Вариативная программа "Хочу быть здоровым"
Тренер–преподаватель Родители Спортсмен Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: Создание условий в образовательном пространстве для формирования психологически устойчивого, социально адаптированного и физически крепкого человека; сохранение контингента учащихся при переходе на учебно-тренировочный этап обучения. Реализация программы идет через выполнение следующих задач: 1. Проанализировать социальное, физическое и психологическое здоровье учащихся. 2. Разработать план реализации программы по коррекции, профилактики негативных проявлений компонентов ЗДОРОВЬЯ. 3. Формировать потребность в здоровом образе жизни. 3. Воспитывать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям. 4. Улучшить связи внешней и внутренней модели взаимодействия. 5. Провести подготовительную спортивную работу с учащимися.
Вариативная программа
«Хочу быть здоровым»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»
Сургутский район 2010
Авторы-составители:
Урдя Светлана Степановна, заместитель директора по учебной части муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»;
Сикорская Алена Михайловна, психолог-консультант психоневрологического диспансера г. Сургута;
Забавина Елена Анатольевна, врач психотерапевт психоневрологического диспансера г. Сургута;
Галиуллина Венера Федоровна, медицинская сестра муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА _____________________________________4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ _____________________6
ЦЕЛИ И ЗАДИЧИ ПРОГРАММЫ ___________________________________7
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ________________________________8
МАТЕРИАОЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ____________________________________________________10
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ _______________________________________11
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ ___________________________12
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ____________________________26
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ ____________________31
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________42
ЛИТЕРАТУРА ____________________________________________________64
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная политика в области образования рядом нормативных актов обеспечила основу развития дополнительного образования как системы мобильных образовательных услуг, ориентированных на различные социальные и возрастные группы населения (Типовое Положение об учреждениях дополнительного образования детей). Дополнительное образование включает в себя все многообразие учреждений и услуг, обеспечивает связь между программами государственного стандарта, в том числе и в спортивной деятельности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
В настоящее время развитие подрастающего поколения России осуществляется в противоречивых условиях демократизации общества, укрепления государственности, социально-экономического спада, развития рыночной экономики. Изменения в жизни общества предъявляют новые требования как к обучающимся, так и к самим учреждениям дополнительного образования детей.
Согласно Уставу, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» (далее – Учреждение) создано с целью создания оптимальных условий для личностного развития учащихся, укрепления здоровья, удовлетворения интересов, склонностей и дарований, организации разумного досуга на основе занятия спортом.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
-
создавать условий для сохранения и развития физической культуры на территории Сургутского района;
-
создавать условий для сохранения и развития спортивного потенциала в Сургутском районе, в том числе путем выявления и поддержки из них спортсменов высокой квалификации, поддержки перспективных творческих проектов в отрасли;
-
осуществлять физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
-
вести работу по привлечению населения и учащихся образовательных учреждений к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
-
выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к занятиям спортом и подготовки из них спортсменов высокой квалификации;
-
обеспечивать приобретение знаний в области гигиены и оказания первой помощи, а также овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего состояния.
Исходя из выше изложенного, целей и задач функционирования Учреждения - спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования детей, на равнее с образовательными учреждениями, семьей имеет важное значение в формировании здоровьесберегающих факторов полноценного развития детей в Сургутском районе.
Учреждения дополнительного образования детей, в частности спортивная школа, не являются обязательными образовательными учреждениями для их посещения. Это индивидуальный выбор каждого ребенка, его желание посвятить себя спорту. Несомненно, большую роль в формировании спортивных групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных играет рекламная деятельность Учреждения и умение тренера-преподавателя заинтересовать именно в своем виде спорта: дать мотивацию, показать престиж, выгоду, в конце концов. Но, улица, к сожалению, иногда превыше всего сказанного, и выйдя из стен Учреждения, ребенок легко подвергается негативному влиянию со стороны сверстников.
Аналитический вывод: примерно из десяти учащихся групп начальной подготовки (9-13 лет), 2 человека попадают на следующий этап – этап учебно-тренировочный.
Целевая программа «Хочу быть здоровым» создана для того, чтобы не только увеличить количество учащихся группы начальной подготовки, перешедших на учебно-тренировочный этап спортивной подготовки, а чтобы привлечь тот «уличный» контингент детей, который оказывает то негативное, асоциальное влияние. А для этого мы: педагоги, методисты, воспитатели, психологи, должны диагностировать, консультировать, проводить развивающую и коррекционную работу ЗДОРОВЬЯ в образовательном процессе Учреждения.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
По определению Всемирной организации Здравоохранения - здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. В борьбе за здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду, социального сотрудничества, психологической уравновешенности.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.
Здоровье детей формируется под влиянием ряда факторов, важнейшими из которых являются:
- биологические, включая наследственность;
- экологические, т.е. состояние окружающей среды;
- уровень медицинского обслуживания;
- условия и технологии воспитания и обучения в образовательном учреждении;
- социальные, включая образ жизни, который социально обусловлен.
Анализируя выделенные факторы можно говорить, что нельзя понять причину нежелания получать дополнительное спортивное образование, вести здоровый образ жизни детям, без анализа, диагностики, коррекции их социального, психологического, физического здоровья.
Несомненно, эти компоненты здоровья являются взаимосвязанными: без сохранения одного из компонентов здоровья, невозможно полноценное развитие других (так называемый круговорот компонентов здоровья в образовательном процессе).
Поэтому, перед Учреждением на этапе начальной подготовки стоит проблема: поиск оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся и работы по сохранению контингента занимающихся.
«Хочу быть здоровым». Не спроста нет у данного предложения знака препинания, поскольку этот знак к концу реализации программы поставит для себя каждый ее участник («Хочу быть здоровым!» - программа работает эффективно; «Хочу быть здоровым.» - программа работает хорошо, но где-то есть пробелы; «Хочу быть здоровым?» - программа не сработала).
Апробирование программы: учащиеся МОУ ДОД «СДЮСШОР» групп начальной подготовки 1-2 года обучения, спортивно-оздоровительных групп для детей до 13 лет.
База реализации программы: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Сроки реализации программы: программа рассчитана на период с сентября 2010 года по май 2012 года.
Взаимодействие со сторонними структурами: в процессе реализации программы предполагается осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями, упреждениями здравоохранения Сургутского района, средствами массовой информации.
