Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Цели учителя: научить, сформировать, развить, воспитать. А цели ученика? Как узнать, стала ли цель, сформулированная учителем осознанной целью ученика? Степень осознанности восприятия темы, целей и содержания урока учащимися помогает выявить « Карта эффективности урока», которую заполняют учащиеся в конце рабочего дня, т. е. через 2-3 урока после данного. Дата. Урок. Учитель. Класс. Твоё отношение к уроку. Отличный, интересный, захватывающий. Хороший, содержательный, заставляющий работать. Нормальный, обычный. Скучный, работа без интереса. Бесполезный, совсем неинтересный. Вспомни как можно точнее название темы урока. Какая цель стояла перед тобой на уроке. Каков был план урока. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке. Чему новому ты научился на уроке. Каковы были главные мысли, идеи на уроке. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке. Что дает учителю диагностика осознанности действий учащихся на уроке? Знания об уровне мышления учащихся и о степени их активности на уроке, так как без этого невозможно сопоставить замысел и реальный ход урока, а значит найти ошибки в планировании урока и исправить их. Результаты диагностики деятельности учащихся Определение темы урока Правильно воспроизвели тему урока. Определили тему этапа урока. Определение цели урока. Правильно определили образовательные цели урока. Определили только воспитательные цели урока Соответствие плану урока. Воспроизвели подробный план. Воспроизвели лишь отдельные этапы урока. Назвали изученные орфограммы в соответствии с темой урока. Назвали изученные орфограммы в соответствии с этапом актуализации Оценка нового собственного знания. Чему я научился? Отношение учащихся к уроку. Отличный. Интересный. Захватывающий Заставляющий работать. Содержательный. Скучный, бесполезный, неинтересный. Известно, что фундаментом познавательной активности ребёнка на уроках является овладение навыками работы с текстом по различным предметам. Чем раньше ребёнок научится работать с текстами, извлекать из них необходимую информацию, тем раньше у него сформируется интерес самому получать знания и осмысливать их. Как научить маленького школьника пересказывать любые прочитанные научно-деловые статьи? Как помочь разобраться в том, что взять для пересказа, чтобы тебя было интересно слушать. Чтобы проверить домашнее задание я задаю вопросы. Дети отвечают. Идёт фронтальная работа, в результате которой я не всегда могу сделать вывод о том, все ли дети дома прочитали текст, поняли ли его. А кто сам хочет придумать вопросы, запишите их дома в тетрадь, чтобы не забыть. Утром ребёнок приходит в школу и спешит поделиться с учителем тем, что он приготовил. Я обязательно оцениваю такую работу высокой оценкой и включаю ребёнка в процесс опроса класса. Это помощник учителя. Он не только задаёт вопросы, но и оценивает ответы. А чтобы оценить ответ надо самому этот ответ хорошо знать. Появляется необходимость записывать в свою тетрадь и ответы на вопросы (выход на опоры). Ролевая игра «В школу» становится дидактической. В классе увеличивается число желающих быть учителем, спрашивать других, оценивать их ответы. Количество желающих быть «учителем» растёт постепенно 1, 3, 5, 10, 12 человек. Теперь уже можно сравнивать, чьи вопросы были самыми интересными. А «учителя» называют имена самых активных и пассивных учеников. В работе задействован каждый ученик. А если 12 человек приготовили вопросы можно поработать в парах. На одном из уроков я меняю форму работы и предлагаю сразу «опорные конспекты» для работы в группе. Обсудите и составьте рассказ по «опорам» — ключевым словам темы. Поначалу ответственность за выступление групп берут самые сильные ученики, но при анализе того, кто и как принимал участие в обсуждении «опоры» называются имена тех, кто промолчал или говорил мало, значит, появляется новая учебная задача – по готовым опорам подготовить самого слабого участника команды для выступления перед классом. Опоры по истории приготовила я сама, а кто хочет попробовать приготовить такое задание по окружающему миру? И снова появляется группа детей, выполнивших это задание. Используем на уроке новые «конспекты». А сейчас уже два человека работают у доски: один рассказывает, другой показывает по карте (а третий возможно работает с гербарием). И мы начинаем учиться составлять «опорные конспекты» научно-деловой статьи по истории и естествознанию. Учимся этому все вместе на уроке. Это основная часть урока. Если в тему урока включены несколько рассказов, то я выбираю один для основательного изучения (по нему мы и составляем конспект). Остальные тексты для дополнительного чтения. Порядок работы: Читаем весь текст. Прикидываем по абзацам количество «больших опор». Работаем по абзацу: Пересказываем по каждой опоре отдельно. Пересказываем весь текст. А теперь попробуем задать вопросы, ответом на которые служат «опоры». Появляются варианты домашнего задания. Обязательное. На уроке успели в тетрадь записать все «опоры» — подготовить рассказ по «опорам» (прочитать текст и пересказать). На уроке написали часть «опор»: а) дописать «опоры»; б) прочитать текст и пересказать его; прочитать все статьи