«Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы»
Краткое описание
1) сформировать знания учащихся о требованиях, предъявляемых к офицеру военной службы, о программе совершенствования военного образования.
2) используя исторические факты и примеры из литературных произведений, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии.
3) продолжать работу над формированием умения рассуждать, строить доказательство выстроенной мысли.
2) используя исторические факты и примеры из литературных произведений, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии.
3) продолжать работу над формированием умения рассуждать, строить доказательство выстроенной мысли.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Всероссийский конкурс «Педагогический калейдоскоп» Конспект урока по ОБЖ
в 11 классе
«Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы»
Выполнила: преподаватель-организатор ОБЖ Пахомова Юлия Владимировна г. Бугульма 2012 Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы Цели урока: 1) сформировать знания учащихся о требованиях, предъявляемых к офицеру военной службы, о программе совершенствования военного образования. 2) используя исторические факты и примеры из литературных произведений, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии. 3) продолжать работу над формированием умения рассуждать, строить доказательство выстроенной мысли. Материалы и оборудование:стенд «Военнослужащие-выпускники нашей школы», песня О. Газманова «Офицеры», выдержки из литературных произведений, портреты русских полководцев. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Учитель знакомит с темой урока (песня О. Газманова «Офицеры») Тема урока «Офицер Российской Армии». (слайд 1)
В ходе урока познакомимся с профессией офицера, задумаемся о значимости этой профессии. (слайд 2)
Офицерский корпус это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач обеспечения обороны и безопасности страны. 3.Обьяснение нового материала Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. (Показ отрывков из фильма профессия 1 «Офицеры») (слайд 3) Вспомните фильм “Офицеры” как мужественно и самоотверженно стояли на защите своей чести и достоинства офицеры, для которых честь и преданность, преданность своей Отчизне своему народу была на первом месте Офицеры непосредственно участвуют в организации повседневной жизни и деятельности войск, обучают и воспитывают подчинённых, помогают им овладевать сложной военной техникой, формируют у воинов высокие морально- боевые качества, возглавляют воинские коллективы. От офицеров зависит очень многое. Поэтому большое значение придаётся подготовке офицерских кадров, которая осуществляется в военных институтах, университетах и академиях. Учитель: Каким должен быть офицер? -Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь. -Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях. -Высокие понятия воинской чести и воинского долга, как у офицеров, так и у солдат и матросов. -Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения. -Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям. -Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира. -Героическое поведение в плену. -Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде. Учитель: На прошлом уроке вы писали сочинения “Как вы представляете себе профессию офицера?”Сейчас мы послушаем лучшие сочинения. 1) Профессия офицера-это подвиг. На вопрос какая профессия самая важная, каждый ответит по – разному. А если спросить, какая самая трудная и напряженная, пожалуй, в первую очередь назовут спасателей милиционеров, пожарных. Самыми знающими назовут ученных, всех работников умственного труда, но, по моему мнению, существуют, работа которых объединяет все названные характеристики. Дело их жизни– самое необходимое. самое трудное, самое ответственное. Это люди, перед которыми стоит важная задача охранять и защищать народ своей страны. И люди эти офицеры. Офицер-это человек не знающий страха действующий смело и решительно. Так в боях за свободу они проявили свои лучшие человеческие качества. 2) Профессия офицера – это героическая высоконравственная профессия. В её основе любовь и преданность Родине, готовность жертвовать собой и умение, если потребуется, “достойно умереть”. Профессия офицера – это красивая профессия. Её красят военная форма и боевые награды. Профессия офицера – это боевая профессия. Офицеры – защитники! Офицеры – бойцы первой линии. За ними – страна. В случае необходимости им принимать на себя первый удар. Война начинается только один раз и переиграть её начало невозможно. Они не имеют право спокойно спать, ибо войны начинаются по ночам. Они не имеют право спокойно отдыхать, ибо, как показала история, войны случаются либо под праздник, либо с субботы на воскресенье. На плечах офицера лежит такая ответственность, которая не сравнима с ответственностью любой другой профессии. Да, есть такая профессия – Родину защищать! 