Ожидаемые результаты программы: предполагается, что в результате реализации программы:
- у учащихся повысится уровень психологической компетенции и физического состояния, разовьются навыки социальной адаптации, появиться необходимость в здоровом образе жизни;
- увеличится процент занимающихся групп учебно-тренировочных первого года обучения и начальной подготовки всего периода обучения;
- улучшиться взаимосвязь и увеличится количество связных элементов в воспитательной схеме:
Тренер–преподаватель Родители Спортсмен
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий в образовательном пространстве для формирования психологически устойчивого, социально адаптированного и физически крепкого человека; сохранение контингента учащихся при переходе на учебно-тренировочный этап обучения.
Реализация программы идет через выполнение следующих задач:
1. Проанализировать социальное, физическое и психологическое здоровье учащихся.
2. Разработать план реализации программы по коррекции, профилактики негативных проявлений компонентов ЗДОРОВЬЯ.
3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
3. Воспитывать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям.
4. Улучшить связи внешней и внутренней модели взаимодействия.
5. Провести подготовительную спортивную работу с учащимися.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» Сургутского района создано в 1978 году как Детско-юношеская спортивная школа. На основании своей деятельности и достигнутых за время работы спортивных результатов в 2002 получило статус спортивной школы олимпийского резерва.
В настоящее время на базе школы работает 4 спортивных отделения: лыжные гонки, биатлон, тяжелая атлетика, тхэквондо.
В 2004 году открыт Лянторский филиал.
Структура учреждения:
- филиал в г.п. Лянтор,
- структурное подразделение: лыжная база в г.п. Барсово,
- рабочие места в поселениях района: г.п.Барсово, г.п.Федоровский, г.п.Белый Яр, с.п.Нижнесортымский, с.п.Солнечный, с.п.Лямина, с.п.Тундрино, с.п.Сытомино, с.п.Угут, с.п.Ульт-Ягун.
Численный состав занимающихся по видам спорта
Вид спорта |
начало 2009 – 2010 уч.г. |
конец 2009 – 2010 уч.г. |
Лыжные гонки |
258 |
245 |
Тхэквондо |
269 |
273 |
Тяжелая атлетика |
71 |
86 |
Биатлон |
26 |
26 |
ВСЕГО: |
624 |
630 |
Численный состав занимающихся по этапам обучения
Спортивная группа |
начало 2009 – 2010 уч.г. |
конец 2009 – 2010 уч.г. |
спортивно-оздоровительная |
153 |
162 |
начальной подготовки |
340 |
337 |
учебно-тренировочная |
108 |
108 |
спортивного совершенствования |
13 |
13 |
высшего спортивного мастерства |
10 |
10 |
ВСЕГО: |
624 |
630 |
Численный состав тренеров-преподавателей
Вид спорта |
начало 2009 – 2010 уч.г. |
конец 2009 – 2010 уч.г. |
Лыжные гонки |
18 |
17 |
Тхэквондо |
13 |
13 |
Тяжелая атлетика |
5 |
5 |
Биатлон |
2 |
2 |
ВСЕГО: |
38 |
37 |
Численный состав административных работников и специалистов
Должность |
начало 2009 – 2010 уч.г. |
конец 2009 – 2010 уч.г. |
Директор |
1 |
1 |
Директор филиала |
1 |
1 |
Заместитель директора |
1 |
1 |
Заместитель директора по учебной части |
2 |
2 |
Руководитель структурного подразделения |
1 |
1 |
Инструктор-методист |
3 |
3 |
Врач |
2 |
2 |
Медицинская сестра |
2 |
2 |
Медицинская сестра по массажу |
2 |
2 |
ВСЕГО: |
15 |
15 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы Учреждение предоставляет свою материально-техническую базу, которая включает в себя следующие компоненты:
Финансовые затраты на реализацию программы будут осуществляться на основании смет расходов денежных средств, выделенных для текущего бюджета Учреждения на 2010, 2011, 2012 гг.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит их трех взаимосвязанных разделов (компонентов ЗДОРОВЬЯ): социальное здоровье, физическое здоровье, психологическое здоровье, каждый из которых имеет свою подцель, задачи и план реализации.
Круговорот компонентов ЗДОРОВЬЯ в образовательном процессе
На подготовительном этапе разработки программы коллективом авторов выведена так называемая формула успеха.
Формула успеха
Активный спорт + отсутствие вредных привычек + здоровое питание + медицинский контроль + семейное благополучие + психологическая коррекция = социально, психологически, физически здоровая личность
В
СМИ - газета
«Вестник» - газета
«МК-Югра» - телеканал
«Север»»
Федерации
лыжных гонок, тяжелой атлетики, биатлона,
тхэквондо ХМАО-Югры
Управление
КМПТиС
МОУ
ДОД «СДЮСШОР» ОУ - Солнечная
СОШ - Барсовская
СОШ - Белоярская
СОШ - Лянторская
СОШ - Нижнесортымская
СОШ - Ляминская
СОШ - Сытоминская
СОШ - Угутская СОШ
УЗ - поликлиники
поселений Сургутского района - СВФД г. Сургут - ПНД
г. Сургут
Спортивные
учреждения спортивные
комплексы Сургутского района
Внутренняя модель взаимодействия по формированию компонентов ЗДОРОВЬЯ
Администрация
Инструкторы-методисты
Тренеры-преподаватели
Физическое
здоровье
Социальное
здоровье Психологическое
здоровье
Родители
Специалисты
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, - это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера образовательной деятельности Учреждения в сфере формирования социального здоровья учащихся. В последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации несовершеннолетних начали рассматриваться как взаимосвязанные между собой.
На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки для разработки проблемы формирования социального здоровья детей.
Исследованы необходимые условия для создания здоровьесберегающей среды и формирования здорового образа жизни проанализированы подходы различных наук (медицины, социологии, философии, педагогики, психологии) к здоровью, изучалось влияние образовательных учреждений и семьи на сохранение здоровья детей, оценивалось состояние здоровья детей при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на интенсивность исследований, проблема формирования социального здоровья учащихся в условиях современного образовательного учреждения остается актуальной.
Таблица социального риска
-
снижение качества жизни -
хронические стрессы -
отсутствие культуры здорового образа
жизни -
неопределенность личных перспектив
-
ухудшение физического здоровья -
социальное неблагополучие -
неготовность вступления в самостоятельную
жизнь -
отказ от традиционных социальных
ценностей
Проблемная
ситуация социального масштаба
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Социальное здоровье -
динамическая совокупность свойств и
качеств личности, обеспечивающая
гармонию между потребностями человека
и
общества, являющаяся предпосылкой
ориентации индивида на выполнение своей
жизненной цели, самоактуализацию.