темы. Вариативное (основное + вариант) Выбрать один рассказ для пересказа. Придумать кроссворд, вопросы. Придумать игру. Принести книгу по теме и научиться её представлять. Приготовить рассказ из дополнительной литературы. У ребёнка появляется выбор, а значит, всегда найдётся задание, которое он сможет выполнить и представить классу, учителю, а значит, появляется возможность личностного утверждения в коллективе. Дети сами ищут информацию в дополнительной литературе, читают справочники, энциклопедии, атласы для того, чтобы составлять свои вопросы для организации конкурса знатоков. Во внеурочное время они проводят конкурсы юных интеллектуалов. Активизация познавательной деятельностиучащихся требует от учителя необходимости использования различных методов, способов, форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению творческой активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученику нужно уметь: · защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания; · рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы; · выполнять задания, рассчитанные на чтение дополнительной литературы и наблюдения; · делать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих; · создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий; · разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности · самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию; · видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях; · уметь формулировать и решать разнообразные жизненные задачи. Таким образом, активизация познавательной деятельности формируется не только увеличением объема передаваемой информации, но и созданием дидактических и психологических условий для осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностно — социальной активности.
Петроченкова Г. Б.
МБОУ СОШ № 8
г. Краснокамск
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Наша основная задача – научить детей учиться, вооружить их приемами познания окружающего мира, т.е. создать условия для формирования умений ставить учебные и жизненные цели и искать пути для получения конкретного результата. Технологии, заложенные в образовательной системе «Школа – 2100», соответствующие принципам развивающего обучения, дают возможность использовать такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем. Система вопросов, заданий и проблемных ситуаций, заданных учителем, позволяют увидеть противоречие, выделить проблему, сформулировать ее, поставить учебные задачи, решение которых и помогает разрешить проблему. На уроках русского языка и математики я работаю по алгоритму «Этапы работы над новым знанием»:
Читаем тему урока. Ищем знакомое и незнакомое в названии темы.
Объясняем знакомые понятия. Формулируем цели урока (выслушиваем всевозможные цели, которые каждый ученик ставит для себя). Формулируем общую цель, которая соответствует теме урока. Выбираем путь к достижению цели (наблюдение, предположение, проверка предположений, вывод, сравнение вывода с правилом учебника, тренировочные упражнения, контрольная проверка знаний и умений, результат).
В результате наши уроки превращаются в научные исследования, а ученики в юных исследователей. Эта работа дает детям дополнительную мотивацию к учебной деятельности. Им нравятся ситуации, когда их предположения совпадают с выводами, записанными в учебниках. Итогом данной работы можно считать знания теоретического материала, ведь они сами пришли к этим выводам, и как реализация конечной цели – грамотное письмо и сформированные математические умения и навыки.
Цели учителя: научить, сформировать, развить, воспитать.
А цели ученика? Как узнать, стала ли цель, сформулированная учителем осознанной целью ученика? Степень осознанности восприятия темы, целей и содержания урока учащимися помогает выявить « Карта эффективности урока», которую заполняют учащиеся в конце рабочего дня, т. е. через 2-3 урока после данного.
Дата. Урок. Учитель. Класс.
Твоё отношение к уроку. Отличный, интересный, захватывающий. Хороший, содержательный, заставляющий работать. Нормальный, обычный. Скучный, работа без интереса. Бесполезный, совсем неинтересный. Вспомни как можно точнее название темы урока. Какая цель стояла перед тобой на уроке.
Каков был план урока. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке.
Чему новому ты научился на уроке. Каковы были главные мысли, идеи на уроке. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.
Что дает учителю диагностика осознанности действий учащихся на уроке? Знания об уровне мышления учащихся и о степени их активности на уроке, так как без этого невозможно сопоставить замысел и реальный ход урока, а значит найти ошибки в планировании урока и исправить их.
Результаты диагностики деятельности учащихся
Определение темы урока Правильно воспроизвели тему урока. Определили тему этапа урока . Определение цели урока. Правильно определили образовательные цели урока. Определили только воспитательные цели урока Соответствие плану урока.
Воспроизвели подробный план. Воспроизвели лишь отдельные этапы урока. Назвали изученные орфограммы в соответствии с темой урока. Назвали изученные орфограммы в соответствии с этапом актуализации
Оценка нового собственного знания. Чему я научился?
