Вечер досуга - викторина "Проводы зимы"
Краткое описание
Cсистематизировать и обобщить знания детей о зиме, как о времени года, о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых зимних условий.
Описание
Литературно- музыкальная викторина “Проводы зимы” Интеграция образовательных областей: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Формы работы:
Игра — соревнование; чтение стихов; отгадывание загадок, работа с пословицами и поговорками; рассматривание иллюстраций.
Цель: Cсистематизировать и обобщить знания детей о зиме, как о времени года, о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых зимних условий.
Задачи:
— воспитывать познавательный интерес к природе;
— развивать творческие способности детей;
— воспитывать умение слушать вопросы и задания воспитателя.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулках, работа в уголке природы, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, заучивание тематических стихов и поговорок, изготовление атрибутов, дидактического материала для викторины, слушание музыки, разучивание песни «Здравствуйте, птицы» Н. Лукониной.
Оборудование:
Игровое поле состоит из круга, разделённого на 6 секторов разного цвета, 2 кубика (на гранях одного кубика — цвет сектора, на гранях другого — номер вопроса). Кубик, мольберт, гуашь, кисточки.
Конверты с заданиями.
белый конверт — вопросы о месяцах зимы и неживой природе,
зелёный конверт — о жизни растений зимой;
коричневый конверт — вопросы о животных;
синий конверт — пословицы и поговорки о зиме;
жёлтый конверт – отрывки из сказок;
красный конверт — вопросы о жизни птиц зимой.
Картинки зверей и птиц, бумажные снежинки.
Магнитофон. Записи произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Группа оформлена как лесная поляна (избушка в снегу, елочки, повсюду развешаны бумажные снежинки).В середине группы игровой стол.
Ход викторины:
Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь” из цикла ”Времена года”
Воспитатель в костюме Зимы приветствует детей:
У леса на опушке
Живу в своей избушке.
Среди сугробов, елей,
Буранов и метелей.
Укутываю снегом
Леса, поля, дома,
А льдом я выстилаю
Озера, реки и моря…
Хоть зимушка я и холодная,
Зря вы прячете нос, я же добрая!
Вас за щечки щипну ради шалости,
Всем забавы дарю лишь для радости!
Здравствуйте, ребята! Я — Зимушка. Вот и заканчивается мое время.
В назначенный срок я передам свои права Весне и распрощаюсь с вами до будущего года. Но перед тем как расстаться, я хочу с вами поиграть в викторину.
Воспитатель делит детей на две команды, дети выбирают название для своей команды.
Воспитатель: Вы по очереди будете кидать кубики. Первый кубик укажет цвет сектора, а второй – номер вопроса. За каждый правильный ответ вы получите снежинку. Победить сможет та команда, которая наберет наибольшее количество снежинок.
Дети по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы. После 6 ответов проводится музыкальная пауза.
1. Музыкальная пауза «Отгадай произведение» (используются фрагменты из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Звучит музыка. Дети отгадывают музыкальное произведение. 2. Музыкальная пауза: «Игра в снежки». Муз. Н. Вересокиной Дети под музыку кидают снежки, как только музыка останавливается, все замирают. Игра повторяется три раза. 3. Музыкальная пауза Песня «Здравствуйте, птицы» Муз. Н. Лукониной При отгадывании загадок о животных и птицах дети в костюмах читают ранее заученные стихи.
Ребёнок в костюме зайца:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
Ребёнок в костюме белки:
А когда придет зима
И сугробов терема,
Белка спрячется в дупло,
Там и сухо и тепло.
Ребёнок в костюме лисы:
Бродит по лесу сестрица,
Ищет, чем бы поживиться.
Слышит, возятся, пищат,
В норках выводки мышат.
И плутовка быстро — быстро
Разрывает снег пушистый.
Ребёнок в костюме снегиря читает стихотворение:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это – снегири!
Ребёнок в костюме синички читает стихотворение:
Все тропинки занесло.
Снег скрипит, искрится.
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Зима подводит итоги викторины, награждает победителей, отмечает всех участников, прощается с детьми.
Использованная литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб., 2006
2. Дошкольное воспитание №7 2005
3. Игровая деятельность в занятиях по экологическому воспитанию (подготовительная группа). – М., 2009
4. Система экологического воспитания. Авт. сос. О.Ф.Горбатенко. – М., 2006
5. Фольклорно-экологические занятия. Авт. сос. Г.А.Лопигина
Приложение.
Задание для белого сектора (месяцы, погода, неживая природа).
1. Назовите месяцы зимы (декабрь, январь, февраль).
2. Отгадайте загадку:
Он пушистый,серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь
(снег)
3. Отгадайте загадку:
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(метель)
4.Какие праздники и памятные даты мы отмечаем зимой? (12 декабря – День Конституции, Новый год, Рождество, 23 февраля).
