра-моделирование: «Дополни».
На столе лежат картинки с изображением живой и не живой природы (растения, птиц, животных, человека, воды, облака и т. д.). Воспитатель предлагает детям разобрать по одной картинке. Затем по очереди, начиная с не живой природы, дети располагают на листе бумаги, создавая коллаж. Обращать на правильное расположение карточек (птица на дереве, животные на земле, облака в небе). Игра считается законченной после того как все дети правильно расположат свою карточку и объяснят, почему они её сюда поместили. В игре участвуют столько детей сколько карточек в наличии.
Дидактическая игра: «Насекомые».
Игра проводиться в группе. Воспитатель предлагает детям (по желанию) картинки с изображением одного насекомого. Затем по очереди ребята рассказывают о своём насекомом какую пользу он приносит природе. Например: муравьи помогают природе поедая вредных насекомых. Пчёлы собирают нектар, перенося пыльцу с одного цветка на другое, что позволяет растениям размножаться и появлению плодов и т.д. Игра заканчивается после того как все дети, участвующие в игре, расположат правильно насекомых на листе бумаги. В игре участвуют столько детей сколько карточек с насекомыми.
Дидактическая игра: « Какого растения не стало».
Воспитатель раскладывает на столе четыре или пять картинок лекарственных растений. Дети их запоминают. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают какого растения не хватает. Потом воспитатель отдаёт картинку с растением тому ребёнку который отгадал, рассказав чем оно полезно и что лечит. Потом ребёнок располагает картинку на местности где оно произрастает (луг, лес, поле и т.д.). Главное умение правильно расположить и рассказать.
Сюжетно-ролевая игра: «Агрономы».
Игра проводиться на улице. Воспитатель вместе с детьми уточняет о времени года. Какую пользу могут принести люди в весенний период природе. Дети вспоминают названия профессий: шофер, агроном, уборщик. Чем занимаются и что делают. Каждый ребёнок выбирает себе образ. Обозначить образ можно бэйджиками с надписью или рисунком. Затем выбирают инвентарь для работы, уточняют его назначение. Распределяют работу по участку: Агроном- посев семян, удобрение почвы; уборщик- уборка листьев, оставшиеся с осени; шофёр- вывоз мусора. Игра продолжается до конца выполнения задания. Дети в течении игры могут меняться ролью. В игре могут участвовать от 5до10 человек.
Подвижная игра: «Займи свой дом».
Игра проводиться на улице. Воспитатель обращает внимание на обручи в которых расположены картинки цветка или лекарственного растения. Затем предлагает выбрать для себя название любого цветка или растения, напоминая что в течении игры картинки в обручах могут меняться. Затем бегая в рассыпную, по сигналу воспитателя дети занимают то место на котором изображено выбранное ими растение или цветок. Из игры выбывает тот ребёнок, который не правильно занял место. Выигравшим становиться тот ребёнок или несколько детей, которые ни разу не ошиблись. В игре могут принимать участие до десяти человек.
Игра- слово: «Покажи и назови цветок».
Игра заключается в том, чтобы правильно по описанию найти показать, назвать и рассказать о садовом растении. Воспитатель раскладывает картинки на столе. Потом начинает описывать одно из растений. Дети начинают угадывать и выбирать. Выигрывает тот ребёнок, который больше всех соберёт картинок.
Подвижная игра: « Собери сорняки:
Игра проводиться на улице. Детям предлагают разделиться на две команды. Одна команда- сорняки, вторая- сборщики. Детям, которые в команде- сорняки раздают ленточки, которые прикрепляются к одежде на удобное место или держа в руке. По сигналу воспитателя вторая команда-сборщики догоняю «сорняки», собирая ленточки. Выигравшим считается та команда у которых больше (по количеству) ленточек. Игра продолжается по желанию детей.
Сюжетно-ролевая игра: «Садоводы»:
Игра проводиться на улице (тёплый период). Дети вспоминают названия профессий: шофер, агроном, уборщик. Чем занимаются и что делают. Каждый ребёнок выбирает себе образ. Обозначить образ можно надписью или рисунком. Затем выбирают инвентарь для работы, уточняют его назначение. Игра заключается в правильности высадки семян и исполнения роли. Распределяют работу по участку: Агроном-высадка семян; уборщик- уборка сухих растений, листьев; шофёр- вывоз мусора. Игра продолжается до конца выполнения задания. Дети в течении игры могут меняться ролью. В игре могут участвовать от 5до10 человек.
Подвижная игра: «Посади цветок».
Игра проводиться на улице. Воспитатель или ребёнок говорит считалку и выбирает цветы: Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт, Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.
Затем детям одевают шапочки цветов. Оставшиеся дети должны поймать «цветок и посадить в клумбу». Распределить «клумбы» между детьми. Игра начинается по сигналу воспитателя. Клумбой могут служить обручи. Победителем считается тот ребёнок который больше всего «посадит цветов на свою клумбу». Роли детей могут меняться только по окончанию игры. Число играющих может быть от 8-ми и более детей.