Отношение учащихся к уроку. Отличный. Интересный. Захватывающий Заставляющий работать. Содержательный. Скучный, бесполезный, неинтересный.
Известно, что фундаментом познавательной активности ребёнка на уроках является овладение навыками работы с текстом по различным предметам. Чем раньше ребёнок научится работать с текстами, извлекать из них необходимую информацию, тем раньше у него сформируется интерес самому получать знания и осмысливать их.
Как научить маленького школьника пересказывать любые прочитанные научно-деловые статьи? Как помочь разобраться в том, что взять для пересказа, чтобы тебя было интересно слушать.
Чтобы проверить домашнее задание я задаю вопросы. Дети отвечают. Идёт фронтальная работа, в результате которой я не всегда могу сделать вывод о том, все ли дети дома прочитали текст, поняли ли его.
А кто сам хочет придумать вопросы, запишите их дома в тетрадь, чтобы не забыть. Утром ребёнок приходит в школу и спешит поделиться с учителем тем, что он приготовил. Я обязательно оцениваю такую работу высокой оценкой и включаю ребёнка в процесс опроса класса. Это помощник учителя. Он не только задаёт вопросы, но и оценивает ответы. А чтобы оценить ответ надо самому этот ответ хорошо знать. Появляется необходимость записывать в свою тетрадь и ответы на вопросы (выход на опоры).
Ролевая игра «В школу» становится дидактической. В классе увеличивается число желающих быть учителем, спрашивать других, оценивать их ответы. Количество желающих быть «учителем» растёт постепенно 1, 3, 5, 10, 12 человек. Теперь уже можно сравнивать, чьи вопросы были самыми интересными. А «учителя» называют имена самых активных и пассивных учеников. В работе задействован каждый ученик. А если 12 человек приготовили вопросы можно поработать в парах.
На одном из уроков я меняю форму работы и предлагаю сразу «опорные конспекты» для работы в группе. Обсудите и составьте рассказ по «опорам» - ключевым словам темы. Поначалу ответственность за выступление групп берут самые сильные ученики, но при анализе того, кто и как принимал участие в обсуждении «опоры» называются имена тех, кто промолчал или говорил мало, значит, появляется новая учебная задача – по готовым опорам подготовить самого слабого участника команды для выступления перед классом.
Опоры по истории приготовила я сама, а кто хочет попробовать приготовить такое задание по окружающему миру?
И снова появляется группа детей, выполнивших это задание. Используем на уроке новые «конспекты». А сейчас уже два человека работают у доски: один рассказывает, другой показывает по карте (а третий возможно работает с гербарием). И мы начинаем учиться составлять «опорные конспекты» научно-деловой статьи по истории и естествознанию. Учимся этому все вместе на уроке. Это основная часть урока. Если в тему урока включены несколько рассказов, то я выбираю один для основательного изучения (по нему мы и составляем конспект). Остальные тексты для дополнительного чтения.
Порядок работы:
Читаем весь текст. Прикидываем по абзацам количество «больших опор».
Работаем по абзацу: Пересказываем по каждой опоре отдельно. Пересказываем весь текст. А теперь попробуем задать вопросы, ответом на которые служат «опоры». Появляются варианты домашнего задания.
Обязательное. На уроке успели в тетрадь записать все «опоры» - подготовить рассказ по «опорам» (прочитать текст и пересказать).
На уроке написали часть «опор»: а) дописать «опоры»; б) прочитать текст и пересказать его; прочитать все статьи темы. Вариативное (основное + вариант) Выбрать один рассказ для пересказа. Придумать кроссворд, вопросы. Придумать игру. Принести книгу по теме и научиться её представлять. Приготовить рассказ из дополнительной литературы.
У ребёнка появляется выбор, а значит, всегда найдётся задание, которое он сможет выполнить и представить классу, учителю, а значит, появляется возможность личностного утверждения в коллективе. Дети сами ищут информацию в дополнительной литературе, читают справочники, энциклопедии, атласы для того, чтобы составлять свои вопросы для организации конкурса знатоков. Во внеурочное время они проводят конкурсы юных интеллектуалов. Активизация познавательной деятельности учащихся требует от учителя необходимости использования различных методов, способов, форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению творческой активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученику нужно уметь:
-
защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
-
рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
-
выполнять задания, рассчитанные на чтение дополнительной литературы и наблюдения;
-
делать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
-
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
-
разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности
-
самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию;
-
видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях;
-
уметь формулировать и решать разнообразные жизненные задачи.
Таким образом, активизация познавательной деятельности формируется не только увеличением объема передаваемой информации, но и созданием дидактических и психологических условий для осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностно - социальной активности.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»