5.Почему снег скрипит под ногами? (При сильном морозе лучики у снежинок ломаются).
6.Из чего состоят облака? (Из капелек воды и кристалликов льда).
Задания для зеленого сектора.
1.Почему деревья стоят зимой без листьев?
(прекращается сокодвижение; деревья спят, отдыхают; листья сброшены, чтобы не ломались ветки от снега).
2.Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (они нужны для прокорма, животные грызут кору, ветки).
3.Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (cнег является одеялом для растений).
4. Отгадайте загадку:
Лишь пурга окрест завоет
И морозы станут злей,
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (сосна)
5. Отгадайте загадку:
Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (ель)
6. Как часто зимой нужно поливать комнатные растения? (реже, замедляется их рост и развитие).
Задание для жёлтого сектора.
Угадай, из каких произведений эти отрывки.
1. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика…» (р.н.с. «Лисичка- сестричка и серый волк»).
2. Пришла зима студеная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить… (р.н.с.”Лиса и заяц”).
3. Это была высокая, статная, величавая женщина,
в ослепительно- белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу ее узнал. Кто это? («Снежная королева» Г.Х.Андерсен).
4.В одном доме жили две девочки – Рукодельница и Ленивица. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, одевалась, да за дело бралась. А Ленивица в постельке меж тем лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Одоевский «Мороз Иванович»).
5.Жили- были старик со старухой. Жили дружно, ладно. Всё бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. («Снегурочка».)
6.Девочка вышла на полянку, да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Стала девочка считать людей и насчитала…(С.Маршак «Двенадцать месяцев»).
Задания для коричневого сектора (животные).
1. Какого зверя называют лесным великаном? Чем он питается? (Лося. Он питается травой, ветками деревьев).
2. Зачем зимой заяц скачет за лосями? (Лось рогами ломает ветки, а заяц грызет их.)
3. Как зимует белка и чем питается? ( Скачет по веткам, прячется в дупле, питается запасами осени).
4.Как охотится лиса за мышами? (Она подпрыгивает, разрывает снег, т.к. мыши под снегом прокладывают туннели.)
5. Кто лишний в ряду и почему? (выставляются иллюстрации животных: волк, заяц, белка. Дети отвечают, что лишний волк т.к. он хищник и питается другими животными)
6.Где чей след? ( выставляются изображения следов зайца, лося, медведя, лисы.)
Задания для синего сектора.
1.Береги нос………………..(в большой мороз)
2.Мороз невелик………………….(да стоять не велит)
3.Декабрь год заканчивает…………..(зиму начинает)
4.Спасибо мороз…………….(что снегу нанес)
5.Зимой солнце светит, да……..(не греет)
6.Зима лето пугает, да все равно…… (тает)
Задание для красного сектора (птицы).
1. Игра «Кто лишний?» (Воспитатель использует предметные картинки из серии “Птицы” ворона, синица, снегирь, дятел, клёст, ласточка.)
2. Какие птицы похожи на яблоки, и откуда они прилетают? (Снегири. Они прилетают с севера).
3. Говорят они воришки,
Эти серые мальчишки.
И шумливы, и драчливы,
Все щебечут: Чьи вы? чьи вы? (воробьи)
4.У какой птицы зимой появляются птенцы? (У клеста. Зимой много семян хвойных деревьев).
5.Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (дятел)
6.Для какой птицы вешают кусочки несоленого сала? И почему? (синице спасают от голода)
5. Кто лишний в ряду и почему? (выставляются иллюстрации животных: волк, заяц, белка. Дети отвечают, что лишний волк т.к. он хищник и питается другими животными)
6.Где чей след? ( выставляются изображения следов зайца, лося, медведя, лисы.)
Задания для синего сектора.
1.Береги нос………………..(в большой мороз).
2.Мороз невелик………………….(да стоять не велит).
3.Декабрь год заканчивает…………..(зиму начинает).
4.Спасибо мороз…………….(что снегу нанес).
5.Зимой солнце светит, да……..(не греет).
6.Зима лето пугает, да все равно…… (тает).
Задание для красного сектора (птицы).
1. Игра «Кто лишний?» (Воспитатель использует предметные картинки из серии “Птицы” ворона, синица, снегирь, дятел, клёст, ласточка.)
2. Какие птицы похожи на яблоки, и откуда они прилетают? (Снегири. Они прилетают с севера. )
3. Говорят они воришки,
Эти серые мальчишки.
И шумливы, и драчливы,
Все щебечут: Чьи вы? чьи вы? (воробьи)
4.У какой птицы зимой появляются птенцы? (У клеста. Зимой много семян хвойных деревьев.)
5.Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (дятел)
6. Для какой птицы вешают кусочки несоленого сала? И почему? (для синицы, спасая от голода)
Формы работы:
Игра — соревнование; чтение стихов; отгадывание загадок, работа с пословицами и поговорками; рассматривание иллюстраций.
