В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Внеклассное мероприятие по обществознанию "День Конституции"

Внеклассное мероприятие по обществознанию "День Конституции"

Юлия Чухонцева
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234 голосов:16просмотров: 6773
Краткое описание
Цель: сформировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.
Задачи:  формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;  расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Описание
Внеклассное мероприятие «День Конституции»дает возможность более полно в неформальной обстановке поговорить с обучающимися об основном законе нашей страны.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
день конст.doc Скачать

Внеклассное мероприятие по обществознанию «День Конституции»

Цель: сформировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.

Задачи: формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства; расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Оборудование:
- Наглядное пособие: «День Конституции»
- Рисунки герба РФ
- Аудиозапись гимна РФ
- Образец поделки «Флаг РФ» (настольный, на подставке). Флажки могут быть использованы для украшения класса на любой праздник.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд.3-е. – М., «Советская Энциклопедия», том 27, 1977. – 624 с.
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16

Ход мероприятия


Учитель:
День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным и объявлен выходным днем.

КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество, как образуются органы власти (центральные и местные), избирательная система каковы основные права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг и столица государства.

Зарождение конституционного строя в России

Конституция представляет собой основной закон государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Конституция Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические особенности государства. Данный документ имеет высшую юридическую силу, поэтому все законы России должны соответствовать ему.

Президент России после выборов произносит клятву на экземпляре Конституции Российской Федерации. Этот важный момент – элемент инаугурации Президента Российской Федерации. Инаугурация Президента – это торжественная церемония, атрибутами которой являются флаг России, гимн России и герб России. Если Вы хотите знать все о России, то Конституция РФ – это то, с чего следует начать. Наиболее важные общественные отношения регулирует конституционное право, нормы которых содержатся в статьях основного закона - Конституции РФ.

В России Конституция как таковая начала свое становление в начале XIX века. Большое значение для истории данного документа имел «План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского (1809 г.), а также «Государственная уставная грамота Российской империи» Николая Новосильцева (1818 г.). Александр I был первым государем России, кто решил реформировать политический строй посредством создания Конституции. «Государственная уставная грамота Российской империи» была готова в 1820 году, но ее утверждение отложили. В 1881 году Александр II был убит, когда направлялся подписывать Конституцию. В 1905 году во время правления Николая II опубликовали «Манифест», но конституционное становление прервала Октябрьская революция 1917 года.

Принятие Конституции РСФСР состоялось в 1918 году, затем последовали Конституции СССР – Конституция 1924 года, Конституция 1936 года, Конституция 1977 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года Всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается как День Конституции.

Инаугурация Президента России не всегда проходила одинаково. Так, например, Президент РФ Борис Ельцин в 1991 году приносил присягу со специальными папками с текстами Конституции РСФСР и Декларацией о государственном суверенитете России. Инаугурация Президента в 1996 году, когда Борис Ельцин повторно вступал в свою должность, происходила с присягой на тексте Конституции Российской Федерации, имевшей вид специального издания в единственном экземпляре. Накануне инаугурации Президента РФ в 2000 году и.о. Президента РФ Владимир Путин отменил Указ 1996 года о президентских регалиях. С этого момента экземпляр текста Конституции перестал иметь статус символа президентской власти.

Сегодня главный экземпляр Конституции хранится в Библиотеке Администрации Президента в Кремле, откуда и направляется раз в 4 года на церемонию инаугурации Президента РФ.

Какова структура конституции?

Преамбула(вводная часть)

Раздел 1.

Главы:

1.Основы конституционного строя.

2.Права и свободы человека и гражданина.

3.Федеративное устройство.

4.Президент Российской Федерации.

5.Федеральное собрание.

6.Правительство РФ.

7.Судебная власть.

8.Местное самоуправление.

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел 2.

Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на её содержание, подчиняться ей, соответствовать её положениям.

Верховенство означает, что она по значимости и юридической силе является основным законом, составляет вершину правовой системы и действует на всей территории России. Если какой-то закон противоречит конституции, он получает наименование антиконституционного. Также оценивается и любое действие, идущее вразрез “с духом” и “буквой” Конституции. Такие законы подлежат отмене.

Для законов и иных правовых актов Конституция является юридической базой. Она устанавливает:

• виды правовых актов, принимаемых государственными органами, соотношение (иерархию) таких актов;

• определяет сферу и объекты законодательного регулирования;

• прямо называет законы, которые должны быть приняты.