3) Профессия офицера – это героическая высоконравственная профессия, надежда нации. Без офицера армии нет. Без армии нет государства. Без государства нет свободы граждан, нет достойной жизни, нет будущего ни у живущих, ни у потомков. В основу этой профессии заложена любовь и преданность Родине, а самое главное – готовность жертвовать собой и даже если потребуется, то достойно умереть. Эта профессия трудна (физически, морально и психологически), опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения. Ряды офицерского корпуса покинуть значительно сложнее, чем порвать с какой-либо другой специальностью. Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, которые не испытывают представители других профессий. Высокая степень ответственности, ограниченность гражданских и личных прав и свобод тяжелым бременем ложатся на душу офицера и требуют высочайшего уровня сознательности и самоограничения. Не каждый человек в состоянии нести такой “крест”. Учитель: Каким должен быть офицер? -Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь. -Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях. -Высокие понятия воинской чести и воинского долга, как у офицеров, так и у солдат и матросов. -Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения. -Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям. -Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира. -Героическое поведение в плену. -Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде. Учитель: Большое значение имеет личный пример офицера. Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового. О таком примере героизма офицеров нам расскажут ребята. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов(слайд4)
Широко известно крылатое выражение: «Бей врага не числом, а умением». Принадлежит оно великому русскому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. 60 побед в 60 сражениях и ни одного поражения — таков итог полководческой деятельности Суворова. Суворовские победы восхищали союзников, заставляли трепетать врагов, они подняли на новую ступень русское военное искусство, укрепили международный авторитет России. Эти победы были не случайны. Суворов выступил новатором в военном деле, продумал, а затем успешно применил на практике новые формы и способы ведения войны. Путем самообразования он не только достиг самого видного и почетного положения в военном отношении, но и занял даже совершенно уединенное место во всей истории военного дела. Самостоятельно изучая те же самые исторические образцы, по которым учились и другие, он, однако, под влиянием горячей любви и преданности делу, извлек из этого пользы значительно больше других. Привнесши в это дело большую долю своей индивидуальности, он создал новое «военное искусство», которое так и прозвано «суворовским». Сущность его состоит в таком обучении солдат, что они наперед получают определенное понятие о том, что может встретиться им на войне, а равно и о том, как им вести себя в каждом отдельном случае. Это — та именно «наука побеждать», которая обучала солдат только тому, чтобы идти вперёд и вперёд (атака и штурм), и из которой, безусловно, было изгнано всё, что касается движения назад (отступления). За двадцать походов войска Суворова захватили у неприятеля 609 знамен, 2670 пушек, 107 судов, 50 тысяч пленных. Суворов считал, что война должна быть скоротечной. Для этого необходима своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств, для успешного ведения боевых действий, постановка решительных задач войскам с целью разгрома живой силы и техники противника. Успехам полководца в сражениях, как правило, способствовали внезапность, искусная организация взаимодействия всех родов войск, особенно пехоты и кавалерии, умелое сочетание огня и движения, маневр и наращивание удара за счёт резерва. Особенно яркими и впечатляющими обычно бывали последовательные, стремительные и ошеломляющие для противника действия суворовских войск, неожиданные удары в тыл врага, глубокие обходы. Величие военного искусства А. В. Суворова заключалось в том, что победы им достигались малой кровью. Полководец был непримиримым врагом догматизма и шаблона в военном искусстве. Он тщательно оценивал обстановку, театр военных действий, климатические условия, сохранял в тайне от противника материальные и людские ресурсы. Большое внимание уделял боевой подготовке войск, коренной перестройке в их обучении. Суворов создал передовую систему воспитания воинов, продолжая лучшие традиции Петра I. Великий полководец придавал первостепенное значение формированию качеств честного, грамотного, дисциплинированного и инициативного офицера, солдата. Военная история показала, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира. Благодарные потомки — воины армии и флота высоко ценят военно-патриотическое наследие А. В. Суворова и настойчиво овладевают наукой побеждать, в которой воплощены многие идеи великого русского народа. Адмирал Нахимов(слайд 5)
Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает Павел Степанович Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов. Человек изумительной храбрости, скромный в личной жизни, отзывчивый к нуждам окружающих, Нахимов проявил высокие дарования и как флотоводец, и как руководитель боевых действий на суше. Вместе с тем он продемонстрировал большой талант военного воспитателя. Он создал целую систему обучения и воспитания личного состава флота. Он, как никто, умел воспитать у моряков высокое сознание долга и любовь к службе. Его собственная неусыпная забота о флоте, его бескорыстие и трудолюбие, его превосходное руководство боевыми действиями под Синопом и в Севастополе служили прекрасным дополнением к излагаемым им наставлениям и являлись образцами, на которых воспитывались целые поколения моряков. Нахимов был командиром фрегата «Паллада», служил на Черноморском флоте, командовал линейным кораблём «Силистрия». Под его руководством «Силитрия» стал лучшим кораблем Черноморского флота. Синопская битва была проведена в полном соответствии с тактическим принципом Нахимова. В Синопском сражении было уничтожено 13 неприятельских военных и 4 купеческих корабля, предназначены для высадки десанта на Кавказе. Был взят в плен командующий турецкой эскадры вицеадмирал Османпаша. Синопская победа была одержана “малой кровью”. Потери русских были незначительны. На русской эскадре было 37 убитых и 234 раненых. Нахимов не потерял ни одного корабля. На командирском посту Нахимов оставался человеком чести, мудрым и справедливым. Его отличало крайне уважительное отношение к матросам. Как хороший командир Нахимов понимал, что именно простые матросы – основная сила корабля и от них зависит исход сражения. Подобно своему учителю Михаилу Петровичу Лазареву, Нахимов требовал от своих офицеров моральной высоты. На его корабле не было телесного наказания, не было унижения, а вместо внешнего чинопочитания воспитывалась любовь к Родине. Нахимов погиб, героически защищая Севастополь. Севастопольскому гарнизону противостояли: огромный флот союзников и 60-тыс. хорошо вооружённая армия. Он знал наверняка, что силы противника превосходят его собственные, знал и о желании командования сдать Севастополь и не желал с этим согласиться. В последние месяцы жизни он был единственным офицером в Севастополе, кто носил эполеты – ведь стреляли в основном по командованию. Он знал о близком поражении и не хотел видеть его. 10 июля 1855 года он был ранен в висок, а через два дня скончался, не приходя в сознание. Дело Нахимова развивалось, жило, отозвалось в славной деятельности С. О. Макарова и вошло составной частью в виде традиций, заветов и наставлений – в сокровищницу могучего Советского Военно-Морского Флота. Нахимов является ярким примером служения Родине, примером преданности долгу и чести русского флота. Имя адмирала Нахимова близко и дорого советскому народу. 28 героев панфиловцев (слайд 6) Одним из самых известных подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, стал подвиг 28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова, сформированной осенью 1941 года в Алма-Ате (Казахская ССР). События, как их рисуют многочисленные книги о панфиловцах, развивались так: 15 ноября 1941 г. немецкие войска приступили к последнему рывку к Москве, фронт в некоторых местах на 25 км приблизился к городу. Наши войска оказывали героическое сопротивление фашистам. 16 ноября в Подмосковье, в районе разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе (ныне на 117 км Рижского направления Московской железной дороги), гвардейцы-панфиловцы совершили подвиг — в ходе 4-часового боя 28 героев панфиловцев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офицер. Вооружение бутылки с “горючей смесью”, гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева никого. Могли разбежаться, и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа, и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну 20 танков, другую 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Все (позже стали писать «почти все») 28 героев погибли. Командир дивизии, гвардии генерал-майор Панфилов погиб 18 ноября 1941 года. 21 июля 1942 указом Президиума Верховного Совета СССР всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Учитель: Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Ответ в трех словах – присяга, долг, патриотизм: Присяга – клятва Родине, Долг – обязанность перед Родиной, Патриотизм – любовь к Родине Если это есть у военных людей, они непобедимы 4. Закрепление материала: Ребята, внимательно прослушайте Офицерские заповеди, которые подготовил нам — … (слайд 7) Патриотизм – религия русских офицеров. Если защита Отечества священна, то офицеры – главные священнослужители державы. Сила армии – в мужестве и благородстве офицерского корпуса. Святая Русь! Отечество! Я – твой! Пока офицер чувствует себя защитником, он – мужчина. Если офицер не сделает, то и никто не сделает. Всякий офицер для подчиненного, как душа в теле человека. Курсанту – бодрость, офицеру – храбрость, адмиралу – мужество. Россия ждёт, как офицеры исполнят свой долг. О чём говорят заповеди (выслушать ответ), учащимся предлагается назвать качества присущие офицеру. Учитель: Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Сейчас на многие профессии предварительно проводится профессионально-психологический отбор с тем, чтобы заранее выявить соответствие профессии индивидуальным качествам человека. -Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать офицер? — Сейчас рассмотрим общие требования, предъявляемые к офицеру военной службой. Учитель: Офицерские кадры – основа армии. Ее боеспособность зависит от командиров всех уровней. Российской армии нужны высококвалифицированные военные специалисты-профессионалы. Востребованность в офицерах высокая. Руководство страны постоянно проявляеточень серьезное внимание ко всем направлениям жизнедеятельности офицеров, в т.ч. их материальному обеспечению. Президент страны неоднократно заявлял, что с января 2012г. командир взвода – лейтенант(а это начальный этап службы) будет иметь денежноедовольствие не менее 50 тыс. руб. в месяц. Условия для карьерного роста хорошие. Какой солдат не мечтает быть генералом! Но это зависит от самого человека. Если выпускник военного вуза будет соответствовать вышеперечисленным требованиям,
перед ним открывается хорошая перспектива профессионального роста.
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. (Показ отрывков из фильма финальная сцена «Офицеры») 1.Вопрос, что присуще русскому офицеру? 2.Что должен знать офицер? 3.Приведите примеры героизма офицеров. Подведение итогов: Учитель: Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги:
учащимся предлагается назвать качества присущие офицеру:
Что мы сегодня узнали на уроке?
-Профессия офицера почетна. -Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами. -Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них. -Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы вписываемся в это понятие. — Мы познакомились с интересным человеком и хотим поблагодарить его и пригласить почаще приезжать к нам.) 2.Закрепление материала – работа с карточками.
3.Я также хочу подвести итог вашей работы. Оценки уч-ся.
Домашнее задание:п. 3.5, стр. 203.
Составить план-схему «Мой личный профессиональный план»:
1. Кем буду по профессии.
2. Где узнаю о будущей профессии.
3. Где получу профессиональное образование (учебное заведение и место).
4. Каковы мои главные черты (интересы, работоспособность, устойчивость
5. Внимания, память, требовательность к себе, уровень здоровья и т. д.)
Список использованной литературы 1. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс. Москва «Просвещение» 2009г. 2. Александр Васильевич Суворов глазами современников. / Сост. Э.И.Юрченко. М., 1999г. 3. Харитановский А. Господа офицеры!.. Курск, 1994г. 4. О долге и чести воинской Российской армии. М.,1990г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.28 панфиловцев-а был ли подвиг? http://wordweb.ru/2008/03/29/28-panfilovcev-a-byl-li-podvig.html 2. Адмирал П.С. Нахимов http://flot.com/history/b-nakhimov.htm 3. Александр Васильевич Суворов http://wars175x.narod.ru/bgr_svr1.html 4. Заповеди настоящих офицеров http://officerhonor.tk/commandments.html Видеотека Из кинофильма «Офицеры» (1971, режиссер Владимир Роговой), снятого по сценарию Бориса Васильева, автора известной повести «А зори здесь тихие...», и Кирилла Раппопорта. Слова комэска (командира эскадрона), бывшего царского офицера, ставшего командиром Красной армии и начальником погранзаставы (актер Владимир Дружников), сказанные им в разговоре с одним из героев фильма, комвзвода Алексеем Трофимовым (актер Георгий Юматов): «-… Другие богатством гордились или знатностью. А мы — своей профессией. — А что это за профессия такая? — Родину защищать. Есть такая профессия, взводный». Иносказательно о профессии офицера, солдата, воина.
