Тайны эпистолярного жанра
1) дать понятие об эпистолярном жанре;
2) познакомить учащихся с лучшими образцами эпистоляр¬ного жанра и правилами оформления письма;
Наименование образовательного учреждения:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кувакинская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики
Название ресурса: Тайны эпистолярного жанра
Тип материала : урок
ФИО: Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Кувакинская СОШ» Алатырского района
Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика, Алатырский район, с.Кувакино
Год: 2012
Конспект занятия
Тема: Тайны эпистолярного жанра.
Цели:
1) дать понятие об эпистолярном жанре;
2) познакомить учащихся с лучшими образцами эпистолярного жанра и правилами оформления письма;
3) способствовать развитию культуры письменного общения. Оборудование:
1) книжная выставка: Е.Богат "Что движет солнце и светила", "Письма женщин к Пушкину", "Хороший тон", "Язык письма" и др.;
2) иллюстрации: И.Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Лактионов "Письмо с фронта";
3) аудиозапись романса "Утро туманное..." на слова И.С.Тургенева;
4) шкатулка с письмами.
Ход урока
I.Организационный момент.
I. Подготовка к восприятию темы.
Каждому человеку в жизни приходилось отправлять письма. Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. Чаще всего мы пишем письма родным , близким, друзьям. Представьте себе, что вы находитесь в другом городе, и вам необходимо сообщить родителям или друзьям о том, как вы доехали, как вас встретили, как вы проводите время, когда собираетесь вернуться назад и т.д. как вы это сделаете? (по телефону, телеграммой, письмом...)
А когда еще человек обращается к письму? (Когда человек находится далеко, когда он переполнен чувствами и может доверить их только листу бумаги, когда человеку нужно собраться с мыслями... во многих семьях бережно хранят особо дорогие письма, письма, ставшие реликвией. Есть ли в вашем доме такие письма. О чем они? Почему их берегут?
П. Сообщение темы и задач урока.
Обратите внимание на тему нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей письма, поговорим о разных письмах, познакомимся с тайнами эпистолярного жанра и его этикетными особенностями. Главная наша задача - научиться письменному общению, другими словами, научиться писать письма.
Запишите, пожалуйста, число и тему нашего урока в тетрадь.
III. Сообщение нового материала.
1. Слово учителя.
В русской литературе и в литературе вообще письмо или эпистолярный жанр занимал достойное место среди других литературных жанров. Давайте послушаем, какое определение эпистолярному жанру дает словарь литературоведческих терминов. (1 ученик читает определение).
Запишите определение в тетради.
Конечно, в наше время, когда существует и телефон, и телеграф, а теперь еще и другие способы связи: Интернет, электронная почта, факс, пейджер и т.д. письма стали писать гораздо реже, но все-таки эпистолярный жанр никогда не умирал, не умирает он и сейчас. Каждому из нас приходится или придется когда-нибудь писать письма, вот почему нужно уметь это делать!
А как было в древности, когда еще не существовала письменность?
2. Сообщения учеников (3 ученика).
а) В древности для того, чтобы передать какое-нибудь сообщение или информацию, как принято говорить сейчас, посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник, заучив "письмо" со слов отправителя, потом пересказывал его адресату. Память об этом осталась в нашем языке: мы чаще говорим: "В письме сказано...". "В письме написано...". Во время монголо-татарского ига монголы передавали тайные депеши военного характера в виде песни.
б) В древности можно было получить узелковое письмо-кипу, оно представляло собой резную палочку или шнур, с которого свисали бахромой тоненькие веревочки разных цветов с завязанными узлами. Весь секрет был в том, какого цвета и как был завязан узелок. Чтобы читать такие письма, нужно было держать в памяти сотни вариантов узлов и сплетений. Отсюда и пошло выражение "завязать узелок на память".
в) У индейских племен Северной Америки было в обиходе письмо-вампум. Вместо узелков индейцы использовали раковины, окрашенные в разные цвета. Весь набор раковин нанизывали на шнур и носили как пояс. Эти же раковины служили одновременно и как украшения, и как деньги.
Вывод. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что у всех способов переписки в дописьменный период было много недостатков и самый главный:— неточность.
IV. Словарная работа.
Шли годы, и немало еще утекло воды, пока появилось привычное для нас слово "письмо" (написанный текст, посылаемый для сообщения). Известно, что письмо пишется человеком и отправляется другому. Как правильно называются эти люди? В чем разница между словами "адресат" и "адресант"? (Сообщается заранее подготовленным учеником, делается запись в тетрадях).
Адресант- тот, кто пишет письмо; адресат - тот, кому пишут письмо.
Составьте, пожалуйста, предложения с причастными оборотами, используя "адресат" или "адресант".
V. Знакомство с образцами эпистолярного жанра.
1. Слово учителя.
Самыми "эпистолярными" считаются ХVШ-Х1Х. века. В это время эпистолярный жанр приобрел необычайную популярность. По свидетельству современников, ни одно собрание, ни один званый обед не обходился без общего разговора о почтовых делах. Песни ямщиков исполнялись русскими певцами, композиторы писали хоры, сочиняли оперы, художники создавали полотна.
2. Описание картины.
Перед нами репродукция с картины И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
3. Знакомство с письмами (читают учащиеся). Какие же письма писали в то время? О чем они? Великолепными образцами этого жанра являются письма великих людей; Наполеона Бонапарта, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Фридриха Геббеля, немецкого поэта – романтика - давайте послушаем некоторые из них
а) Тургенев И.С.- Полине Виардо.
б) Фридрих Геббель -Элиз Лензин.
4. Прослушивание романса И.С.Тургенева "Утро туманное..."
Романс — это особая поэтическая и музыкальная форма личного письма. Бывают еще поэтические письма, примеров таких писем множество у Пушкина, Лермонтова, Есенина, Симонова... Послушаем одно из них.
5. Стихотворение С.Есенина "Письмо матери" (читает 1 ученик).
Конечно, для выражения мыслей в такой форме, нужен особый талант, который есть далеко не у каждого. Поэтому письма обычно пишут прозой.
VI. Игра "Письма из шкатулки".
Образцы эпистолярного жанра мы встречаем часто на страницах произведений. Проведем небольшую игру. Вашему вниманию будут предложены письма, а вам предлагается определить их авторство.
1. Письмо Дубровского Троекурову ("Дубровский" А.Пушкин)
2.. Письмо Тома Сойера ("Приключения Гекльберри Финна" М.Твен )
3. Письмо доктора Ватсона Шерлоку Холмсу ("Собака Баскер-вилей" А.Конан-Дойль).
4. Письмо кардинала Ришелье Миледи ("Три мушкетера" А.Дюма).
5. Письмо Гарри к Рону ("Гарри Поттер" Д.Роулинг).
VII. Изучение правил оформления письма.
Обратите внимание на памятки (см. приложение). Как правильно оформить письмо?
Во-первых, письмо должно привлекать своим аккуратным внешним видом верхнем углу ставится дата написания письма, там же указывается, откуда это письмо. Если бумага без полей, поля оставляются слева. Почерк должен быть разборчивым, писать надо ручкой. На первой строке обычно пишется обращение. Друга называем по имени. Если обращаешься ко взрослому, с которым тебя связывают давние теплые и дружеские отношения, можно написать "Дорогой..." или "Дорогая...". Всем другим следует писать "Уважаемый..."
Вспомним эпистолярный XIX век. Общепринятыми обращениями в то время были:
"Милостивый ..., Глубокоуважаемый..., Сударь, Сударыня...". Оригинальны обращения у А.С.Пушкина: "Любезный Дмитрий Николаевич! От всего сердца благодарю тебя, милый европеец, за неожиданное послание..."
В начале письма надо обязательно поблагодарить адресата за предыдущее письмо и дать ответ на вопросы, поставленные перед вами, а лишь затем продолжать письмо.
О чем нужно писать в письмах: о школьных делах, семейных событиях, можно поделиться мыслями о прочитанных книгах, фильмах... нужно быть искренним и правдивым. В конце письма необходимо указать свое авторство. В XIX веке письма зачастую заканчивались так: с глубочайшим почтением..., честь имею быть..., остаюсь вашим покорнейшим слугой и т.д. Нам в этом отношении гораздо проще, можно добавить слова: искренне ваш..., с уважением..
Иногда в письмах можно встретить буквы Р.S. — это постскриптум. Что это означает? (1 ученик дает определение).