Юридические свойства Конституции:

• верховенство;

• высшая юридическая сила;

• юридическая база законодательства

В юридической науке и практике Конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права – конституционное (государственное) право.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.
Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

• верховенство права;

• широкие права и свободы человека, их гарантированность;

• участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

разделение властей. Защита конституционного строя обеспечивается:

• особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;

• неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

• демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;

• нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;

• российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;

• патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

• человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;

• государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;

• федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

• разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;

• Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);

• идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;

Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Игра № 1

На всех участников изготовить цветные флажки или карточки, где каждый цвет будет соответствовать определенной группе прав:

– зеленый – гражданские;

– синий – политические;

– красный – социальные;

– белый – экономические;

– желтый – культурные.

Команды занимают свои места, перед каждым участником – набор цветных карточек для «голосования».

Учитель назначает 1–2 помощников.

В барабанчике или коробке закрытые билеты с номерами статей из Конституции РФ.

Ход игры

Помощник вынимает номер статьи Конституции РФ. Учитель зачитывает статью (или сами ученики), а затем ученики определяют, какую карточку нужно поднять. Побеждает команда, у которой будет больше правильных ответов.

ОТВЕТЫ

Гражданские права Статьи 20–28, 45, 48, 49

Политические права Статьи 29–33

Экономические права Статьи 34–36

Социальные права Статьи 37–43

Культурные права Статья 44



Игра № 2

Участники делятся на две команды. Текстом Конституции пользоваться нельзя. Игра проводится в форме теста. Команда поднимает карточку с правильным вариантом ответа.

Вопросы Ответы (корректируются с учетом внесения поправок)

1. Президент РФ является главой партии, государства, правительства? Государства

2. При вступлении в должность президент приносит народу клятву, обещание, присягу? Присягу

3. Президент РФ избирается на 4, 3, 5,6 лет? На 6 лет

4. Подписывает и обнародует федеральные законы: премьер, президент или председатель Госдумы? Президент

5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное собрание, Совет Федерации? Федеральное собрание

6. Госдума избирается на 2, 3, 4 ,5,6,7 лет ? 5 лет

7. Первое заседание Госдумы открывает самый молодой депутат, старший по возрасту депутат или руководитель партии, набравшей большее количество голосов при выборах в Думу? Руководитель партии, набравшей большее число голосов

8. Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову действующим органом? Постоянно

9. Исполнительную власть в РФ осуществляет премьер, правительство или президент? Правительство РФ

10. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам: Конституционный, Высший арбитражный или Верховный суд РФ? Верховный суд РФ

Игра-тест «Вопросы-ответы»

Заполнение теста десять номеров по 0,5 балла за каждый правильный ответ.

Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово "конституция"?

а) 1905 г.;

б) 1918 г.;

в) 1924 г.

"Конституция" образована от латинского "constitutio", что означает...

а) установление;

б) согласие;

в) договор.

Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире?

а) Франции;

б) Ирландии;

в) США.

Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право... Что это такое?

а) принципы права;

б) отрасли права;

в) теории права.

Каково второе название конституционного права?

а) основное право;

б) государственное право;

в) управленческое право.

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

а) парламент;

б) президент;

в) народ.

Когда была принята ныне действующая Конституция России?

а) 22 августа 1991 г.;

б) 12 декабря 1993 г.;

в) 6 октября 1995 г.

В России допускается...

а) однопартийность;

б) двухпартийность;

в) многопартийность.

Чем является по государственному устройству Россия?

а) федерацией;

б) конфедерацией;

в) унитарным государством.

Сколько конституций было принято в нашей стране (РСФСР/СССР/Россия) после Октябрьской революции 1917 года?

а) две;

б) четыре;

в) восемь.

(Ключ к тестированию: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в; 7-б; 8-в; 9-а; 10-в.)



В главе 4 описываются символы нашего государства.

Какие символы вы можете назвать?

Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.

Что представляет собой наш государственный флаг?

Флаг является официальным государственным символом наравне с гербом и гимном. Олицетворяет единение и согласие, культуру, национальную принадлежность и суверенитет государства.

Представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище, составленное из трех одинаковых полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов.

Отношение ширины флага к его длине 2:3.

до Революции толкование было следующим:

• Белый: свобода

• Синий: Богородица

• Красный: символ державности

Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Еще одно из толкований соотносит цвета флага с историческими областями Российской Империи: Белоруссии (белый цвет), Малороссии (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Синий, белый и красный цвета являются так называемыми панславянскими цветами: их используют на флагах большинства славянских государств и народов (Чехия, Сербия, Хорватия). Общеславянский флаг также окрашен в эти три цвета. Интересно, что белый, синий и красный цвета, символизируя свободу и революционные идеалы, используются также на флагах многих неславянских государств (Франция, Великобритания).

День государственного флага отмечается 22 августа каждого года. Он был утвержден в 1994 году Указом Президента Российской Федерации



Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Гимн России

Слова гимна были написаны Сергеем Михалковым (р.1913) на музыку Александра Александрова (1883-1946). Был принят 8 декабря 2000 года.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Припев

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).

Следующий символ – это герб. Является официальным государственным символом наравне с флагом и гимном. Герб Российской Федерации был изменен Указом Президента Бориса Николаевича Ельцина 30 ноября 1993 года .

За основу его взят герб Российской Империи (1882): новый символ государства должен был стать заменой старого герба РСФСР (после распада Советского Союза). Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой.В центре герба изображен всадник, поражающий копьем дракона. Три короны олицетворяют суверенитет Российской Федерации и всех ее всех субъектов. Символы самодержавия – скипетр и держава – являются отражением государственной власти и единого государства. Скипетр, зажатый в правой лапе орла, также венчается двуглавым орлом, который, в свою очередь, также держит скипетр – и так до бесконечности.

Учитель: Каждая страна имеет свои государственные символы. Никогда Русь не была без своих знамен, без своих гербов. Мы с вами как граждане России должны знать не только как выглядят современные символы, но и как они появились, их историю.

Игра «Славой овеянный герб наш, гимн и флаг»

Между командами разыгрывается цвет: красный, зелёный, синий. Игра состоит из конкурсов, за каждый из которых команда получает определённое количество баллов.

Конкурсы:

I. Интеллектуальный (вопросы)

Команда красных отвечает первой, зелёных – второй, синих – третьей. Дети сами выбирают номер вопроса (с 1 до 15), а ведущий записывает этот номер на доску, чтобы не было повторений.

1) При каком царе в России появился двуглавый орел? (Иван III)

2) Как называется наука, изучающая правила составления и символику гербов? (геральдика).

3) Как назывались «временные» гимны и при каком царе они появились? (Виватные канты, при Петре I ).

4) Первый гимн, первый флаг, первый герб – что появилось раньше, что позже? (сначала герб, потом флаг, потом гимн).

5) Как по – современному трактуются цвета Российского флага? (белый – чистота и непорочность, синий – вера и постоянство, красный – сила и кровь, пролитая за Отечество).

6) В связи с каким событием появился бело-сине-красный флаг, и при каком царе это было? (в связи со строительством первого русского морского корабля «Орел», для которого необходим был флаг, обозначающий принадлежность его России; при Алексее Михайловиче).

7) При каком императоре на гербе появляется третья корона? ( при Петре I)

8) Что за цепь, и почему она появилась на гербе Петра I? (цепь ордена Андрея Первозванного, в связи с учреждением на Руси этого ордена).

9) Назовите автора и композитора последнего русского гимна? (С.В. Михалков и А.В. Александров).

10)Как назывался первый официальный гимн России? («Молитва русских»).

11)С каким гимном мы вступили во Вторую Великую Отечественную Войну? (с «Интернационалом»).

12)Какой флаг в России сейчас является военно-морским, и когда он появился? (Андреевский флаг, при Петре I).

13)В каком веке появился двуглавый орел в государственном гербе России? (XV в.)

14)Назовите дату дня рождения российского бело-сине-красного флага. (20 января 1705 года)

15)Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красный флаг? (“Орел”)

II.Конкурс с флагом

Раздать командам по семь маленьких флажков (3 бело-сине-красных, 1 – СССР, Андреевский флаг, черно-желто-белый и черно-жёлто-красный) каждая команда должна расположить эти флажки в хронологическом порядке

[ 1) Б-С-К, 2)Андреевский флаг, 3)Ч-Ж-К, 4)Ч-Ж-Б, 5)Б-С-К, 6)СССР, 7)Б-С-К ]

Примечание: за каждый конкурс выдавать командам жетоны (баллы). Победит команда, набравшая большее число жетонов

В е д у щ и й. Есть книга правды и свободы,

Вся наша жизнь – ее слова,

Запечатлели в ней народы

Свои священные права.

Той книги солнечные строки

Лежат пред нами, как дороги,

Зовут на подвиг и на труд…

Как песнь заветная поэту,

Она тебе принадлежит.

И для Отечества родного

По зову творческой души

Впиши в нее хотя б полслова,

Верней, всю жизнь в нее впиши.

Н. Доризо

Литература :

1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001.

2. Мы, народ… Российская Конституция. Курс для старших классов средней школы. Планы уроков. Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе, А.Ф. Никитин. Под редакцией Л.В. Волошиной, П.Г. Положевца.- М.: ЗАО «Учительская газета», 1998.

3. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 1997.

4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 1997.

5. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Издание второе, испр. и доп. М. ЗАО «Учительская газета». М., 2001.

6. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001.

7. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.,1994.






















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос