Урок по произведению "В.Осеева "Печенье""
способствовать формированию умения понимать нравственно-этическое содержание произведения.
Тема урока: В.Осеева. «Печенье».
Цель урока:
способствовать формированию умения понимать нравственно-этическое содержание произведения.
Задачи:
формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения;
корригировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения; внимание, речь, память.
воспитывать чувство уважения к старшим.
Оборудование к уроку: иллюстративный материал об авторе, карточка с анаграммами, пиктограммы, карточки с текстом рассказа, фотография писателя, иллюстрации к тексту, аудиозапись, карточка со скороговоркой, карточки с текстом стихотворения.
Ход урока. I. Оргмомент.
Настрой учащихся на работу.
1.Психологическая минутка.
-Дышите ровно, расслабьте плечи, наклоните голову вперёд, покачайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычертите» полукруг на груди.
-Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь!
2.Речеваяразминка.
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
а) Дыхательные упражнения:
«Остуди чай»
«Понюхай цветок»
«Сдуй пылинку».
б) А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос
в) Упражнение на развитие ритма
Условие: вместо последнего слова – хлопок. И так убираем по одному слову от конца предложения
— Ехал грека через реку.
— Ехал грека через (хлопок)
— Ехал грека (хлопок) (хлопок)
— Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок)
— ( хлопок) (хлопок) хлопок) (хлопок)
г) Упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
— медленное хоровое чтение, представляя, о чем говорим;
— убыстряя темп (хором);
— индивидуально, как «тараторки»;
— 2-3 быстрых рассказывания
II. Проверка домашнего задания.
Продолжи строчки.
А. Твардовский “Лес осенью”.
1 группа
Меж редеющих —
Показалась -----.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая -----.
2 группа
Стала ель в лесу -----.
Бережёт густую -----.
Подосиновик -----
С двинул шапку на -----.
3 группа
— Какие чувства пробуждает в тебе стихотворение “Лес осенью”? Из предложенного оставь нужное, лишнее зачеркни.
Печаль;
Восхищение;
Огорчение;
Равнодушие;
Радость.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Дети оценивают рассказ товарищей.
Кузнецов А. – демонстрация рисунка по содержанию стихотворения.
|
|
|
ГБ(О)С(К)ОУ СКО школа-интернат VIII вида №5 |
УРОК ЧТЕНИЯ
В.ОСЕЕВА «ПЕЧЕНЬЕ»
4 класс
Подготовила
учитель Целыковская С.А.
2012г.
Тема урока: В.Осеева. «Печенье».
Цель урока:
способствовать формированию умения понимать нравственно-этическое содержание произведения.
Задачи:
формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения;
корригировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения; внимание, речь, память.
воспитывать чувство уважения к старшим.
Оборудование к уроку: иллюстративный материал об авторе, карточка с анаграммами, пиктограммы, карточки с текстом рассказа, фотография писателя, иллюстрации к тексту, аудиозапись, карточка со скороговоркой, карточки с текстом стихотворения.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Настрой учащихся на работу.
1.Психологическая минутка.
-Дышите ровно, расслабьте плечи, наклоните голову вперёд, покачайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычертите» полукруг на груди.
-Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь!
2.Речевая разминка.
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
а) Дыхательные упражнения:
«Остуди чай»
«Понюхай цветок»
«Сдуй пылинку».
б) А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос
в) Упражнение на развитие ритма
Условие: вместо последнего слова – хлопок. И так убираем по одному слову от конца предложения
- Ехал грека через реку.
- Ехал грека через (хлопок)
- Ехал грека (хлопок) (хлопок)
- Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок)
- ( хлопок) (хлопок) хлопок) (хлопок)
г) Упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
- медленное хоровое чтение, представляя, о чем говорим;
- убыстряя темп (хором);
- индивидуально, как «тараторки»;
- 2-3 быстрых рассказывания
II. Проверка домашнего задания.
Продолжи строчки.
А. Твардовский “Лес осенью”.
1 группа
Меж
редеющих -----
Показалась -----.
Зашумела
у опушек
Ярко-жёлтая -----.
2 группа
Стала
ель в лесу -----.
Бережёт густую
-----.
Подосиновик -----
С двинул шапку
на -----.
3 группа
- Какие чувства пробуждает в тебе стихотворение “Лес осенью”? Из предложенного оставь нужное, лишнее зачеркни.
Печаль;
Восхищение;
Огорчение;
Равнодушие;
Радость.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Дети оценивают рассказ товарищей.
Кузнецов А. – демонстрация рисунка по содержанию стихотворения.
III. Актуализация знаний.
1. Анаграмма «Собери словечко»
Катрел Качаш Ченьепе чкажело
- Проверим, что получилось: чтение слов вслух.
2. Найдите лишнее слово. Оно будет названием рассказа, который мы будем сегодня изучать.
