Выразительно - изобразительные средства языка
Краткое описание
1. Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики.
2. Продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
3. Формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку.
2. Продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
3. Формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку.
Описание
Ход урока. 1. М.н.у. Приветствие. Запись числа.
Вступительное слово учителя:
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны, ребята, его слова сегодня, особенно в период подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. Как ни вспомнить поэта Валерия Брюсова (слайд 1):
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
И мне бы очень хотелось, чтобы родной язык не был для вас коварным другом, а стал другом верным.
2. Актуализация опорных знаний.
— Общеизвестно, что слово – наименьшая единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичом, из которого строится дом. Несколько слов, связанных друг с другом, – и мы получаем предложение. Несколько предложений, связанных друг с другом, образуют… (текст – добавляют учащиеся).
— Достаточно ли того, ребята, чтобы запись нескольких предложений назвать текстом? Что называется текстом? (Текст-это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью).
— Но тексты, как известно, бывают разными. Все зависит от цели говорящего или пишущего.
— Практическая работа. На партах перед каждым учащимся лежат листы с заданиями:
Определить стиль текста, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст №1. Орг…ническая химия как наука сф…рмировалась ср…внительно недавно. Тысяч…летиями человечество осваивало тайны х…мических пр…вращений соединений углерода. Сначал(..) это были самые пр…стые процессы окисления – г…рение древесины нефти угля полностью разрушающие орг…нические вещества. П…степенно накапливался опыт химических и биохимических превращений органических веществ. На первых ступенях это как правило была деструкция превращение сложных веществ в более простые.
Текст №2. Сохранить разно…бразие наших городов и сел сохранить в них историческую память их общее н…ционально – историческое сво…образие – одна из важнейших задач наших град…строителей.Вся страна это гр…ндиозный культурный ансамбль. Он должен быть с…хранен в своем п…разительном богатстве. В…спитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – в…спитывает человека его страна.(Д. С. Лихачев)
Текст №3. Она сидела передо мной ак…уратная вся умная и красивая красивая и в одежде и в своей женской м…лодой поре к…торую я смутно чувствовал, до меня доходил зап…х духов от нее к…торый я принимал за само дыхание; к тому же она была учительница не арифметики какой(?) нибудь не истории, а з…гадочного француз…кого языка от которого тоже исходило что-то особое сказочное (не)подвластное любому – каждому как например мне. Не смея поднять глаза на нее я не посмел и обмануть ее. Да и зачем в конце концов мне было обманывать? (В.Распутин “Уроки французского”)
1 группа – работает над 1 текстом.
2 группа – над текстом 2.
3 группа – над текстом 3.
Выразительное чтение текстов учащимися.
— Беседа:
— К какому стилю речи относится первый текст?
— Второй?
— Третий?
— В чем, на ваш взгляд, состоит отличие текста научного стиля речи от текстов публицистического и художественного стилей? За счет чего выигрывают тексты художественного и публицистического стилей?
— В тексте научного стиля практически не допускается употребление выразительных средств. Для него характерны точность, логичность изложения мысли. А тексты художественного и публицистического стилей как раз и выигрывают за счет таких средств.
— Какую роль выполняют средства выразительности?
3. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-Выразительные средства языка – тема сегодняшнего урока (слайд 2)
— – Какие поставим задачи для работы по данной теме? — слайд 3.
— Какую задачу вы поставите лично для себя в целях подготовки е ЕГЭ? (не называть вслух). Запишите в тетрадь.
— А чем для вас являются выразительные средства языка? Составьте свой ответ в виде синквейна. Синквейн
Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка … богатство мыслей». (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы) Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
«Богатства русского языка неизмеримы…» (К.Г.Паустовский).
Проблема
— Ребята, в процессе работы на уроке все результаты будете фиксировать на листах контроля.
4. Стадия осмысления.
1) Работа в группах
Задание 1. для 11кл.: определите средства выразительности по определениям, составьте кластер, выбирая для своих слов ключевое слово (Стилистические фигуры речи).
1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.
2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций.
5. Повторение слова или словосочетания в конце строки.
6. Сочетание противоположных по значению слов.
7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.
8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Градация, анафора, антитеза, параллелизм, эпифора, оксюморон, инверсия,
умолчание
Задание для 10кл.: определите средства выразительности по определениям, составьте кластер, выбирая для своих слов ключевое слово (тропы).
1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.
2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.
3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.
7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
9.Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, перифраза, аллегория,
гипербола, литота, метафора.
— Что такое тропы? ( От др.-греч. τρόπος — оборот) — слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи).
— Стилистические фигуры? ( Термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения).
Физминутка. — А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. 2) Устная разминка по теории (найти ошибку в определениях) – 3- 6 слайд
3) Найдите соответствия между термином и понятием (задание на компьютере с последующей самопроверкой) — 7-10 слайды
4) Работа с тестами (ключ на компьютере) – слайд
ТЕСТ
Назовите выделенное средство выразительности.
1.Как бы красиво мы бы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании.
2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными.
3.При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!
4. Капельками крови горят ягоды брусники на ещё зелёной листве.
5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час.
6.Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщиться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?!
7.Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями.
8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои Боги, свои молитвы, свои правды.
9.Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу.
10.Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!
11.Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
Слова для справок: градация, метафора, сравнение, метонимия, риторический вопрос, антитеза, эпитет, эпифора, риторическое восклицание, гипербола.
ОТВЕТЫ:
1 Метафора
2 Метонимия
3 Градация
4 Сравнение
5 Эпитет
6 Риторический вопрос
7 Антитеза
8 Метонимия
9 Эпифора
10 Риторическое восклицание
11 Гипербола
5) Тест по части В8 ЕГЭ.
Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8
(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причём их иногда необходимо подкреплять силой. (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным.
(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, «сверху». (7) Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже — ожесточением, упрямством и ненавистью. (8) Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину.
(9) Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях, могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную «любовь» к навязываемым ценностям. (10) Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно.
(11) Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается следовать им. (12) Не любя, притворяется любящим, не веруя, симулирует веру. (13) И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой «общественной благотворительности». (14) Однако могут ли они принести пользу душе, внутреннее сопротивляющейся насилию над собой?
(15) Никогда ещё ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета. (16) Божественный огонь в человеке, который в нём любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. (17) Всё, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, — это притворяющегося смирения, лгущего согласия.
(По И.А. Ильину*).
За философской четкостью мысли И.А. Ильина читатель чувствует скрытую эмоциональную напряженность автора. В синтаксисе текста это проявляется прежде всего в _______ (предложения 15, 16) и _______ (предложение 14). Среди лексических средств выразительности следует отметить прежде всего ___________:«живые границы» (предложение 7), «лгущее согласие» (предложение 17) и ______ (предложения 6, 16).
Список терминов:
1. ряды однородных членов
2. литота
3. фразеологизм
4. эпитет
5. риторическое восклицание
6. парцелляция
7. гипербола
8. метафора
9. вопросительные предложения (риторические вопросы)
Ключ: 1 9 4 8 (на доске)
5. Рефлексия
— Обратитесь к задаче, поставленной вами в начале урока. Помог вам урок? (обратиться индивидуально к уч-ся)
— Работа с листом контроля знаний. Выставление оценок. Комментарий.
6. Итог урока.
Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов, этот «золотой запас» нашего языка. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», — говорил К.Г. Паустовский.- Слайд 11
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды. ( слайд 12)
Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств.
Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки (метафора) в стенах (метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды (метафора).
7. Д/з. 1)составьте напутственное слово своим товарищам или школе, используя средства выразительности;
2)проанализируйте тексты с точки зрения употребления средств выразительности. (слайд 12)
Вступительное слово учителя:
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны, ребята, его слова сегодня, особенно в период подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. Как ни вспомнить поэта Валерия Брюсова (слайд 1):
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
И мне бы очень хотелось, чтобы родной язык не был для вас коварным другом, а стал другом верным.
2. Актуализация опорных знаний.
— Общеизвестно, что слово – наименьшая единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичом, из которого строится дом. Несколько слов, связанных друг с другом, – и мы получаем предложение. Несколько предложений, связанных друг с другом, образуют… (текст – добавляют учащиеся).
— Достаточно ли того, ребята, чтобы запись нескольких предложений назвать текстом? Что называется текстом? (Текст-это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью).
— Но тексты, как известно, бывают разными. Все зависит от цели говорящего или пишущего.
— Практическая работа. На партах перед каждым учащимся лежат листы с заданиями:
Определить стиль текста, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст №1. Орг…ническая химия как наука сф…рмировалась ср…внительно недавно. Тысяч…летиями человечество осваивало тайны х…мических пр…вращений соединений углерода. Сначал(..) это были самые пр…стые процессы окисления – г…рение древесины нефти угля полностью разрушающие орг…нические вещества. П…степенно накапливался опыт химических и биохимических превращений органических веществ. На первых ступенях это как правило была деструкция превращение сложных веществ в более простые.
Текст №2. Сохранить разно…бразие наших городов и сел сохранить в них историческую память их общее н…ционально – историческое сво…образие – одна из важнейших задач наших град…строителей.Вся страна это гр…ндиозный культурный ансамбль. Он должен быть с…хранен в своем п…разительном богатстве. В…спитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – в…спитывает человека его страна.(Д. С. Лихачев)
Текст №3. Она сидела передо мной ак…уратная вся умная и красивая красивая и в одежде и в своей женской м…лодой поре к…торую я смутно чувствовал, до меня доходил зап…х духов от нее к…торый я принимал за само дыхание; к тому же она была учительница не арифметики какой(?) нибудь не истории, а з…гадочного француз…кого языка от которого тоже исходило что-то особое сказочное (не)подвластное любому – каждому как например мне. Не смея поднять глаза на нее я не посмел и обмануть ее. Да и зачем в конце концов мне было обманывать? (В.Распутин “Уроки французского”)
1 группа – работает над 1 текстом.
2 группа – над текстом 2.
3 группа – над текстом 3.
Выразительное чтение текстов учащимися.
— Беседа:
— К какому стилю речи относится первый текст?
— Второй?
— Третий?
— В чем, на ваш взгляд, состоит отличие текста научного стиля речи от текстов публицистического и художественного стилей? За счет чего выигрывают тексты художественного и публицистического стилей?
— В тексте научного стиля практически не допускается употребление выразительных средств. Для него характерны точность, логичность изложения мысли. А тексты художественного и публицистического стилей как раз и выигрывают за счет таких средств.
— Какую роль выполняют средства выразительности?
3. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-Выразительные средства языка – тема сегодняшнего урока (слайд 2)
— – Какие поставим задачи для работы по данной теме? — слайд 3.
— Какую задачу вы поставите лично для себя в целях подготовки е ЕГЭ? (не называть вслух). Запишите в тетрадь.
— А чем для вас являются выразительные средства языка? Составьте свой ответ в виде синквейна. Синквейн
Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка … богатство мыслей». (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы) Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
«Богатства русского языка неизмеримы…» (К.Г.Паустовский).
Проблема
— Ребята, в процессе работы на уроке все результаты будете фиксировать на листах контроля.
4. Стадия осмысления.
1) Работа в группах
Задание 1. для 11кл.: определите средства выразительности по определениям, составьте кластер, выбирая для своих слов ключевое слово (Стилистические фигуры речи).
1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.
2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций.
5. Повторение слова или словосочетания в конце строки.
6. Сочетание противоположных по значению слов.
7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.
8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Градация, анафора, антитеза, параллелизм, эпифора, оксюморон, инверсия,
умолчание
Задание для 10кл.: определите средства выразительности по определениям, составьте кластер, выбирая для своих слов ключевое слово (тропы).
1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.
2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.
3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.
7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
9.Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, перифраза, аллегория,
гипербола, литота, метафора.
— Что такое тропы? ( От др.-греч. τρόπος — оборот) — слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи).
— Стилистические фигуры? ( Термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения).
Физминутка. — А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. 2) Устная разминка по теории (найти ошибку в определениях) – 3- 6 слайд
3) Найдите соответствия между термином и понятием (задание на компьютере с последующей самопроверкой) — 7-10 слайды
4) Работа с тестами (ключ на компьютере) – слайд
ТЕСТ
Назовите выделенное средство выразительности.
1.Как бы красиво мы бы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании.
2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными.
3.При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!
4. Капельками крови горят ягоды брусники на ещё зелёной листве.
5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час.
6.Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщиться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?!
7.Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями.
8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои Боги, свои молитвы, свои правды.
9.Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу.
10.Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!
11.Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
Слова для справок: градация, метафора, сравнение, метонимия, риторический вопрос, антитеза, эпитет, эпифора, риторическое восклицание, гипербола.
ОТВЕТЫ:
1 Метафора
2 Метонимия
3 Градация
4 Сравнение
5 Эпитет
6 Риторический вопрос
7 Антитеза
8 Метонимия
9 Эпифора
10 Риторическое восклицание
11 Гипербола
5) Тест по части В8 ЕГЭ.
Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8
(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причём их иногда необходимо подкреплять силой. (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным.
(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, «сверху». (7) Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже — ожесточением, упрямством и ненавистью. (8) Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину.
(9) Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях, могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную «любовь» к навязываемым ценностям. (10) Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно.
(11) Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается следовать им. (12) Не любя, притворяется любящим, не веруя, симулирует веру. (13) И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой «общественной благотворительности». (14) Однако могут ли они принести пользу душе, внутреннее сопротивляющейся насилию над собой?
(15) Никогда ещё ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета. (16) Божественный огонь в человеке, который в нём любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. (17) Всё, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, — это притворяющегося смирения, лгущего согласия.
(По И.А. Ильину*).
За философской четкостью мысли И.А. Ильина читатель чувствует скрытую эмоциональную напряженность автора. В синтаксисе текста это проявляется прежде всего в _______ (предложения 15, 16) и _______ (предложение 14). Среди лексических средств выразительности следует отметить прежде всего ___________:«живые границы» (предложение 7), «лгущее согласие» (предложение 17) и ______ (предложения 6, 16).
Список терминов:
1. ряды однородных членов
2. литота
3. фразеологизм
4. эпитет
5. риторическое восклицание
6. парцелляция
7. гипербола
8. метафора
9. вопросительные предложения (риторические вопросы)
Ключ: 1 9 4 8 (на доске)
5. Рефлексия
— Обратитесь к задаче, поставленной вами в начале урока. Помог вам урок? (обратиться индивидуально к уч-ся)
— Работа с листом контроля знаний. Выставление оценок. Комментарий.
6. Итог урока.
Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов, этот «золотой запас» нашего языка. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», — говорил К.Г. Паустовский.- Слайд 11
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды. ( слайд 12)
Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств.
Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки (метафора) в стенах (метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды (метафора).
7. Д/з. 1)составьте напутственное слово своим товарищам или школе, используя средства выразительности;
2)проанализируйте тексты с точки зрения употребления средств выразительности. (слайд 12)
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Русский язык
10 класс
09 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»