Исходя из определения социального здоровья, в данном разделе программы формируется подцель: Создать условия в среде дополнительного спортивного образования для оптимальной самореализации ребенка, адаптации к реальной жизненной обстановке.
Задачи формирования социального здоровья:
-
обеспечить доступность качественного спортивного образования как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;
-
создать условия для активного включения детей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
-
создать условия для успешной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их социальной мобильности;
-
содействовать социальной адаптации детей, формировать здоровый образ жизни, профилактику асоциального поведения;
-
внедрить и реализовать в процессе обучения и воспитания дифференцированных подход;
-
вовлечь максимально в образовательный процесс Учреждения родителей.
Ожидаемый результат: на наш взгляд, результаты работы программы определяются, прежде всего, изменениями, которые происходят с учащимися. Это проявляется в поведении детей и их внешнем облике; в интересах и деятельности; в мировоззренческих установках и выборе жизненного пути:
- активная жизненная позиция;
- способность давать адекватную оценку окружающей среде и событиям; принятие или сопротивление им;
- самоопределение в этой среде ( в школе и вне ее), выбор личных, жизненных приоритетов;
- разумное отношение к своему здоровью;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- участие родителей совместно с детьми в мероприятиях Учреждения.
Идеальный результат: социально здоровый человек с присущими ему личностными качествами, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы.
Критериями эффективности процесса формирования социального здоровья учащихся являются следующие:
- мотивационно-цетюстный (стремление учащихся к участию в многоаспектных социальных отношениях: потребность к социально-позитивному общению в различных группах детей и взрослых; направленность на достижение результатов в различных видах социальной деятельности; адекватная самооценка своего участия в деятельности; стремление к здоровому образу жизни);
- когнитивный (интериоризация учащимися различных аспектов социального опыта: наличие знаний о типах межличностных и социальных отношений; знание особенностей и специфики социального общения; осознание зависимости своего жизненного успеха от психофизического и индивидуально-творческого развития своей личности, а также от развития социально-общественных отношений и взаимоотношений);
- поведенческий (поиск учащимися путей и реализация своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности: проявление инициативы и активности в деятельности; участие в социально-значимой деятельности; творческий подход к деятельности).
Работа программы по формированию социального здоровья учащихся ведется по следующим направлениям: работа с учащимися, работа с тренерами-преподавателями, работа с родителями.
План реализации программы по формированию социального здоровья учащихся
Работа с учащимися |
||||||||
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская народная мудрость |
||||||||
Дети обделены в духовном плане: нет собственных мыслей, выбора, волевого усилия, а главное отсутствие переживания. Клонированные мысли, диалоги, поступки, интересы. Им сложно давать адекватную оценку окружающей среде и событиям. Их социальный опыт складывается не только из того, что они знают и помнят, потому что прочитали и выучили, а из того, что они пережили. Макаренко А.С. "Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта".
|
||||||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
|||
1. |
Диагностика социального здоровья учащихся |
Проанализировать уровень социального здоровья учащихся |
сентябрь 2010г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ |
|||
2. |
Составление социальных паспортов учащихся, социального паспорта учреждения |
Учет социального статуса спортивных групп |
октябрь 2010г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
тренеры-преподаватели, зам. директора по УЧ |
|||
3. |
Составление индивидуальных социальных паспортов учащихся |
Учет социального статуса отдельных учащихся |
||||||
4. 4. |
Работа по профилактике вредных привычек |
|
|
|
||||
4.1. |
Анонимный опросник «А ты бы смог?..» |
Пропаганда ЗОЖ, предупреждение появления вредных привычек |
октябрь 2010г. май 2011г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
тренеры-преподаватели, зам. директора по УЧ |
|||
4.2. |
Цикл воспитательных часов о вреде наркотиков, табака, алкоголя |
2010-2011 уч. год |
||||||
4.3. |
Беседы с инспектором по делам несовершеннолетних |
зам. директора по УЧ, инспектора по делам несовершеннолетних |
||||||
4.4. |
Акция «Спорт против наркотиков» |
Пропаганда ЗОЖ, предупреждение появления вредных привычек |
май 2011г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
тренеры-преподаватели, зам. директора по УЧ, специалисты ПНД г. Сургута |
|||
4.5. |
Организация и проведение районных соревнований |
2010-2011, 2011-2012 уч. года |
тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, администрация |
|||||
4.6. |
Участие в окружных соревнованиях |
|||||||
4.7. |
Учебно-тренировочные, восстановительные сборы |
|||||||
4.8. |
Конкурс листовок «Наркотикам - НЕТ! Спорту – ДА!» |
сентябрь 2010г. |
||||||
4.9 |
Конкурс Internet-страничек «Спорт – защита от «ТАН» |
октябрь 2011г. |
тренеры-преподаватели, зам. директора по УЧ |
|||||
4.10. |
Тематический час «Наркоман – социальный труп» |
Пропаганда ЗОЖ, предупреждение появления вредных привычек |
октябрь 2011г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ, специалисты ПНД г. Сургута |
|||
4.11. |
Тематический час «Безвредного табака не бывает» |
октябрь 2010г. |
зам. директора по УЧ, врач |
|||||
4.12. |
Тематический час «Всего одна рюмка…» |
декабрь 2010г. |
||||||
4.13. |
Анкета для начинающих заниматься спортом |
Выявить спортивные интересы учащихся, проследить их отношение к спорту |
сентябрь 2010,2011г.г. |
учащиеся ГНП - 1 |
тренеры-преподаватели, зам. директора по УЧ |
|||
5. 5. |
Работа с детским коллективом |
|
|
|
||||
5.1. |
Диагностика учащихся по проблеме взаимоотношений: - методика «Социометрия» - методика на выявление «социального Я» |
Выявление межличностных отношений в спортивном коллективе |
сентябрь, декабрь 2010г. май 2011г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели |
|||
5.2. |
Индивидуальные беседы с учащимися «изгоями», «неформальными лидерами» |
Предупреждение асоциального поведения |
2010-2011, 2011-2012 уч. года |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели |
|||
5.3. |
Цикл тренингов профилактики отклоняющегося поведения подростков |
зам. директора по УЧ, инструкторы-методисты |
||||||
5.4. |
Цикл нравственных воспитательных часов: - «Я в школе, я – дома, я среди друзей» - «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» - «Страна, в котором мне хотелось бы жить» - «О дружбе и друзьях» - «Быть Человеком» |
Развитие у учащихся осмысления себя, своих поступков и поведения; формирование нравственных качеств личности, ответственности и порядочности. |
ноябрь февраль апрель июнь октябрь |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели |
|||
5.5. |
Цикл тематических воспитательных часов: - «Мир моих интересов» - «Простые истории человеческой дружбы» - «Герб моей семьи. Каким он может быть?» - «Как научится говорить «нет» - «Как повысить культуру речи?» |
Сплочение детского коллектива, первичное знакомства с укладом семей, развивать умение общения в детском коллективе |
октябрь декабрь март май август |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели |
|||
5.6. |
Конкурс «Самая спортивная группа» |
Сплочение детского коллектива |
учебный год |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
|||
6. |
Индивидуальная работа с учащимися «группы социального риска» |
|
|
|||||
Работа с тренерами-преподавателями |
||||||||
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя» В.А. Сухомлинский |
||||||||
Тренер-преподаватель - воспитатель, который корректирует, обогащает, углубляет, делает более осмысленным стихийно складывающийся социальный опыт учащегося, тем самым, улучшая его социальное здоровье. |
||||||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
|||
1. |
Совещание при директоре «Работа с учащимися по формированию ЗОЖ» |
Выработка стратегии работы по программе |
сентябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
директор, зам. директора по УЧ |
|||
2. |
Курс лекционных занятий |
|
|
|
|
|||
2.1. |
Наркотики и наркотические вещества |
Просвещение тренеров-преподавателей в указанных областях |
октябрь 2011г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
зам. директора по УЧ, специалисты ПНД г. Сургута |
|||
2.2. |
Профессиональная компетентность и культура педагога |
февраль 2010г. |
зам. директора по УЧ |
|||||
2.3. |
Причины влечения подростков к криминальной субкультуре и опыт реабилитации |
март 2011г. |
зам. директора по УЧ |
|||||
|
2.4. |
Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов |
Просвещение тренеров-преподавателей в указанных областях |
январь 2012г. |
|
зам. директора по УЧ |
||
3. |
Совещание при директоре «Занятость учащихся в сфере дополнительного образования как профилактика вредных привычек» |
|
октябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
директор, зам. директора по УЧ |
|||
4. |
Семинарские занятия |
|
|
|
|
|||
4.1. |
«Помогающие отношения – необходимое условие образовательного процесса» |
Ознакомление с основами гуманистического подхода к обучению, объяснение смысла и принципов помогающих отношений |
март 2012г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
зам. директора по УЧ |
|||
4.2. |
«Воспитание как фактор развития ребенка» |
Показать важность правильной организации воспитательной работы в спортивных группах |
сентябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
зам. директора по УЧ |
|||
4.3. |
«Роль самовоспитания в формировании личности учащегося» |
Определить роль самовоспитания в жизни каждого человека, показать значимость самовоспитания в формировании личности ребенка |
апрель 2011г. |
зам. директора по УЧ |
||||
5. |
Совещание при директоре «Построение воспитательной системы в спортивной группе» |
|
ноябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
директор, зам. директора по УЧ |
|||
6. |
Совещание при директоре «Что такое асоциальное поведение?» |
|
октябрь 2011г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
директор, зам. директора по УЧ |
|||
7. |
Составление диагностических карт тренеров-преподавателей |
Определение уровня профессиональной компетенции, способности к самоанализу |
декабрь 2010,2011г.г. |
тренеры-преподаватели |
зам. директора по УЧ |
|||
8. |
Педагогические игры |
|
|
|
|
|||
8.1. |
«Кто ты – трудный подросток» |
Максимально вовлечь педагогов в среду нового поколения |
апрель 2012г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
зам. директора по УЧ |
|||
8.2. |
«Формы и методы работы с родителями» |
Улучшить ЗУН тренеров-преподавателей по методике работы с родителями. |
апрель 2011г. |
|||||
Работа с родителями |
||||||||
Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать, они поступают, как поступаем мы сами. Мы должны быть примером для своих детей и жить такой жизнью, какой хотели бы для своих детей Луиза Хей |
||||||||
Родителям, не имеющим педагогического образования или, не особо задумывающимся о воспитании своих детей, должно уделять особое внимание. Тесная связь Учреждения с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье. |
||||||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
|||
1. |
Общешкольное родительское собрание |
Знакомство с родителями вновь прибывших учащихся |
сентябрь 2010,2011г.г. |
администрация, зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели |
директор, зам. директора по УЧ |
|||
2. |
Цикл тематических родительских собраний |
|
|
|
|
|||
2.1. |
«Союз семьи и спортивной школы» |
Показать значимость взаимодействия семьи и школы |
ноябрь 2010г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
2.2. |
«Типы семейного воспитания» |
Ознакомление родителей с типами семейного воспитания, возможные варианты решения семейных проблем |
январь 2012г. |
|||||
2.3. |
«Роль семьи в формировании личности» |
Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями; разработка основных правил семейного воспитания |
апрель 2011г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
2.4. |
«Общение родителей с детьми» |
Стимулирование полноценного общения родителей с их детьми; развитие умения родителей видеть себя со стороны; повышение уровня знаний родителей о формах и методах полноценного общения с детьми |
октябрь 2011г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
2.5. |
«Свободное время и семейный досуг» |
Актуализировать проблему досуга детей; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга |
декабрь 2011г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
2.6. |
«Роль семьи в формировании позитивной самооценки ребенка» |
Нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки личности ребенка |
март 2011г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
2.7. |
«Первые проблемы подросткового возраста» |
Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психических изменений |
май 2011г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
3. |
Родительский практикум «Что такое дневник родителя?» |
Актуализировать значимость самооценки своих действий и поступков с помощью ведения дневника родителя |
октябрь 2010г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
4. |
Родительский практикум «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» |
Раскрыть значение в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей |
ноябрь 2011г. |
администрация, зам. директора по УЧ, родители |
зам. директора по УЧ |
|||
5. |
Индивидуальные консультации «Мост взаимосвязи» |
Усилить модель внутренних взаимосвязей |
в течение программы |
родители |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели, специалисты по запросу |
|||
6. |
Анкетирование семей |
|
в течение программы |
родители |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Физическое здоровье - состояние, при котором присутствует совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Урбанизация страны и экологические проблемы создают неблагоприятную обстановку для дальнейшего развития нашего общества. Физическое здоровье и его постепенное ослабление стало бедой не только России, но и всего мира.
Оценка физического здоровья школьников современных российских школ показывает, что 70% учащихся отстают в развитии от предыдущих поколений. Учитывая связь физического и психического здоровья, следует признать, что и вменяемость современных школьников намного ниже их родителей и предков. Если в кратчайшие сроки не приложить максимум усилий к изменению этого положения, следующее поколение может довести страну до полного экономического и политического краха.
В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья.
Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа детей с так называемой третьей группой здоровья, то есть с хроническими заболеваниями.
По специфике работы Учреждения, осуществляется прием здоровых детей (желательно с первой группой здоровья), но в ряде случаем Учреждение посещают учащиеся и со второй группой здоровья (главное, чтобы у детей не было хронических заболеваний, противоречащих занятие культивируемыми в учреждении видами спорта).
Предварительный анализ физического здоровья учащихся групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных показал следующее:
-
учащихся с первой группой здоровья – 41 %;
-
учащихся со второй группой здоровья – 58 %;
-
учащихся с третьей группой здоровья – 1 %.
Таким образом, подцелью раздела программы по формированию физического здоровья является следующее: создание условий в образовательном пространстве Учреждения для укрепления физических качеств учащихся.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Привитие навыков физической культуры.
2. Развитие и укрепление физических данных учащихся.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей в спортивную деятельность Учреждения.
Ожидаемый результат: увеличение количества физически здоровых учащихся Учреждения.
План реализации программы по формированию физического здоровья учащихся
Работа с учащимися |
||||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
|
1. |
Диагностика физического здоровья учащихся |
Проанализировать уровень физического здоровья учащихся |
сентябрь 2010г. |
учащиеся ГНП-1,2 и СОГ |
зам. директора по УЧ |
|
2. |
Цикл классных часов «Здоровье на тарелке» |
|
|
|
|
|
2.1. |
Здоровое питание – важнейший элемент здоровой жизни |
Раскрыть основы здорового питания |
Октябрь 2011г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
зам. директора по УЧ, мед. персонал |
|
2.2. |
Здоровые привычки в питании |
Ноябрь 2011г. |
||||
2.3. |
Твой рацион – это ты |
Декабрь 2011г. |
||||
3. |
Цикл классных часов «В здоровом теле – здоровый дух» |
|
|
|
|
|
3.1. |
Физкультура в режиме дня школьника |
Пропаганда ЗОЖ, формирование физической культуру, профилактика заболеваний ОДА, простудных заболеваний |
Январь 2011г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
зам. директора по УЧ, мед. персонал, тренеры-преподаватели |
|
3.2. |
Утренняя гимнастика |
Февраль 2011г. |
||||
3.3. |
Закаливание |
Март 2011г. |
||||
3.4. |
Игры нашего двора |
Апрель 2011г. |
||||
3.5. |
Старинные спортивные игры |
Май 2011г. |
||||
4. |
Конкурс плакатов «Личная гигиена подростка» |
|
|
|
|
|
4.1. |
Здоровые зубы |
Научать учащихся анализировать свой внешний вид, привить необходимые навыки личной гигиены. |
ноябрь 2010г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
зам. директора по УЧ, мед. персонал, тренеры-преподаватели |
|
4.2. |
Чистые руки |
январь 2011г. |
||||
4.3. |
Мой внешний вид |
март 2012г. |
||||
5. |
День здоровья «Трудотерапия» |
Привлечение учащихся к занятию трудом. |
сентябрь, май 2010,2011,2012г.г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели |
|
6. |
Организация и проведение районных соревнований |
Пропаганда ЗОЖ, привлечение к занятию спортом |
2010-2011 2011-2012 уч.г.г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
зам. директора по УЧ, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
|
7. |
Практические занятия со спортсменами |
|
|
|
|
|
7.1. |
Осанка, береги позвоночник |
Пропаганда ЗОЖ, формирование физической культуру, профилактика заболеваний ОДА |
октябрь 2011г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
мед.персонал |
|
7.2. |
Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки |
|||||
7.3. |
Массаж - самомассаж |
январь 2011г. |
||||
7.4. |
Мозоль |
|||||
8. |
Медицинское обследование учащихся |
|
|
|
|
|
8.1. |
ГФД |
Проанализировать уровень физического здоровья учащихся |
октябрь 2010,2011г.г. |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
мед.персонал |
|
8.2. |
ВМО |
сентябрь, апрель 2010,2011,2012г.г. |
||||
9. |
Беседы с учащимися |
Пропаганда ЗОЖ |
в течение программы |
учащиеся СОГ, НП-1,2 |
мед. персонал |
|
Работа с тренерами-преподавателями |
||||||
1. |
Мини-семинар |
|
|
|
|
|
1.1. |
Средства восстановления |
Просвещение в указанных темах |
ноябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
мед. персонал |
|
1.2. |
Фармакология |
|
|
|||
|
1.3. |
Медицинская часть подготовки к соревнованиям |
Просвещение в указанных темах |
ноябрь 2011г. |
мед. персонал |
|
2. |
|
Практические занятия |
|
|
|
|
2.1. |
Оказание первой доврачебной помощи |
Отработка практических ЗУН |
апрель 2011г., 2012г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
мед. персонал |
|
2.2. |
Грипп и его профилактика |
декабрь 2010г. 2011г. |
||||
3. |
Беседы с тренерами-преподавателями |
Выявление проблем в здоровье учащихся, теоретическая помощь |
в течение программы |
тренеры-преподаватели |
мед. персонал |
|
4. |
Семинар на тему «Исследование функциональных способностей спортсмена с помощью эргоспирометрической системы» |
Диагностика функционального состояния учащихся |
сентябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
зам. директора по УЧ, мед. персонал |
|
5. |
Оформление уголков здоровья |
Пропаганда ЗОЖ |
в течение программы |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты |
мед. персонал |
|
Работа с родителями |
||||||
1. |
Родительское собрание «Витамины – здоровье вашего ребенка» |
Показать значение витаминов в развитии физических качеств детей |
октябрь 2011г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, родители |
зам. директора по УЧ, мед. персонал |
|
2. |
Родительское собрание «Личная гигиена спортсмена» |
Пропаганда ЗОЖ |
сентябрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, родители |
мед. персонал |
|
3. |
Родительское собрание «Рациональное питание спортсмена» |
Пропаганда ЗОЖ |
декабрь 2010г. |
администрация, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, родители |
мед. персонал |
|
4. |
Индивидуальные беседы с родителями |
Выявление проблем в здоровье учащихся, теоретическая помощь |
в течение программы |
родители |
мед. персонал |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Психическое здоровье предполагает - самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, интеллектуальной и познавательной сферы, воспитание дисциплины ума и чувств.