- Назовите «лишнее» слово. Почему? (Печенье)
3.Правильно смотайте клубок с нитками и прочитайте фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся
О е в
с
е а
- Рассказ «Печенье» написала Валентина Александровна Осеева. Многие из вас уже читали ее произведения.
4.Прослушивание аудиозаписи с биографией В.Осеевой.
Обсуждение. Узнали ли вы голос рассказчика?
- Что вы узнали?
IV. Работа по теме урока.
1. Постановка учебной задачи.
- Итак, Валентина Александровна сочиняла рассказы для своих воспитанников, значит, мы сегодня прочитаем какую-то поучительную историю. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
- Почему В. Осеева решила поведать нам эту историю?
- Какие ещё цели мы поставим перед собой?
(познакомиться с героями, хорошо читать, найти главную мысль произведения).
2. Чтение рассказа учителем.
3.Первичная проверка восприятия.
- Жанр? Рассказ, сказка, стихотворение?
- Кто герои?
- Как можно назвать их одним словом? (семья)
- Назовите орфограмму в слове семья.
- Нравится вам такая семья?
- Поделитесь своими впечатлениями. Оцените поступок по сигнальным картам.
4. Физминутка « Семья »
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)
5. Подготовка к чтению.
- Откройте учебник на стр.34.
- Найдите, прочитайте и назовите заголовок и фамилию автора.
Нам встретятся трудные слова.
- Прочитаем их хором медленно по слогам, а потом плавно с ударением.
Вы-сы-па-ла За-зве-не-ла При-дви-нул Раз-ло-жи-ли У-мень-ша-лись Не-на-ча-тый 6. Работа с текстом по учебнику. Повторное чтение и анализ прочитанного. (Индивидуальное задание: Кузнецов А. – работа с картинками по содержанию.) 1.Жужжащее чтение. 2.Чтение буксиром. 3.Чтение по абзацам. 1-я часть (1-ый абзац). Обсуждение: -Где происходит действие? - Зачем собралась семья? (чаепитие) - Для кого мама испекла сласти? - Кто это «все» уселись за стол? Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему? 2-я часть (диалог). - С какой интонацией будете читать речь мальчиков? (чтение) Обсуждение: - С какими словами обратился Миша к бабушке? - Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? Ваше настроение? 3-я часть -Ваше настроение? -Что бы вы сказали мальчикам? 4.Выборочное чтение: - Сравните, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи. - Найдите и прочитайте самые веселые строки в рассказе. - Найдите и прочитайте самые грустные предложения. - К каким предложениям относится рисунок? Проверка выполненного индивидуального задания Кузнецовым А. Зарядка для глаз. Обвести глазками звезду по часовой стрелке 3 раза и против часовой 3 раза.
5 «Склеенные предложения». Предлагаются «склеенные» предложения, которые необходимо разделить и прочитать.
МамавысыпаланатарелкупеченьебабушкавеселозазвенелачашкамиВоваиМишауселисьзастол.
ДелипоодномустрогосказалМишамальчикивыгребливсепеченьенастолиразложилиегонадвекучки.
Бабушкаподалачайзастоломбылотихокучкипеченьябыстроуменьшались
Мишадоелпоследнийкусочекипосмотрелнамамуонамешалаложечкойненачатыйчайонпосмотрелнабабушкуонажевалакорочкухлеба...
V. Закрепление. 1. Беседа нравственно-этического содержания: - Какими вам показались Вова и Миша? Хотели бы вы иметь таких друзей? - Как они поступили: правильно или нет? Дадим им характеристику. - Прочитаем и выберем нужные для этого слова. Какое непонятно? (работа по словарю над словом «эгоист») Разделим их на отрицательные и положительные. Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные. - Кто из вас поступает так же? - А как поступили бы вы? 2. Работа по развитию речи. - Прочитать последнюю часть и придумать продолжение. Придумывание детьми своего конца рассказа «Печенье». Заслушивание ответов детей. 1-й ребёнок. Я бы сходил в магазин и купил ещё печенья, напоил бы маму и бабушку чаем. 2-й ребёнок. Я бы испекла блинчиков, положила на блюдце вкусной сметанки. 3-й ребёнок. Я бы испекла вкусное, рассыпчатое печенье. 4-й ребёнок. Попросить прощение. VI. Обобщение 1. Работа над идеей произведения. - Для чего написана эта история? - Можно ли назвать её поучительной? -Почему? 2.Работа с пословицами. Умел ошибиться, умей и поправиться. Красив тот, кто красиво поступает. Не надобен клад, коли в семье лад. - Что они отражают? (почитание к старшим, в первую очередь к родителям) VII. Итог урока. Рефлексия - Какое произведение читали? Понравилось? - Кто автор? - Чему учились? - Какое у вас настроение от урока? Вывод: Добрым быть совсем не просто Не зависит доброта от роста, Если доброта, как солнце светит, Радуются и взрослые и дети.
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО