Внеклассное мероприятие по обществознанию "День Конституции"
Задачи: формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства; расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Внеклассное мероприятие по обществознанию «День Конституции»
Цель:
сформировать у учащихся понимание
сущности и значения Конституции и
государственных символов Российской
Федерации.
Задачи:
формирование у учащихся понимания
сущности и значения Конституции и
государственных символов Российской
Федерации;
воспитание чувства уважения,
гордости, патриотизма и значимости
Конституции и символики для нашего
государства; расширение кругозора и
повышение общей культуры учащихся.
Оборудование:
- Наглядное пособие: «День Конституции»
- Рисунки герба РФ
- Аудиозапись
гимна РФ
- Образец поделки «Флаг РФ»
(настольный, на подставке). Флажки могут
быть использованы для украшения класса
на любой праздник.
Литература:
1.
Конституция Российской Федерации. –
М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
2. Большая
Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/ Гл.
ред. А.М. Прохоров. - Изд.3-е. – М., «Советская
Энциклопедия», том 27, 1977. – 624 с.
3.
Письмо Министерства образования
Российской Федерации
от 1 марта 2002 г.
N 30-51-131/16
Ход
мероприятия
Учитель:
День Конституции Российской Федерации
– это официальный праздник и отмечается
он 12 декабря, потому что именно в этот
день всенародным голосованием в 1993 году
была принята Конституция Российской
Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник
стал государственным и объявлен выходным
днем.
КОНСТИТУЦИЯ – это основной
закон государства, определяющий, как
устроено общество, как образуются органы
власти (центральные и местные),
избирательная система каковы основные
права и обязанности граждан, герб, гимн,
флаг и столица государства.
Зарождение
конституционного строя в России
Конституция представляет собой
основной закон государства, который
определяет его общественное и
государственное устройство. Конституция
Российской Федерации закрепляет
идеологические, политические и юридические
особенности государства. Данный документ
имеет высшую юридическую силу, поэтому
все законы России должны соответствовать
ему.
Президент России после выборов
произносит клятву на экземпляре
Конституции Российской Федерации. Этот
важный момент – элемент инаугурации
Президента Российской Федерации.
Инаугурация Президента – это торжественная
церемония, атрибутами которой являются
флаг России, гимн России и герб России.
Если Вы хотите знать все о России, то
Конституция РФ – это то, с чего следует
начать. Наиболее важные общественные
отношения регулирует конституционное
право, нормы которых содержатся в статьях
основного закона - Конституции РФ.
В
России Конституция как таковая начала
свое становление в начале XIX века. Большое
значение для истории данного документа
имел «План государственного преобразования»
графа Михаила Сперанского (1809 г.), а также
«Государственная уставная грамота
Российской империи» Николая Новосильцева
(1818 г.). Александр I был первым государем
России, кто решил реформировать
политический строй посредством создания
Конституции. «Государственная уставная
грамота Российской империи» была готова
в 1820 году, но ее утверждение отложили.
В 1881 году Александр II был убит, когда
направлялся подписывать Конституцию.
В 1905 году во время правления Николая II
опубликовали «Манифест», но конституционное
становление прервала Октябрьская
революция 1917 года.
Принятие
Конституции РСФСР состоялось в 1918 году,
затем последовали Конституции СССР –
Конституция 1924 года, Конституция 1936
года, Конституция 1977 года. Конституция
РФ была принята 12 декабря 1993 года
Всенародным голосованием. С 1994 года
этот день отмечается как День Конституции.
Инаугурация Президента России не
всегда проходила одинаково. Так, например,
Президент РФ Борис Ельцин в 1991 году
приносил присягу со специальными папками
с текстами Конституции РСФСР и Декларацией
о государственном суверенитете России.
Инаугурация Президента в 1996 году, когда
Борис Ельцин повторно вступал в свою
должность, происходила с присягой на
тексте Конституции Российской Федерации,
имевшей вид специального издания в
единственном экземпляре. Накануне
инаугурации Президента РФ в 2000 году
и.о. Президента РФ Владимир Путин отменил
Указ 1996 года о президентских регалиях.
С этого момента экземпляр текста
Конституции перестал иметь статус
символа президентской власти.
Сегодня
главный экземпляр Конституции хранится
в Библиотеке Администрации Президента
в Кремле, откуда и направляется раз в 4
года на церемонию инаугурации Президента
РФ.
Какова структура
конституции?
Преамбула(вводная
часть)
Раздел 1.
Главы:
1.Основы
конституционного строя.
2.Права и
свободы человека и гражданина.
3.Федеративное
устройство.
4.Президент Российской
Федерации.
5.Федеральное
собрание.
6.Правительство РФ.
7.Судебная
власть.
8.Местное
самоуправление.
9.Конституционные
поправки и пересмотр Конституции.
Раздел
2.
Основным законом Конституция
называется потому, что все остальные
законы должны ориентироваться на её
содержание, подчиняться ей, соответствовать
её положениям.
Верховенство означает,
что она по значимости и юридической
силе является основным законом, составляет
вершину правовой системы и действует
на всей территории России. Если какой-то
закон противоречит конституции, он
получает наименование антиконституционного.
Также оценивается и любое действие,
идущее вразрез “с духом” и “буквой”
Конституции. Такие законы подлежат
отмене.
Для законов и иных правовых
актов Конституция является юридической
базой. Она устанавливает:
• виды
правовых актов, принимаемых государственными
органами, соотношение (иерархию) таких
актов;
• определяет сферу и объекты
законодательного регулирования;
•
прямо называет законы, которые должны
быть приняты.
Юридические свойства
Конституции:
• верховенство;
•
высшая юридическая сила;
• юридическая
база законодательства
В юридической
науке и практике Конституции уделяется
очень большое внимание. Ею занимается
целая отрасль права – конституционное
(государственное) право.
КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО – это отрасль права, рассматривающая
отношения, регулируемые конституцией,
и положения самой конституции,
конституционных законов.
Основы
конституционного строя России.
Конституционный
строй – это устройство общества и
государства, закреплённое нормами
конституционного права.
Признаками
конституционного строя являются:
•
верховенство права;
• широкие права
и свободы человека, их гарантированность;
• участие народа в осуществлении
государственной власти и широкое
народное представительство;
разделение
властей. Защита конституционного строя
обеспечивается:
• особым порядком
предложения и внесения поправок к главе
1 Конституции – Основы конституционного
строя;
• неотвратимостью наказания
лиц, осуществляющих действий, направленные
на свержение конституционного строя.
Общечеловеческие ценности и цели,
провозглашённые в преамбуле Конституции
РФ:
• демократии: права и свободы
человека, равноправие и самоопределение
народов, демократическая основа
государственности России;
•
нравственные: вера в добро и справедливость,
почитание памяти предков;
•
российской государственности: сохранение
исторически сложившегося государственного
единства, возрождение суверенной
государственности, утверждение её
незыблемости;
• патриотизма и
интернационализма: любовь и уважение
к Отечеству, ответственность за свою
Родину перед нынешним и будущими
поколениями, осознание общей судьбы у
народов многонациональной России, её
причастности к мировому сообществу.
Принципы конституционного строя,
включённые в Конституцию:
• человек,
его права и свободы являются высшей
ценностью (ст.2), что обязывает государство
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина;
•
суверенитет её многонационального
народа (ст.3), что означает – верховенство
народной власти, право народа быть
носителем суверенитета и единственным
источником власти в РФ;
•
государственный суверенитет РФ (ст.4),
означающий, что государственная власть
в РФ едина, верховна и независима;
•
федерализм (ст.5), обеспечивающий
государственную целостность России и
разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ;
• разделение
властей на законодательную, исполнительную,
судебную (ст.10), означающий, что органы
законодательной, исполнительной,
судебной власти “сдерживают” друг
друга, не допуская сосредоточения власти
в руках одного органа;
• Россия –
социальное государство (ст.7). Этот
принцип закрепляет социальную
ответственность государства за
удовлетворение потребностей членов
общества и создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека;
• установление рыночной
экономики. Это проявляется в признании
и защите различных форм собственности,
частной, государственной, муниципальной
и иных (ст.8,9);
• идеологическое и
политическое многообразие (ст.13). Их
суть состоит в том, что никакая идеология
в России не может быть провозглашена в
качестве государственной или обязательной
и признании многопартийности;
Россия
– советское государство. Это означает,
что в России не допускается установление
никакой религии в качестве государственной
или обязательной, религиозные объединения
отделены от государства и равны перед
законом (ст.14).
Игра № 1
На всех
участников изготовить цветные флажки
или карточки, где каждый цвет будет
соответствовать определенной группе
прав:
– зеленый – гражданские;
–
синий – политические;
– красный –
социальные;
– белый – экономические;
–
желтый – культурные.
Команды занимают
свои места, перед каждым участником –
набор цветных карточек для
«голосования».
Учитель назначает
1–2 помощников.
В барабанчике или
коробке закрытые билеты с номерами
статей из Конституции РФ.
Ход
игры
Помощник вынимает номер статьи
Конституции РФ. Учитель зачитывает
статью (или сами ученики), а затем ученики
определяют, какую карточку нужно поднять.
Побеждает команда, у которой будет
больше правильных ответов.
ОТВЕТЫ
Гражданские
права Статьи 20–28, 45, 48, 49
Политические
права Статьи 29–33
Экономические
права Статьи 34–36
Социальные права
Статьи 37–43
Культурные права Статья
44
Игра № 2
Участники делятся
на две команды. Текстом Конституции
пользоваться нельзя. Игра проводится
в форме теста. Команда поднимает карточку
с правильным вариантом ответа.
Вопросы
Ответы (корректируются с учетом внесения
поправок)
1. Президент РФ является
главой партии, государства, правительства?
Государства
2. При вступлении в
должность президент приносит народу
клятву, обещание, присягу? Присягу
3.
Президент РФ избирается на 4, 3, 5,6 лет?
На 6 лет
4. Подписывает и обнародует
федеральные законы: премьер, президент
или председатель Госдумы? Президент
5.
Как называется парламент РФ: Госдума,
Федеральное собрание, Совет Федерации?
Федеральное собрание
6. Госдума
избирается на 2, 3, 4 ,5,6,7 лет ? 5 лет
7.
Первое заседание Госдумы открывает
самый молодой депутат, старший по
возрасту депутат или руководитель
партии, набравшей большее количество
голосов при выборах в Думу? Руководитель
партии, набравшей большее число голосов
8. Федеральное собрание является
постоянно, временно или по вызову
действующим органом? Постоянно
9.
Исполнительную власть в РФ осуществляет
премьер, правительство или президент?
Правительство РФ
10. Какой суд является
высшим судебным органом по уголовным
и гражданским делам: Конституционный,
Высший арбитражный или Верховный суд
РФ? Верховный суд РФ
Игра-тест
«Вопросы-ответы»
Заполнение теста
десять номеров по 0,5 балла за каждый
правильный ответ.
Когда на территории
нынешней России впервые был принят
документ, имевший в названии слово
"конституция"?
а) 1905 г.;
б)
1918 г.;
в) 1924 г.
"Конституция"
образована от латинского "constitutio",
что означает...
а) установление;
б)
согласие;
в) договор.
Конституция
какой страны является первой писаной
конституцией в мире?
а) Франции;
б)
Ирландии;
в) США.
Конституционное
право, уголовное право, гражданское
право, семейное право... Что это такое?
а)
принципы права;
б) отрасли права;
в)
теории права.
Каково второе название
конституционного права?
а) основное
право;
б) государственное право;
в)
управленческое право.
Кто является
носителем суверенитета и единственным
источником власти в России?
а)
парламент;
б) президент;
в)
народ.
Когда была принята ныне
действующая Конституция России?
а)
22 августа 1991 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в)
6 октября 1995 г.
В России допускается...
а)
однопартийность;
б) двухпартийность;
в)
многопартийность.
Чем является по
государственному устройству Россия?
а)
федерацией;
б) конфедерацией;
в)
унитарным государством.
Сколько
конституций было принято в нашей стране
(РСФСР/СССР/Россия) после Октябрьской
революции 1917 года?
а) две;
б)
четыре;
в) восемь.
(Ключ к
тестированию: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в; 7-б;
8-в; 9-а; 10-в.)
В главе 4 описываются
символы нашего государства.
Какие
символы вы можете назвать?
Учитель:
Государственные символы России – это
флаг, герб и гимн.
Что представляет
собой наш государственный флаг?
Флаг
является официальным государственным
символом наравне с гербом и гимном.
Олицетворяет единение и согласие,
культуру, национальную принадлежность
и суверенитет государства.
Представляет
собой прямоугольное трехцветное
полотнище, составленное из трех одинаковых
полос: верхней – белого, средней –
синего и нижней – красного цветов.
Отношение ширины флага к его длине
2:3.
до Революции толкование было
следующим:
• Белый: свобода
•
Синий: Богородица
• Красный: символ
державности
Считается, что белый
цвет - выражает чистоту устремлений,
синий - обозначает волю к миру, красный
- готовность не жалеть своей крови при
защите Родины.
Еще одно из толкований
соотносит цвета флага с историческими
областями Российской Империи: Белоруссии
(белый цвет), Малороссии (синий цвет) и
Великой Руси (красный цвет). Синий, белый
и красный цвета являются так называемыми
панславянскими цветами: их используют
на флагах большинства славянских
государств и народов (Чехия, Сербия,
Хорватия). Общеславянский флаг также
окрашен в эти три цвета. Интересно, что
белый, синий и красный цвета, символизируя
свободу и революционные идеалы,
используются также на флагах многих
неславянских государств (Франция,
Великобритания).
День государственного
флага отмечается 22 августа каждого
года. Он был утвержден в 1994 году Указом
Президента Российской Федерации
Следующий
символ – это гимн. Гимн - официально
принятая торжественная песнь в честь
государства.
Гимн России
Слова
гимна были написаны Сергеем Михалковым
(р.1913) на музыку Александра Александрова
(1883-1946). Был принят 8 декабря 2000
года.
Утвержден Указом Президента
Российской Федерации от 30 декабря 2000
года № 2110
Россия - священная наша
держава,
Россия - любимая наша
страна.
Могучая воля, великая слава
-
Твое достоянье на все
времена!
Припев:
Славься, Отечество
наше свободное,
Братских народов
союз вековой,
Предками данная
мудрость народная!
Славься, страна!
Мы гордимся тобой!
От южных морей
до полярного края
Раскинулись наши
леса и поля.
Одна ты на свете! Одна
ты такая -
Хранимая Богом родная
земля!
Припев
Широкий простор
для мечты и для жизни
Грядущие нам
открывают года.
Нам силу дает наша
верность Отчизне.
Так было, так есть
и так будет всегда!
Припев
Гимн
исполняется на торжественных праздниках
и военных парадах, его слушают и поют
стоя, проявляя тем самым уважение к
главной песне своей Родины.
(Учащиеся
слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста
гимна).
Следующий символ – это герб.
Является официальным государственным
символом наравне с флагом и гимном. Герб
Российской Федерации был изменен Указом
Президента Бориса Николаевича Ельцина
30 ноября 1993 года .
За основу его взят
герб Российской Империи (1882): новый
символ государства должен был стать
заменой старого герба РСФСР (после
распада Советского Союза). Государственный
герб Российской Федерации представляет
собой четырехугольный, с закругленными
нижними углами, заостренный в оконечности
красный геральдический щит с золотым
двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орел увенчан двумя
малыми коронами и - над ними - одной
большой короной, соединенными лентой.В
центре герба изображен всадник, поражающий
копьем дракона. Три короны олицетворяют
суверенитет Российской Федерации и
всех ее всех субъектов. Символы
самодержавия – скипетр и держава –
являются отражением государственной
власти и единого государства. Скипетр,
зажатый в правой лапе орла, также
венчается двуглавым орлом, который, в
свою очередь, также держит скипетр – и
так до бесконечности.
Учитель: Каждая
страна имеет свои государственные
символы. Никогда Русь не была без своих
знамен, без своих гербов. Мы с вами как
граждане России должны знать не только
как выглядят современные символы, но и
как они появились, их историю.
Игра
«Славой овеянный герб наш, гимн и
флаг»
Между командами разыгрывается
цвет: красный, зелёный, синий. Игра
состоит из конкурсов, за каждый из
которых команда получает определённое
количество баллов.
Конкурсы:
I.
Интеллектуальный (вопросы)
Команда
красных отвечает первой, зелёных –
второй, синих – третьей. Дети сами
выбирают номер вопроса (с 1 до 15), а ведущий
записывает этот номер на доску, чтобы
не было повторений.
1) При каком царе
в России появился двуглавый орел? (Иван
III)
2) Как называется наука, изучающая
правила составления и символику гербов?
(геральдика).
3) Как назывались
«временные» гимны и при каком царе они
появились? (Виватные канты, при Петре I
).
4) Первый гимн, первый флаг, первый
герб – что появилось раньше, что позже?
(сначала герб, потом флаг, потом гимн).
5)
Как по – современному трактуются цвета
Российского флага? (белый – чистота и
непорочность, синий – вера и постоянство,
красный – сила и кровь, пролитая за
Отечество).
6) В связи с каким событием
появился бело-сине-красный флаг, и при
каком царе это было? (в связи со
строительством первого русского морского
корабля «Орел», для которого необходим
был флаг, обозначающий принадлежность
его России; при Алексее Михайловиче).
7)
При каком императоре на гербе появляется
третья корона? ( при Петре I)
8) Что за
цепь, и почему она появилась на гербе
Петра I? (цепь ордена Андрея Первозванного,
в связи с учреждением на Руси этого
ордена).
9) Назовите автора и композитора
последнего русского гимна? (С.В. Михалков
и А.В. Александров).
10)Как назывался
первый официальный гимн России? («Молитва
русских»).
11)С каким гимном мы вступили
во Вторую Великую Отечественную Войну?
(с «Интернационалом»).
12)Какой флаг
в России сейчас является военно-морским,
и когда он появился? (Андреевский флаг,
при Петре I).
13)В каком веке появился
двуглавый орел в государственном гербе
России? (XV в.)
14)Назовите дату дня
рождения российского бело-сине-красного
флага. (20 января 1705 года)
15)Как
назывался корабль, для которого царь
Алексей Михайлович велел изготовить
бело-сине-красный флаг? (“Орел”)
II.Конкурс с флагом
Раздать
командам по семь маленьких флажков (3
бело-сине-красных, 1 – СССР, Андреевский
флаг, черно-желто-белый и черно-жёлто-красный)
каждая команда должна расположить эти
флажки в хронологическом порядке
[
1) Б-С-К, 2)Андреевский флаг, 3)Ч-Ж-К, 4)Ч-Ж-Б,
5)Б-С-К, 6)СССР, 7)Б-С-К ]
Примечание: за
каждый конкурс выдавать командам жетоны
(баллы). Победит команда, набравшая
большее число жетонов
В е д у щ и й.
Есть книга правды и свободы,
Вся
наша жизнь – ее слова,
Запечатлели
в ней народы
Свои священные права.
Той
книги солнечные строки
Лежат пред
нами, как дороги,
Зовут на подвиг и
на труд…
Как песнь заветная
поэту,
Она тебе принадлежит.
И
для Отечества родного
По зову
творческой души
Впиши в нее хотя б
полслова,
Верней, всю жизнь в нее
впиши.
Н. Доризо
Литература :
1. Конституция Российской Федерации.
– М.: «Проспект», 2001.
2. Мы, народ…
Российская Конституция. Курс для старших
классов средней школы. Планы уроков.
Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе, А.Ф. Никитин.
Под редакцией Л.В. Волошиной, П.Г.
Положевца.- М.: ЗАО «Учительская газета»,
1998.
3. Конституция Российской
Федерации: Научно-практический
комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина.
– М.: Юрист, 1997.
4. Гражданское
образование: содержание и активные
методы обучения. Под ред. С. Шехтера и
Н. Воскресенской. М., 1997.
5. Мой выбор.
Учебно-методическое пособие для учителей
средней школы. Издание второе, испр. и
доп. М. ЗАО «Учительская газета». М.,
2001.
6. Живое право. Занимательная
энциклопедия практического права: Книга
для преподавателя: Учебно-методическое
пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ин-та
права им. Принца П.Г. Ольденбургского,
2001.
7. Коваленко А.И. Основы
конституционного права Российской
Федерации. М.,1994.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»