Игра-моделирование: «Посади растительность».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с местностью (луг, лес, сад, поле и т.д). Уточнить названия местности. Затем воспитатель предлагает выбрать одну карточку (карточка должна быть перевёрнута картинкой вниз). Ребёнок рассмотрев свою карточку называет растение и располагает на одной из местности. В игре дети могут исправлять ошибки друг друга. В игре могут участвовать столько детей сколько карточек растительности в наличии.
Дидактическая игра: «Какой гриб».
Воспитатель раздаёт картинки с грибами (Съедобные и не съедобные), так что бы одному ребёнку попалась одна картинка со съдобным грибом, а вторая не съедобным. Затем выкладывает на стол два больших квадрата: зелёный и красный. Объясняет детям, что на красном квадрате растут не съедобные грибы, а на зелёном съедобные. Потом дети по очереди раскладывают свои картинки, при этом не забывают назвать правильно гриб. Выигрывают дети которые правильно всё сделали.
Подвижная игра: «Съедобное не съедобное».
Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке. Дети выбирают водящего считалкой: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать!
Вот ребёнок в лес пошел,
Вот ребёнок гриб нашел.
Этот ребёнок чистить стал,
Этот ребёнок жарить стал,
Этот ребёнок все съел,
Оттого и потолстел !!!
Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет гриб: лисичка, груздь, мухомор и т.д. Если гриб съедобный, то ребёнок ловит мяч; если нет то отбрасывает его. Ребёнок ошибающийся в определении гриба выходит из игры. Игра продолжается до тех пор пока останется один ребёнок. Он и считается победителем.
Тренинг «Реши ситуацию».
Воспитатель предлагает убрать из леса грибы: -Что может произойти с жителями леса? А если исчезли птицы? Ягоды? Ушли из леса зайцы? и.д. Во время игры дети могут помогать рассуждать друг другу, исправляя не правильные рассуждения других детей.
Воспитатель подводит рассуждения детей, что не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Вся растительность леса и животный мир связан друг с другом. Они друг без друга не могут существовать. В игре могут участвовать все дети.
Настольная игра: «Домино».
Игра проводить в группе. Воспитатель или ребёнок раздаёт остальным детям одинаковое количество картинок с грибами. Объясняет, что правило заключается в том, чтобы: 1-й вариант: соединить одинаковые картинки при этом назвав правильно гриб.
2-й вариант: соединить съедобные грибы со съедобными (не зависимо от названия), а не съедобные с не съедобными. Выигрывает тот у кого не останется ни одной картинки. Победителем могут быть несколько человек.
Подвижная игра: «В лесу».
Игра проводиться на площадке. Воспитатель с помощью считалочки делит детей на две команды: хищники, травоядные:
Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут.
Дети надевают шапочки с изображением животных. По сигналу свистка «хищники» начинают ловить «травоядных». «Травоядные» могут прятаться где угодно (за деревом, на скамейке и т.д.) при этом «хищник» остаётся без добычи. Выигрывающими становятся те дети которые больше всего поймали «травоядных животных». А среди «травоядных» те кого не поймали. Игра может повторяться 4-5 раз.
Игра в слова: «Насекомые».
Воспитатель предлагает разобрать карточки с изображёнными насекомыми.
Затем воспитатель называет слова которые подходят к данному насекомому.
Например: муравейник, лес, чёрный или красный, полезное или вредное т.д. Ребёнок показывает картинку муравья уточняя чем он полезен. Мёд, трудолюбивая, улей, пасека и т.д.
Аналогично и с насекомыми: таракан, комар, оса, паук и т.д.
Подвижная игра: «Внимательный ребёнок».
Воспитатель вместе с детьми уточняет правила поведения человека в лесу. Роль водящего на себя берёт воспитатель. Дети гуляют шагом по участку. На слова воспитателя: медведь, дети стараются спрятаться за деревом, на скамейку, качели, горку и т.д. Зайчик- подходят посмотреть и идут дальше гулять. Змея- остаются на месте не подвижно и т.д. Выигрывает тот кто выполнил все движения правильно. Ребёнок который не правильно выполнил движение выбывает из игры. Победителем могут быть несколько детей.
Тренинг: «Личная безопасность».
Правила игры заключается в том, что воспитатель называет явление природы, насекомых, животных. А ребёнок должен рассказать, что ему нужно делать. Например: молния- прятаться в здании. Нельзя стоять под одиноким деревом или находиться в воде. Змея- стоять не подвижно до того пока змея не уползёт. И т.д. В течении игры дети помогают друг другу. Участие в игре могут принимать все дети.
Игра-ситуация: «Что будет, если…»
Воспитатель предлагает решить ситуацию: А что будет, если исчезнут деревья? Насекомые? Животные? Растения? Человек? Правило игры заключается в точном и правильном (логическом) решении детьми ситуации: А что можно сделать, если…? В игре могут участвовать все дети.
15 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»