Статья "Технология «Усвоения урочной темы» С.Д.Шевченко"
Не сразу, по крупицам, по кирпичикам создавалась моя система работы. В основе ее лежит общечеловеческий принцип «Люби и радуй», который формирует духовный мир ребенка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4»
автор: учитель биологии
Петрова Ольга Яковлевна
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Технология «Усвоения урочной темы» С.Д.Шевченко.
Когда меня спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю: «Урок - это не только и не столько средство педагогических знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка».
Не сразу, по крупицам, по кирпичикам создавалась моя система работы. В основе ее лежит общечеловеческий принцип «Люби и радуй», который формирует духовный мир ребенка..
Чтобы осуществить все задуманное я обратилась к опыту работы учителя - новатора Сергея Даниловича Шевченко, который создал технологию усвоения урочной темы.
Для того чтобы произошло усвоение урочной темы, необходимо учебное время, которое начинается в середине одного урока (когда начинается изучение нового материала) и заканчивается в середине второго.
Изучение урочной темы
|
Изучение нового материала 20-25 мин |
Зак-реп-ление 5мин |
Домашнее задание 15-20 мин |
Про-го-вор 5-6 мин |
Фронталь-ная Проверка 12-15 мин |
|
Урочное время Урочное время
В этой связи урок не может являться единицей учебного процесса. Эта временная единица, которая служит для его регламентации.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся.
В своей педагогической деятельности я использую коллективную форму познавательной деятельности учащихся
Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся позволяет использовать интерактивные методики обучения (работа в малых группах). В результате интерактивных методик совершенствуется новое педагогическое мышление, развивается демократизация всего учебного процесса.
Общее задание делится между членами микрогруппы. Деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но так же за знания своих товарищей по учебной работе.
1 этап учительско – ученической деятельности – это восприятие учащимися нового учебного материала.
Первое повторение – определение, как учащиеся поняли урочную тему. Коррекция восприятия. Как бы ни был организован этот этап, учитель должен получить необходимый ему сигнал – как учащиеся поняли то, что объяснялось, то, над чем работали. В процессе этого этапа осуществляется первое повторение новой информации и в значительной степени усиливает процесс ее осмысления. А это значит: новые знания и умения сопоставляются, противопоставляются, дополняются за счет прежних знаний и увязываются со знаниями, которые уже усвоены, с опытом, который уже был приобретен.Этот этап, согласно всем педагогическим законам, представляет собой обратную связь между учителем и учащимися, которая дает возможность тут же немедленно что-то направить, дополнить, осуществить коррекцию домашнего задания и дальнейшей работы над урочной темой.
В своей педагогической деятельности многие годы из урока в урок я использую особый этап в усвоении урочной темы – проговор.
Проговор – это наиболее эффективный метод запоминания и осмысления нового материала. Бывает проговор нового материала про себя, а бывает вслух. Разница здесь немалая.
Сначала о проговоре про себя. Это форма повторения и осмысления нового материала может использоваться не только дома, при подготовке домашнего задания, но и в самых неожиданных местах: когда учащийся идет домой, во время обеда и даже во время сна.
Эффективность этой учебной работы будет зависеть от индивидуальных особенностей учащегося.
Теперь рассмотрим следующий метод запоминания и осмысления нового материала – это проговор содержания урочной темы вслух. Начинается этот этап изучения урочной темы с первой секунды следующего урока . Проговаривают урочный материал в составе ученических пар, которые создаются на перемене перед уроком. Один из них учитель, а другой ученик.
Естественно, ученик – учитель не просто слушает, но задает вопросы и выясняет глубину знаний. Он тоже проговаривает материал, но про себя. Иногда между ними возникает дискуссия. Разрешают их спор учащиеся-консультанты, которые, как говорят ребята, знают материал не на «5», а на «10». Как правило, это два ученика, которые не проговоривают урочную тему, а свободно ходят от пары к паре, консультируют. Это особая должность в системе уроков. Игра в «учителя и ученика» - серьезная учебная игра, по правилам которой необходимо выставлять оценки. В конце проговора ученик – учитель выставляет оценку своему ученику в специальную «Карту учета знаний», которая находится в тетради «Ученик – учитель».Оценки в данном случае не столько отражают знание, сколько стимулируют процесс. Во время громкого проговора учащимся разрешается пользоваться учебником, справочниками, схемами, тетрадями, листом опорных сигналов (ЛОС) и т.д. Это естественно, так как идет процесс обучения, а не проверка знаний. Проговор длится недолго, всего 5 минут, но на каждом уроке. Такая систематичность делает еще его хорошим тренингом речи, правильным произношением биологических терминов. В процессе проговора учащимися может быть допущена ошибка (ученик ошибся, «учитель» не заметил). Эта ошибка будет исправлена на следующем этапе усвоения урочной темы, в процессе фронтального повторения.