Постскриптум — это "после сказанного". Иногда бывает, что написав письмо, вдруг приходит известие, которое необходимо сообщить тотчас же. PS можно употреблять только в письмах к лицам равным; в письмах, обращенных к людям почтенным или вышестоящим, РS запрещается хорошим тоном.
VIII. Письменная работа (5-7 минут).
1. Используя памятки и ваши домашние заготовки, напишите письмо близкому вам человеку (другу, родственнику) о самом памятном дне осенних каникул.
2. Чтение 2-3 работ вслух
IX. Итог урока.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Задание на дом:
1) выучить правила оформления письма;
2) закончить письмо. Выставление оценок.
Список используемых ресурсов:
Литература:
1.Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
3.Капинос В.И., Сергеева Н.Н..Изложения6 тексты с лингвистическим анализом. М.,1994.
3.Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1977.
4.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. М., 2001.
5.Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1984.
6.Письма Тургенева И.с.к Полине Виардо.
7.Письма А.М.Горького к сыну.
8.Розенталь Е.И.Теленкова М.А. Словарь. Справочник литературоведческих терминов. М.,1976.
Интернет- ресурсы:
-
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
-
Htpp//edu.1september.ru
-
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
-
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
-
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Приложение 1.
Письмо Ф.Геббеля к Элиз Лензин.
Гейдельберг, первый день Пасхи,1836год.
Моя добрая, дорогая Элиза.
Едва вступил я в обладание моим жилищем, как ощутил потребность первым делом написать тебе. Я сентиментален, как молодая девушка, узнавшая впервые, что у нея есть сердце; я мог бы тотчас сесть в почтовую карету и поехать к тебе обратно в Гамбург; горы – плохая замена любимых людей.
…Я пишу пустяки, и должен кончать письмо, если не хочу разорвать его… Приветствую и целую тебя тысячу раз и называю тебя моею доброю, дорогою Элизой. Не будь жестока и не заставляй меня чересчур долго ждать твоего письма, я жажду получить его…
…Привет твоим родителям.
Твой Фридрих.
Письмо Тургенева И.С. К Полине Виардо.
С.-Петербург, четверг 26 окт. (7 нояб.) 1850.
Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, theuerste, lieb-ste, beste Frau, как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? нет дня, когда дорогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо, силу уз, скрепляющих меня с вами и с вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь вашей симпатией, и грустен оттого, что так далек от вас! Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу!
Работа моя для «Современника» окончена и удалась лучше, чем я ожидал. Это, в добавление к «Запискам охотника», еще рассказ, где я в немного прикрашенном виде изобразил состязание двух народных певцов, на котором я присутствовал два месяца назад. Детство всех народов сходно, и мои певцы напомнили мне Гомера. Потом я перестал думать об этом, так как иначе перо выпало бы у меня из рук. Состязание происходило в кабачке, и там было много оригинальных личностей, который я пытался зарисовать a la Teniers... Черт побери! какие громкие имена я цитирую при каждом удобном случае! Видите ли, нам, маленьким литераторам, ценою в два су, нужны крепкие костыли для того, чтобы двигаться.
Одним словом, мой рассказ понравился - и слава Богу!
Письмо Дубровского Троекурову
Государь мой примилостивый,
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне
псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а
я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -
потому что я не шут, а старинный дворянин. - За сим остаюсь покорным ко
услугам
Андрей Дубровский.
Письмо Ришелье Миледи.
«Миледи! Будьте на первом же балу, на котором появится герцог Бекингэм. На его камзоле вы увидите двенадцать алмазных подвесков; приблизьтесь к нему и отрежьте два из них.
Сообщите мне тотчас же, как только подвески будут в ваших руках».
Письмо Шерлоку Холмсу.
«Сегодня вечером, без четверти восемь, — говорилось в записке, — к Вам придет джентльмен, который хочет получить у Вас консультацию по очень важному делу. Услуги, оказанные Вами недавно одному из королевских семейств Европы, показали, что Вам можно доверять дела чрезвычайной важности. Такой отзыв о Вас мы со всех сторон получали. Будьте дома в этот час и не подумайте ничего плохого, если Ваш посетитель будет в маске».
Сергей Есенин ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»