в 11 классе
«Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы»
Выполнила: преподаватель-организатор ОБЖ Пахомова Юлия Владимировна г. Бугульма 2012 Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы Цели урока: 1) сформировать знания учащихся о требованиях, предъявляемых к офицеру военной службы, о программе совершенствования военного образования. 2) используя исторические факты и примеры из литературных произведений, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии. 3) продолжать работу над формированием умения рассуждать, строить доказательство выстроенной мысли. Материалы и оборудование:стенд «Военнослужащие-выпускники нашей школы», песня О. Газманова «Офицеры», выдержки из литературных произведений, портреты русских полководцев. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Учитель знакомит с темой урока (песня О. Газманова «Офицеры») Тема урока «Офицер Российской Армии». (слайд 1)
В ходе урока познакомимся с профессией офицера, задумаемся о значимости этой профессии. (слайд 2)
Офицерский корпус это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач обеспечения обороны и безопасности страны. 3.Обьяснение нового материала Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. (Показ отрывков из фильма профессия 1 «Офицеры») (слайд 3) Вспомните фильм “Офицеры” как мужественно и самоотверженно стояли на защите своей чести и достоинства офицеры, для которых честь и преданность, преданность своей Отчизне своему народу была на первом месте Офицеры непосредственно участвуют в организации повседневной жизни и деятельности войск, обучают и воспитывают подчинённых, помогают им овладевать сложной военной техникой, формируют у воинов высокие морально- боевые качества, возглавляют воинские коллективы. От офицеров зависит очень многое. Поэтому большое значение придаётся подготовке офицерских кадров, которая осуществляется в военных институтах, университетах и академиях. Учитель: Каким должен быть офицер? -Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь. -Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях. -Высокие понятия воинской чести и воинского долга, как у офицеров, так и у солдат и матросов. -Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения. -Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям. -Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира. -Героическое поведение в плену. -Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде. Учитель: На прошлом уроке вы писали сочинения “Как вы представляете себе профессию офицера?”Сейчас мы послушаем лучшие сочинения. 1) Профессия офицера-это подвиг. На вопрос какая профессия самая важная, каждый ответит по – разному. А если спросить, какая самая трудная и напряженная, пожалуй, в первую очередь назовут спасателей милиционеров, пожарных. Самыми знающими назовут ученных, всех работников умственного труда, но, по моему мнению, существуют, работа которых объединяет все названные характеристики. Дело их жизни– самое необходимое. самое трудное, самое ответственное. Это люди, перед которыми стоит важная задача охранять и защищать народ своей страны. И люди эти офицеры. Офицер-это человек не знающий страха действующий смело и решительно. Так в боях за свободу они проявили свои лучшие человеческие качества. 2) Профессия офицера – это героическая высоконравственная профессия. В её основе любовь и преданность Родине, готовность жертвовать собой и умение, если потребуется, “достойно умереть”. Профессия офицера – это красивая профессия. Её красят военная форма и боевые награды. Профессия офицера – это боевая профессия. Офицеры – защитники! Офицеры – бойцы первой линии. За ними – страна. В случае необходимости им принимать на себя первый удар. Война начинается только один раз и переиграть её начало невозможно. Они не имеют право спокойно спать, ибо войны начинаются по ночам. Они не имеют право спокойно отдыхать, ибо, как показала история, войны случаются либо под праздник, либо с субботы на воскресенье. На плечах офицера лежит такая ответственность, которая не сравнима с ответственностью любой другой профессии. Да, есть такая профессия – Родину защищать! 3) Профессия офицера – это героическая высоконравственная профессия, надежда нации. Без офицера армии нет. Без армии нет государства. Без государства нет свободы граждан, нет достойной жизни, нет будущего ни у живущих, ни у потомков. В основу этой профессии заложена любовь и преданность Родине, а самое главное – готовность жертвовать собой и даже если потребуется, то достойно умереть. Эта профессия трудна (физически, морально и психологически), опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения. Ряды офицерского корпуса покинуть значительно сложнее, чем порвать с какой-либо другой специальностью. Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, которые не испытывают представители других профессий. Высокая степень ответственности, ограниченность гражданских и личных прав и свобод тяжелым бременем ложатся на душу офицера и требуют высочайшего уровня сознательности и самоограничения. Не каждый человек в состоянии нести такой “крест”. Учитель: Каким должен быть офицер? -Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь. -Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях. -Высокие понятия воинской чести и воинского долга, как у офицеров, так и у солдат и матросов. -Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения. -Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям. -Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира. -Героическое поведение в плену. -Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде. Учитель: Большое значение имеет личный пример офицера. Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового. О таком примере героизма офицеров нам расскажут ребята. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов(слайд4)
Широко известно крылатое выражение: «Бей врага не числом, а умением». Принадлежит оно великому русскому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. 60 побед в 60 сражениях и ни одного поражения — таков итог полководческой деятельности Суворова. Суворовские победы восхищали союзников, заставляли трепетать врагов, они подняли на новую ступень русское военное искусство, укрепили международный авторитет России. Эти победы были не случайны. Суворов выступил новатором в военном деле, продумал, а затем успешно применил на практике новые формы и способы ведения войны. Путем самообразования он не только достиг самого видного и почетного положения в военном отношении, но и занял даже совершенно уединенное место во всей истории военного дела. Самостоятельно изучая те же самые исторические образцы, по которым учились и другие, он, однако, под влиянием горячей любви и преданности делу, извлек из этого пользы значительно больше других. Привнесши в это дело большую долю своей индивидуальности, он создал новое «военное искусство», которое так и прозвано «суворовским». Сущность его состоит в таком обучении солдат, что они наперед получают определенное понятие о том, что может встретиться им на войне, а равно и о том, как им вести себя в каждом отдельном случае. Это — та именно «наука побеждать», которая обучала солдат только тому, чтобы идти вперёд и вперёд (атака и штурм), и из которой, безусловно, было изгнано всё, что касается движения назад (отступления). За двадцать походов войска Суворова захватили у неприятеля 609 знамен, 2670 пушек, 107 судов, 50 тысяч пленных. Суворов считал, что война должна быть скоротечной. Для этого необходима своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств, для успешного ведения боевых действий, постановка решительных задач войскам с целью разгрома живой силы и техники противника. Успехам полководца в сражениях, как правило, способствовали внезапность, искусная организация взаимодействия всех родов войск, особенно пехоты и кавалерии, умелое сочетание огня и движения, маневр и наращивание удара за счёт резерва. Особенно яркими и впечатляющими обычно бывали последовательные, стремительные и ошеломляющие для противника действия суворовских войск, неожиданные удары в тыл врага, глубокие обходы. Величие военного искусства А. В. Суворова заключалось в том, что победы им достигались малой кровью. Полководец был непримиримым врагом догматизма и шаблона в военном искусстве. Он тщательно оценивал обстановку, театр военных действий, климатические условия, сохранял в тайне от противника материальные и людские ресурсы. Большое внимание уделял боевой подготовке войск, коренной перестройке в их обучении. Суворов создал передовую систему воспитания воинов, продолжая лучшие традиции Петра I. Великий полководец придавал первостепенное значение формированию качеств честного, грамотного, дисциплинированного и инициативного офицера, солдата. Военная история показала, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира. Благодарные потомки — воины армии и флота высоко ценят военно-патриотическое наследие А. В. Суворова и настойчиво овладевают наукой побеждать, в которой воплощены многие идеи великого русского народа. Адмирал Нахимов(слайд 5)
Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает Павел Степанович Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов. Человек изумительной храбрости, скромный в личной жизни, отзывчивый к нуждам окружающих, Нахимов проявил высокие дарования и как флотоводец, и как руководитель боевых действий на суше. Вместе с тем он продемонстрировал большой талант военного воспитателя. Он создал целую систему обучения и воспитания личного состава флота. Он, как никто, умел воспитать у моряков высокое сознание долга и любовь к службе. Его собственная неусыпная забота о флоте, его бескорыстие и трудолюбие, его превосходное руководство боевыми действиями под Синопом и в Севастополе служили прекрасным дополнением к излагаемым им наставлениям и являлись образцами, на которых воспитывались целые поколения моряков. Нахимов был командиром фрегата «Паллада», служил на Черноморском флоте, командовал линейным кораблём «Силистрия». Под его руководством «Силитрия» стал лучшим кораблем Черноморского флота. Синопская битва была проведена в полном соответствии с тактическим принципом Нахимова. В Синопском сражении было уничтожено 13 неприятельских военных и 4 купеческих корабля, предназначены для высадки десанта на Кавказе. Был взят в плен командующий турецкой эскадры вицеадмирал Османпаша. Синопская победа была одержана “малой кровью”. Потери русских были незначительны. На русской эскадре было 37 убитых и 234 раненых. Нахимов не потерял ни одного корабля. На командирском посту Нахимов оставался человеком чести, мудрым и справедливым. Его отличало крайне уважительное отношение к матросам. Как хороший командир Нахимов понимал, что именно простые матросы – основная сила корабля и от них зависит исход сражения. Подобно своему учителю Михаилу Петровичу Лазареву, Нахимов требовал от своих офицеров моральной высоты. На его корабле не было телесного наказания, не было унижения, а вместо внешнего чинопочитания воспитывалась любовь к Родине. Нахимов погиб, героически защищая Севастополь. Севастопольскому гарнизону противостояли: огромный флот союзников и 60-тыс. хорошо вооружённая армия. Он знал наверняка, что силы противника превосходят его собственные, знал и о желании командования сдать Севастополь и не желал с этим согласиться. В последние месяцы жизни он был единственным офицером в Севастополе, кто носил эполеты – ведь стреляли в основном по командованию. Он знал о близком поражении и не хотел видеть его. 10 июля 1855 года он был ранен в висок, а через два дня скончался, не приходя в сознание. Дело Нахимова развивалось, жило, отозвалось в славной деятельности С. О. Макарова и вошло составной частью в виде традиций, заветов и наставлений – в сокровищницу могучего Советского Военно-Морского Флота. Нахимов является ярким примером служения Родине, примером преданности долгу и чести русского флота. Имя адмирала Нахимова близко и дорого советскому народу. 28 героев панфиловцев (слайд 6) Одним из самых известных подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, стал подвиг 28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова, сформированной осенью 1941 года в Алма-Ате (Казахская ССР). События, как их рисуют многочисленные книги о панфиловцах, развивались так: 15 ноября 1941 г. немецкие войска приступили к последнему рывку к Москве, фронт в некоторых местах на 25 км приблизился к городу. Наши войска оказывали героическое сопротивление фашистам. 16 ноября в Подмосковье, в районе разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе (ныне на 117 км Рижского направления Московской железной дороги), гвардейцы-панфиловцы совершили подвиг — в ходе 4-часового боя 28 героев панфиловцев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офицер. Вооружение бутылки с “горючей смесью”, гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева никого. Могли разбежаться, и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа, и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну 20 танков, другую 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Все (позже стали писать «почти все») 28 героев погибли. Командир дивизии, гвардии генерал-майор Панфилов погиб 18 ноября 1941 года. 21 июля 1942 указом Президиума Верховного Совета СССР всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Учитель: Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Ответ в трех словах – присяга, долг, патриотизм: Присяга – клятва Родине, Долг – обязанность перед Родиной, Патриотизм – любовь к Родине Если это есть у военных людей, они непобедимы 4. Закрепление материала: Ребята, внимательно прослушайте Офицерские заповеди, которые подготовил нам — … (слайд 7) Патриотизм – религия русских офицеров. Если защита Отечества священна, то офицеры – главные священнослужители державы. Сила армии – в мужестве и благородстве офицерского корпуса. Святая Русь! Отечество! Я – твой! Пока офицер чувствует себя защитником, он – мужчина. Если офицер не сделает, то и никто не сделает. Всякий офицер для подчиненного, как душа в теле человека. Курсанту – бодрость, офицеру – храбрость, адмиралу – мужество. Россия ждёт, как офицеры исполнят свой долг. О чём говорят заповеди (выслушать ответ), учащимся предлагается назвать качества присущие офицеру. Учитель: Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Сейчас на многие профессии предварительно проводится профессионально-психологический отбор с тем, чтобы заранее выявить соответствие профессии индивидуальным качествам человека. -Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать офицер? — Сейчас рассмотрим общие требования, предъявляемые к офицеру военной службой. Учитель: Офицерские кадры – основа армии. Ее боеспособность зависит от командиров всех уровней. Российской армии нужны высококвалифицированные военные специалисты-профессионалы. Востребованность в офицерах высокая. Руководство страны постоянно проявляеточень серьезное внимание ко всем направлениям жизнедеятельности офицеров, в т.ч. их материальному обеспечению. Президент страны неоднократно заявлял, что с января 2012г. командир взвода – лейтенант(а это начальный этап службы) будет иметь денежноедовольствие не менее 50 тыс. руб. в месяц. Условия для карьерного роста хорошие. Какой солдат не мечтает быть генералом! Но это зависит от самого человека. Если выпускник военного вуза будет соответствовать вышеперечисленным требованиям,
перед ним открывается хорошая перспектива профессионального роста.
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. (Показ отрывков из фильма финальная сцена «Офицеры») 1.Вопрос, что присуще русскому офицеру? 2.Что должен знать офицер? 3.Приведите примеры героизма офицеров. Подведение итогов: Учитель: Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги:
учащимся предлагается назвать качества присущие офицеру:
Что мы сегодня узнали на уроке?
-Профессия офицера почетна. -Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами. -Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них. -Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы вписываемся в это понятие. — Мы познакомились с интересным человеком и хотим поблагодарить его и пригласить почаще приезжать к нам.) 2.Закрепление материала – работа с карточками.
3.Я также хочу подвести итог вашей работы. Оценки уч-ся.
Домашнее задание:п. 3.5, стр. 203.
Составить план-схему «Мой личный профессиональный план»:
1. Кем буду по профессии.
2. Где узнаю о будущей профессии.
3. Где получу профессиональное образование (учебное заведение и место).
4. Каковы мои главные черты (интересы, работоспособность, устойчивость
5. Внимания, память, требовательность к себе, уровень здоровья и т. д.)
Список использованной литературы 1. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс. Москва «Просвещение» 2009г. 2. Александр Васильевич Суворов глазами современников. / Сост. Э.И.Юрченко. М., 1999г. 3. Харитановский А. Господа офицеры!.. Курск, 1994г. 4. О долге и чести воинской Российской армии. М.,1990г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.28 панфиловцев-а был ли подвиг? http://wordweb.ru/2008/03/29/28-panfilovcev-a-byl-li-podvig.html 2. Адмирал П.С. Нахимов http://flot.com/history/b-nakhimov.htm 3. Александр Васильевич Суворов http://wars175x.narod.ru/bgr_svr1.html 4. Заповеди настоящих офицеров http://officerhonor.tk/commandments.html Видеотека Из кинофильма «Офицеры» (1971, режиссер Владимир Роговой), снятого по сценарию Бориса Васильева, автора известной повести «А зори здесь тихие...», и Кирилла Раппопорта. Слова комэска (командира эскадрона), бывшего царского офицера, ставшего командиром Красной армии и начальником погранзаставы (актер Владимир Дружников), сказанные им в разговоре с одним из героев фильма, комвзвода Алексеем Трофимовым (актер Георгий Юматов): «-… Другие богатством гордились или знатностью. А мы — своей профессией. — А что это за профессия такая? — Родину защищать. Есть такая профессия, взводный». Иносказательно о профессии офицера, солдата, воина.
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
ОБЖ
11 класс
11 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»