В связи с тем, что преобладающее большинство детей 9-13 лет, активно проявляющих спортивный интерес и регулярно посещающих тренировки на базе данного образовательного учреждения, на определенном этапе обучения прекращают свою спортивную деятельность, возникла необходимость подробного изучения возможных причин данного явления. Таким образом, целью данного раздела программы является анализ возможных причин, препятствующих дальнейшему участию детей-спортсменов в возрасте 9-13 лет в различных спортивных мероприятиях и развитию спортивной деятельности на качественно новом уровне.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический блок:
- исследовать феноменологию (особенности общения с ближайшим социальным окружением, развитие когнитивной и эмоционально-личностной сферы) психологического развития детей в возрасте 9-13 лет;
- определить возможные причины, затрудняющие переход детей на качественно новый уровень в спортивной деятельности
- осуществить подбор диагностических методик в соответствие с возрастной категорией и целями исследования;
2. Практический блок:
- провести диагностическое обследование группы детей 9-13 лет, участвующих в спортивных мероприятиях;
- на основе анализа полученных результатов разработать дальнейшую программу работы с детьми-спортсменами.
Особенности психологического развития детей 9-13 лет
Возрастной период от 9-11 до 14-15 лет принято называть отроческим или подростковым. Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Как правило, подростковый период имеет негативный эмоциональный окрас: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также «физическое и душевное недомогание», которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки не удовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Они могут испытывать новые внутренние влечения ко всему тайному, запрещенному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Часто подростки чувствуют себя одинокими, чужими и непонятыми. К этому присоединяются разочарования. А в силу своей чувствительности к оценочным суждениям со стороны окружающих на первые и повторяющиеся неуспехи подросток реагирует аффективно, хронические неудачи порождают неуверенность в себе. В результате, у одних снижается уровень притязаний, а другие, наоборот, доказывают всем и себе, что все могут преодолеть.
При таком течении пубертатного периода обычными способами поведения становятся «пассивная меланхолия» и «агрессивная самозащита». Следствием всех этих явлений оказывается общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.
Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Обобщенно можно выделить следующие зоны и основные задачи развития в подростковом возрасте:
1. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода (занимающего в среднем около 4 лет), тело ребенка претерпевает значительные изменения: морфологические и физиологические, сопровождаемые глубокими преобразованиями внешности.
2. Когнитивное развитие (от
11—12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной
сферы
подростка характеризуется качественными
и количественными изменениями, которые
отличают его от детского способа познания
мира. Становление
когнитивных
способностей отмечено двумя основными
достижениями: 1) развитием
способности
к абстрактному мышлению и 2) расширением
временной перспективы.
3. Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Происходят характерные изменения в социальных связях и социализации, связанные с тем, что преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях: освобождение от родительской опеки; и постепенное вхождение в группу сверстников, требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
Избавление подростков от родительской опеки становится уникальной психологической целью. Однако формированию у взрослых равноправного отношения к подростку мешают: неизменность общественного положения подростка — он по-прежнему школьник; полная материальная зависимость от родителей; привычный стиль взрослых в воспитании — направлять и контролировать ребенка; сохранение у подростка детских черт в поведении.
4. Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13—14 до 20—21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом.
Возможные причины
Таким образом, на основе рассмотренных выше особенностей развития детей в пубертатный период можно выделить ряд причин, препятствующих благоприятному развитию спортивной деятельности и переходу учащихся на ее качественно новый уровень:
Проблемы взаимоотношений с взрослыми, в частности с учителями (тренерами). Данная проблема связана с тем, что в период отрочества система взаимодействия подростков с взрослыми претерпевает ряд серьезных изменений и на формирование положительного отношения к преподавателю и изучаемому предмету в целом оказывают влияние личностные качества учителя (тренера), его отношение к подростку, умение заинтересовать и вовлечь в учебный процесс. Однако сами взрослые зачастую не могут изменить своего отношения к подростку, воспринимая его еще как ребенка, несмотря на его стремление казаться взрослым.
Возрастные особенности ребенка. Если период отрочества протекает в выраженной негативной форме, следствием которой является общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. А также высокая чувствительность к неудачам, которые вызывают аффективную реакцию и порождают неуверенность в себе.
Высокие физические нагрузки. Свойственные подростковому периоду серьезные морфологические и физиологические изменения, так или иначе, делают организм ребенка более ослабленным, в связи с этим непомерно высокие физические нагрузки могут приводить к быстрому истощению и переутомлению.
Поскольку мотивационный компонент занимает одну из главенствующих ролей в подростковом возрасте, а также в связи с серьезными физиологическими преобразованиями, которые претерпевает подросток в период пубертатного созревания и с учетом высокой предрасположенности к формированию тревожных тенденций и влияниям стрессовых воздействий в особую категорию следует вынести мотивационный компонент и неблагоприятные психические состояния.
В подростковом возрасте ведущее значение занимает общественно полезная деятельность, одним видом из которых может быть именно спортивная деятельность. Однако в структуре общественно полезной деятельности, как и любой другой деятельности на первый план выступает именно мотив. Поэтому главной задачей взрослого ставится задача сформировать у подростка систему мотивов. При его отсутствии, интерес к выполняемой деятельности утрачивается, что также служит одной из возможных причин, тормозящих переход детей на новый уровень спортивной деятельности.
На успех спортсмена в условиях соревнования влияет не только его уровень физической подготовленности, особенности личности, сформированность системы мотивов, но и временное психическое состояние. Под временным психическим состоянием понимается психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности. Такое состояние может быть как благоприятным, так и не благоприятным.
Неблагоприятные состояния нарушают оптимальное течение психических функций, формируют отрицательные свойства личности спортсмена, способствуют его деазаптации, невротизации, ухудшают результативность, ослабляют психическое и физическое здоровье.
К наиболее распространенным неблагоприятным психическим состояниям относятся:
1. Тревожность
2. Страх
3. Стресс
Состояние тревоги у спортсменов, как правило, возникает непосредственно перед началом соревнований, либо у спортсменов, впервые принимающих участие в соревновании. Тревога проявляется следующим образом: внутренняя напряженность, сомнения в будущих результатах, неуверенность в собственных силах и возможностях, замедление двигательных реакций, нарушение дыхательного цикла, а также сопровождается негативным эмоциональным фоном (раздражительность, гневливость).
При высоком уровне тревоги и ее длительном протекании возможно появление различных страхов. Чаще всего страх возникает перед выполнением опасных спортивных упражнений и перед встречей с сильным соперником. Психологическими и физиологическими симптомами страха являются: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, расширение зрачков, оцепенение, дрожь, заторможенность, эмоциональная неустойчивость. Крайняя форма переживания страха – паника.
У спортсменов стресс, как правило, вызван участием в соревнованиях. Стресс характеризуется как состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Различают:
1. Физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций). Вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм.
2. Психологический стресс возникает в связи с субъективными особенностями восприятия человеком той или иной ситуации и подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений. Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапные нападения, стихийные разрушения, личностно значимые конфликты).
Психологическими признаками стресса являются:
- Эмоциональные: снижение общего фона настроения, слезливость, вялость, апатия, повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная возбудимость, озабоченность, появление чувства беспомощности, безразличие к окружающим и близким.
- Депрессивные: появление необычной гневливости и агрессивности, раздражительность и нервозность по незначительным поводам, ухудшение физического состояния.
- Дезорганизованность: трудности концентрации внимания, ощущение потери контроля над собой и ситуацией, результатами которых являются неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.
- Оборонительная позиция: неадекватное требование к себе «быть сильным».
- Несамостоятельность: высокая зависимость от окружающих, неспособность выполнять функции, которые ранее не вызывали затруднений.
Таким образом, из вышеизложенного можно выделить следующие критерии отбора участников соревнований, предположительно переживающих соревновательный стресс, для объективной диагностики их психологического состояния:
Психологические:
неуверенность в себе, своих силах, неверие в успех;
вялость, апатия, повышенная утомляемость;
слезливость и снижение общего эмоционального фона;
повышенная двигательная возбудимость;
раздражительность, гневливость, вплоть до выраженных аффективных реакций, нервозность;
трудности концентрации внимания, рассеянность;
снижение результативности в условиях соревнования при высоких показателях на тренировках;
Физиологические:
замедление двигательных реакций;
увеличение частоты сердечных сокращений;
нарушение дыхательного цикла;
побледнение или покраснение кожных покровов;
расширение зрачков;
дрожь;
потеря спортивной формы.
Обоснование выбора диагностических методик и их краткое описание
На возникновение тех или иных психологических состояний огромное влияние оказывают личностные особенности спортсмена. Так, например, тревожные, ригидные и эмоционально лабильные личности могут быть наиболее подвержены стрессовым воздействиям и склонны переживать описанные выше состояния с большей интенсивностью и значительно чаще. В связи с этим диагностическое обследование должно включать методики, направленные на выявление личностной тревожности и исследование индивидуально-типологических свойств личности.
Таким образом, целью диагностического обследования является выявление уровня личностной и ситуативной тревожности, невротизации, выраженных свойств личности, риска дезадаптации в стрессе и мотивационного компонента.
На основе поставленной цели в качестве основных диагностических методик выбраны:
1. Тест исследования тревожности Спилбергера – Ханина;
2. Тест исследования индивидуально-типологических свойств личности Л. Собчик;
3. Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана;
4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса.
Тест исследования тревожности Спилбергера – Ханина.
Данный тест направлен на самооценку уровня тревожности в данный момент (реактивная или ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Реактивная тревога характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью и, как правило, связанна с какой-то конкретной ситуацией. Очень высокая ситуативная тревожность вызывает нарушения внимания и координации.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. При очень высоком уровне личностной тревожности могут наблюдаться эмоциональные и невротические срывы с психосоматическими заболеваниями.
Тест состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную (высказывания № 1-20) и личностную (высказывания № 21-40) тревожность. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 баллов – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса.
Данная методика направлена на изучение таких компонентов личности, как мотивация к успеху и мотивация к избеганию неудач. То есть посредством данной методики определяется, насколько человек мотивирован на успех, стремится достигать поставленных перед собой целей и задач, и насколько выражены защитные механизмы, заключающиеся в избегании неудачи, препятствующие достижению цели.
Данная методика включает в себя два теста:
Тест на исследование мотивации к успеху, состоящий из 41 вопроса, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Чем выше полученный балл, тем выше уровень мотивации к успеху.
Тест на исследование мотивации к избеганию неудач представлен в виде списка слов. Задача обследуемого - выбрать те слова, которые наиболее точно его характеризуют. Чем выше полученный балл, тем выше уровень мотивации к избеганию неудачи.
Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.
Методика направлена на исследования уровня невротизации. Высокий уровень невротизации свидетельствует:
- о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность);
- о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний;
- об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, формирующих неуверенность в себе;
- о трудностях в общении и социальной робости и зависимости.
Методика состоит из 40 суждений и ситуаций, на которые необходимо выбрать ответ «да» или «нет». За каждый положительный ответ начисляется 1 балл. Чем выше количество полученных баллов, тем выше уровень невротизации.
Тест исследования индивидуально-типологических свойств личности Л. Собчик.
Тест направлен на исследование наиболее ярко выраженных (акцентуированных) черт характера и свойств личности, которые могут затруднять адаптацию, обуславливать высокую личностную тревожность, низкую стрессоустойчивость или эмоциональную неустойчивость. Своевременная диагностика личности в школьном возрасте может значительно облегчить учебный процесс, способствовать устранению дезадаптирующих факторов и профессиональному самоопределению.
Детский вариант данной методики состоит из 61 утверждения, касающихся различных черт характера и жизненных ситуаций, на которые необходимо ответить «верно» или «неверно». Включает в себя следующие шкалы: ложь, аггравация, экстраверсия, интроверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, сензитивность, тревожность и эмотивность.
Таким образом, целью анализа личностных особенностей ребенка является решение следующих задач:
1. Уменьшение оттока детей на первом этапе;
2. Улучшение психоресурсов детей – спортсменов;
3. Увеличение эффективности спортивных достижений;
4. Повышение мотивации детей для занятий спортом;
5. Улучшение адаптивности детей в рамках спортивной деятельности.
Если мы говорим, что в спорте исследованию личности спортсмена уделяется мало времени, то говорить о психокоррекции вообще не приходится. По последним данным, это привилегия только зарубежных методов работы с детьми-спортсменами. И если мы попробуем поднять этот вопрос, то сначала нужно решить для чего это необходимо.
Предварительный анализ текущей ситуации в детском спорте показал, что на этапе спортивно-оздоровительного уровня происходит большая утечка. И к этапу учебно-тренировочного уровня - основной кузне спортивных резервов, доходят единицы. Что же мешает или не помогает ребёнку стать ориентированным на спортивные достижения? Ответ на этот вопрос мы найдём в психодиагностике личности ребёнка, с одной стороны. С другой же, необходимо сделать анализ той ситуации в которой находится ребёнок-спортсмен, а именно:
-
Его мотивации и их направленность, выраженность
-
Взаимоотношения с тренером, роль его личности в ориентирах ребёнка, привязанность.
-
Взаимоотношения с командой, соратниками по спорту, его роль во взаимосвязи с другими детьми.
-
Участие семьи в его увлечении спортом, оценка семёй его достижений
Только тщательно изучив эти две стороны - внутреннюю (психодиагностика личности) и внешнюю (анализ окружающей ситуации), можно объективно и эффективно управлять ситуацией отбора. И если мы хотим получать перспективных спортсменов и улучшать резервы детей, попадающих на 1-ый этап, то нам нельзя игнорировать психологические аспекты личности ребёнка и упускать возможность улучшения психофункционирования в спорте.
Рассмотрим основные методы психокоррекции, которые могут решать эти задачи после психодиагностики и анализа:
-
Индивидуальная психотерапия. Правомерна в случаях личностных проблем ребёнка, мешающих достигать результатов в спорте. В контексте индивидуальной работы с ребенком происходит преодоление трудностей, фобий, страхов перед соревнованиями, неуверенности в своих силах, неопределённой мотивации и т.д.
Устранение личностной проблемы усиливает личность ребёнка, повышает резерв его психики, перераспределяет энергетический потенциал в сторону двигательной активности.
-
Групповая психотерапия становится актуальной у детей с проблемами общения, слабыми связями в команде за счёт изоляции, оборонительных психологических защит. Такому ребёнку трудно почувствовать свою значимость для команды, слабо реагирует на обратную связь членов команды и в результате может уйти в силу чувства ненужности, отсутствия значимых связей.
Поэтому групповая терапия может помочь такому ребёнку поверить в свою значимость через навыки общения, научиться адекватно реагировать на других, устанавливать тесные взаимосвязи и таким образом ощущать команду как опору. Это питает ресурсы ребёнка, т.к. после 6 лет это уже социальное существо и мнение других важно. Умение находить опору в других и получать помощь, делиться умениями, формирует моральный облик ребёнка-спортсмена, повышает мотивацию на командные достижения успеха.
-
Работа с семьёй ребёнка необходима в случаях когда семья не создаёт у ребёнка мотивацию для занятий спортом. Если семья не заинтересована или мало заинтересована в увлечении ребёнка спортом, он получает мало поощрений, похвалы в свой адрес за спортивные достижения, и его интерес к спорту может со временем гаснуть. Именно в таких случаях, особенно если семья является важным арбитром в жизни ребёнка, может помочь семейная психотерапия. Её целью является выявить роль ребёнка в семье, его связи с близкими, определить мотивы членов семьи в отношении ребёнка, помочь семье дать ребёнку положительную обратную связь на его увлечение спортом, повысить его спортивный статус в семье.
Эти мероприятия способны укрепить связь ребёнка с семьёй и получить эмоциональную опору, что улучшит мотивационные и резервные возможности его для занятий спортом.
-
Тренинговая работа проводится в группах детей или детей с тренером для решения краткосрочных задач типа:
-
Улучшить переносимость стрессов у детей
-
Смоделировать ситуацию соревнований
-
Сделать более эффективным взаимодействие в команде
-
Найти оптимальный вариант взаимодействия тренера с детьми
-
Научиться проигрывать
-
И т.п.
Вот основные методы психокоррекции, призванные улучшить резервы психики ребёнка-спортсмена и помочь ему взойти по лестнице достижений, ступени которой есть:
-
«Я» и мой потенциал
-
Тренер-друг и помощник
-
Команда - «МЫ»
-
Семья – «ОНИ»
-
Это столпы поддерживающие ребёнка в спорте.
План реализации программы по формированию психологического здоровья учащихся
Работа с учащимися |
|||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
1 |
Тренинг «Навыки преодоления стресса» |
Повышение стрессоустойчивости в соревнованиях |
1.09.10– 25.09.10 |
Дети |
Психолог – Сикорская А.М. |
2 |
Индивидуальная психотерапия по запросу |
Повышение психоресурсов для занятия спортом |
В течение года |
Дети |
Психотерапевт – Забавина Е.А. |
3 |
Тренинг «Я – часть целого» |
Улучшение взаимосвязей в команде, навыки помощи в группе |
15.11.10-15.12.10 |
Дети |
Психолог – Сикорская А.М. |
Работа с тренерами - преподавателями |
|||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
1 |
Круглый стол «Анализ взаимодействия тренера с детьми» |
Выявить основные проблемы в общении тренера и ребенка |
1.11.10-15.11.10 |
Тренеры-преподаватели |
Психотерапевт – Забавина Е.А. |
2 |
Тренинг «Тренер – друг и помощник» |
Поиск оптимальной формы взаимодействия тренера и ребенка - спортсмена |
1.02.11-24.03.11 |
Дети, тренеры |
Психолог – Сикорская А.М. |
Работа с родителями |
|||||
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
1 |
Лекция «Роль семьи в достижениях ребенка» |
Вовлечение семьи в сферу интересов ребенка, понимание роли родителей в его спортивной мотивации |
15.10.10-25.10.10 |
Родители детей-спортсменов |
Психотерапевт – Забавина Е.А. |
2 |
Семейное консультирование и психотерапия по запросу |
Решение проблем семейного взаимодействия |
В течение года |
Семья детей-спортсменов |
Психотерапевт –Забавина Е.А. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) / Под редакцией Поволяевой М.Н. – Красногорск: ООО «Красногорская типография», 2006, №1, №2, №3.
2. Заместитель директора по воспитательной работе в школе (научно-методический журнал) / Под редакцией Лизинского В.М. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2005, №3, №6.
3. Криволап Н.С., Хаткевич О.А. Здоровье на тарелке. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2005.
4. Лежнева Ю.А., Мелешко Ю.В. Человек среди людей. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2006.
5. Дополнительное образование (научно-методический журнал) / Под редакцией Горский В.А. – М.: ООО «Витязь-М», 2005, №3, №5.
6. Воспитательная работа в школе (деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе) / Под редакцией Караковского В. – М.: Народное образование, 2005, №1, №2, №3.
7. Е.Е. Сапогова Психология развития человека. Учебное пособие. Издательство: Аспект Пресс, 2005 – 460 стр.
8. И.В. Дубровина Практическая психология образования. Издательство: Творческий Центр Сфера, М., 2000 – 525 стр.
9.Е.М.Хекалов Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. Учебное пособие.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»