Фронтальное повторение – это свободное обсуждение, поиск истины, но, естественно, в пределах дидактических задач.Фронтальное повторение заканчивается, но не заканчивается организационный процесс (анализ усвоенного материала), который обеспечивает благоприятное и высокоэффективное протекание учебного процесса.
Следующий структурный этап процесса усвоения биологических знаний, умений, навыков – изучение нового материала.
Поскольку школа сегодня должна быть развивающей и развивающейся, постольку и методы обучения должны быть направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие личности в целом. Поэтому, наряду с традиционными методами обучения, в своей педагогической практике, считаю необходимым использование нестандартных методов обучения
Большое значение в организации процесса обучения имеет средства обучения. Одним из результативных средств обучения урочной темы, раздела и всего курса биологии является воспроизведение листа опорных сигналов (ЛОС) (в традиционном обучении – опорная схема). На каждом обычном уроке учащийся воспроизводит по памяти ЛОС, на что примерно уходит 4-5 минут.
Что это дает?
Возрастает, причем в несколько раз, запоминание всего, что следует запомнить, изучив урочную тему. Каждая опора (ЛОС) становится ниточной, которая дает возможность в любое время «вытянуть» из долговременной памяти все то, что было заполнено в процессе обучения.
В среднем на выучивание ЛОС учащийся тратит дома не больше 10-15 минут, но запомнив его, он даже через годы воспроизводит его.Если учащийся в процессе рассказа или объяснения учителя сам составит лист ОС (а это наблюдается через 1-2 года кропотливой работы), следовательно, результативность этого средства обучения достигла «вершины» познания.
Следующий структурный этап процесса усвоения биологических знаний, умений, навыков – уровни, виды, приемы подачи домашнего задания.
Оно должно быть:
1. Разноуровневым.
-
Первый уровень. Обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
-
Второй уровень. Тренировочный (или чаще говорят опережающий). Его выполняют ученики, которые хорошо знают предмет и без особой трудности осваивают программу.
-
Третий уровень. Творческие задания. Такие задания выполняются чаще всего на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой.
Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы, например:
-
сказки, фантастические рассказы, стихотворения;
-
творческие проекты;
-
чайнворды, кроссворды и т.д.
-
учебные номиналы;
-
листы опорных сигналов (ЛОС);
Следующим важным этапом в процессе усвоения урочной темы (раздела, предмета) является система оценивания знаний, умений, навыков. В своей педагогической практике я условно подразделяю контроль (в том числе и систему оценивания) на внешний и внутренний.
Внутренний контроль – это контроль со стороны товарищей, которые тоже участвуют в учебном процессе.
Одной из форм внутреннего контроля является самооценка учащимися знаний и умений. Эту оценку можно назвать «великой». Она действительно играет особую роль в учебном процессе. С одной стороны она выполняет дидактическую роль, с другой стороны – воспитательную. Каждый раз, перед тем как поставить себе оценку, учащийся должен преодолеть внутреннюю конфликтную ситуацию – завысить (приятно, но не честно) или преодолеть этот соблазн. Происходит еще урочный «тренаж» нравственной нормы- честности.
Внешний контроль – это контроль учителя.Он складывается из двух групп оценок: текущие и итоговые.
Главной фигурой педагогического процесса является учащийся, во имя которого учебно – воспитательный процесс создается и организуется. Ребенок не только ученик, но прежде всего личность во всем многоцветии ее качеств, черт и проявлений. Нельзя ограничиваться с ребенком только сферой научения, необходимо вникать в его духовный мир, помогать ему делать «шаги» в познании мира.
1.Анисимов В.В. , Грохольская О.Г. Общие основы педагогики. – М., «Просвещение». 2006
2.Комченко А.Н.Энциклопедия педагогических технологий. - Санкт – Петербург.,«Каро» 2005
3. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М., «Просвещение». 1991
4. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. – М., «АЕАДЕМА»1999
- Педагогическая профессия
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Формирующее оценивание на уроках биологии
- Международный вебинар "Основы генетики и селекции. Законы Менделя"
- Международный вебинар «Приемы интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся в предметных областях “Химия”, “Биология” и “Экология”»