Цель: Cсистематизировать и обобщить знания детей о зиме, как о времени года, о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых зимних условий.
Задачи:
— воспитывать познавательный интерес к природе;
— развивать творческие способности детей;
— воспитывать умение слушать вопросы и задания воспитателя.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулках, работа в уголке природы, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, заучивание тематических стихов и поговорок, изготовление атрибутов, дидактического материала для викторины, слушание музыки, разучивание песни «Здравствуйте, птицы» Н. Лукониной.
Оборудование:
Игровое поле состоит из круга, разделённого на 6 секторов разного цвета, 2 кубика (на гранях одного кубика — цвет сектора, на гранях другого — номер вопроса). Кубик, мольберт, гуашь, кисточки.
Конверты с заданиями.
белый конверт — вопросы о месяцах зимы и неживой природе,
зелёный конверт — о жизни растений зимой;
коричневый конверт — вопросы о животных;
синий конверт — пословицы и поговорки о зиме;
жёлтый конверт – отрывки из сказок;
красный конверт — вопросы о жизни птиц зимой.
Картинки зверей и птиц, бумажные снежинки.
Магнитофон. Записи произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Группа оформлена как лесная поляна (избушка в снегу, елочки, повсюду развешаны бумажные снежинки).В середине группы игровой стол.
Ход викторины:
Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь” из цикла ”Времена года”
Воспитатель в костюме Зимы приветствует детей:
У леса на опушке
Живу в своей избушке.
Среди сугробов, елей,
Буранов и метелей.
Укутываю снегом
Леса, поля, дома,
А льдом я выстилаю
Озера, реки и моря…
Хоть зимушка я и холодная,
Зря вы прячете нос, я же добрая!
Вас за щечки щипну ради шалости,
Всем забавы дарю лишь для радости!
Здравствуйте, ребята! Я — Зимушка. Вот и заканчивается мое время.
В назначенный срок я передам свои права Весне и распрощаюсь с вами до будущего года. Но перед тем как расстаться, я хочу с вами поиграть в викторину.
Воспитатель делит детей на две команды, дети выбирают название для своей команды.
Воспитатель: Вы по очереди будете кидать кубики. Первый кубик укажет цвет сектора, а второй – номер вопроса. За каждый правильный ответ вы получите снежинку. Победить сможет та команда, которая наберет наибольшее количество снежинок.
Дети по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы. После 6 ответов проводится музыкальная пауза.
1. Музыкальная пауза «Отгадай произведение» (используются фрагменты из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Звучит музыка. Дети отгадывают музыкальное произведение. 2. Музыкальная пауза: «Игра в снежки». Муз. Н. Вересокиной Дети под музыку кидают снежки, как только музыка останавливается, все замирают. Игра повторяется три раза. 3. Музыкальная пауза Песня «Здравствуйте, птицы» Муз. Н. Лукониной При отгадывании загадок о животных и птицах дети в костюмах читают ранее заученные стихи.
Ребёнок в костюме зайца:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
Ребёнок в костюме белки:
А когда придет зима
И сугробов терема,
Белка спрячется в дупло,
Там и сухо и тепло.
Ребёнок в костюме лисы:
Бродит по лесу сестрица,
Ищет, чем бы поживиться.
Слышит, возятся, пищат,
В норках выводки мышат.
И плутовка быстро — быстро
Разрывает снег пушистый.
Ребёнок в костюме снегиря читает стихотворение:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это – снегири!
Ребёнок в костюме синички читает стихотворение:
Все тропинки занесло.
Снег скрипит, искрится.
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Зима подводит итоги викторины, награждает победителей, отмечает всех участников, прощается с детьми.
Использованная литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб., 2006
2. Дошкольное воспитание №7 2005
3. Игровая деятельность в занятиях по экологическому воспитанию (подготовительная группа). – М., 2009
4. Система экологического воспитания. Авт. сос. О.Ф.Горбатенко. – М., 2006
5. Фольклорно-экологические занятия. Авт. сос. Г.А.Лопигина
Приложение.
Задание для белого сектора (месяцы, погода, неживая природа).
1. Назовите месяцы зимы (декабрь, январь, февраль).
2. Отгадайте загадку:
Он пушистый,серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь
(снег)
3. Отгадайте загадку:
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(метель)
4.Какие праздники и памятные даты мы отмечаем зимой? (12 декабря – День Конституции, Новый год, Рождество, 23 февраля).
5.Почему снег скрипит под ногами? (При сильном морозе лучики у снежинок ломаются).
6.Из чего состоят облака? (Из капелек воды и кристалликов льда).
Задания для зеленого сектора.
1.Почему деревья стоят зимой без листьев?
(прекращается сокодвижение; деревья спят, отдыхают; листья сброшены, чтобы не ломались ветки от снега).
2.Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (они нужны для прокорма, животные грызут кору, ветки).
3.Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (cнег является одеялом для растений).
4. Отгадайте загадку:
Лишь пурга окрест завоет
И морозы станут злей,
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (сосна)
5. Отгадайте загадку:
Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (ель)
6. Как часто зимой нужно поливать комнатные растения? (реже, замедляется их рост и развитие).
Задание для жёлтого сектора.
Угадай, из каких произведений эти отрывки.
1. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика…» (р.н.с. «Лисичка- сестричка и серый волк»).
2. Пришла зима студеная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить… (р.н.с.”Лиса и заяц”).
3. Это была высокая, статная, величавая женщина,
в ослепительно- белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу ее узнал. Кто это? («Снежная королева» Г.Х.Андерсен).
4.В одном доме жили две девочки – Рукодельница и Ленивица. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, одевалась, да за дело бралась. А Ленивица в постельке меж тем лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Одоевский «Мороз Иванович»).
5.Жили- были старик со старухой. Жили дружно, ладно. Всё бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. («Снегурочка».)
6.Девочка вышла на полянку, да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Стала девочка считать людей и насчитала…(С.Маршак «Двенадцать месяцев»).
Задания для коричневого сектора (животные).
1. Какого зверя называют лесным великаном? Чем он питается? (Лося. Он питается травой, ветками деревьев).
2. Зачем зимой заяц скачет за лосями? (Лось рогами ломает ветки, а заяц грызет их.)
3. Как зимует белка и чем питается? ( Скачет по веткам, прячется в дупле, питается запасами осени).
4.Как охотится лиса за мышами? (Она подпрыгивает, разрывает снег, т.к. мыши под снегом прокладывают туннели.)
5. Кто лишний в ряду и почему? (выставляются иллюстрации животных: волк, заяц, белка. Дети отвечают, что лишний волк т.к. он хищник и питается другими животными)
6.Где чей след? ( выставляются изображения следов зайца, лося, медведя, лисы.)
Задания для синего сектора.
1.Береги нос………………..(в большой мороз)
2.Мороз невелик………………….(да стоять не велит)
3.Декабрь год заканчивает…………..(зиму начинает)
4.Спасибо мороз…………….(что снегу нанес)
5.Зимой солнце светит, да……..(не греет)
6.Зима лето пугает, да все равно…… (тает)
Задание для красного сектора (птицы).
1. Игра «Кто лишний?» (Воспитатель использует предметные картинки из серии “Птицы” ворона, синица, снегирь, дятел, клёст, ласточка.)
2. Какие птицы похожи на яблоки, и откуда они прилетают? (Снегири. Они прилетают с севера).
3. Говорят они воришки,
Эти серые мальчишки.
И шумливы, и драчливы,
Все щебечут: Чьи вы? чьи вы? (воробьи)
4.У какой птицы зимой появляются птенцы? (У клеста. Зимой много семян хвойных деревьев).
5.Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (дятел)
6.Для какой птицы вешают кусочки несоленого сала? И почему? (синице спасают от голода)
5. Кто лишний в ряду и почему? (выставляются иллюстрации животных: волк, заяц, белка. Дети отвечают, что лишний волк т.к. он хищник и питается другими животными)
6.Где чей след? ( выставляются изображения следов зайца, лося, медведя, лисы.)
Задания для синего сектора.
1.Береги нос………………..(в большой мороз).
2.Мороз невелик………………….(да стоять не велит).
3.Декабрь год заканчивает…………..(зиму начинает).
4.Спасибо мороз…………….(что снегу нанес).
5.Зимой солнце светит, да……..(не греет).
6.Зима лето пугает, да все равно…… (тает).
Задание для красного сектора (птицы).
1. Игра «Кто лишний?» (Воспитатель использует предметные картинки из серии “Птицы” ворона, синица, снегирь, дятел, клёст, ласточка.)
2. Какие птицы похожи на яблоки, и откуда они прилетают? (Снегири. Они прилетают с севера. )
3. Говорят они воришки,
Эти серые мальчишки.
И шумливы, и драчливы,
Все щебечут: Чьи вы? чьи вы? (воробьи)
4.У какой птицы зимой появляются птенцы? (У клеста. Зимой много семян хвойных деревьев.)
5.Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (дятел)
6. Для какой птицы вешают кусочки несоленого сала? И почему? (для синицы, спасая от голода)
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
Детский сад 2100
Подготовительная группа
14 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
- Проект «Преемственность. Ясли – сад»
- Перспективное планирование совместно-познавательной деятельности по экологии в подготовительной группе на 2011-12 гг.
- Логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений письменной речи в средней группе дошкольного отделения гимназии
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»