В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 3 по 5 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Роль лингвистических сказок в формировании орфографических навыков и развитии творческих способностей учащихся

Роль лингвистических сказок в формировании орфографических навыков и развитии творческих способностей учащихся

Osipova Nadegda
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4485
Краткое описание
Сказки на уроках русского языка можно использовать как средство, помогающее организовать объяснения нового материала и воспроизведение усвоенного ранее, и как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Сочинение лингвистической сказки – необходимое средство для эффективной подготовки учащихся к сдаче ГИА.
Описание
Системное использование лингвистических сказок на уроках развития речи, начиная с пятого класса, позволит путем творческой адаптации теоретического материала сделать процесс обучения осознанным и продуктивным.
Сказка, сочиненная самими учащимися, не только повышает уровень их теоретической подготовки, активизирует формирование практических навыков, но и способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развивает творческих способностей ребёнка.
Таким образом, лингвистическая сказка — одно из важных средств формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока.docx Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тверь





«Роль лингвистических сказок в формировании орфографических навыков и развитии творческих способностей учащихся»

Методическая разработка урока

по русскому языку в пятом классе

«Сочиняю лингвистическую сказку».











Осипова Надежда Петровна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №46 города Твери







г. Тверь – 2012



Конспект урока.

Что за прелесть, эти сказки!

Пушкин А.С.



Нет ничего нового под солнцем,

Но есть кое-что старое, чего мы не знаем.

Лоренс Питер, американский педагог.

1 этап: Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята! Эпиграфом к нашему уроку далеко не случайно стали слова знаменитого русского писателя А.С. Пушкина и неизвестного вам американского педагога Лоренса Питера.

Сколько раз я слышала от вас, что правила, орфограммы, определения кажутся вам скучными, однообразными и нудными.

А хотите сделать правила русского языка интересными?

Это можно сделать при помощи лингвистических сказок.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.) См. слайд №1.

Чтобы тема была понятна, давайте выясним значения слов: «лингвистика», «лингвист» и «лингвистическая сказка». (См. Презентацию, слайд №2, 3)

2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап

(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний).

Лингвистическая сказка необычна тем, что создана по законам русского языка и научит вас применять их на практике.

Учить же вас будут сказочные герои (как добрые, так и злые).

Таким образом, лингвистические сказки превратят наш урок в урок – сказку, на котором вы сможете стать участниками сказочного действия. Путешествуя вместе с героями по «Стране Русского языка», будете сами выручать тех, кто попал в трудное положение. Но не забывайте о том, чтобы выручить их и себя, надо хорошо знать правила и самим писать грамотно. Ведь вы же не захотите стать союзниками «злодеев»?

Итак, вперед!

Давайте познакомимся с лингвистической сказкой, которую рассказал в своей книге «Занимательная орфография» известный знаток законов русского языка, лингвист и писатель М.В.Панов. Это сказка-загадка называется «Таинственная незнакомка» (см. Приложение №1).

(Заранее подготовленные ученики участвуют в инсценировке сказки.)

Кого мы можем назвать «героями» этой сказки?

(Ответ: буквы.)

Так кто же эта «таинственная незнакомка»?

(Ребята узнают в ней букву «Ь».)

Что нам помогло узнать эту букву?

(Ученики: знание орфограммы «Правописание «Ь» после шипящих в разных частях речи» и умение распознавать части речи.)

Давайте проверим, как вы используете эти правила на письме?

(Упражнение на правописание орфограммы «Мягкий знак после шипящих в конце слова» (см. приложение №2), затем – самопроверка учащихся с объяснением правописания орфограммы.)

Итак, мы вспомнили эту орфограмму, но как вы думаете, что еще необходимо знать, чтобы сочинить сказку самим?

Достаточно ли для сочинения сказки только знание орфограммы?

Что делает «сказку сказкой»? Каков он – сказочный мир?

(Ученики: прежде всего это сказочные герои, их действия и, конечно, волшебные эпизоды.)

Вы сказали: «Сказочные герои». Но все ли известные нам сказочные персонажи могут быть героями лингвистической сказки?

( Нет, только буквы или слова.)

Правильно: в лингвистической сказке основные герои – это лингвистические понятия.

3 этап: Операционно-познавательный этап.

3.1. Восприятие нового материала.

Итак, для создания лингвистической сказки мало знания правил – нужно учитывать все особенности сказки.

(Каждому ученику выдается лист-памятка, на котором изложены требования к созданию лингвистической сказки).

(См. приложение №3).

Работа над пониманием требований к сочинению сказки.

С чего же лучше начать работу, чтобы сказка стала понятна каждому? (Ученики: с плана.)

Безусловно, нужно обязательно продумать план сюжета, развертывания событий, потому что наша сказка - это сочинение, а значит, у нее должны быть вступление, основная часть, выводы и заключение; только называются они по-своему. Как?

(Композицию сказок составляют такие части, как присказка, зачин, сказочное действие и концовка.)

Как вы думаете, с какой части лучше начать и почему?

(Ответы учеников: лучше начать с зачина, чтобы сразу было понятно, о ком или о чем пойдет речь в сказке; затем продумать, как будут развиваться события в жизни наших героев.)

Согласитесь, что для сказки очень важен занимательный сюжет.

А что же интересного можно придумать для героев лингвистической сказки?

(Ученики: чтобы в сказке кто-то постоянно делал ошибки, а другой герой (или герои) научил бы «горе-грамотея» писать правильно; можно придумать для нашего «незнайки» какие-либо трудности, которые он смог бы преодолеть, если вспомнит нужное правило.)

Конечно, вы можете дать имена героям, придумать для них различные испытания, можете даже обратиться к волшебным силам…

Однако не надо забывать и об основном условии: сказка должна быть интересной, но небольшой. В ней обязательно должна быть мораль – иначе ваша сказка ничему не научит. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

3.2. Осмысление нового материала.

Учитель: Многие писатели, ученые-лингвисты создавали сказки на грамматические темы (См. слайд №7). О чем были эти сказки?

Например, (См. слайды №8-10).

А теперь попробуем сами стать «сказочниками»!

Сначала давайте потренируемся. Используя полученные знания, постарайтесь за 3-4 минуты составить связный текст лингвистической сказки из разрозненных сказочных фрагментов.

Ваша задача – сохранить логику сказочной композиции.

(Затем зачитываются 2-3составленные сказки.

Ошибки, сделанные учащимися, комментируются, обсуждаются и исправляются.)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам самим сочинить лингвистическую сказку и начать с самых известных орфограмм, одну из которых вы называете так: «Жи и Ши пиши с буквой «И».

Вторая же орфограмма о правописании проверяемых ударением безударных гласных в корне слова.

Ученики сочиняют сказку по заранее продуманному плану, записывая ее сначала на черновике, а потом в рабочей тетради.

(Выбор орфограмм для лингвистической сказки во многом зависит от уровня орфографической подготовки учеников.)

На уроке заслушиваются и обсуждаются две-три работы, делаются выводы о том, что получилось хорошо, а что необходимо исправить.

4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).

Учитель: Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока? Появилось ли у вас желание сочинять сказки?? Что пока у вас не получается? С какими новыми понятиями вы познакомились? Поможет ли вам лингвистическая сказка лучше запомнить правила русского языка? Что вам понравилось на уроке и что хотели бы изменить?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.) См. слайд №12.

Учитель выставляет оценки за самостоятельную работу всем учащимся, а также дополнительную оценку наиболее активным ученикам.

Учащиеся выставляют оценки в дневник и подают на подпись учителю.

5 этап: Формулирование домашнего задания.

Домашнее задание.

Написать сказку-миниатюру о приключениях в стране Орфографии непроизносимых согласных.

(См. слайд №13.)

Документация.rar Скачать
Презентация.zip Скачать
конспект урока.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос